О взаимодействии предприятий и организаций Санкт-Петербурга и ПАО «Сбербанк» по совершенствованию финансовых отношений

 

Вступительное слово президента СПП СПб А.А.Турчка на заседании президиума 17.03.2016 по вопросу    "О взаимодействии предприятий и организаций Санкт-Петербурга и ПАО «Сбербанк» по совершенствованию финансовых отношений в целях развития научно-промышленного и социально-экономического комплекса Санкт-Петербурга"

Уважаемые коллеги!

В декабре 2014 года на заседании нашего Президиума мы говорили о  спаде в промышленности и экономике города, отметили, что одной из главных причин  этого являются высокие банковские ставки по кредитам, обращали внимание Правительства  СПб на необходимость поиска региональных механизмов выдачи льготных кредитов и  гарантий,  предложили банкам и предприятиям искать возможности кредитования на взаимовыгодных условиях. Прошедший период подтвердил обоснованность нашей озабоченности.

Изменение экономической и в первую очередь - кредитно-денежной политики  представляется необходимым и неизбежным. Затягивание решения - это проигрыш в развитии, в конкуренции, в качестве жизни населения.

Главное для нас - это обеспечение возможности предприятиям всех категорий, научным организациям  получать кредиты по ставке, действующей в развитых странах. При этом должны быть введены меры, исключающие переток кредитных средств  в спекулятивную среду. Подобные меры известны. Ещё недавно в условиях необходимости подъема экономики они использовались в странах с  развитой экономикой (США, Япония). Полезно вспомнить, что федеральный закон «О промышленной политике в РФ» (вступил в действие с 01.07.2015г.) одной из задач промышленной политики определяет «создание   конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности по сравнению с условиями осуществления указанной деятельности  на территориях иностранных государств».

Вызывает дополнительное беспокойство заявление заместителя Министра финансов РФ Юрия Зубарева о введении нового норматива по размещению госсредств в банках. Норматив к размеру их капитала должен составлять не менее 25 млрд. рублей ряд других норм.

Эти нормы предлагается ввести в 2016 году. Банки, претендующие на размещение госсредств на своих депозитах, должны соответствовать требованиям Агентства страхования вкладов (АСВ), либо находиться под прямым или косвенным контролем Банка России. это может создать дополнительные сложности для предприятий малого и среднего бизнеса, обслуживающихся в небольших банках.

Цели сегодняшнего заседания.  Во-первых,  - поиск   новых форм совместной и взаимовыгодной работы предприятий и банков СПб на региональном уровне, способствующих развитию предприятий, а также формулирование конкретных предложений  по мерам  финансовой поддержки в действующих условиях хозяйствования. Кроме того, хотелось бы услышать Ваше мнение по необходимости изменений кредитно-денежной политики государства для существенного ускорения развития экономики в целом и промышленности, в частности.

Во-вторых,  обсудить проблемы исполнителей государственного оборонного заказ (ГОЗ), возникшие   в связи с началом действий изменений ФЗ «О государственном оборонном заказе», внесенных федеральным законом № 159 - ФЗ от 29.06.2015. Вопрос достаточно острый для многих предприятий СПб: в городе действуют свыше 130 предприятий и организаций, внесенных в Реестр предприятий ОПК, плюс большое количество соисполнителей ГОЗ.

Отдельно хотел бы заметить, что нормальное обеспечение финансами предприятия в большой степени зависит от доверительных отношений руководителей предприятия и обслуживающего банка. Некоторые из присутствующих, имеющих большой стаж руководящей работы, помнят вторую половину 80-х и 90-е годы, когда руководители филиалов Промстройбанка СССР, иногда только на доверии к директору  рисковали вместе с предприятием, оперативно решая вопросы  по обеспечению средствами. Такая помощь дорогого стоит. Призываю Вас чаще встречаться с руководителями банков, налаживать доверительные отношения. Всем понятно, что регламент работы банков прописан НТД ЦБ РФ. Однако, безусловно, имеются возможности  для совместной доверительной и полезной обеим сторонам работы  в рамках действующих нормативов.