Доклад А.А. Турчака на Общем собрании
Уважаемая Валентина Ивановна!
Уважаемые коллеги!
Результаты работы за отчетный период подробно изложены в Информационном Бюллетене, который Вам был роздан перед началом Общего собрания.
Вся деятельность Президента Союза, вице - президентов, исполнительной дирекции, членов Союза в отчетном году была направлена на решение двух важнейших стратегических задач:
- достижение уставных задач Союза, заключающихся, прежде всего, в создании для бизнеса благоприятной предпринимательской среды.
- создание условий для успешного решения стратегических задач, определенных в докладах и выступлениях Президента РФ В.В.Путина и Губернатора Санкт - Петербурга В.И. Матвиенко по обеспечению конкурентоспособности промышленности, других видов экономической деятельности, ускорению вхождения городской экономики в мировую.
В процессе работы было организовано взаимодействие с Правительством Санкт - Петербурга, ЗАКСом, аппаратом полномочного представителя Президента РФ по Северо - Западу, профсоюзами, с РСПП, ТПП города и области, с членами нашего Союза, и другими предприятиями и организациями города.
Основной упор был сделан на реализацию «Программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы»; «Основных мероприятиях по развитию промышленного потенциала Санкт-Петербурга» и «Программы развития инновационно-технической деятельности в промышленности Санкт-Петербурга»; а также Программы «Доступное и комфортное жилье» и «Стратегии развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга».
В этих целях, прежде всего, использовались различные комиссии, рабочие группы, экспертные оценки. Многие из Вас участвовали в их работе, это позволило, используя коллективный разум находить решения ключевых вопросов в деле повышения эффективности работы наших предприятий. Прежде всего, в вопросах формирования оптимальной тарифной, земельной, антимонопольной политики, создании стимулирующих условий для выпуска конкурентной продукции на внутреннем и мировом рынках.
Сегодня можно сказать, что наши усилия были не напрасны. В 2007 году по отношению к предыдущему периоду возрос вклад предприятий и организаций промышленности, строительства, транспорта, малого и среднего бизнеса, банков, страховых и лизинговых компаний - Членов Союза в общие результаты экономики города.
Степень конкурентоспособности на мировом рынке можно оценить по показателю экспорта продукции промышленности. Начиная с 2002 года, объем поставок на экспорт постоянно растет, и за этот период рост составил более чем в три раза.
Отдельно рассмотрим экспорт машиностроительной продукции, как правило, это высокотехнологичная и наукоемкая продукция.
Экспортные поставки машиностроительной продукции также наращиваются. Однако обращает на себя внимание то, что импорт продукции машиностроения постоянно превышает экспорт, техническое перевооружение осуществляется преимущественно на основе импортного оборудования.
Чем в последние годы характеризуются экономики развитых стран? Тем, что в структуре ВВП растет доля услуг, в первую очередь научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических. Именно на этой стадии формируется конкурентоспособность продукции. Например, весь прирост ВВП США через 10 лет будет обеспечен за счет прироста качественно новой наукоемкой продукции и услуг. Само производство, как правило, перемещается в слаборазвитые и развивающиеся страны.
Нам всем нужно переходить к анализу этих новых тенденций, соотносить их с нашими стратегическими задачами, понимая, что промышленность города находится в процессе вхождения на мировые рынки, причем этот процесс не сводится только к экспорту. Внутренний рынок России также все более становится открытым и составляет по существу часть глобальной экономики.
Нас там, в качестве индустриального партнера не ждут, рынки давно поделены, на них господствуют транснациональные корпорации и жесточайшая конкуренция. Делиться доходами, естественно, никто не собирается. Мировой рынок, похоже, устраивает наша роль поставщика ресурсов.
Что же нужно промышленности, чтобы продолжать развитие уже в системе мировой экономики?
В целом промышленности нужна благоприятная предпринимательская среда, хороший деловой климат. Что имеется в виду под благоприятной предпринимательской средой? Это налоговая среда, это таможенная среда, это наличие устойчивого и предсказуемого платежеспособного спроса на
продукцию промышленности, в первую очередь, со стороны государства, это, так называемые, «административные барьеры». Это, наконец, наличие стратегического государственного планирования: что прикажете делать предприятиям ОПК сейчас, если срок создания, например, нового самолета или корабля приближается к 10-15 годам, а у предприятия нет уверенности, что этот самолет или корабль будет приобретен государством. А ведь основным заказчиком оборонной продукции должно быть именно наше государство, а не наши вероятные соперники на мировых рынках.
Это возможность беспрепятственно строить и реконструировать.
Это наличие развитой производственной и социальной инфраструктуры.
Это направление инвестиций в высокотехнологичные научные и промышленные предприятия и обязательно в человеческий капитал страны.
Есть и более тонкие и сложные задачи. Необходимо достичь свободы и доверия в обществе. Не может быть сильной экономики без единства общества, устранения неоправданно больших различий в уровне жизни народа. Особое значение имеет система прав собственности.
Ключевым фактором конкурентоспособности страны станет не только ее военная мощь, но и способность к изменению.
Практически не существует долгосрочных моделей роста вне инновационного развития.
Ещё и сейчас многие утверждают, что невидимая рука рынка все сбалансирует и взаимоувяжет. Хотя современные экономические теории, если отбросить тонкости, говорят о том, что стихия рынка должна сопровождаться регулированием со стороны государства. Например, по мнению профессора Гарвардского университета Р. Купера в начале 21 века государство будет играть ключевую роль в достижении экономического роста, но не как предприниматель или менеджер, а обеспечивая общественный порядок, создавая систему поощрений для частного предпринимательства, а также системы накоплений и всеобщего образования граждан. Очень поэтичное определение роли государства дано в Японии бывшим премьер-министром Икэда: «... чтобы корабль японской экономики набрал скорость и взял верный курс, нужны не только паруса частного предпринимательства, но и штурвал государственного регулирования».
Технологический прорыв нынешней России придется осуществлять в тех условиях, когда с Запада собирается новая мощь в лице расширяющегося НАТО, а с Востока поднимается вал новой мощи в лице КНР.
Осуществляя технологический прорыв, необходимо учитывать эти обстоятельства, а разговоры об «асимметричном ответе» переводить в практическую плоскость.
Перечень условий, которые необходимо обязательно учитывать для успешной реализации проекта, можно продолжать, но сделанное даже тезисное изложение некоторых базисных ограничений подтверждает, что технологический прорыв, как концептуальная и стратегическая проблема, требует всестороннего, комплексного обоснования и обсуждения.
Сегодня совершенно ясно, что предполагаемый проект не должен быть построен на концепции «догнать западную техносферу», наоборот, требуется осуществить «прыжок» в индустриальное будущее, обеспечивающее создание и сохранение российской государственности с «хай-тэковским» лицом.
Возникает вопрос: какие отрасли должны развиваться в первую очередь, какие должны стать лицом экономики Санкт-Петербурга и страны в целом?
Я уже упоминал стоящие перед страной и перед городом стратегические задачи, отсюда ответ - высокотехнологичные и наукоемкие. Это судостроение, авиация и космос, радиоаппаратостроение, производство энергетического оборудования, спец. материалы и спец. химия, и так далее.
Государство поворачивается лицом к промышленности, отечественные предприниматели набрали опыт работы в системе мировых хозяйственных связей. К сожалению, пока отсутствует целостная государственная промышленная политика, но отдельные ее фрагменты уже четко проявляются.
Это рост госзаказа, в том числе оборонного, и рост инвестиций в крупные корпорации, создание инфраструктуры для развития науки и инноваций.
Государство переходит от роли «ночного сторожа» в экономике к роли крупной экономической силы по развитию промышленности, что значительно повышает нашу конкурентоспособность на мировых рынках, так как другие развитые государства делают это в явно больших объемах.
Посмотрите на США, где государственная поддержка бизнесу составляет миллиарды долларов, где существует свой Госплан (конгресс), распределяющий десятки миллиардов долларов на развитие перспективных технологий. А это все - желанный для бизнеса платежеспособный спрос. В этой связи необходимо отметить внимание нашего Губернатора В.И. Матвиенко и комитетов Правительства к расширению среды платежеспособного спроса на производственную и научную продукцию.
Так, в 2006 году только по заказу организаций - монополистов и крупных добывающих компаний после их встречи с Губернатором промышленность города получила заказов на сумму более 11 млрд. рублей - это отлично. Главный организатор этой работы - комитет по экономике, наш Союз принял в этом самое активное участие.
Благодаря реализации соглашений между РАО ЕЭС и администрациями Санкт-Петербурга и Ленинградской области, направленных на решение проблемы доступности распределительных сетей, прогнозируемый объем инвестиционной программы на период до 2015 года составит порядка 150 млрд. рублей. За это время
будет построено 56 новых подстанций, проложено почти 4 тыс. км. сетей. Вот где открывается широкое поле деятельности для нашей промышленности.
Много внимания Союз уделяет организации выставки «Российский промышленник». Её задача - также содействие росту продаж, поиск платежеспособного спроса для наших производителей. Для участия в прошлогодней выставке было привлечено свыше 300 отечественных и зарубежных предприятий и организаций, экспозицию посетило более 6 тысяч специалистов. В рамках выставки было проведено 26 конференций и семинаров.
Союз оказывает содействие в формировании на территории города кластера производителей автокомпонентов. Ведущей организацией является член нашего Союза ОАО «Аэрокосмическое оборудование».
Проводится работа по развитию производства электронной компонентной базы, это по сути дела и импортозамещение и развитие спроса. Если в прошлом году в центре выставки «Российский промышленник» были автокомпоненты, то в этом году лицом выставки должна стать «Российская электроника».
Вместе с Фондом поддержки промышленности мы ведем работу по развитию субконтрактинга, так как специализация и кооперация - это основа роста производительности труда.
Валентина Ивановна поддержала наши предложения об образовании в городе отделения Российской академии наук. Это даст возможность привлечь в город так нужные нам дополнительные ресурсы на развитие инноваций.
Одной из форм расширения спроса является внешнеэкономическая деятельность. В прошедшем году подписано соглашение о сотрудничестве между Украинским и Санкт-Петербургским Союзами промышленников и предпринимателей, а также с Государственным учреждением «Администрация свободной экономической зоны «Гомель-Ратон» в Белоруссии. Продолжалась реализация «Программы торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества между Правительством Санкт-Петербурга и Правительством Республики Беларусь на 2006-2008 годы».
Как положительные примеры конкретного сотрудничества между промышленными предприятиями Санкт-Петербурга и Беларуси можно отметить следующие:
- «Холдинг «Ленинец» и его дочерние предприятия работают с Минским приборостроительным и Витебским телевизионным заводами; с Брестским электромеханическим и Гомельским вагоностроительным заводами.
- Тесно сотрудничают АО «Пластполимер» и «Новополоцкий нефтеперерабатывающий комбинат».
- ГУП «Дальняя связь» и Минский институт информационных технологий.
- АО «Красный химик» и АО «Ригель» поставляют аккумуляторы для белорусских железнодорожников.
- Активно работают: АО «Светлана» и НПО «Интеграл» в области микроэлектроники.
- ЗАО «Петербургский тракторный завод» и Минский тракторный завод.
- ОАО «Звезда» и Белорусская железная дорога.
Все эти примеры показывают, что платежеспособный спрос - это одна из ключевых составляющих благоприятной экономической среды. Где найти резервы в этом важном вопросе?
Необходимо усилить участие представителей администрации и депутатского корпуса города в лоббировании государственного заказа для питерских предприятий, включая гособоронзаказ. Это тем более важно, так как в собственности государства осталось менее половины всех активов ОПК, необходимо окончательно и всесторонне отрегулировать законодательные нормы взаимоотношений частного бизнеса и государства в оборонно-промышленной сфере. Только законодательно защищенный собственник будет стремиться к вложению средств в предприятия, выполняющие государственные контракты. Во всем мире производство ВВТ давно уже превратилось в успешный и прибыльный бизнес. Для наших предприятий это платежеспособный спрос, это загрузка, это инновации и это инвестиции. Для города это дополнительный налог на прибыль, на доход физических лиц, это рост заработной платы трудящих.
На наш взгляд необходимо рассмотреть введение отдельного раздела в составе городского заказа - городской заказ для питерских предприятий и научных организаций. Нужно думать именно о приоритетном выделении городского заказа для науки и промышленности именно нашего города. Почему о приоритетном? Потому что это экономически выгоднее для города, чем определение приоритета только по критерию минимальной цены. В самом деле, в конкурсной цене продукции и услуг содержатся последующие выплаты - налог на прибыль (направляется в бюджет города), налог на доход физических лиц (также направляется в бюджет города), будущие инвестиции (направляются в экономику города), заработная плата (а это повышение уровня благосостояния именно нашего населения, деньги опять остаются в городе). Если городской заказ получит иностранное или иногороднее предприятие при незначительной разнице в цене по отношению к городскому исполнителю - то все деньги уйдут из города. Подведение итогов конкурса только путем сравнения конкурсной цены не учитывает этого обстоятельства и может служить источником вывода денег наших налогоплательщиков из экономики города. Давайте анализировать все эти движения финансов и обсуждать возможное изменение законодательной базы.
Огромный резерв на инновационные разработки заключен в городском хозяйстве. Исторически в этом секторе сложилась крайне низкая производительность труда. Привлечение мигрантов - не выход. Необходим перечень проблем городского хозяйства: здравоохранение, образование, мусороудаление и мусоропереработка, уборка лестничных клеток и уборка дворов, озеленение, дорожное строительство, диагностика состояния инженерных сетей и их реконструкция, внедрение информационных технологий, ресурсосбережение - все должно быть сформировано с конкретными целями, объемами финансирования и заказчиками мероприятий. Нужно использовать положения последнего послания Губернатора СП/б. Без всякой лести скажу, что перечень содержащихся в нем задач вполне может стать основой для городского заказа на инновационные разработки. Многие предприятия и научные учреждения города смогут предложить свои возможности для решения этих проблем. Необходимо установление предельного размера средств на эти цели, отдельная строка в бюджете, отдельный раздел в составе городского заказа.
Важной составляющей предпринимательской среды является налоговая и таможенная среда. Промышленность города платит непропорционально много налогов. 20% численности работающих перечисляют в бюджет города до половины налога на прибыль.
В связи с этим в промышленности остается меньше средств на развитие, на рост заработной платы, на инвестиции. В частности, поэтому в промышленности более низкая заработная плата, а это значит, что наиболее квалифицированные кадры будут уходить туда, где больше денег - в банковскую сферу, в страхование, сферу услуг.
Начиная с 2000 года, продукция промышленности подорожала в 1,8 раза, во столько же раз уменьшилась ее конкурентоспособность. А почему? Не в последнюю очередь потому, что за этот же период газ подорожал в три раза, черные металлы и электроэнергия - в два с лишним раза.
Необходимо снижение НДС, этот налог препятствует выпуску высокотехнологичной продукции с длинными цепочками добавленной стоимости.
Вот потенциальные возможности в части законодательной инициативы на федеральном уровне.
Нужно изучать возможности города для снижения части налога на прибыль и на землю для приоритетных промышленных и научных организаций. Необходимо снижение затрат на импорт материалов и оборудования, не производящихся в России - нам нужно ускорять техническое перевооружение. Свои предложения по совершенствованию налогообложения мы представили в Комитет по экономике и в постоянную комиссию ЗАКСа. Промышленники города с удовлетворением отметили, что в своем выступлении на Государственном Совете Президент России особо отметил необходимость снижения налогового бремени и НДС, в частности. Это же подтвердил и развил
Д.А. Медведев на недавней встрече с членами бюро РСПП.
Инвестиционная среда также является важной составной частью предпринимательской среды. Документы, регламентирующие процесс строительства в городе, насчитывают десятки и сотни страниц. Практика показывает, что промышленный инвестор просто вязнет в этой среде. Сроки для получения разрешений на строительство часто превосходят год и более.
Нужны новые информационные технологии, снижающие затраты промышленных и научных предприятий и организаций на строительство и реконструкцию.
Сегодня в век Интернета обычная почта, курьеры, очереди на прием к чиновникам выглядят достаточно архаично. Мы провели выборочное исследование количества платных государственных услуг - их несколько десятков. Причем, некоторые из них являются просто консультационными в огромном море разрешительных и запретительных документов. Соответствующие предложения также направлены в законодательные органы города и Комитет экономики, а на недавно прошедшем заседании общественного совета по развитию малого и среднего бизнеса по ряду из них Валентина Ивановна дала конкретные поручения.
Важной составляющей предпринимательской среды является хозяйственная среда. Необходимо снижение издержек: субсидии из бюджета на льготное кредитование, льготную подготовку кадров, льготные тарифы, компенсации части затрат на выставочную деятельность, помощь в сертификации, создание инфраструктуры для инноваций, льготы по аренде.
Необходимо отметить, что в 2007 году из бюджета города выделены средства на компенсацию части затрат предприятий и организаций для закупки оборудования, для подготовки кадров, для проведения выставок, для сертификации продукции. Всего было выделено в прошлом году около 80 млн. рублей, на этот год запланирована сумма в размере свыше 100 млн. рублей. Хочу поблагодарить наши законодательные и исполнительные органы за эти конкретные шаги по снижению издержек наших предприятий. Однако следует признать, этого, к сожалению, мало, реальный вклад города в создание благоприятной предпринимательской среды, в развитие частно-государственного партнерства должен быть более весом.
Хочу отметить, что наши конкуренты в развитых странах во всю пользуются этими льготами. Самая мощная помощь для развития инноваций оказывается в Америке: госзаказ, кредиты, программы поддержки НИР и ОКР, многое другое. На один доллар этих затрат из бюджета США приходится 9 долларов прироста ВВП. Аналогичная работа проводится в развитых странах Западной Европы.
Союзом разработаны предложения по совершенствованию процесса субсидирования на 2008 год и представлены в Комитет по экономике.
Важной составляющей законодательной среды является целеполагание. Государственный совет рассмотрел программу развития России на период до 2020 года, но бизнесу мало одних стратегических установок. Например, предприятиям ОПК, как уже ранее говорилось, нужно помимо общих направлений стратегии уже сегодня точно знать, какой танк, какой самолет и какой корабль государство купит в 2020 году и купит ли вообще. Или взять к примеру Государственную программу «Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года». Уже сегодня городские предприятия, проектные организации и научно-исследовательские институты, специализирующиеся на создании энергетического, электротехнического и других видов оборудования и изделий, должны формировать собственные планы участия в реализации намеченной Государственной программы. Это же относится и к транспортникам, и к строителям, и к другим крупным инфраструктурным проектам. Иными словами: крупному бизнесу нужна ясность по крупным длинным конкретным проектам государства.
Законодательная и исполнительная среда крайне важна для формирования системы прав собственности.
В отчетный период с участием нашего Союза продолжалась профилактическая работа Межведомственной комиссии при правительстве Санкт-Петербурга под руководством вице-губернатора Осеевского Михаила Эдуардовича по вопросам экономической безопасности.
Следует сказать, что за 2007 год ситуация улучшилась. Стало меньше обращений, конфликтных ситуаций. В этой связи можно предположить, что ситуация с рейдерством взята в нашем городе под контроль и стала в определенной мере управляемой.
Как известно, в предыдущие десятилетия экономика функционировала в условиях достаточной численности трудоспособного населения. Сегодня картина резко изменилась. Дальнейшее развитие экономики все более упирается в подготовку квалифицированных кадров. На это особое внимание обратил Д.А. Медведев на недавней встрече с членами бюро РСПП.
1 декабря 2007 года принят Федеральный Закон № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях предоставления объединениям работодателей прав участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».
Этот закон предусматривает (цитирую) «... установление порядка участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».
Что понимать под «порядком»? Главное в том, что необходимо постепенно дополнять чисто консультативные механизмы взаимодействия предприятий со сферами образования, новыми механизмами, предусматривающими на паритетных началах совместное решение конкретных проблем развития профессионального образования.
О чём может идти речь?
- Прежде всего, о создании и развитии профессиональных
и образовательных стандартов;
- Создании системы независимой оценки качества образования;
- Разработке и реализации инновационных образовательных
программ;
- Повышении профессионального и снижении возрастного уровней
преподавателей ВУЗов и мастеров производственного обучения,
повышение оплаты их труда, улучшение учебной и производственной
базы и др.
Одним словом, сегодня работодатели вместе с Комитетами по высшей школе, образованию и занятости должны более активно готовить молодежь к будущей трудовой деятельности, помочь ей в выборе профессии и совершенствовании профессионального мастерства.
Дефицит кадров по различным оценкам составляет несколько десятков тысяч человек. Это рабочие самых различных специальностей: электрогазосварщики, токари, фрезеровщики, слесари-сборщики, радиомонтажники, слесари-инструментальщики, стропальщики, сантехники, рабочие строительных и транспортных профессий.
Острый дефицит по специалистам среднего специального образования: техников-технологов, техников-наладчиков, прорабов. По специалистам высшей школы: не хватает конструкторов, технологов, инженеров СВЧ техники и других.
Для решения этой проблемы Союз участвует в реализации
5 программ по развитию профессионального образования. Разработаны, подписаны и успешно реализуются Соглашения с Комитетами по науке и образованию; Советами ректоров и директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования.
Как известно, правительство города в 2007 году выделило 40,3 млн. рублей на субсидии для возмещения части затрат, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров.
На модернизацию учебно-лабораторных баз профессиональных училищ, было выделено 37,3 млн. рублей. В софинансировании этих мероприятий приняли участие ОАО «Силовые машины», ОАО «Ижорские заводы». Активную организационную и материальную поддержку лицеям оказали: ОАО «Кировский завод», ОАО «Светлана», ФГУП «Адмиралтейские верфи», ОАО «Водоканал» и другие организации.
На недавнем заседании Президиума мы обсуждали Проект Программы дальнейшего развития профессионального образования, которую представила председатель комитета по образованию
О.В. Иванова. В ходе обсуждения сделано несколько дельных предложений. На некоторых из них я позволю себе заострить Ваше внимание.
Одной из форм повышения эффективности профессионального образования является создание на базе ведущих учебных заведений комплексов, объединяющих в своем составе начальное, среднее, высшее и послевузовское образование, то есть формирование системы непрерывной профессиональной подготовки.
Предстоит увеличить со стороны предприятий финансовую и материальную помощь, принимать более конкретное участие в совершенствовании учебно-методического процесса.
Одновременно было высказано требование, на основе прогноза экономического развития города, для успешного решения задачи по обеспечению профессиональными кадрами, постоянно проводить: комплексные исследования потребностей основных отраслей экономики в профессиональных кадрах, регулярный мониторинг состояния рынка труда. На наш взгляд эту работу должен возглавить комитет по занятости.
Все это позволит правильно, на научной основе, определить контрольные цифры подготовки специалистов, скорректировать квалификационные требования к обновленному перечню специальностей. Это большая работа. Но, не проводя этой работы, мы обрекаем себя на неэффективное использование бюджетных средств (на содержание системы образования), на дополнительные потери в темпах роста производительности труда и производства продукции.
Представляется целесообразным рассмотреть и такой вопрос.
Сложившаяся в городе демографическая ситуация требует завоза прежде всего рабочих кадров и здесь встает перед руководителями предприятий жилищная проблема.
Возвращаться к общежитиям по известным причинам нецелесообразно.
Было бы здорово, если бы город смог за средства бюджета построить несколько десятков новых домов, а предприятия в этом случае могли бы для иногородних сотрудников арендовать в этих домах квартиры. В течение 5-10 лет эти люди при финансовой поддержке работодателей и использовании ипотечного кредитования смогли бы обзавестись собственным жильем и освободить арендованную площадь для других иногородних специалистов. Так делается во всех развитых странах.
На прошлогоднем собрании было принято решение о создании Регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга». Проделана большая работа по становлению новой организации, вместе с тем на нашем собрании мы должны рассмотреть целый ряд организационных документов.
В соответствии с Законом РФ, который вступил в силу в ноябре прошлого года, работодателем является каждый предприниматель, использующий привлеченную рабочую силу независимо от того малое, среднее или крупное предприятие находится в его управлении. Как Вы знаете, мы от имени Регионального объединения работодателей в январе т.г. подписали трехсторонне Соглашение с правительством города и Федерацией профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области на 2008-2010 годы.
Нам необходимо совершенствовать практику подготовки Трехстороннего Соглашения, и в первую очередь - его Приложений.
Сегодня, как работодатели, мы несем большую ответственность, чем это было, когда мы подписывали этот документ от Общественной организации.
Нам предстоит конкретными делами доказать всему предпринимательскому сообществу необходимость вступления в наше региональное объединение работодателей. Только конкретной работой по увеличению вклада в развитие нашего города, в создание лучших условий жизни его жителей мы сможем завоевать авторитет, уважение и признательность петербуржцев.
Завершая доклад, надеюсь, что выступающие его существенно дополнят своими предложениями и замечаниями, помогут Президиуму Союза разработать Программу действий, соответствующую новым вызовам, а также требованиям мировой конъюнктуры, о которых в последнее время много и остро говорили действующий и вновь избранный Президенты РФ.