13 марта 2018 года состоялось заседание Общественного Совета по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга





 

В Световом зале Смольного 13 марта 2018 года состоялось очередное заседание Общественного Совета по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга.

В мероприятии приняли участие: губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко; председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев; Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов; председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели; президент Санкт-Петербургского Союза предпринимателей Роман Пастухов; президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Анатолий Турчак; президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга Юрий Бурчаков и президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович

Участниками мероприятия стали члены Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, главы районных администраций, руководители различных комитетов и управлений города, а также депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

На заседании были подведены итоги работы Общественного Совета за I квартал 2018 года, а также предложена к обсуждению роль транспортных компаний в туристической сфере города, проблемы и перспективы развития отрасли.

Георгий Полтавченко, открывая заседание, отметил, что в 2017 году число субъектов малого и среднего бизнеса увеличилось на 17 тысяч. Сегодня в городе их зарегистрировано 368 тысяч. «Эта динамика свидетельствует о том, что в Санкт-Петербурге предприниматели чувствуют себя уверенно, реализуют новые проекты, создают рабочие места, способствуют развитию города», - сказал губернатор.

Георгий Полтавченко подчеркнул, что всесторонняя поддержка предпринимательской активности, устранение административных барьеров по-прежнему являются одними из приоритетных направлений работы городского правительства. В прошлом году на новой площадке на Полюстровском проспекте заработал Единый центр предпринимательства. «В 2017 году малым и средним предприятиям, которые работают в приоритетных для города сферах, было выделено 144,5 миллионов рублей в виде субсидий. Заключено 360 договоров поручительства, что позволило привлечь кредиты в коммерческих банках на общую сумму более 7,6 миллиардов рублей», - сказал губернатор. Георгий Полтавченко подчеркнул, что особую поддержку со стороны города получают предприятия, ориентированные на экспорт. На начало 2017 года их в Санкт-Петербурге было более 2800, что на 42% больше, чем в начале 2016 года.  В Петербурге успешно работает Центр экспорта, который помогает предприятиям выходить на внешние рынки. «Город и дальше будет поддерживать эти начинания петербургского бизнеса»,  - сказал губернатор.

 

Продолжила мероприятие Елена Церетели. Она представила отчет о деятельности Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга за I квартал 2018 года:

- За отчетный период более 509 представителей малого и среднего бизнеса получили консультации в городском и 18 районных Общественных Советах. Услугами юристов Общественного Совета воспользовались 77 предпринимателя.

Совместно с Управлением федеральной налоговой службы, в районных Общественных Советах прошли семинары, посвященные последним изменениям налогового законодательства. В рамках данных семинаров совместно с Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга были организованы телемосты, посвященные   программам поддержки малого предпринимательства.

За отчетный период организовано 6 заседаний профильных комиссий Общественного Совета, а также выездные заседания в Центр подключения ПАО «Ленэнерго» и ГУП «Водоканал».

 

В рамках комиссии по туризму создана рабочая группа по транспорту и логистики, предложенная на прошлом заседании Общественного Совета.

За отчетный период началась реализация целого ряда важнейших инициатив, неоднократного обсуждаемых на заседаниях Общественного Совета...

Вторая часть заседания была посвящена роли транспортных компаний в туристической сфере города, а также проблемам развития отрасли. Докладчиком выступил председатель правления Ассоциации участников рынка заказных автобусных перевозок Петербурга Андрей Козырев:

- С учетом того, что развитие туризма в нашем городе является приоритетной задачей, и объём гостей города с каждым годом увеличивается, естественным образом увеличивается и численность транспорта, осуществляющего туристические перевозки. Это тот самый вид заказных автобусных перевозок, который на протяжении многих лет выпадает из поля зрения комитета по туризму и комитета по транспорту. Между тем это именно тот транспорт, который работает в городе с огромным потоком туристов и является визитной карточкой нашего города. Первое с чем встречаются наши гости города, это наши автобусы и уже потом, гостиницы и рестораны.  В мае 2014 года. было принято Постановление № 355 «О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года». В главе, посвященной транспорту, в общих чертах рассказано о том, в каком направлении должен двигаться наш город, чтобы по нашим дорогам можно было ездить быстрее и комфортнее, но наши заказные автобусные перевозки, как класс, там отсутствуют. К сожалению ситуация такова, что модернизация транспортной инфраструктуры города не успевает за ростом потока туристов. А ситуация в центре города является катастрофической с точки зрения   движения и остановок, а также временных парковок туристических автобусов. Центр города остается приоритетным для легкового транспорта, а система организации движения не позволяет безопасно и удобно организовать высадку и посадку туристов возле гостиниц и достопримечательностей города. Это наносит большой урон имиджу нашего города и не обеспечивает безопасность наших гостей. Существующие остановки и места стоянок требуют увеличения площадей, необходимо включение новых адресов стоянок и мест высадки и посадки туристов, а также оснащение их дополнительным оборудованием и соответствующими знаками дорожного движения. Туристический сезон длиться всего 5-6 месяцев, а пиковые нагрузки приходятся на летние месяцы, именно поэтому можно ввести временную благоприятную систему дорожного движения для туристических автобусов, которая будет безболезненна для общественного транспорта.

Совместно с Комитетом по транспорту мы подготовили список адресов и мер, необходимых для стабилизации данной ситуации. Просим Вас поддержать наши предложения и дать поручение КРТИ принять к исполнению.

Также, на наш взгляд, сложная ситуация с транспортной инфраструктурой, включающей автовокзалы, автостанции и остановочные пункты. На сегодня на территории Санкт-Петербурга действует только один автовокзал, расположенный в центре города, по адресу: набережная Обводного канала дом 36. Этот автовокзал администрацией города передан в управление Государственному Унитарному Предприятию «Пассажиравтотранс». Территория автовокзала маленькая, нет возможности обеспечить межрейсовый отстой автобусов на территории автовокзала, поэтому все подъездные пути к автовокзалу забиты стоящими автобусами. Выезды с территории автовокзала автобусов в рейсы за пределы Санкт-Петербурга занимают 1.5 - 2 часа в «часы пик», что существенно увеличивает продолжительность рейсов и стоимость проезда для пассажиров.

Наше региональное законодательство также в рамках своей компетенции делает ставку на автовокзал как единственный в городе Санкт-Петербурге объект транспортной инфраструктуры, что нашло свое отражение Законе Санкт-Петербурга «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге» и Постановлении Правительства Санкт-Петербурга «О Порядке согласования мест посадки и высадки пассажиров на территории Санкт-Петербурга при осуществлении перевозок пассажиров и багажа по заказу между поселениями, расположенными в разных регионах Российской Федерации». В последнем Постановлении автовокзал для заказных перевозчиков пассажиров является единственным пунктом отправления, который не нужно предварительно согласовывать с Комитетом по транспорту при перевозке пассажиров между субъектами Российской Федерации. В настоящее время готовится новый Закон Санкт-Петербурга, который прошел уже три чтения в Законодательном собрании и находится на подписи у губернатора. В случае подписания губернатором этот закон обяжет еще большее количество регулярных перевозчиков, включая после изменений в ФЗ-220 в 2017 г., межсубъектовые (по сути ближние) рейсы в Ленинградскую область, отправляться и прибывать на территорию автовокзала. Примечательно, что создавая свой законопроект, Законодательное собрание в мотивировочной части пояснило, что закон создается с целью, в том числе, разгрузки улиц Санкт-Петербурга от излишнего автобусного транспорта. Безусловно, это утверждение является сомнительным, потому что вместо распределения всех регулярных рейсов по нескольким (желательно многим) точкам отправления на периферии Санкт-Петербурга, все регулярные рейсы собираются в одну точку, что, безусловно, создаст коллапс на прилегающих к автовокзалу улицах. Это понимает и губернатор Санкт-Петербурга, который не раз высказывался о необходимости переноса действующего автовокзала на набережной Обводного канала 36 в другое место из-за его неудобного расположения.

Для примера: в Москве действуют около 46 объектов транспортной инфраструктуры, включая автовокзалы и автостанции, которые обеспечивают движение автобусов в регулярном сообщении из Москвы и их прибытие в Москву.

Все это говорит о важной и, по истине, незаменимой роли автостанций, автовокзалов и остановочных пунктов в деятельности регулярного автобусного движения из Санкт-Петербурга.

 

 

В связи со всем вышесказанным мы считаем, что необходимо:

  1. Администрации города разработать и вынести на обсуждение транспортной общественности план стратегического развития регулярных автобусных перевозок как минимум на пятнадцать лет вперед, создать перечень необходимых объектов транспортной инфраструктуры и определить их расположение для обеспечения движения автобусов. Конечно, этот перечень не может быть ограничен строительством только двух автовокзалов, необходимо предусмотреть создание дополнительных автостанций и остановочных пунктов. Это должно планироваться с привлечением администрации Ленинградской области, у которой те же проблемы и интересы, что и у Санкт-Петербурга.
  2. Из изложенного уже должно быть понятно, что строительство с раздутым бюджетом транспортных объектов за счет города и дальнейшая их передача ГУП «Пассажиравтотранс» в управление не являются эффективными.
  3. Администрации необходимо разработать критерии для подбора инвесторов. При этом за основу должен браться опыт в осуществлении регулярных пассажирских перевозок и знание местного рынка транспортных услуг, а не размеры предполагаемых инвестиций. В наш Союз обращаются инвесторы, которые были бы заинтересованы в реализации подобных городских проектов. К сожалению, ни мы, ни администрация города такой информации не имеет.
  4. Было бы замечательно, если управлением всей системой транспортной инфраструктуры занялся один оператор. Это можно оговорить в условиях при проведении конкурса.
  5. Жизненно необходимо при разработке администрацией планов строительства объектов транспортной инфраструктуры привлекать Союзы и Ассоциации автоперевозчиков пассажиров Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Продолжила мероприятие член правления Ассоциации участников рынка заказных автобусных перевозок Санкт-Петербурга Кира Журавская:

-  Вначале хочу поблагодарить Губернатора города Георгия Полтавченко, Комитет по транспорту Санкт-Петербурга, Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге за поддержку в вопросе перевозки детей в период белых ночей, который удалось решить в короткие сроки и тем самым вывести эту работу перевозчиков из ранга нарушений. Вместе с тем ситуация в сфере заказных автобусных перевозках сложилась критическая.  Профессиональных автобусных перевозчиков вынуждают уходить с рынка, освобождая место для нелегальных и иностранных перевозчиков. Детские перевозки сократились в десятки раз, детский туризм, практически, уничтожен, на очереди туризм в целом и вся отрасль российских перевозчиков, а это свыше 100 малых предприятий и индивидуальный предпринимателей, которые платят налоги, создают рабочие места, обеспечивают стабильный доход сопутствующему бизнесу (ремонтные мастерские, автомойки, оплата парковочных мест и пр.). Рентабельность транспортных компаний резко снижается, и связано это не только с общими проблемами в экономике, но также и с постоянным ростом затрат предпринимателей, обусловленных изменением транспортного законодательства, а так же лоббированием интересов отдельных частных российских и иностранных компаний. Мы просим помощи и содействия в решении наших проблем, поскольку отсутствие внимания к отрасли приведет к ее существенному сокращению и вынужденному уходу в «тень» добросовестных на сегодняшний день предпринимателей, пополнению числа безработных, и перераспределению прибыли от использования российских ресурсов в пользу иностранных бюджетов.

Основная проблематика сферы заказных автобусных перевозок сводится к следующему:

Законодательный регламент пассажирских перевозок

До 2014 года законодательство, регулирующее пассажирские перевозки было понятным и состояло из 5 основных документов, единственным контролирующим органом была транспортная инспекция, которая проводила профилактические мероприятия и имела точный реестр компаний, которые занимались перевозками. Весь транспорт, допускаемый к перевозкам, проходил государственный технический осмотр.

С 2014 года, неизвестно по чьей инициативе было отменено лицензирование отдельных видов перевозок, количество регулирующих документов увеличилось до полутора миллионов, количество проверяющих увеличилось в разы, постоянные внеплановые проверки и громадные штрафы, государственный контроль по техническому осмотру передан страховым компаниям, которые являются частным бизнесом и лоббируют только свои интересы.

Фактически после каждого ДТП, без разбора реальных причин аварии выходит новый законодательный акт, ужесточающий требования к легальному перевозчику и создающий дополнительные условия для коррупции в контрольно - надзорных органах, которые вместо того, чтобы создавать благоприятные условия для отечественных перевозчиков активно продвигают интересы частных и иностранные компании.

По результатам отчета Татьяны Голиковой полтора триллиона рублей в 2017 году была потрачена на содержание ФБУ. Сотрудниками ФБУ «Росавтотранс» в г. Санкт-Петербурге осуществляется аттестация, готовят документы на комиссию для международных маршрутов, при этом сами сотрудники профильного образования не имеют.

Для российских перевозчиков создаются дополнительные препятствия (неправомерно проводимые аттестации специалистов, некачественная подготовка документов на Комиссию по согласованию международных маршрутов, отказ от сотрудничества с объединениями перевозчиков, периодическое лоббирование приближенных компаний приводит к обновляющимся каждый год требованиям по тахографам, Глонасс, страхованию категорированию и оценке уязвимости).   

Организация детских перевозок

Действующими нормативными правовыми актами, в частности Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" установлены чрезмерно жесткие требования к организации перевозок групп детей, в том числе к сопроводительной документации, носящей в большей степени формальный характер.

В связи с отсутствием градации между короткими по продолжительности экскурсиями в черте города и экскурсиями на дальние расстояния организатор вынужден собирать одинаковый (самый большой) пакет сопроводительных документов и согласований, что не только нецелесообразно, но и фактически невыполнимо из-за ограниченности ресурсов сотрудников ГИБДД (они не в состоянии проконтролировать каждую экскурсию). Такая ситуация приводит к формальному, экономически затратному оформлению каждой поездки и отсутствию должного контроля для тех перевозок, где этот контроль необходим. Кроме того, в связи с трудоемкостью процедуры ряд организаторов предпочитают заменить экскурсионные поездки для детей на заказных автобусах поездками на общественном транспорте, что значительно снижает удобство и безопасность экскурсий, в особенности для младших школьников.

Представители транспортных компаний просят рассмотреть возможность содействия в упрощении требований к оформлению сопроводительной документации для внутригородских перевозок детей, а действующие требования применять только к дальним перевозкам (выезд в детские лагеря, спортивные мероприятия и т.п.).

Кроме того, на сайте Комитета по транспорту (http://gov.spb.ru/gov/otrasl/c_transport/reestr-%20transportnyh-predpriyatij-osyshestvlyayushih-organizovanye-per/)

размещена информация с перечнем перевозчиков, соответствующих требованиям по перевозке организованных групп детей и входящих в так называемый Реестр транспортных предприятий, осуществляющих организованные перевозки групп детей автобусами в Санкт-Петербурге.

Мы неоднократно обращались в Комитет по транспорту с просьбой о включении опытных добросовестных перевозчиков в этот Реестр. Нам было отказано в связи с тем, что данный Реестр не является официальным документом, и нет критериев оценки, на основании которых перевозчики должны/могут быть включены в Реестр.

Но раз уж такой реестр создали и разместили в сети интернет на официальном сайте Комитета, то мы, малые транспортные компании, просим предоставления нам равных возможностей для вхождения в названный Реестр, в противном случае данный реестр может расцениваться как инструмент в недобросовестной конкурентной борьбе.

Международные перевозки

В результате переговоров между делегациями Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства транспорта и связи Финляндской республики, состоявшихся 18.11.2016 года Минтранс РФ добровольно отказалось от получения с финской стороны разрешений на нерегулярную международную перевозку пассажиров для российских перевозчиков, что привело к уничтожению такой ниши туристических и транспортных компаний, которые предлагали для жителей Санкт-Петербурга, Ленинградской области и для гостей Северо-Запада туры в страны Скандинавии, долгое время популярные и востребованные нами. Взамен пришли скандинавские и прибалтийские регулярные перевозчики, для которых под видом борьбы с нелегальными перевозчиками чиновники Минтранса РФ создают самые благоприятные условия.

Утрата понятной и прозрачной процедуры осуществления пассажирских перевозок, утрата государственного контроля над этим видом деятельности, лоббирование интересов страховых и иностранных компаний  привели:

- к беспрецедентному снижению безопасности пассажирских перевозок;

- к саботажу страховыми компаниями требований закона при предоставлении услуг ОСАГО для автобусных перевозчиков, в результате которого перевозчик вынужден покупать страховку по завышенной стоимости.

- к сокращению детских перевозок в десятки раз и уничтожению детского туризма;

- к уничтожению части туристического и транспортного бизнеса по работе на Скандинавию;

- к резкому увеличению коррупции во всех сопричастных к контролю органах;

- к резкому сокращению добросовестных перевозчиков, представленных малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями;

- к замещению добросовестных российских перевозчиков на иностранных или нелегальных;

- к сокращению российских перевозчиков и налоговых сборов в бюджет.

Учитывая вышеизложенное просим поддержать перевозчиков Северо-Запада и выступить с инициативой о внесении изменений, которые помогут навести порядок в пассажирских перевозках, организовать качественный государственный контроль за этой сферой деятельности, повысить безопасность перевозок и защитить отечественных предпринимателей:

  • Создать рабочую группу, комиссию и т. п., которые проверят соответствие нормативных актов, принятых в области пассажирских перевозок на соответствие Требованиям, предъявляемым к нормативным актам и позволят выделить из существующих полутора миллионов основные, которые перевозчик будет в состоянии выполнять, а контролирующий орган контролировать.
  • Определить четкий порядок требований к российским перевозчикам и отменить все законодательные акты, которые противоречат этому порядку, требуют дублирующую документацию или технические оснащение транспортных средств, не направленную на повышение безопасности перевозки и отягощают деятельность перевозчиков.
  • Вернуть приоритетные функции надзора и контроля за пассажирскими перевозками одному надзорному органу (в настоящее время их три), например - Российской транспортной инспекции и определить четкий регламент взаимодействия с органами ГИБДД и ФБУ Минтранса РФ.
  • Восстановить лицензирование в рамках ранее действующего Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», действующее до 2011 года, как наиболее эффективно зарекомендовавшую себя систему.
  • Вернуть функции государственного технического контроля транспортных средств государству (техосмотр).
  • Внести в постановление Правительства Российской Федерации N 1177 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" определение видов перевозки детей и определить им соответственное документальное сопровождение, как было установлено в МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕВОЗОК ОРГАНИЗОВАННЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ от 21 сентября 2006 года.
  • Обязать страховые компании:

- пересмотреть тарифы на страховые продукты и привести их в соответствие с действующими тарифами для остальных перевозчиков

- страховать автобусы ОСАГО по фиксированным тарифам.

  • Обязать чиновников Минтранса РФ устранить нарушения по финским разрешениям для российских перевозчиков и пересмотреть результаты переговоров, состоявшихся 18.11.2016 г.
  • Дать оценку результатам деятельности ФБУ «Ространснадзор» и рассмотреть необходимость его существования.
  • Выработать критерии оценки и рассмотреть наши предложения для включения перевозчиков в Реестр, либо удалить информацию о Реестре с сайта Комитета, так как размещение информации только о части перевозчиков, без каких-либо критериев оценки, является нарушением антимонопольного законодательства. 
  • Ужесточить требования к нелегальным перевозчикам (ввести разграничения между заказными перевозчиками и нелегальными - это не одно и то же). Защитить российских перевозчиков и ограничить доступ к российскому рынку иностранных перевозчиков.
  • Провести расследования по неэффективно введенным законодательным актам и их оценку, с определением ущерба ими принесенным.
Дата: 
14/03/2018 09:02