Доклад А.А.Турчака на заседании Правительства Санкт-Петербурга 26.06.2018
Уважаемый Георгий Сергеевич!
Уважаемые члены Правительства, участники заседания!
В докладе Максима Семеновича Мейксина достаточно полно и объективно представлены результаты работы по реализации Программы за 2017 год.
Сегодня можно констатировать, что промышленность города была и остается основой экономики Санкт-Петербурга как в благополучные годы, так и во времена кризисов.
Если говорить в цифрах, то промышленный комплекс - это четверть валового регионального продукта Санкт-Петербурга, более 40% налоговых поступлений. Город поставляет 11% общего объема машиностроительной продукции России.
Индекс промышленного производства (ИПП) по итогам 2017 года составил 105,5% к аналогичному периоду прошлого года, в обрабатывающих производствах - 105,7%.
Комплекс мер поддержки, разработанных Правительством города, оказал положительный эффект на развитие промышленного и инновационного секторов. В 2017 году реализовано рекордное количество инвестиционных проектов в промышленности - 24.
В городе активно развиваются автомобильная, пищевая и легкая промышленности, фармацевтика. Стабильно работают предприятия оборонно-промышленного комплекса.
В результате мы получаем рост поступлений в бюджет Санкт-Петербурга, что способствует повышению качества жизни жителей города.
Хочу отметить, что в докладе сделан правильный акцент на реализацию существующего потенциала развития промышленных предприятий за счет модернизации средств производства, повышения производительности труда и внедрения инноваций, что будет способствовать росту конкурентоспособности выпускаемой продукции и широкому выходу на внутрироссийский и международные рынки.
Предстоит создать новые высокотехнологичные производства, которые обеспечат выпуск не просто конкурентной на мировом рынке продукции, а превосходящей зарубежные образцы, прежде всего по потребительским свойствам, цене и качеству.
Для этого у Санкт-Петербурга в сравнении с другими регионами есть серьезные конкурентные преимущества, и прежде всего, высокий процент научно-технических специалистов, представляющих как уже сложившиеся научные школы, так и формирующиеся в рамках перехода на шестой технологический уклад. В городе сосредоточено более 10% научного потенциала страны, который составляют свыше 350 научных организаций, в том числе более 60 организаций Российской академии наук и других государственных академий, более 250 государственных организаций, занимающихся научными исследованиями и разработками, 12 государственных научных центров.
Нам необходимо обеспечить выход российских организаций на зарубежные рынки товаров и услуг, трансфер иностранных технологий, а также защиту и правомерность использования данных и информации. Но сделать это будет весьма сложно, прежде всего в связи с проводимой США политикой явного противодействия интенсивному экономическому и научно-техническому развитию России. Введение санкций и другие шаги как Запада, так и целого ряда стран, являющихся нашими конкурентами на мировом рынке, требует уже сегодня вносить серьезные изменения в действующую в Санкт-Петербурге Программу.
В рамках утвержденного регламента остановлюсь только на трех моментах, которые требуют в настоящее время особого внимания.
Первое. В рамках Программы Комитет по промышленной политике и инновациям предоставляет субсидии субъектам промышленной деятельности в целях возмещения различных затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей за приобретаемое технологическое оборудование, затрат на транспортировку экспортной продукции, повышение квалификации кадров и т.д.
Предоставление субсидий осуществляется по временному принципу: кто первый из промышленных предприятий представил заявку на субсидию, тот ее и получил. Считаем, что подобный метод не является эффективным и абсолютно не учитывает приоритеты города по развитию промышленности. В этой связи предлагаем при выделении субсидий ввести конкурсный принцип с формированием конкурсной комиссии и рассмотрением заявок на ее заседаниях. Необходимо учесть успешный опыт выделения денежных средств на конкурсах, проводимых Комитетом - «За увеличение производительности труда» и «За создание высокотехнологичных рабочих мест».
Второе. Да, Санкт-Петербург последние два с половиной года показывает рост индекса промышленного производства. С другой стороны, мы видим большую разницу между видами производственной деятельности. Среди 26 подотраслей, которые формируются в промышленности, 10 из них сработали в минус в прошлом году. Среди них такие значимые для города подотрасли, как производство компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования, готовых металлических изделий, химических веществ и химических продуктов, производство прочих транспортных средств и оборудования, прежде всего в отрасли судостроения. Так что нам ещё рано почивать на лаврах.
Хотел бы всех нас предостеречь от стремления любыми путями и методами сократить расходы на оборону и, прежде всего, на создание новых систем и комплексов Вооружения и Военной техники. Непродуманно проводить конверсию.
Это мы уже проходили.
К сожалению, военно-стратегических предпосылок для сокращения расходов на оборону нет и в ближайшее время не будет. Напомню одну цифру, годовой бюджет только Пентагона составляет 716 млрд. долларов, сравните с нашим оборонным бюджетом. Нам нужно ещё много различных ресурсов: финансовых, технических, временных и, прежде всего, высококлассных специалистов, способных создавать высокотехнологичную, по-настоящему инновационную военную технику и вооружение.
Особое внимание надо уделить Арктике. Для России Арктика имеет важное стратегическое значение не только из-за ресурсов, но и ключевой роли в обеспечении её безопасности. В Правительстве города создана соответствующая структура, которая должна реализовать Государственную программу развития Арктической зоны, которая предполагает строительство ледокольного флота, специальных судов, авиационных и других транспортных средств. Значительная часть намеченных планов должна реализовываться в нашем городе. Об этом достаточно подробно говорилось на недавно прошедшем под председательством Губернатора Г.С.Полтавченко с участием Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе А.Д.Беглова совещании.
И еще один значимый для промышленности вопрос я хотел бы затронуть, несмотря на то, что он напрямую не относится к реализации обсуждаемой сегодня программы. Намечается рост тарифов на услуги естественных монополий, в частности - на водоснабжение. ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» планирует с 1 июля текущего года увеличить на 12% тарифы по водоснабжению и водоотведению для промышленных предприятий. ТГК-1 пытается ввести физический метод учета, что повлечет за собой увеличение тарифа для предприятий. Данные изменения несут за собой дополнительную финансовую нагрузку для всей промышленности.
Но особую значимость это имеет для предприятий, обеспечивающих государственный оборонный заказ в связи с тем, что представители заказчика (Минобороны) принимают рост себестоимости только в рамках дефляторов, установленных Минэкономразвития. На этот год запланирован рост в размере 4%. Все, что выше - ложиться на плечи предприятий и тем самым ухудшает их финансовое положение.
Ваше поручение, Георгий Сергеевич, провести совместную коллегию Комитета по тарифам и Комитета по энергетике и инженерному обеспечению с рассмотрением обоснования роста тарифов, выполнено, однако результата пока нет. Вопрос остается открытым.
Благодарю за внимание!