Анализ кризисных тенденций в экономике Санкт - Петербурга. Задачи СПП СПб по их преодолению

 

Прежде, чем анализировать кризисные тенденции в экономике Санкт - Петербурга необходимо определить само понятие кризиса. Отсутствие такого понятия на формальном уровне приводит к тому, что в состав кризисных явлений включаются вообще все имеющиеся недостатки существующего предпринимательского климата в стране. В связи с этим отдельные антикризисные программы представляют, по сути, набор самых разных мероприятий - экономических, социальных, налоговых,  таможенных, административных и так далее. Все эти мероприятия  объединены одним лозунгом: «Против всего плохого, за все хорошее!». Не подвергая сомнению возможность постановки такой задачи в принципе,  необходимо отметить, что к кризисным явлениям в экономике такая постановка имеет только косвенное отношение. Не будем забывать, что еще в прошлом году при всех недостатках нашего предпринимательского климата экономика достаточно успешно развивалась.

Итоги работы уже в этом году позволяют сформировать следующее определение кризисных явлений в реальном секторе экономике города в 2009 году:

  • 1. снижение объемов продаж (оборота) продукции и услуг по отношению к соответствующему периоду прошлого года, вызванное снижением платежеспособного спроса со стороны заказчиков.
  • 2. снижение объемов производства продукции и услуг, вызванное снижением объемов продаж.
  • 3. снижение потребности в ресурсах (материальных, трудовых, финансовых, информационных и так далее), вызванное снижением объемов производства.
  • 4. снижение уровня взаимного доверия в бизнес - сообществе, в связи с потерей уверенности в краткосрочной и долгосрочной перспективе относительно как собственных прогнозов развития, так и прогнозов развития деловых партнеров в условиях кризиса. На этой основе возрастает уровень деловых рисков. Это явление может быть подтверждено следующим положением. Уровень деловых рисков достаточно четко отслеживается банками кредиторами при выдаче кредитов. Степень рискованности сделки оценивается соответствующим размером кредитной ставки. Анализ динамики средневзвешенной ставки по рублевым кредитам нефинансовым организациям сроком до 1 года показывает, что рост ставки наметился еще в середине 2008 года. С этого времени - со 111% годовых - ставка постоянно росла и достигла 117% в январе 2009 года. После этого она начала несколько снижаться, что может быть следствием действий Правительства РФ по поддержке банковской системы страны. Таким образом, банковское сообщество страны почувствовало наступление кризиса заранее, за полгода до наступления самого кризиса - еще в середине 2008 года. Рост этого показателя (средней ставки) в будущем может сигнализировать о начале второго кризиса или продолжении нынешнего. Снижение уровня взаимного доверия обуславливает в свою очередь снижение деловой активности в стране и городе, перенос деловой активности в страны, менее затронутые кризисными явлениями. Снижение уровня взаимного доверия является одним из важнейших факторов, усиливающих кризисные тенденции в экономике. Формально деловое взаимодействие базируется на заключаемых между партнерами договорах и контрактах. Фактически оно базируется только на основе взаимного доверия между деловыми партнерами. Возникает вопрос: кто должен быть ведущей силой в процессе повышения уровня взаимного доверия в бизнесе? Можно предположить, что эту роль должно выполнить государство - самый сильный представитель как в экономической сфере, так и в административной. Это мы видим на примере антикризисных мероприятий, проводимых в самых разных странах мира - выкуп государством «токсичных» активов банков, рост государственного заказа, развитие совместно с бизнесом производственной и социальной инфраструктуры. Во всем мире помнят слова нашего знаменитого соотечественника лауреата Нобелевской премии, Василия Леонтьева, о том, что рынок - это корабль, имеющий паруса, а государство обязано надувать эти паруса, чтобы корабль плыл в нужном направлении. Вряд ли найдется человек, который будет отрицать, что президент Соединенных Штатов Америки Франклин Делано Рузвельт хорошо разбирался в тайнах функционирования капиталистической экономики. В конце концов, именно он своей жесткой и в тоже время гибкой политикой вытащил американскую экономику из Великой депрессии, начавшейся в 1929 году. В одной из лекций прочитанных им накануне Второй Мировой войны для студентов и преподавателей Гарварда, он говорил: " Заставить предпринимателей делать необходимые обществу товары, беря на себя крайне тяжелый процесс организации их производства, может только внешняя сила, например, государство, представляющее интересы граждан всего общества."

         Данное выше определение кризисных явлений не претендует на всеобщность и академичность, но оно позволяет на оперативном уровне выделить кризисные   сектора реальной экономики, оценить их не только в качественном аспекте, но и, что очень важно, в количественном отношении. На этой основе можно приступать к формированию соответствующих антикризисных программ.

Теперь можно переходить к непосредственному анализу тех кризисных тенденций в экономике Санкт - Петербурга, которые выявились в 2009 году.

На основе вышеприведенного определения кризисных явлений по критерию снижения продаж по отношению к соответствующему периоду прошлого года по итогам работы в январе - апреле 2009 года можно выделить следующие крупные, значимые для экономики города, виды экономической деятельности, подверженные кризису. Это:

  • 1. обрабатывающие производства: снижение оборота в целом составило 89%. В составе обрабатывающих производств подверглись кризисным явлениям пищевая промышленность (94,9%), металлургическое производство (73,7%), производство машин и оборудования (65,7%), производство электрооборудования и электронного оборудования (92,5%). В этих видах экономической деятельности соответственно снизился объем производства в физическом выражении. Индекс промышленного производства за аналогичный период времени составил в обрабатывающих производствах - 73%, в пищевой промышленности - 88,8%, в металлургическом производстве - 69,7%, в производстве машин и оборудования - 91,6% , в производстве электрооборудования - 92,6%. Начало кризиса в обрабатывающих производствах (начало падения объема продаж) - январь 2009 года. Возможно оценить количественно размер кризисного бедствия в обрабатывающих производствах. Для выхода по объему продаж на уровне 100% за прошедшие 4 месяца к соответствующему периоду прошлого года не хватило около 22 млрд. рублей оборота. Таким образом, за прошедшие первые четыре месяца этого года размер недостающего объема продаж составил свыше двух десятков миллиардов рублей. Можно ориентировочно предположить, что в целом за год этот показатель будет равен примерно свыше 60 млрд. рублей. Это приблизительная оценка тех недостающих объемов продаж, которые необходимо обеспечить для преодоления кризиса в обрабатывающих видах производства. Именно поэтому практически все внимание Союза в первом полугодии 2009 года было сосредоточено на необходимости доведения до предприятий государственного оборонного заказа, величина которого сопоставима с размерами бедствия в обрабатывающем секторе промышленности.
  • 2. организации строительства: снижение оборота составило 89,2% по отношению к январю - апрелю 2008 года. Начало кризиса в организациях строительства - январь 2009 года. Недостающий объем продаж в строительстве - 5- 6 млрд. рублей за прошедшие 4 месяца. В целом по городу для сохранения объема продаж в строительстве на уровне прошлого года необходимо закупить у строителей готовой продукции на сумму 15-18 млрд. рублей.
  • 3. организации оптовой и розничной торговли: снижение оборота составило 93,1% по отношению к январю - апрелю 2008 года. Начало кризиса в торговле - январь 2009 года.

Кризисные явления в этих видах экономической деятельности во многом обусловили снижение потребности экономики города в соответствующем ресурсном обеспечении. В составе ресурсного блока наибольшее внимание привлекает в этом случае высвобождение трудовых ресурсов, так как оно прямо снижает доходы определенного количества жителей города  и может послужить причиной резкого обострения социальной напряженности в городе. В январе 2009 года число незанятых граждан впервые за много лет превысило потребность организаций в работниках в целом по городу. Это можно считать началом кризиса занятости в городе. В апреле 2009 года это превышение составило 87 тысяч незанятых против 38 тысяч вакансий.

Необходимо отметить, что отдельные виды экономической деятельности в городе оказались не затронутыми кризисом. В их состав из крупных видов экономической деятельности по итогам января - апреля вошли следующие:

  • 1. организации по производству и распределению электроэнергии, воды и газа - рост оборота составил 105,8% по отношению январю - апрелю 2008 года.
  • 2. организации транспорта и связи - рост оборота составил 110,5% по отношению январю - апрелю 2008 года.
  • 3. организации по операциям с недвижимым имуществом - рост оборота составил 117,3% по отношению январю - апрелю 2008 года.

         Исходя из вышеизложенного ключевой задачей Союза промышленников Санкт - Петербурга уже более полугода является задача преодоления кризисных тенденций в экономике города. Еще в декабре 2008 года, еще до появления антикризисных программ Правительства РФ, дирекция Союза совместно с рядом членов Союза разработали и внесли на рассмотрение Президиума перечень важнейших антикризисных мероприятий. На этом заседании с интересным и содержательным сообщением выступила Губернатор нашего города В.И. Матвиенко, а также ряд членов нашего Союза. Этот перечень во многом базировался на имеющихся к тому времени соответствующих материалах Правительства РФ, Российского союза промышленников и предпринимателей, Правительства Санкт - Петербурга. Хочу специально отметить, что наш Союз полностью разделяет и поддерживает высказывания Президента РФ Д.А. Медведева на  прошедшем заседании Государственного совета в Ижевске: «Какова ключевая задача? Ключевая задача - обеспечить реальное финансирование промышленности, сельского хозяйства, то есть финансирование так называемого реального сектора». Об этом же было сказано премьер - министром Путиным В.В. на недавно состоявшемся съезде партии «Единая Россия»:  «Глобальный кризис еще раз подтвердил известную истину - основой национального богатства и экономической безопасности является, в первую очередь, конкурентоспособный реальный сектор экономики». Все эти материалы, а также проработки ряда наших членов были положены в основу при формировании антикризисных мероприятий Союза. Какие направления работы были определены как первоочередные и наиболее конструктивные?

В нашем постановлении Президиума Союза самым главным направлением признано следующее: это необходимость увеличения государственного  спроса на продукцию и услуги реального сектора экономики. Признано необходимым резко увеличить затраты на реализацию крупных государственных    программ: государственного заказа, федеральных целевых программ, государственного оборонного заказа в 2009 году. По существу, в настоящее время свободные деньги есть только у государства. Выделение госсредств позволит напрямую без всяких банковских процентов довести деньги до предприятий реального сектора в обычной процедуре «заказ - выполнение». Одним из важных направлений расширения платежеспособного спроса в нашем постановлении Президиума было признано  изменение условий проведения конкурсов на получение государственного и городского заказов. В Постановлении нашего Президиума был предложен целый ряд мер по расширению возможностей для наших производителей продукции и услуг. Особенно важны для нас, предприятий, принадлежащих ОПК, проблемы гособоронзаказа. Порядок формирования гособоронзаказа по нашему мнению полностью не соответствует как технологии оборонного производства, так и реалиям современного делового климата. Необходимо в кратчайшие сроки завершить все преобразования в структурах, занимающихся обеспечением функций государственного заказчика.  Рассмотрим ситуацию с ГОЗ на 2009 год. Прошло почти полгода, а до некоторых предприятий госзаказ так и не доведен, у многих не получены авансовые платежи. Катастрофически не хватает времени для самой работы по выполнению заказа. А ведь есть еще соисполнители, у них положение еще хуже. Много недостатков в технологической процедуре формирования и доведения госзаказа. Что особенно обидно? Реально выделены государственные средства, но в силу установившихся бюрократических процедур они не доходят до исполнителей и этим усугубляют кризис в экономике.

       Проблема наращивания государственного платежеспособного спроса путем роста объемов госзаказа является, по существу, только фрагментом более широкой проблемы - проблемы степени конкурентоспособности всего делового климата в стране. Это было отмечено в антикризисной программе Правительства РФ - второй по значимости проблемой российской экономики названа проблема недостаточной конкурентоспособности несырьевых секторов экономики. При наступлении кризиса не нашлось отраслей, способных поддержать экономику. Вина и ответственность за это неявно возлагалась на  сам несырьевой сектор.  Давайте зададимся вопросом о причинах недостаточной конкурентоспособности несырьевого сектора. Сразу хочется определить те составляющие существующего делового климата в стране, которые можно назвать явно неконкурентоспособными в мировой экономике и в которых работает несырьевой сектор. Это сверхвысокие ставки по кредитам, это постоянный рост цен и тарифов на услуги монополистов, это высокие налоги, это глубоко порочный способ доведения государственного оборонного заказа, это недостатки и дороговизна услуг всей производственной инфраструктуры, это инфляция, съедающая все  меры бизнеса по росту заработной платы.  Можно назвать еще ряд факторов, но и из перечисленных ясно: несырьевой сектор работает в неконкурентоспособной среде, деловой климат в России для обрабатывающих производств, да еще высокотехнологичных и наукоемких угнетает производство. Это стало восприниматься как объективная реальность, как закон Ома и закон всемирного тяготения -  с ними не поспоришь. Но чем образован этот самый якобы закономерный деловой климат для несырьевых отраслей? Он образован существующей законодательной и исполнительной базой документов, которую сформировали конкретные люди в законодательных и исполнительных органах управления страны.  Уже даже не вызывает иронии очередные обещания Правительства по снижению инфляции. Эта тема - тема необходимости совершенствования делового климата в стране также постоянно находится в поле внимания нашего Союза.

Следующим важным направлением, предложенным на нашем  предыдущем Президиуме, было предложение по снижению затрат для предприятий реального сектора экономики. Оно сводилось к снижению ряда налоговых затрат и снижению цен и тарифов на услуги монополистов.

Следующее важное направление антикризисной работы, предложенное в постановлении Президиума СПП СПб от 11.12.08 - это предложения по  совершенствованию кредитования, осуществляемому  банками, в том числе за счет государственных кредитных ресурсов.

Следующий важнейший вопрос антикризисной работы - это стимулирование инновационной деятельности.  Напомню, что стратегическая цель развития страны была сформирована как рост конкурентоспособности в глобальной экономике на основе инноваций и инвестиций. Многие эксперты говорят о том, что выход из кризиса будет связан с необходимостью смены существующего технологического уклада  в экономике. В результате кризиса будет создана принципиально новая инновационная экономика -  на основе нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий. Те страны, которые этого не сделают, навсегда останутся в роли колоний и поставщиков ресурсов на мировой рынок.  В США в антикризисном плане Полсона предусмотрено, в частности, что промышленность будет поддерживаться за счет специального фонда финансирования инноваций, удвоения (!) расходов федерального бюджета на НИОКР и частичного финансирования создания новых 5 млн. рабочих мест в высокотехнологичных отраслях.

Все наши антикризисные предложения были направлены в Российский союз промышленников и предпринимателей, в Правительство города, в Законодательное собрание нашего города, в комиссию общероссийской партии «Единая Россия», в ряд других органов управления страной. Эти предложения неоднократно озвучивались нами на различных совещаниях и заседаниях, на конференциях. Еженедельно Союз принимает участие в заседаниях антикризисной комиссии Правительства города. Эти меры были положены в основу всей оперативной работы Исполнительной дирекции нашего Союза. За прошедшее время ряд мер уже приняты на федеральном и городском уровне. Отдельные мероприятия пока не получили отражения в законодательных и исполнительных документах. Исполнительная дирекция продолжает работать над их продвижением в жизнь. соизмеримы.  Хочется надеяться, что озвучивание нашей  позиции на всех уровнях внесло определенный скромный вклад в принятие необходимых решений.

Теперь коротко о сегодняшней текущей результативности  антикризисной работы. Если рассматривать динамику показателей за январь - апрель 2009 года, то нужно отметить, что пока по важнейшему кризисному показателю - динамике оборота - ситуация имеет тенденцию к улучшению. В январе снижение оборота в обрабатывающей промышленности составило 80% (минус 20%), в январе - апреле - уже 89,7% (уже только минус 10%). Но есть и отрицательные тенденции. В январе 2009 года число незанятых граждан составило 53 тысячи человек, в апреле - уже 87 тысяч. Пока тенденция к росту этого показателя сохраняется.

Союз промышленников и предпринимателей Санкт - Петербурга продолжает работу по преодолению кризисных явлений в экономике нашего города.