МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЭКСПОРТ. НАДО МЕНЯТЬ ПРИОРИТЕТЫ
Майский указ Президента РФ 2018 года вышел год назад. Времени прошло достаточно, пора выполнять. Выполним - получим долгожданное и заслуженное улучшение условий жизни людей и создадим хорошую платформу для дальнейшего развития, как экономического, так и политического. Наши западные «партнеры» окончательно убедятся, что всякого рода санкции контрпродуктивны для них самих, а Россию такими способами остановить нельзя.
Е.М. Зонис, директор департамента международных проектов и программ СПП СПб, главный редактор издательства «Зеркало Петербурга»
Продолжим тему экспорта, которую наш журнал обсуждает с 2013 года. Итоговые экспортные показатели по прошлому году известны и проанализированы: экспорт и страны, и города в финансовом выражении по отношению к 2017 году вырос, даже существенно, в том числе по продукции неэнергетических отраслей. Но эти показатели не стали результатом осознанных действий в связке промышленное сообщество - исполнительные органы государственной власти. Это результат сложившейся в прошлом году конъюнктуры, связанный со снижением курса рубля и рядом экспортных проектов крупных корпораций, в основном, государственных, таких, как «Северный поток-2». Если взять данные за последние несколько лет, то экспорт растет на 1,5-2 %, что практически соответствует росту экономики. А это катастрофически мало. В экономике, как и в природе, все взаимосвязано: если растет экспорт, растут конкурентоспособность продукции, уровень технологичности и технического оснащения производства, качество материалов и комплектующих, уровень образования, профессионализма и, соответственно, зарплат работников, уровень научно-технического задела на будущие периоды, и многое-многое другое. Короче, растет экспорт - растет экономика.
Итоговые цифры величины экспорта на 2024 год, прописанные в майском указе, требуют ежегодного устойчивого роста экспорта не менее, чем на 11% по отношению к предыдущему году, причем безотносительно валютного курса рубля. А есть ли у нас материально-техническая база для такого роста? Скорее всего, есть. Есть крупные частные и государственные корпорации с высокотехнологичными производствами, высоким научно-техническим уровнем продукции, солидными оборотными средствами и прямым доступом к кредитным ресурсам и наших, и зарубежных банков, с современным маркетинговым обеспечением своих проектов. Это основа нашей экономики, но рассчитывать только на них при выполнении президентского указа опрометчиво. Во-первых, в ближайшие несколько лет на них будет направлен основной санкционный удар. Большинство из них окажется под серьезным экономическим и политическим давлением, доступ к западным кредитам по ряду проектов будет ограничен, если не прекращен вообще, а этим предприятиям надо поддерживать и развивать технический и технологический уровень научно-технических разработок и производства. Во-вторых, у нас есть огромный резерв, который вряд ли попадет под прямые санкции, - это большое количество средних и малых предприятий, производящих современную инновационную потенциально конкурентоспособную продукцию высокого качества. Но далеко не все они имеют организационные и финансовые возможности для ее серийного выпуска и маркетингового обеспечения устойчивого вывода этой продукции на зарубежные рынки сбыта. Конечно, часть этих компаний работает на экспорт, особенно на рынках СНГ, но практика продаж готовых партий технической продукции без организации на территориях импортирующих государств хотя бы простейшего сервиса, как способ реализации экспорта, давно устарела.
С другой стороны, большинство применяющихся в настоящее время способов поддержки экспортеров со стороны государства направлены на компенсацию ряда расходов уже экспортирующих компаний и никак не помогают новым компаниям малого и среднего бизнеса выйти на зарубежные рынки, и это основная проблема! Конечно, компенсация части таможенных или сертификационных затрат в какой-то степени уменьшает экономические риски экспортирующих компаний и обнуляет риски ИОГВ потерять хотя бы часть затраченных на поддержку бюджетных средств. Однако, государство в условиях практической недоступности дешевых кредитных ресурсов для малых и средних предприятий должно задуматься над принципами государственного стимулирования экспорта этого сектора российской экономики.
Вывод напрашивается однозначный: чтобы экономика начала развиваться соответственно месту и амбициям России в мире и была способна выполнить стратегические цели и задачи, заложенные в майском указе, надо менять приоритеты в организации экспорта, как в среде предпринимателей, так и органах власти на федеральном и региональном уровнях. Исходные данные для последующих выводов:
-
основная проблема, с которой сталкиваются петербургские компании при решении вопросов повышения конкурентоспособности своей продукции - проблема выхода на внешние рынки со своей продукцией в эру глобальной конкуренции;
-
оперативное решение этой проблемы без четкого и скоординированного взаимодействия региональной власти, финансовых структур, в том числе федеральных, и бизнес-сообщества маловероятно и малопродуктивно.
Приоритет в повышении экспорта продукции малых и средних предприятий - выход на внешние рынки с комплексными «пакетными» сделками. «Пакетная сделка» включает создание сборочных площадок по «отверточной технологии», организацию сервиса продукции и маркетинговое обеспечение продаж и дальнейшее развитие бизнеса в контакте с местными органами власти в стране-импортере для более полного использования возможностей рынка.
Организационные мероприятия:
-
разработать и внедрить в отечественной и зарубежной потребительской среде полное и качественное информационное обеспечение по видам производимой продукции.
Предоставление полной и качественной информации покупателям - категорически необходимое условие для нормальной организации экспорта. Это означает, что на уровне города должен быть инициирован на основе государственных классификаторов выпуск каталогов продукции, содержащих именно полную информацию о производимой продукции, проверенную на соответствие отечественным стандартам. Такой каталог, переведенный на основные языки и предоставленный в пользование на территориях потенциальных стран- импортеров, будет способствовать полноценной маркетинговой работе специалистов на всех этапах производства и продаж;
-
полное и качественное информационное обеспечение по условиям ведения бизнеса в странах предполагаемого экспорта. «Пакетная сделка», как бизнес-проект, даже на этапе бизнес-предложений требует глубочайшего знания ситуации в стране локализации. Это своего рода информационный каталог на первом этапе по развивающимся странам, постоянно пополняемый электронный портал, открытый для использования любыми компаниями и менеджерами, стремящимися вывести свою продукцию на зарубежные рынки. При этом информацию общего плана об истории, географии, экономике, политике и т. д. по зарубежью может и должен взять на себя федеральный центр, попытки начать что-то создавать в этом направлении предпринимаются в Российском Экспортном Центре. А вот к созданию информационного обеспечения по возможностям реализации в той или иной стране конкретных «пакетных» сделок в конкретных секторах экономики должны подключаться региональные специалисты по разработке и реализации коммерческих проектов, которые знают и понимают, что именно нужно компаниям своего региона;
-
формирование межотраслевых экспортных кластеров - консорциумов - из производственных и сервисных компаний, заинтересованных в реализации «пакетных сделок» в зарубежных странах, Члены кластера могут выполнять любые функции в проектах: выступать собственниками, инвесторами, производителями комплектующих сборок, экспортерами продукции и/ или услуг, маркетологами и т. д. Финансовые и производственные возможности таких кластеров в части реализации комплексных проектов в зарубежье многократно выше;
-
создание проектных офисов для разработки и реализации «пакетных сделок» с участием специалистов экспортных консорциумов и привлеченных представителей профильных Комитетов Санкт-Петербурга, а также для практической проработки и координации действий всех участников с российской стороны с исполнительными органами власти стран, в которых локализуются проекты.
Приоритет в осуществлении промышленной политики региональных исполнительных органов государственной власти в части обеспечения существенного и устойчивого повышения экспорта - переход к разработке и реализации принципов стимулирования повышения экспорта в теснейшем контакте с представителями бизнеса.
Предлагаемые к рассмотрению для анализа и последующего совместного обсуждения, а не в качестве навязывания своего мнения, организационные мероприятия:
-
создание при Правительстве города Комиссии по стимулированию экспорта в составе представителей всех Комитетов, имеющих отношение к решению вопросов экспорта, и представителей бизнеса, уже экспортирующих свою продукцию или подготавливающих свои экспортные проекты и хорошо понимающих, какая помощь и какое участие от органов власти им требуется. Комиссия должна работать под руководством Председателя Комитета по промышленной политике и инновациям, отвечающего за это направление деятельности по определению. Такой совещательный орган при вице-губернаторе, отвечающем за выработку идеологии и принципов промышленной политики в городе, просто необходим для эффективной координации деятельности всех структур, имеющих отношение к экспорту, и учета всех рабочих аспектов функционирования органов власти и потребностей бизнеса в получении реальной помощи от властных структур как в своем регионе, так и при взаимодействии с органами власти импортирующих стран;
-
подключение к работе Комиссии по стимулированию экспорта специалистов Комитета по внешним связям для координации совместной деятельности по представлению в зарубежных странах не только политических, но и конкретных экономических интересов компаний города, готовящих и реализующих «пакетные сделки» за пределами России. Это требует определенного переформатирования всего процесса подготовки и представления интересов нашего города за рубежом: если это организация поездок на выставки, то на те, которые действительно нужны именно с точки зрения реальных проектов и, стало быть, реального продвижения петербургской продукции на зарубежные рынки; если это правительственные поездки, то преимущественно в те страны, в которых намечается или уже осуществляется реализация «пакетных сделок». Любые поездки должны заранее тщательно готовиться не только с точки зрения официоза, но и с точки зрения привлечения к деятельному участию в них заинтересованных в совместной деятельности зарубежных компаний. Только тогда от таких поездок будет деловой эффект, потому что обобщенные короткие презентации, да еще, в основном, на русском языке перед случайной зарубежной аудиторией, ни у кого не вызывают интерес, и для дела увеличения петербургского экспорта практически бесполезны;
-
создание организационных и финансовых форм участия представителей региональной власти в работе проектных офисов, разрабатывающих «пакетные сделки» в составе или с участием экспортных консорциумов, для проработки конкретных вопросов реализации сделок, требующих участия властных структур как на местном уровне, так и, а, может быть, и особенно, на уровне региональных властных структур зарубежных стран, локализующих на своей территории «пакетные сделки». Это позволяет обеспечить реальную координацию всего процесса;
-
создание межправительственных комиссий на уровне Санкт-Петербург-Регион локализующей проект страны или, если нужно, на уровне Санкт-Петербург - Страна, локализующая проект, для координации совместной деятельности в месте локализации проекта и решения политических и политико-экономических вопросов, если они возникают или по мере их возникновения.
Ориентиры развития страны, зафиксированные в майском указе 2018 года, очень высоки, достижение этих ориентиров к 2024 году - чрезвычайно трудоемко, но другого пути нет. Справится ли с этими задачами в целом Правительство страны - гадать не хочу и желаю успеха, но в Петербурге шансы есть, в том числе и по части заданного увеличения экспорта. Но нужна воля и уверенность и представителей власти, и бизнеса, что решать эти вопросы необходимо и что потенциал для этого в городе есть. В сентябре - губернаторские выборы, обязанности почти всех председателей Комитетов исполняют новые люди, и очень не хочется, чтобы «паровоз» промышленной политики в отношении увеличения экспорта продолжал медленно катиться по рельсам компенсации затрат на таможенные услуги и сертификацию, хотя и это тоже важно.
А Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга всегда готов к конструктивному сотрудничеству с властью по любым злободневным вопросам нашего движения!
СПП СПб принимает информацию об экспортной продукции петербургских предприятий для размещения в каталоге экспортной продукции Санкт-Петербурга.