МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ И ЭКСПОРТ. НАДО МЕНЯТЬ ПРИОРИТЕТЫ

 

 

Майский указ Президента РФ 2018 года вышел год назад. Времени прошло доста­точно, пора выполнять. Выполним - получим долгожданное и заслуженное улуч­шение условий жизни людей и создадим хорошую платформу для дальнейшего развития, как экономического, так и политического. Наши западные «партнеры» окончательно убедятся, что всякого рода санкции контрпродуктивны для них са­мих, а Россию такими способами остановить нельзя.

Е.М. Зонис, директор департамента международных проектов  и программ СПП СПб, главный редактор издательства «Зеркало Петербурга»

Продолжим тему экспорта, которую наш журнал обсуждает с 2013 года. Итоговые экспортные показатели по прошлому году известны и проанализи­рованы: экспорт и страны, и города в фи­нансовом выражении по отношению к 2017 году вырос, даже существенно, в том числе по продукции неэнергетических отраслей. Но эти показатели не стали результатом осознанных действий в связке промышлен­ное сообщество - исполнительные органы государственной власти. Это результат сло­жившейся в прошлом году конъюнктуры, связанный со снижением курса рубля и ря­дом экспортных проектов крупных корпо­раций, в основном, государственных, таких, как «Северный поток-2». Если взять данные за последние несколько лет, то экспорт растет на 1,5-2 %, что практически соответ­ствует росту экономики. А это катастрофи­чески мало. В экономике, как и в природе, все взаимосвязано: если растет экспорт, растут конкурентоспособность продукции, уровень технологичности и технического оснащения производства, качество матери­алов и комплектующих, уровень образова­ния, профессионализма и, соответственно, зарплат работников, уровень научно-тех­нического задела на будущие периоды, и многое-многое другое. Короче, растет экс­порт - растет экономика.

Итоговые цифры величины экспорта на 2024 год, прописанные в майском указе, требуют ежегодного устойчивого роста экс­порта не менее, чем на 11% по отношению к предыдущему году, причем безотноситель­но валютного курса рубля. А есть ли у нас материально-техническая база для такого роста? Скорее всего, есть. Есть крупные частные и государственные корпорации с высокотехнологичными производства­ми, высоким научно-техническим уровнем продукции, солидными оборотными сред­ствами и прямым доступом к кредитным ресурсам и наших, и зарубежных банков, с современным маркетинговым обеспече­нием своих проектов. Это основа нашей экономики, но рассчитывать только на них при выполнении президентского ука­за опрометчиво. Во-первых, в ближайшие несколько лет на них будет направлен ос­новной санкционный удар. Большинство из них окажется под серьезным экономи­ческим и политическим давлением, доступ к западным кредитам по ряду проектов бу­дет ограничен, если не прекращен вообще, а этим предприятиям надо поддерживать и развивать технический и технологический уровень научно-технических разработок и производства. Во-вторых, у нас есть огром­ный резерв, который вряд ли попадет под прямые санкции, - это большое количество средних и малых предприятий, производя­щих современную инновационную потен­циально конкурентоспособную продукцию высокого качества. Но далеко не все они имеют организационные и финансовые возможности для ее серийного выпуска и маркетингового обеспечения устойчивого вывода этой продукции на зарубежные рын­ки сбыта. Конечно, часть этих компаний ра­ботает на экспорт, особенно на рынках СНГ, но практика продаж готовых партий техни­ческой продукции без организации на тер­риториях импортирующих государств хотя бы простейшего сервиса, как способ реали­зации экспорта, давно устарела.

С другой стороны, большинство при­меняющихся в настоящее время способов поддержки экспортеров со стороны госу­дарства направлены на компенсацию ряда расходов уже экспортирующих компаний и никак не помогают новым компаниям мало­го и среднего бизнеса выйти на зарубежные рынки, и это основная проблема! Конечно, компенсация части таможенных или сер­тификационных затрат в какой-то степени уменьшает экономические риски экспор­тирующих компаний и обнуляет риски ИОГВ потерять хотя бы часть затраченных на поддержку бюджетных средств. Однако, государство в условиях практической недо­ступности дешевых кредитных ресурсов для малых и средних предприятий должно за­думаться над принципами государственно­го стимулирования экспорта этого сектора российской экономики.

Вывод напрашивается однозначный: чтобы экономика начала развиваться соот­ветственно месту и амбициям России в мире и была способна выполнить стратегические цели и задачи, заложенные в майском ука­зе, надо менять приоритеты в организации экспорта, как в среде предпринимателей, так и органах власти на федеральном и ре­гиональном уровнях. Исходные данные для последующих выводов:

  • основная проблема, с которой сталкива­ются петербургские компании при решении вопросов повышения конкурентоспособно­сти своей продукции - проблема выхода на внешние рынки со своей продукцией в эру глобальной конкуренции;
  • оперативное решение этой проблемы без четкого и скоординированного взаи­модействия региональной власти, финан­совых структур, в том числе федеральных, и бизнес-сообщества маловероятно и мало­продуктивно.

Приоритет в повышении экспорта про­дукции малых и средних предприятий - выход на внешние рынки с комплексными «пакетными» сделками. «Пакетная сделка» включает создание сборочных площадок по «отверточной технологии», организацию сервиса продукции и маркетинговое обе­спечение продаж и дальнейшее развитие бизнеса в контакте с местными органами власти в стране-импортере для более пол­ного использования возможностей рынка.

Организационные мероприятия:

  • разработать и внедрить в отечествен­ной и зарубежной потребительской среде полное и качественное информационное обеспечение по видам производимой про­дукции.

Предоставление полной и качественной информации покупателям - категориче­ски необходимое условие для нормальной организации экспорта. Это означает, что на уровне города должен быть иницииро­ван на основе государственных классифи­каторов выпуск каталогов продукции, со­держащих именно полную информацию о производимой продукции, проверенную на соответствие отечественным стандартам. Такой каталог, переведенный на основные языки и предоставленный в пользование на территориях потенциальных стран- импортеров, будет способствовать полно­ценной маркетинговой работе специали­стов на всех этапах производства и продаж;

  • полное и качественное информацион­ное обеспечение по условиям ведения биз­неса в странах предполагаемого экспорта. «Пакетная сделка», как бизнес-проект, даже на этапе бизнес-предложений требует глу­бочайшего знания ситуации в стране лока­лизации. Это своего рода информационный каталог на первом этапе по развивающимся странам, постоянно пополняемый элек­тронный портал, открытый для использова­ния любыми компаниями и менеджерами, стремящимися вывести свою продукцию на зарубежные рынки. При этом информа­цию общего плана об истории, географии, экономике, политике и т. д. по зарубежью может и должен взять на себя федеральный центр, попытки начать что-то создавать в этом направлении предпринимаются в Российском Экспортном Центре. А вот к созданию информационного обеспечения по возможностям реализации в той или иной стране конкретных «пакетных» сделок в конкретных секторах экономики должны подключаться региональные специалисты по разработке и реализации коммерческих проектов, которые знают и понимают, что именно нужно компаниям своего региона;
  • формирование межотраслевых экс­портных кластеров - консорциумов - из производственных и сервисных компаний, заинтересованных в реализации «пакет­ных сделок» в зарубежных странах, Члены кластера могут выполнять любые функции в проектах: выступать собственниками, ин­весторами, производителями комплектую­щих сборок, экспортерами продукции и/ или услуг, маркетологами и т. д. Финансовые и производственные возможности таких кластеров в части реализации комплексных проектов в зарубежье многократно выше;
  • создание проектных офисов для раз­работки и реализации «пакетных сделок» с участием специалистов экспортных кон­сорциумов и привлеченных представителей профильных Комитетов Санкт-Петербурга, а также для практической проработки и координации действий всех участников с российской стороны с исполнительными органами власти стран, в которых локали­зуются проекты.

Приоритет в осуществлении промыш­ленной политики региональных исполни­тельных органов государственной власти в части обеспечения существенного и устой­чивого повышения экспорта - переход к разработке и реализации принципов стиму­лирования повышения экспорта в тесней­шем контакте с представителями бизнеса.

Предлагаемые к рассмотрению для ана­лиза и последующего совместного обсуж­дения, а не в качестве навязывания своего мнения, организационные мероприятия:

  • создание при Правительстве города Комиссии по стимулированию экспорта в составе представителей всех Комитетов, имеющих отношение к решению вопро­сов экспорта, и представителей бизнеса, уже экспортирующих свою продукцию или подготавливающих свои экспортные проекты и хорошо понимающих, какая по­мощь и какое участие от органов власти им требуется. Комиссия должна работать под руководством Председателя Комитета по промышленной политике и инновациям, отвечающего за это направление деятель­ности по определению. Такой совещатель­ный орган при вице-губернаторе, отвечаю­щем за выработку идеологии и принципов промышленной политики в городе, просто необходим для эффективной координации деятельности всех структур, имеющих от­ношение к экспорту, и учета всех рабочих аспектов функционирования органов вла­сти и потребностей бизнеса в получении реальной помощи от властных структур как в своем регионе, так и при взаимодействии с органами власти импортирующих стран;
  • подключение к работе Комиссии по стимулированию экспорта специалистов Комитета по внешним связям для коорди­нации совместной деятельности по пред­ставлению в зарубежных странах не только политических, но и конкретных экономи­ческих интересов компаний города, гото­вящих и реализующих «пакетные сделки» за пределами России. Это требует определен­ного переформатирования всего процесса подготовки и представления интересов на­шего города за рубежом: если это органи­зация поездок на выставки, то на те, кото­рые действительно нужны именно с точки зрения реальных проектов и, стало быть, реального продвижения петербургской продукции на зарубежные рынки; если это правительственные поездки, то преимуще­ственно в те страны, в которых намечается или уже осуществляется реализация «пакет­ных сделок». Любые поездки должны зара­нее тщательно готовиться не только с точ­ки зрения официоза, но и с точки зрения привлечения к деятельному участию в них заинтересованных в совместной деятель­ности зарубежных компаний. Только тогда от таких поездок будет деловой эффект, по­тому что обобщенные короткие презента­ции, да еще, в основном, на русском языке перед случайной зарубежной аудиторией, ни у кого не вызывают интерес, и для дела увеличения петербургского экспорта прак­тически бесполезны;
  • создание организационных и финан­совых форм участия представителей реги­ональной власти в работе проектных офи­сов, разрабатывающих «пакетные сделки» в составе или с участием экспортных консор­циумов, для проработки конкретных вопро­сов реализации сделок, требующих участия властных структур как на местном уровне, так и, а, может быть, и особенно, на уровне региональных властных структур зарубеж­ных стран, локализующих на своей терри­тории «пакетные сделки». Это позволяет обеспечить реальную координацию всего процесса;
  • создание межправительственных ко­миссий на уровне Санкт-Петербург-Регион локализующей проект страны или, если нужно, на уровне Санкт-Петербург - Стра­на, локализующая проект, для координации совместной деятельности в месте локализа­ции проекта и решения политических и по­литико-экономических вопросов, если они возникают или по мере их возникновения.

Ориентиры развития страны, зафикси­рованные в майском указе 2018 года, очень высоки, достижение этих ориентиров к 2024 году - чрезвычайно трудоемко, но дру­гого пути нет. Справится ли с этими задача­ми в целом Правительство страны - гадать не хочу и желаю успеха, но в Петербурге шансы есть, в том числе и по части задан­ного увеличения экспорта. Но нужна воля и уверенность и представителей власти, и бизнеса, что решать эти вопросы необхо­димо и что потенциал для этого в городе есть. В сентябре - губернаторские выборы, обязанности почти всех председателей Ко­митетов исполняют новые люди, и очень не хочется, чтобы «паровоз» промышленной политики в отношении увеличения экспор­та продолжал медленно катиться по рельсам компенсации затрат на таможенные услуги и сертификацию, хотя и это тоже важно.

А Союз промышленников и предпри­нимателей Санкт-Петербурга всегда готов к конструктивному сотрудничеству с вла­стью по любым злободневным вопросам нашего движения!

СПП СПб принимает информацию об экспортной продукции петербург­ских предприятий для размещения в каталоге экспортной продукции Санкт-Петербурга.