СИТУАЦИЯ В ЭКОНОМИКЕ, ЗАДАЧИ БИЗНЕСА И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ

 

18 апреля 2019 года состоялось годовое собрание Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга. В своем докладе президент СПП СПб Анатолий Александрович Турчак традиционно остановился на самых значимых моментах отчетного периода, затронув проблемы отечественной экономики, а также важнейшие события в стране, городе и Союзе. Остановился на проблемах, как нашедших свое решение, так и требующих незамедлительного решения.

А.А. Турчак, президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга

О ситуации в российской экономике

В 2018 году рост ВВП составил 2,3 % - максимальный уровень с 2012 года. Однако для объективности отмечу, что рост во многом был обеспечен разовыми факторами: ростом добычи нефти после выхода России из сделки с ОПЕК и большим вкладом финансового сектора, носящим не­устойчивый характер. Важным достижением в сфере экономики в прошедшем году стало увеличение несырьевого экспорта России, достигшего $ 150 млрд против $ 134 млрд в 2017 году. К сожалению, рост ВВП не сопровождался увеличением реальных до­ходов населения, которые по итогам года хоть незначительно, но снизились.

Значимые для страны события прошедшего года

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года.

Ориентиром для развития страны на среднесрочный период стал Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года, в котором сформулированы нацио­нальные цели развития страны, национальные программы достижения этих целей, задачи и целевые показатели, которые тре­буется обеспечить в ходе реализации программ. Установлен и срок - 2024 год.

Чемпионат мира по футболу.

Миллионы болельщиков со всего мира и миллиарды телезрителей смотрели матчи, проходившие на 12 новейших российских стадионах. Помимо экономических выгод, состоялся прекрасный имиджевый прорыв: иностранные болельщики, посетившие 11 субъектов Российской Федерации, увидели нашу страну собственными глазами, что разрушило привычные русофобские стереотипы.

Открытие движения по Крымскому мосту.

В проектировании и строительстве одного из сложнейших инфраструктурных сооружений в России и Европе приняло участие 3 тысячи компаний, 200 крупных предприятий, 6 заводов металлоконструкций, более 30 мостоотрядов со всей России, 1500 инженерно-технических работников и более 10 тысяч рабочих строительных специализаций.

Презентация Президентом России новейших отечественных вооружений.

Обороноспособность и стратегическая стабильность России не перестают быть важнейшими задачами, стоящими перед нашей страной. Презентация гиперзвукового ракетного комплекса «Кинжал», боевого блока «Авангард», ракеты «Буревестник», подводного беспилотника с ядерной силовой установкой «Посейдон» и боевого лазера «Пересвет», проведенная в ходе послания Федеральному собранию РФ Владимиром Путиным, стала важнейшей вехой для нашей «оборонки».

XII Неделя российского бизнеса.

В рамках Недели 14 марта состоялся съезд Российского Союза промышленников и предпринимателей. В его работе приняли участие Президент РФ В.В. Путин, члены Правительства РФ, руководители ведущих российских компаний, главы промышленных сообществ, руководители профсоюзов России и региональных организаций. Пре­зидент РФ в своем выступлении отметил, что бизнес - важнейший и непосредственный участник реализации национальных проектов. «Рассчитываю на наше самое тесное результативное партнерство, на то, что цели, которые мы ставим, станут точкой приложения капиталов, кадрового потенциала и деловой активности. Рост вашей конкурентоспособности будет означать укрепление и прогресс всей страны, новые рабочие места, повышение качества жизни граждан Российской Федерации», - сказал глава государства.

Промышленный комплекс - основа благосостояния Санкт-Петербурга

В общем объеме машиностроительной продукции России доля нашего города составляет более 11 %. В отличие от общероссийской ситуации, основой промышленности Санкт-Петербурга является обрабатывающий, а не добывающий сектор. Индекс промышленного производства в городе растет уже 37 месяцев, существенно опережая российские показатели. Так, в прошедшем году индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге составил 105,0 %, а средний по России - 102,9 %. В январе-марте текущего года индекс промышленного производства в городе составил 104,8 %.

Средняя зарплата в Санкт-Петербурге в 2018 году увеличилась по сравнению с 2017 годом на

10,2 % и составила 60,1 тысяч рублей, что выше среднероссийского уровня на 38 %.

Внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга в 2018 году составил порядка $ 50 млрд, показав десятипроцентный рост к уровню предыдущего года. Положительная динамика внешнеторговых операций сформировалась за счет роста объемов экспорта до $ 26,5 млрд. На 15 % вырос экспорт продукции машиностроения, на 10 % - фарма­цевтической продукции.

В 2018 году вклад промышленного комплекса в формирование доходной части бюджетов всех уровней составил 48,8 %, что существенно превосходит вклад других секторов экономики города.

В целях дальнейшего развития Правительство Санкт-Петербурга работает над привлечением инвестиций в экономику города, формируя хороший инвестиционный климат: низкий уровень административных издержек, системность регулирования и максимальная открытость всех процессов, способствующие высокому уровню конкуренции. А самое главное - обеспечение предсказуемости и доверия между всеми участниками процесса: бизнесом, правительством и населением. В 2018 году объем инвестиций в основной капитал в Санкт-Петербурге составил порядка 750 млрд рублей, показав рост 4,3 %. Суммарно за последние три года в экономику города поступило более 2 триллионов рублей. По итогам 2018 года ведущие мировые рейтинговые агентства повысили оценки городу. Для оценки инвестиционного климата также есть объективный показатель - национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, определяемый Агентством стратегических инициатив. При его формировании учитывается целый ряд показателей: от среднего времени получения разрешений на строи­тельство до удовлетворенности условиями ведения бизнеса предпринимателями региона. В 2018 году Санкт-Петербург резко улучшил свои позиции, поднявшись на 13 строк с 17 на 4 место. В итоге: в прошлом году в Петербурге открыто 10 новых предприятий и 9 новых производственных линий, создано 5 тысяч новых рабочих мест.

В 2018 году Особая экономическая зона (ОЭЗ) «Санкт-Петербург» стала победителем в номинации «Лучшая особая экономическая зона 2018 года в Европе по привлечению крупных резидентов». ОЭЗ «Санкт-Петербург» расположена на двух площадках - «Нойдорф» площадью 18,9 га в Стрельне и «Новоорловская» площадью 110,4 га в Приморском районе Санкт-Петербурга. Резидентам ОЭЗ предоставляются налоговые и таможенные льготы, а также возможность воспользоваться упро­щенным порядком предоставления земельного участка и льготной арендной платой за него.

Россия приступила к активному освоению Арктики. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» предполагает строительство ледокольного флота, специальных судов, развитие воздушного, железнодорожного и трубопроводного транспорта. Санкт-Петербург становится интеллектуальным центром программы, а сама программа - одним из стратегических направлений развития города. При активном участии нашего Союза в Смольном состоялся ряд межведомственных совещаний по усилению роли петер­бургской промышленности и науки в развитии Арктической зоны РФ.

Недавно прошедший в Санкт-Петербурге Международный Арктический форум собрал около трёх тысяч гостей и стал самым представительным за всю историю его проведения. В пленарном заседании «Арктика. Океан возможностей» приняли участие Президент РФ В.В. Путин, официальные делегации зарубежных арктических государств, члены Правительства России, руко­водители российских регионов, представители бизнеса и науки. Освоение Арктики будет способствовать созданию в Санкт-Петербурге новых рабочих мест и посту­плению дополнительных средств в бюджет.

Строительство - отрасль, от которой напрямую зависит повышение качества городской среды и улучшение жилищных условий горожан. Объем выполненных строительных работ по итогам 2018 года составил 573 млрд рублей. В городе введен рекордный объем жилья - 3950 тысяч м2, что более, чем на 400 тысяч м2 выше объема ввода жилья в Москве. Одним из ключевых факторов увеличения объема ввода жилья стал значительный рост ипотечного кредитования. Объем выданных ипотечных кредитов за год вырос на 55 % и составил 200 млрд рублей против 129 млрд рублей в 2017 году.

Государственный оборонный заказ и конверсия. Перспективы и проблемы.

Стабилизирующим фактором для экономики страны и нашего города является ГОЗ. Вклад петербургских предприятий в Российский оборонный заказ составил 12%. Общеизвестно, что оборонные заводы являются одними из самых высокотехнологичных производств в стране. В отношении ГОЗ необходимо выделить два аспекта. Во-первых, хотел бы предостеречь от стремления любыми путями и методами сократить расходы на разработку новых систем и комплексов вооружения и военной техники. Конверсия не должна проводиться непро­думанно, что мы уже проходили с плачевными последствиями. К сожалению, сегодня военно-стратегических предпосылок для сокращения расходов на оборону нет, и в ближайшее время не предвидится. Напомню, что годовой бюджет одного только Пентагона составляет $ 750 млрд. Сравните с нашим оборонным бюджетом! Для поддержания паритета нам необходимо иметь много различных ресурсов: финансовых, технических, временных и, прежде всего, достаточное количество высококлассных специалистов, способных создавать высокотехнологичную и по-настоящему инновационную военную технику и вооружение.

С другой стороны, Президент РФ главной стратегической задачей обозначил повышение доли гражданской продукции на предприятиях ОПК: к 2025 году до 30%, к 2030 году - до 50%. Предприятиям ОПК есть где использовать свой потенциал. В стране реализуется ряд масштабных программ по модернизации электроэнергетики, развитию цифровой экономики, внедрению наилучших высокоэффективных технологий, оснащению современным оборудованием медицинских учреждений, созданию индустрии переработки отходов и улучшения экологии регионов.

Диверсификация оборонных предприятий требует помощи государства. Сегодня предприятия ОПК более, чем на 80%, зависят от одного заказчика - государства. Действующая программа перевооружения Россий­ской армии завершится уже в 2020 году, и большинство предприятий ОПК столкнется с проблемой поиска альтернативных источников доходов. Снижение доходов приведет к значительному сокращению сотрудников. Никто не будет содержать неработающий современный завод.

Конечно, уже сейчас и государством, и менеджментом заводов ведется работа по диверсификации. В Санкт-Петербурге общий объем внутренних затрат на научные исследования и разработки в этом направлении составил более 120 млрд рублей, численность работников данной сферы превысила 77 тысяч человек, что позволило городу занять третью позицию среди всех регионов страны по данному показателю.

В прошлом году в Санкт-Петербурге создан Совет по конверсии организаций оборонной промышленности. Целью Совета является содействие диверсификации производства и увеличению объема выпуска продукции гражданского и двойного назначения. Предприятия ОПК разрабатывают системы управления воздушным движением, медицинское и светодиодное оборудование, мотоциклы и катера, нефтегазовое оборудование и технику для ЖКХ. Наш Союз организовал работу по импортозамещению товаров, потребляемых естественными монополистами. Все это принесет желаемые результаты, но я хочу еще раз подчеркнуть - в этом вопросе резких шагов делать нельзя. В 1990-е годы уже были сделаны фатальные ошибки, приведшие к потере кадрового и технологического ресурса предприятий при переводе оборонных заводов на производство сковородок и кастрюль.

Деятельность СПП СПб в интересах Санкт-Петербурга и его промышленности

Союз промышленников и предпринимателей на протяжении всей своей истории уделял большое внимание стратегическим документам развития города. В сентябре прошлого года на Президиуме Союза мы обсудили проект «Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года». «Стратегия» рассмотрена Союзом с точки зрения ее практической реализации, выводы доведены до сведе­ния чиновников. Мы дважды за прошедший год проводили обсуждения роли проектных офисов «Умный Санкт-Петербург» и «Фабрики будущего» в реализации «Стратегии». 18 представителей Союза вошли во вновь созданный Совет по стратегическому развитию и проектам при Губернаторе Санкт-Петербурга. 2 апреля т. г. А.Д. Беглов провел первое заседание этого совета.

Предотвращение необоснованного роста тарифов на услуги естественных монополий

В рамках координационного совета Трехсторонней комиссии Санкт-Петербурга по регулированию социально- трудовых отношений ведется постоянная работа по анализу тарифной политики естественных монополий. В течение 2018 года по инициативе М.А. Лобина - координатора Комиссии со стороны объединения работодателей - неоднократно обсуждалась неприемлемость предложения по повышению на 12 % ежегодно в 2018-2020 гг. тарифов на услуги ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для промышленных потребителей. На основании предложения Союза промышленников и предпринимателей, которое я представил на заседании Правительства Санкт-Петербурга 26 июня 2018 года, Губернатором было дано поручение о проведении независимой аудиторской проверки деятельности ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в части обоснованности тарифной политики. В результате долгой и тщательной работы было принято решение о снижении с 1 июня текущего года роста тарифов ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» на водоснабжение и водоотведение до 8 % - для промышленности и 7 % - для населения, вместо утвержденных ранее 12 %.

Далее - тарифы на теплоснабжение. В соответствии с приказом ФАС России от 22.06.2018 г. № 853/18 было выпущено распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 г. № 198-р, применение которого повлекло бы за собой резкий рост тарифов для предприятий. В результате работы Союза с Комитетами Смольного и другими заинтересованными организациями и предприятиями удалось добиться снижения роста тарифов на теплоснабжение с 44,2 % до 11 % с заморозкой тарифов до 01.07.2020 года.

Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить, что дирекция Союза провела большую работу по недопущению дополнительного роста финансовой нагрузки на промышленные предприятия города.

Проблемы, требующие решения

Рост налогообложения - увеличение до 20 % ставки НДС с 1 января этого года. Решение выглядит не самым оптимальным - рост налогов ударит по наиболее высокотехнологичным отраслям, в первую очередь, по машиностроению. С другой стороны, по оценкам Правительства РФ повышение ставки НДС будет приносить бюджету более 600 млрд рублей в год, что станет основным источником финансирования национальных проектов.

Ещё один проблемный вопрос - принятие нового откорректированного закона «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга». Проект закона уже несколько лет находится в Законодательном собрании города без видимого движения. Обращаюсь к члену Президиума Союза заместителю председателя Комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Законодательного собрания Ивченко Борису Павловичу с просьбой принять необходимые меры для скорейшего прохождения этого важнейшего для промышленности города закона.

В своей деятельности мы сталкиваемся с ситуациями, когда законодательные акты, направленные на развитие промышленности, к сожалению, на практике содержат и отрицательные моменты. Как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Один из таких примеров - постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». Постановление № 719 по своей идее должно обеспечивать прозрачность и четкость взаимодействия органов власти, промышленных производителей и потенциальных инвесторов.

Однако, существующая практика применения Постановления № 719 выявила ряд проблем. В том числе требования, установленные к продукции станкостроения, боль­шая часть отечественных станкопроизводителей просто не в состоянии выполнять в полном объёме. Сложившаяся ситуация уже привела к снижению инвестиционной привлекательности этой фундаментальной отрасли экономики и в дальнейшем может привести к банкротству крупных станкостроительных предприятий. Кроме того, возможен срыв сроков поставок оборудо­вания, включённого в планы технического перевооружения, в связи с затянувшейся процедурой признания решения о стране происхождения продукции.

Реализация Постановления № 719 в совокупности с Постановлением Правительства РФ от 14 января 2017 года № 9 «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ для нужд обороны страны и безопасности государства» закрывает доступ к заказам государственных корпораций и ВПК отечественным предприятиям, не имеющим возможность доказать по установленным требованиям российское происхождение своей продукции. В свою очередь, отсутствие российских аналогов создаёт максимально комфортные условия для захвата рынка иностранными производителями.

В этой связи Союз совместно с Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палатой обратились к Министру промышленности и торговли Д. В. Мантурову с выработанными предложениями о приведении критериев и процедур подтверждения российского происхождения продукции к реальным возможностям отечественных производителей. Рассчитываем, на торжество здравого смысла.

Развитие в эпоху перемен

Происходящие в настоящее время изменения настолько значительны, что, возможно, мир вступает в крупнейший за всю историю технологический период, когда богатство природных ресурсов и дешевизна труда перестают быть основными факторами роста. Совокупность этих масштабных изменений оценивают как «новую промышленную революцию», которую часто называют «четвертой». В основе этой революции лежит переход от массового производства стандартизированной продукции к гибкому высокоэффективному производству, выпускающему востребованную индивидуальную продукцию. При этом «сквозными» процессами для всех видов производства становятся передовые технологии, платформенные решения и цифровая трансформация.

Санкт-Петербург выполняет майский Указ Президента РФ

Ориентиром для развитии страны на среднесрочный период стал Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года, в котором достаточно четко сформулированы национальные цели развития страны, национальные программы достижения этих целей и даже задачи и целевые показатели, которые требуется обеспечить при реализации программ. Установлен и срок - 2024 год. Согласно Указу, для реализации национальных проектов на ближайшие 6 лет будет выделена рекордная сумма в 28 трлн рублей. Воплощение данных нацпроектов по 12 направлениям должно обеспечить стране комплексный рывок. Остановлюсь на нескольких национальных проектах.

На днях Правительство страны утвердило госпрограмму научно-технологического развития России на 2019-2030 годы. Госпрограмма разработана с учетом целевых показателей национальных проектов «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика РФ». Госпрограммой предусмотрена консолидация ассигнований федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения, выделенных в других государственных программах.

Планируется следующий объем ассигнований из федерального бюджета на реализацию госпрограммы по годам: в 2019 году - 688,3 млрд рублей, в 2020 году - 740,7 млрд рублей, в 2021 году - 795,9 млрд рублей. К 2030 году объем ассигнований планируется довести более, чем до 1 трлн рублей в год.

Не менее важно изменить социальную среду обитания человека, сделать ее более комфортной и безопасной благодаря «умным городам», эффективным и быстродействующим госучреждениям.

Нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости». В этом году 17 петербургских предприятий станут участниками национального проекта. По планам Правительства города к 2024 году внедрять технологии бережливого производства будут около 850 крупных и средних петербургских производителей несырьевых отраслей. Принципы рационального использования времени и инструментов бережливого производства работают во всем мире. Есть все основания считать, что и у нас эта система будет эффективно работать. Предлагаю членам Союза активно включаться в данную Программу.

Национальный проект «Наука». Сегодня Санкт-Петербург - один из крупнейших научно-образовательных центров России, в котором сосредоточено более 10% научного потенциала страны. В научно-образовательном комплексе Санкт-Петербурга учится и работает более 18% занятого населения города. Как одно из направлений развития научно-образовательного комплекса, отмечу Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, который начал строительство «ИТМО Хайпарк» - нового научного, образовательного и инновационного центра на юге Санкт-Петербурга.

Следующий национальный проект - «Международная кооперация и экспорт». Как вы знаете, на федеральном уровне идет изменение подходов к выделению субсидий предприятиям из бюджета - теперь банковские субсидии будут основным инструментом поддержки. При этом предприятия должны взять на себя обязатель­ства по выполнению программ повышения конкурентоспособности и развитию экспорта.

Предприятиям, прошедшим квалификационный отбор в Министерстве промышленности и торговли, будет предоставлена возможность получить субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам, кредитам на создание экспортно-ориентированных производств, на транспортировку экспортной продукции, продвижение продукции на зарубежные рынки и снижение административных затрат.

Промышленность нашего города весьма самодостаточна, но требуемых темпов и параметров экспорта, зафиксированных в майском указе, без конкретного участия Правительства города достичь нереально. Считаю, что нужно совместно с Правительством города оперативно приступить к выработке мер, направленных на суще­ственное увеличение экспортных поставок городских предприятий.

В настоящее время Комитетом по промышленной политике и инновациям при участии экспертов Союза разработан проект Постановления «Об утверждении Порядка предоставления в 2019 году субсидий субъектам деятельности в сфере промышленности Санкт-Петербурга в целях возмещения части их затрат, связанных с участием в международных выставках и ярмарках, прошедших за пределами Российской Федерации».

Предложения СПП СПб органам государственной власти.

Предлагаю Комитету по промышленной политике и инновациям совместно с профильными комитетами сформировать региональный сегмент Каталога промышленной продукции в рамках Государственной информационной системы промышленности (ГИСП). Создание такого каталога позволит оптимизировать принятие чиновником службы заказчика ИОГВ решения о применении конкретного товара или услуги и обеспечить гарантированное качество товаров и услуг, проверенное и подтвержденное экспертами профессионального сообщества.

Предлагаю Комитету по государственному заказу организовать стройную и открытую систему анализа необходимости приобретения заказчиками импортной продукции, что обеспечит более широкое использование продукции Санкт-Петербурга.

Предлагаю Службе государственного надзора и экспертизы разработать и внедрить механизм применения отечественной продукции в проектной документации при выполнении проекта и приемке объектов.