26 мая 2020 года состоялось заседание рабочей группы по мониторингу ключевых экономических показателей
26 мая 2020 года под руководством вице-губернатора Евгения Елина состоялось заседание рабочей группы по мониторингу ключевых экономических показателей и поддержке субъектов экономической деятельности при реализации мероприятий по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции.
В мероприятии помимо руководителей органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, а также федеральных налоговой и антимонопольной структур, приняли участие президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Анатолий Турчак, президент Союза «Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата» Юрий Бурчаков, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов, председатель Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Дмитрий Панов.
Основная тема встречи - организация взаимодействия с системообразующими предприятиями. Председатель Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик рассказал о целях, порядке, участниках и ожидаемых результатах взаимодействия с системообразующими предприятиями, а также мониторинге их деятельности.
В 2020 году вклад в консолидированный бюджет города от налоговых отчислений предприятий распределился следующим образом: 33% - 100 крупных компаний, 20% - порядка 560 предприятий, около 247 000 организаций - 47%.
Согласно существующим критериям отбора в федеральный перечень системообразующих предприятий вошли 85 петербургских крупнейших налогоплательщика. В перечень системообразующих предприятий города могут быть включены компании, численность работников в которых превышает 500 человек, а выручка составляет не мене 1 млрд руб. в год.
Региональный список системообразующих предприятий формируется с целью профилактики кризисных явлений в экономике города. Инструментом выявления признаков ослабления компаний станет мониторинг. Он будет проводиться специалистами Комитета по промышленной политике исходя из данных, предоставляемых организациями на регулярной основе. Оценивать финансовую устойчивость предприятий будут по показателям: изменение штатной численности, фонда оплаты труда, выручки за отчетный период, дебиторская задолженность и кредитый займ.
Системообразующим организациям будет оказана административная поддержка, содействие экспорту и выходу на новые рынки, поддержка спроса на продукцию, а также помощь в повышение производительности труда.
В городском перечне системообразующих предприятий 154 организации. Подано еще 77 заявок, 42 из которых были одобрены на сегодняшнем заседании рабочей группы. Перечень системообразующих компаний будет размещён на сайте комитета по промышленной политике.
По поручению вице-губернатора Евгения Елина Комитет по промышленной политике рассмотрит предложения представителя «Деловой России» об изменении критериев включения предприятий в перечень системообразующих. Часть петербургских предприятий имеют оборотные средства свыше 2 млрд рублей, но не обладают численностью коллектива в 500 человек. На сегодняшний день это не позволяет им претендовать на включение в перечень. Рабочая группа также проанализирует меры поддержки системообразующих предприятий, инициированные Анатолием Турчаком.
ВЫСТУПЛЕНИЕ А.ТУРЧАКА:
Уважаемые коллеги, прежде всего хочу Вас поздравить с Днём Российского предпринимательства!
14 мая состоялось совместное заседание Федерального совета РСПП и Координационного совета РСПП по противодействию коронавирусной инфекции, на котором я выступал, текст выступления опубликован на сайте Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, поэтому не буду повторятся, кому интересно могут с ним ознакомиться.
Сразу перейду к конкретным предложениям по поддержке системообразующих предприятий Санкт-Петербурга.
Начну с банковской поддержки:
1. Банковская поддержка.
1.1. Не начислять заемщикам неустойку, штраф или пени за ненадлежащее исполнение договора кредита.
1.2. Запустить программу выдачи беспроцентных кредитов на зарплату с условием сохранения численности персонала (не меньше 90% от численности на начало пандемии) на весь период кредитования.
1.3. Перенести выплату по кредитам перед госбанками с 2020 года на 2021-2022 годы.
1.4. Предоставление льготных кредитов на пополнение оборотных средств в объеме их среднемесячного запаса, что необходимо для поддержания ликвидности предприятий в условиях замедления оборота денежных средств. Такая поддержка необходима системообразующим предприятиям для сохранения занятости, непрерывной работы, а также закупок товаров и услуг и в первую очередь даст возможность обеспечить выплату заработных плат своим сотрудникам.
2. Налоговая поддержка.
2.1. Возврат предприятиям части налога на доходы физических лиц (НДФЛ), который предприятия уплатили в 2019 году за своих работников с обязательным условием для предприятий направить эти средства на зарплату своим сотрудникам.
3. Бюджетная поддержка.
3.1. Субсидирование процентов по кредитам на выплату заработной платы.
3.2. Направить предложения в Правительство РФ об ускоренном таможенном оформлении импортных комплектующих для выпуска продукции для нужд системообразующих компаний и о снижении таможенных пошлин для этой группы предприятий. По элементной базе электронных устройств предлагается обнулить таможенные пошлины на определенный период.
4. Законодательная поддержка.
4.1. Обратиться к Правительству РФ с предложением о приостановлении действия федеральных нормативных актов о контрактной системе (№44-ФЗ, 223-ФЗ, Постановление Правительства №719). Текущая ситуация в условиях коронавируса показала, что российские предприятия, не ограниченные вышеуказанными нормативными актами, смогли в короткие сроки резко нарастить выпуск продукции народнохозяйственного назначения стратегического назначения (те же медицинские маски) с качеством, сопоставимым с зарубежными изделиями, и сформировать внутренний спрос на продукцию отечественного производителя.
5. Другие меры поддержки.
Снижение тарифов на электроэнергию на определенный процент до конца 2020 года. Провести пересмотр инвестиционных планов энергосбытовых компаний или предусмотреть дотации из бюджета (для предприятий или для энергосбытовых компаний).
6. Отдельные вопросы, связанные с выполнением государственного оборонного заказа (ГОЗ).
1. Обеспечить перенос контрактов по ГОЗ с 2021, 2022 годов на 2020 год.
2. Обеспечить финансирование переносимых гособоронзаказов на 2020 год до 80 % цены контракта.
3. Предоставить беспроцентные кредиты на обновление основных фондов, обеспечив закупку продукции отечественных станкостроительных предприятий.
4. Необходимо объявить мораторий до конца 2020 года на меры уголовной ответственности Генеральных директоров предприятий:
-за срыв сроков по выполнению ГОЗ;
-несвоевременную выплату з/платы;
-несвоевременную оплату налогов.
5. Необходимо предусмотреть поддержку предприятий, выполняющих ГОЗ, но не являющихся головными организациями при реализации ГОЗ (2 -3 уровень). Это, как правило, малые и средние предприятия, не являющиеся системообразующими. Предлагается в целях недопущения нарушения цепочек поставок продукции в рамках выполнения ГОЗ, по предложениям от предприятий ОПК, входящих в состав системообразующих предприятий, включать данные малые и средние предприятия (2-3 уровня) в систему государственной поддержки.
6. Необходимо расширение перечня затрат, принимаемых военными представительствами, в текущих условиях.
7. Компенсировать предприятиям расходы на дезинфицирующие средства и средства индивидуальной защиты.
Озвученные мною предложения переданы в РСПП и Правительство России.
Благодарю за внимание!