30 ноября 2023 года в рамках "Российского промышленника" состоялся VIII Международный композитный форум

30 ноября 2023 года в рамках Менждународного формума - выставки «Российский промышленник» прошел VIII Петербургский международный научно-промышленный композитный форум. 

В программе Форума:

  • Пленарное заседание «Российская композитная отрасль в современных условиях – стратегические направления развития»
  • Круглый стол «Применение композитов в беспилотном транспорте. Инновационные российские БПЛА»
  • Дискуссионный клуб «Российские композиты – массовое промышленное применение».

Форум проводится по инициативе Композитного кластера Санкт-Петербурга при поддержке Правительства Санкт-Петербурга и является ежегодным традиционным отчётным мероприятием композитной отрасли Санкт-Петербурга.

В работе форума принял участие генеральный директор, первый вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Михаил Александрович Лобин.

*******

https://mashnews.ru/kompozitnoe-proizvodstvo-v-rossii-buksuet-iz-za-byurokratii.html 

 

Композитное производство в России буксует из-за бюрократии

Импортозамещение в композитном производстве свелось к замене западных поставщиков на восточных. Россия отстает от мировых лидеров, занимая меньше 1% глобального рынка, считают представители отрасли. В этом они винят чиновников, которые увлеклись разработкой программ развития композитного
сегмента, но реализация этих программ хромает.

Композитное крыло МС-21 / Mashnews
Композитное крыло МС-21 / Mashnews
Композитам дали полгода

Минпромторг обещает через полгода создать комплексную программу развития композитной отрасли в России. Об этом замдиректора департамента металлургии и материалов Минпромторга Владислав Демидов сообщил в ходе тематической конференции 30 ноября на форуме «Российский промышленник» в Петербурге.

Программа будет основана на региональных планах по реализации проектов в области разработки и производства композитной продукции. До апреля 2024 года Минпромторг будет собирать с регионов предложения, а потом обобщит их в единый план действий, рассчитанный до 2030 года.

«Там будет и разработка нормативно-правовых документов, и работа с ГОСТами, с внедрением композитов», - пояснил Владислав Демидов.

По его словам, с 2021 года уже действует дорожная карта «Технология новых материалов и веществ», она также включает композитную отрасль. Бюджет входящих в нее проектов на период 2022-2030 годов оценивается в 230 млрд рублей, сообщил чиновник.

Кроме того, в июле 2023 года Правительство РФ утвердило программу
«Новые композиционные материалы: технологии конструирования и производства», рассчитанную до 2027 года. Ответственным за ее исполнения назначен «Росатом». Она предусматривает финансирование в размере 6,8 млрд рублей (в том числе 3,4 млрд из бюджета РФ) и обещает решить «весь комплекс проблем композитной отрасли».

СПРАВКА MASHNEWS

  • Композиты - материалы,состоящие минимум из двух компонентов с разными свойствами.
  • Мировой рынок композитов, по оценке аналитиков из Insight Partners, в 2022 году составил $88,71 млрд, он будет расти на 5,8% в год и к 2028-му достигнет $124,19 млрд. Авторы российской программы от июля 2023 года, ссылаясь на исследователей из JEC Group, сообщают:в 2021 году объем глобального рынка составил 12,1 млн тонн ($100 млрд). Лидирует на нем Китай с долей в 30%, дальше идут США (25%) и Евросоюз (19%).
  • Уровень России - менее 1%. К 2030 году Минпромторг рассчитывает выйти на 3%
    мирового рынка.

Стандартов не хватает

Одна из главных проблем связана с сертификацией новой композитной продукции и разработкой отраслевых стандартов ее производства и испытания, отмечает Вадим Зазимко, исполнительный директор ассоциации «Композитный кластер Санкт-Петербурга».

Например, это касается стеклопластиковых труб, работающих под давлением и при температуре до 150 градусов Цельсия. Такие трубы производят в России для строительства тепловых сетей. Но нет ни единых стандартов для их производства, ни общих методик проведения испытаний, нет сертифицированных
лабораторий, которые могут проводить такие испытания. В результате процесс подтверждения эксплуатационных свойств труб занимает минимум год.

Средне-Невский судостроительный завод (ССЗ) уже два года пытается получить в Минпромторге сертификат на винил-эфирные смолы, разработанные для производства судов по гособоронзаказу (ГОЗ). Пока такого документа нет, финансировать его применение за счет средств контракта с Минобороны нельзя, но ждать предприятие не может: горят сроки ГОЗ.

«Играем с огнем: можем поставить под вопрос выполнение ГОЗ.
Я вынужден за счет своих средств внедрять новые материалы, потому что не могу останавливать проект», - поясняет Владимир Середохо, гендиректор ССЗ. Однако подобное отклонение от бюджета, утвержденного контрактом, чревато взысканиями от Минобороны, так как «проект очень серьезный», выражает беспокойство Владимир Середохо.

Это не единичный случай, говорит он. После ухода из России западных поставщиков в связи с санкциями из-за СВО, отечественным промышленникам приходится замещать материалы и сырье, которое раньше
импортировались. Собственные базовые материалы сейчас в основном только те, что остались от Советского Союза. Задержка с массовым внедрением новых разработок мешает улучшать качественные характеристики композитных материалов и изделий и снижать их стоимость.

Например, в Объединенной судостроительной корпорации говорили, что если бы научно-исследовательское судно «Пионер-М» проекта 25700, которое в 2021 году построил ССЗ, имело алюминиевый корпус, то он обошелся бы в 2-2,5 раза дешевле, чем корпус из углепластика. А крыло самолета МС-21, сделанное из отечественного углепластика, а не американского, как предполагалось вначале, оказалось на 300 кг тяжелее.

Если максимально быстро не появятся новые отечественные разработки, которые смогут применять предприятия, то нишу займет импорт. В результате есть риск усиления импортозависимости, опасаются эксперты.

«У нас блистательное импортозамещение - оно заключается в том, что мы Европу, Японию и США заменили на Китай, Турцию и Иран. И теперь это называется импортозамещением», - говорит Сергей Ветохин.

«Мы отдаем свои компетенции дяде», согласен с коллегой Михаил Лобин.

«Если мы будем так работать, то технологического суверенитета никогда не достигнем, все время будем плестись в хвосте», - резюмирует Владимир Середохо.

Судно Пионер М с копусом из углепластика / ОСК
Судно Пионер М с копусом из углепластика / ОСК
Слишком много программ

Новость о подготовке еще одной программы развития композитной отрасли участники рынка встретили скептично.

«Полгода, которые сейчас заявлены на программу, могут далеко-далеко уехать вправо. Потому что у Минпромторга много других проблем. А между тем спрос на композиты есть и в авиастроении, и в судостроении, и в других отраслях», - констатирует гендиректор исполнительной дирекции Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Михаил Лобин.

Промышленники отмечают, что программ за последние годы принято множество, на них выделяются бюджетные деньги, каждая предусматривает рост производства композитов, но обозначенные в планах цели оказываются не выполненными. Например, согласно дорожной карте «Развитие отрасли производства
композитных материалов», утвержденной кабмином РФ в 2013 году и рассчитанной до 2020-го, внутренний объемпроизводства композитов уже три года назад должен был составить 120 млрд
рублей. Однако в 2021 году было лишь 92,1
млрд рублей (107 тыс. тонн).

В дорожной карте десятилетней давности уже было прописано,что необходимо сделать в отрасли, уверен Сергей Ветохин, исполнительный директор «Объединения юридических лиц «Союз производителей композитов». В этом плане предусмотрено создание всей цепочки производства композитов, включая
исходное сырье и материалы. Сейчас они на 80-95% импортные.

«Если бы удалось реально сделать то, что было указано в дорожной карте, провести полный анализ того, где мы оказались в результате наших замечательных тридцатилетних реформ, то было бы понятно, что именно и как нужно восстанавливать. Но в результате ничего не сделано», - считает Сергей Ветохин.

По его мнению, реализация этой дорожной карты позволила бы нарастить объемы производства в отрасли «если не сразу на порядок, то как минимум в два раза». Причем ответственными должны быть не регионы, как это планируется по новой программе Минпромторга, а госкорпорации, потому что именно
в них «сосредоточены основные деньги», убежден Сергей Ветохин.

Дата: 
01/12/2023 11:27