А.А.Турчак «Отчет Президиума СПП СПб о деятельности Союза за период апрель 2010 - апрель 2011 гг.»

ОТЧЕТ

О деятельности СПП СПб
за период апрель 2010 года - апрель 2011 года

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»,
ул.Таврическая, 10

14  апреля 2011 года,
12-00

Уважаемые коллеги!

Минувший год был не простым, но нам, вместе с Правительством, Законодательным собранием, Профсоюзами и другими общественными организациями удалось создать спокойную, стабильную и я бы сказал творческую атмосферу в городе.

Как известно в своей деятельности Президиум руководствуется в первую очередь положениями Устава. Так вот главной уставной задачей объединения работодателей является всемерное содействие развитию бизнеса. К сожалению, приходится самокритично признать, что это нам удается далеко не всегда.

Возникает вопрос: почему так происходит и что нужно делать для того, чтобы питерский бизнес развивался?  На мой взгляд, главное заключается в правильно выбранной стратегии, которая должна базироваться на нашей конкурентоспособности в глобальной экономике. Ведь именно от конкурентоспособности страны зависят ее суверенитет и безопасность, уровень жизни населения, степень раскрытия его интеллектуальных способностей.

Многие ученые и специалисты обращают внимание на необходимость срочного перехода от пятого технологического уклада в экономике страны к шестому, причем отмечают, что даже пятый технологический уклад мы пропустили за прошедшее двадцатилетие. Уже просматриваются ключевые направления шестого уклада: биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы. Эти виды деятельности необходимо развивать в обязательном и приоритетном порядке. Страны, которые этого не сделают, навсегда останутся в роли колоний и поставщиков ре­сурсов на мировой рынок.

К этому следует добавить критическое положение нашей науки и промышленности. Общая численность занятых исследованиями и разработками в течение последних лет постоянно падает.

Низкая инновационная активность прямо оказывает влияние на конкурентоспособность продукции на мировых рынках. Экспорт высокотехнологичной продукции - машин, оборудования и транспортных средств - в разы меньше, чем ее импорт. Продолжается  устойчивая тенденция сокращения количества работников в обрабатывающей промышленности города, эта численность сократилась за последние пять лет на четверть.

Именно поэтому наш Союз в прошлом году главное внимание уделял поиску путей ускорения инновационного развития, формированию благоприятного предпринимательского климата в городе. Эта работа велась при непосредственном участии Комитетов «экономического развития, промышленной политики и торговли», «науки и высшей школы», научно-технического Совета при губернаторе Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского научного центра Академии наук РФ, Совета ректоров Вузов, многих крупных научных и промышленных организаций города.

В качестве основной цели была определена задача поиска и разработки прорывных инновационных направлений и нахождения рынков сбыта для новых товаров и услуг. Были рассмотрены источники финансирования - федеральные, городские, средства отечественного бизнеса. По итогам проведенного анализа особенно ценным было отмечено то, что наши разработки базируются на полном технологическом цикле создания инновационной продукции. Эти исследования были положены в основу проекта «Промышленной концепции
Санкт-Петербурга до 2020 года», которая была разработана в прошлом году под руководством нашего Союза.

Мы убеждены, что для ускорения инновационного развития, прежде всего необходимо создание благоприятной предпринимательской среды - налоговой, таможенной, инвестиционной, кадровой. Какие конкретные рычаги было предложено задействовать? Прежде всего, необходимо стремиться к привлечению федеральных источников финансирования путем разработки «Федеральной инновационной программы по Санкт-Петербургу». Бизнес и город должны участвовать в ней на условиях софинансирования. Почему мы делаем ставку на федеральные источники финансирования? К этому есть важные предпосылки: в условиях снижения доходности бизнеса (последствия  кризиса), длительности  процесса от фундаментальных исследований до серийного производства, высоких рисков на всех  этапах работы бизнес крайне неохотно идет в научные разработки, предпочитая закупать оборудование и технологии за рубежом? Это не только наша отечественная проблема, это свойственно и мировой экономике. Как известно, есть рыночный и инновационный циклы. В понятие рыночного цикла входит время инвестирования и возврата инвестиционных затрат с минимизацией рисков. Это обычно 3-5 лет. За это время можно построить и продать жилой дом, ввести в эксплуатацию и окупить магазин, торгово - развлекательный или офисный центр. Инновационный цикл намного длительнее - с момента начала фундаментальных разработок до выпуска новой продукции может пройти 10-15 лет. Риски того, что в конце будет неудачный результат весьма высоки. Есть опыт США по созданию федерального агентства для финансирования прорывных технологических разработок. Именно этому агентству мир обязан появлением Интернета, технологии Стелс, системы Джи Пи Эс и многих других прорывных технологий.

Поэтому мы поддерживаем предложение Президента РФ, высказанное на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию в сентябре прошлого года в Раменском о целесообразности создания подобной структуры в нашей стране.

Федеральный проект инновационного развития Санкт-Петербурга может стать более конкурентоспособным по отношению, в частности,  к проекту Сколково за счет использования существующей в нашем городе инфраструктуры,  развития имеющихся научных школ.

По пути развития науки за счет государственных средств идут многие развитые страны.

Еще одно направление - это  осуществление координации работ по выполнению постановления Правительства РФ №218 от 09.04.2010 года - подбор деловых партнеров для вузовской науки среди промышленных предприятий. В соответствии с этим постановлением государство выделяет средства ВУЗам для проведения научных исследований на условиях софинансирования проекта со стороны бизнеса.

Естественно, что для формирования программы необходимо собрать перспективные научные разработки. Для оценки этих разработок необходим независимый экспертный орган. Наряду с другими задачами этим могло бы заняться Северо-Западное Отделение Академии Наук РФ, о необходимости создания которого в нашем городе СПП говорит уже несколько лет.

В процессе проработки выявилось еще одно узкое место, это недостаток мощностей конструкторских и технологических организаций.  За время реформирования многие из них перестали существовать, а потребность в них имеется как у малого, так и у крупного бизнеса. Без них не создать новую инновационную продукцию. Эта работа проводится в рамках формирования соответствующих кластеров и  новых технологических платформ.

Промышленное производство является основой для инноваций. Если в городе не будет промышленности - конечной стадии инновационного развития, то не будет и инноваций. Об этом свидетельствует опыт постиндустриального развития в странах Запада и в Америке. Вывод промышленности в Китай и страны Юго-Восточной Азии перевел автоматически туда же рабочие места, заработную плату, налоги, инвестиции, научные разработки. Все эти затраты содержатся в цене импортируемого оттуда товара. В настоящее время кризис в Европе и Америке продолжается, безработица составляет от 10 до  20%. Наш город никогда не станет научным и культурным центром, если в нем зачахнет промышленность. Об этом же говорит известный американский ученый Элвин Тоффлер: «туда, куда уходит реальное производство с его сотнями тысяч конкретных задач, требующих изобретательности и напряжения разума - туда уйдут и наука, и образование, и финансы».

Еще одно направление создания благоприятного инновационного климата  выдвинули представители наших университетов и ВУЗов. Речь идет о соответствующей подготовке кадров специалистов для инновационной экономики. Образованное молодое поколение - это главный и чуть ли не единственный козырь России в мировой технологической гонке. Для решения этой задачи в нашем городе также имеются значительные возможности. Известный лозунг «Учиться, учиться и учиться» необходимо последовательно претворять в жизнь.

Создание только оболочки для инновационного развития (инновационной инфраструктуры) недостаточно для его ускорения. Сегодня большинству представителей интеллектуального труда понятно, что мало построить здание, повесить вывеску «Технопарк» и ждать того момента, когда в нем автоматически забьет инновационная активность. Содействие развитию бизнеса можно сформулировать достаточно простым требованием: «Искать и находить рынки сбыта - продавать, продавать и еще раз продавать». Но продавать нужно свою наукоемкую и высокотехнологичную продукцию, а не импортную через систему многочисленных посредников. Именно поэтому наш Союз уделяет большое внимание формированию спроса и содействию продажам, прежде всего через выставочную деятельность. Союз является одним из организаторов выставки «Российский промышленник», содействует проведению Петербургской технической ярмарки.

Я привел только ряд отдельных положений, которые должны использоваться при формировании в городе благоприятного инновационного климата. Уверен, что в процессе обсуждения их будет высказано гораздо больше.

Хотел бы еще раз обратить внимание на имеющиеся проблемы и отрицательно влияющие факторы в развитии бизнеса, которые нам предстоит преодолеть.

Во первых - это увеличение налоговой нагрузки на фонд заработной платы: с 26% до 34%. Что это означает для работодателя? Как уже говорилось ранее, для выпуска   конкурентной продукции необходимы современное высокопроизводительное оборудование, новые прогрессивные технологии, высокопрофессиональные кадры с соответствующей заработной платой. Все это требует средств и не малых. В результате роста налоговой нагрузки денег у предприятий естественно остается все меньше и меньше. Добавим сюда продолжающийся рост тарифов на услуги монопольных организаций. Оптовая цена на природный газ, на электроэнергию, на теплоэнергию, на железнодорожные перевозки возросли в диапазоне 15-17%. Особенно резко вырос тариф на электроэнергию - для некоторых почти в полтора раза. Для населения плата за услуги ЖКХ возросла  в среднем на 13%. А ведь все это необходимо компенсировать работодателям как и инфляционные издержки, которые  также ложатся на нас с Вами.

Еще одно решение, о котором объявлено официально, это решение о приватизации стратегических предприятий.  В результате первой волны приватизации вместо реально действующих предприятий возникли склады, офисы, жилые дома и так далее. Произошел разрыв многих технологических цепочек, которые складывались десятилетиями. Хотелось, чтобы этот печальный опыт не повторился.

Еще один фактор экономического риска - это предстоящее вступление России в ВТО. Его целесообразно рассматривать в общей системе мер, предпринимаемых в последнее время развитыми странами в связи с продолжающимся мировым кризисом. Эта общая система мер характеризуется ростом протекционизма для защиты внутренних рынков. Россия в этой системе занимает уникальную роль: свой рынок мы должны открыть, но при этом остаться лидером по части антидемпинговых мер и заградительных пошлин, установленных для нашей продукции. Металлопрокат, удобрения, бесшовные трубы, ДСП, бумажно-беловые товары, фольга, молочная продукция - вот краткая выжимка из перечня российских товаров, которые неохотно пускают на мировой рынок.

Удивительно, что в отношении России до сих пор действует американская поправка «Джексона-Вэника», принятая еще на рубеже 70-х годов как средство давления на СССР, который не выпускал за рубеж инакомыслящих. Советского Союза уж 20 лет нет, сегодня практически любой желающий может уехать из России - хоть в ту же Америку, если она даст визу. Однако поправка «Джексона-Вэника», что называется, «живее всех живых», и наша промышленность не может закупать в США необходимое оборудование и технологии.

К вступлению России в ВТО нужно относиться очень осмотрительно.

Аналитики предполагают, что на первых порах ничего страшного для промышленности не произойдет - выполнение обязательств по снижению импортных пошлин будет рассрочено на семь лет.

Если присмотреться детальнее, можно найти отрасли российской экономики, которые уж точно пострадают: например, сельское хозяйство. Средневзвешенный размер ввозной пошлины в целом по ВТО в этой сфере достигает 62%, а у нас - лишь 21%. После вступления в ВТО пошлины придется еще снизить - до 19%. А у нас  уже сейчас петербургский порт едва справляется с переработкой мяса из Бразилии и Аргентины. Выдержат ли отечественные животноводы более ожесточенную конкуренцию?

Защитные меры применять станет практически не возможно, в ВТО все эти процедуры строго регламентированы. Согласно договоренностям с ЕС, в ближайшие несколько лет максимальный объем субсидирования аграрных предприятий в России может составить 9 млрд. евро в год, затем он должен снизиться до 4,4 миллиарда (это существующий уровень).

К слову, государствам Евросоюза (а площадь сельхозугодий в ЕС меньше российской) разрешено дотировать фермеров на 50 млрд. евро в год. Кроме того, Евросоюз имеет право устанавливать тарифные квоты на 80 товарных категорий, а Россия - только на пять. Так уж сложилось, что в большинстве развитых стран сельское хозяйство дотационно: США, Канада, Западная Европа и Япония дотируют аграриев ради сохранения продовольственной независимости и рабочих мест «на селе».

Пресыщение нашего рынка иностранными товарами может поставить крест и на отечественной промышленности, лишив ее рынков сбыта.

Как я уже упоминал в начале - рост продаж - это наша важнейшая стратегическая задача. В частности, это рост продаж продукции наших оборонных предприятий. В этой связи необходимо отметить работу по ускорению доведения гособоронзаказа и улучшению системы расчетов за поставленную продукцию питерских оборонных предприятий. Она велась под руководством Правительства города и лично В.И. Матвиенко. Для преодоления возникших трудностей было проведено специальное Совещание в Смольном с заместителем Министра обороны РФ В.А. Поповкиным, а также рабочие встречи в Минобороны РФ.

В результате удалось решить ряд конкретных проблем питерских оборонных предприятий, что в значительной мере повлияло на общие результаты экономики города в прошедшем году.

К сожалению в этом году ситуация во многом повторяется. Министерство обороны по-прежнему затягивает процесс доведения заданий на 2011 год, всячески пытается уменьшить рентабельность государственного оборонного заказа.

Недавно в Смольном Валентина Ивановна организовала очередную встречу с заместителем Министра обороны РФ В.А. Поповкиным, по результатам которой подготовлен Протокол. Хочется надеяться, что со стороны Минобороны и Правительства России будут приняты реальные, конкретные меры по улучшению состояния дел с Гособоронзаказом.

Несмотря на все трудности, о которых говорилось выше, продолжается  развитие социального партнерства. Вопрос о социальной ответственности сторон всегда актуален, так как сбалансированность интересов государства, бизнеса и работников зависит от изменяющихся задач социально-экономического развития, как отдельного предприятия, так и Петербурга в целом. Подготовка соглашений - сложный и многогранный процесс. В нем ценится умение находить компромисс, уважать другую точку зрения. Мы научились не только слушать, но и слышать друг друга. Я хочу поблагодарить всех, кто готовил эти важные документы, каждый пункт которых тщательно проработан.

У нас ни с правительством, ни с профсоюзами нет фундаментальных разногласий и фундаментальных противоречий и, тем не менее, не простыми были дебаты при подготовке регионального Трехстороннего соглашения Санкт-Петербурга на 2011-2013 годы и Обязательств сторон на 2011 год. Оно принято, оно работает, что создает необходимые условия для сохранения стабильной социально-экономической обстановки в городе.

Теперь несколько слов о рынке труда. В 2010-м рынок труда справился с последствиями кризиса. Особенно показательной стала вторая половина минувшего года, когда появилось сразу несколько положительных тенденций: вместе с ростом вакансий выросли и зарплатные предложения. Особое значение придавалось реализации антикризисной  Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Санкт-Петербурга на 2010 год.

Важное место в деятельности Президиума отводилось участию в развитии и совершенствовании образования. Известно выражение, что кадры решают все. Но в наше время необходимо добавить - в первую очередь образованные высококвалифицированные кадры. 17 марта 2010 года на президиуме СПП СПб был рассмотрен вопрос о ходе реализации программы развития системы начального профессионального образования Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы. Были намечены конкретные меры по развитию этого вида образования.  Водоканал, Силовые машины, Кировский и Ижорские заводы, организовали в рамках предприятий учебные центры. Предприятия радиоэлектроники, судостроения, Октябрьская железная дорога, метрополитен ежегодно направляют на целевое обучение сотни питерских юношей и девушек.

В декабре 2010 года  Союз совместно с Советом ректоров разработал и передал в Комитет по науке и высшей школе предложения по повышению эффективности образовательного процесса в городе. В сентябре 2010 года  прошло совместное расширенное заседание президиума Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, Совета ректоров вузов, Научно-технического совета при губернаторе города, Комитетов по науке и экономике.

Большое внимание в отчетный период Президиум и исполнительная дирекция уделяла вопросам охраны естественной среды, проще говоря экологии. Специальная рабочая группа под руководством А.М. Соловейчика подготовила предложения по устранению разногласий в сфере водопотребления и водоотведения.  Водоканал согласился на  передачу представителям промышленных предприятий технических и правовых  обоснований, которые были основой для введения ряда норм, вызывающих разногласия в сфере водопотребления и водоотведения. В результате проделанной работы удалось добиться важных результатов:

- внедрена согласованная форма договора, которая может быть изменена только в рамках ранее принятых договоренностей,

- определена организация для проведения параллельного отбора проб воды у абонентов,

- согласована позиция  сторон о целесообразности организации учета концентраций загрязняющих веществ, имеющихся в поступающей к Абонентам питьевой воде, при оценке качества сточных вод,

- договорились о проведении  телеметрии канализационных стоков и исключения требований по оплате за инфильтрационные стоки.

На недавно состоявшемся в этом зале Президиуме был заслушан доклад заместителя генерального директора Водоканала Евгения Ивановича Целикова. Принято соответствующее решение.

Одним из важных направлений увеличения объемов  продаж является наша работа в сфере внешнеэкономической и выставочной деятельности. В настоящее время Союз активно способствует поддержке и развитию тесных взаимоотношений с коллегами  всех стран СНГ, прибалтийскими республиками и государствами Европы, Америки, Ближнего и Дальнего Востока. Большую роль в этой работе сыграло участие членов Союза почти в пяти десятках бизнес-встреч и бизнес-семинаров, проведённых совместно с Торгово-промышленной палатой и Комитетом по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга и консульствами различных государств, участие в таких важных мероприятиях как «Дни Санкт-Петербурга» в столицах и крупных промышленных центрах за рубежом. Хотелось бы высказать слова благодарности Международному конгрессу промышленников и предпринимателей и непосредственно В.К. Глухих за привлечение нашего Союза к международной деятельности, за конкретную помощь и внимание к нашим проблемам.

Сегодня Союз имеет соглашения и договоры о сотрудничестве с коллегами из Белоруссии, Украины, Франции. 22 декабря заключён договор с Конфедерацией работодателей Латвии, который предусматривает наше участие в мероприятиях в рамках финансируемой Европейским Союзом программы «Северное измерение». Подготовлено соглашение с республикой Татарстан.

Говоря о внешнеэкономической деятельности, нельзя не остановиться на вопросах таможенного оформления и таможенного контроля и использования в этих целях таможенно-логистических терминалов. В 2006 году руководство Федеральной таможенной службы и Северо-Западного таможенного управления утвердило стратегию развития таможенно-логистических терминалов, согласно которой склады временного хранения должны быть выведены за пределы города. Насколько нам известно, это решение было согласовано со стратегией развития терминально-складских мощностей, утвержденной Правительством Санкт-Петербурга. На условиях частно-государственного партнерства ряд компаний, членов нашего Союза, построили за пределами кольцевой дороги несколько современных транспортно-логистических комплексов и уже в 2007 году ФТС разместила на них свои таможенные посты. Это позволило в короткие сроки решить целый комплекс проблем: вывести большегрузный транспорт за пределы города, стабилизировать цены в области околотаможенных услуг, минимизировать затраты и обеспечить безопасность при обработке и хранении грузов. Федеральная таможенная служба в течении 2009-2010 годов в рамках так называемой Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к границе Российской Федерации ликвидировала таможенные посты на современных терминалах, введенных в строй в 2007 году, а места таможенного оформления перенесла на склады, значительно уступающие ранее введенным в рамках частно-государственного партнерства по своим мощностям и техническому оснащению, часть из которых теперь находятся в черте города. Несмотря на многочисленные просьбы и обращения участников внешнеэкономической деятельности, руководства города, крупных импортеров - автопроизводителей Федеральная таможенная служба своего решения не изменила. Уважаемый Александр Николаевич, я бы просил Вас подключиться к решению этой проблемы. К сожалению, вышедший закон «О таможенном регулировании», прошедший экспертизу РСПП не внес ясности в эти вопросы.

В ближайшее время в составе исполнительной дирекции будет создан департамент внешнеэкономической деятельности. В начале на общественных началах, а по мере укрепления финансового положения нашей организации появятся работники на постоянной основе.

Идеи становятся силой, когда они овладевают массами, сказал один из классиков. Идеи по содействию бизнесу в городе Союз активно продвигает через средства  массовой информации. Так в феврале 2011 года в ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, на которой Союз представил журналистам  свою оценку итогов экономического развития города в 2010 году, а также наше видение перспектив этого года.

Постоянный интерес СМИ вызывают вопросы подготовки кадров, трудового законодательства, малого бизнеса. Актуальной стала тема энергоаудита и энергоэффективности.

Налажено сотрудничество в области информационных ресурсов членов Союза, примером которого можно назвать взаимодействие информационных порталов РСПП, сайтов комитетов и предприятий  и Общественного Совета по развитию малого предпринимательства. Появляются новые разделы, например, экспертно отобранные, важные для нашего региона материалы Российского Союза промышленников.

При поддержке Союза в декабре 2010 года вышел первый номер нового  проекта издательства «Зеркало Петербурга» - журнала-каталога «Петербург предлагает»,  дана рекомендация на получение грантов Правительства газете «Новости Петербурга».

Завершая доклад, хочу еще раз заострить Ваше внимание на стоящих перед нами задачах.

Нам необходимо:

  • обеспечить рост конкурентоспособности товаров и услуг на отечественном и мировом рынках.
  • достичь опережающего развития инновационного сектора экономики, начать реальный переход к экономике шестого технологического уклада.
  • создать благоприятную предпринимательскую среду для развития нашего бизнеса - налоговую, финансовую, инновационную, инвестиционную, таможенную, кадровую.

В заключение хотелось бы отметить большой вклад в положительные итоги минувшего года всех ассоциаций и объединений, входящих в наш Союз, а также исполнительной дирекции и работников аппарата.

Хотел бы отдельно поблагодарить А.Н. Шохина, исполнительную дирекцию РСПП за хорошие контакты, за помощь и поддержку нашей деятельности.