Статья Турчака А.А. в журнале "Промышленник России"
Об отдельных проблемах совершенствования технологии формирования программы развития до 2020 года.
Рассматривая программу развития экономики страны на период до 2020 года целесообразно сосредоточиться на отдельных концептуальных положениях, которые прямо касаются Российского союза промышленников и предпринимателей как общественной организации бизнеса. 19 марта 2008 года президент Дмитрий Медведев провел в Кремле встречу с членами совета Общественной палаты. Он призвал членов Общественной палаты активно подключиться к выработке концепции развития России до 2020 года, которая заложит основу развития страны на долгосрочный период. "Считаю абсолютно принципиальным, чтобы при подготовке документа такого значения происходила не только экспертиза, а совместная работа над этим документом", - сказал Медведев. Он назвал одну из гарантий стабильного развития России - "зрелое и структурированное гражданское общество". "Наша задача создать такую систему, когда гражданские структуры принимают участие в выработке государственной политики и в оценке ее качества", - заявил Медведев на встрече с членами Общественной палаты.
В этой связи необходимо отметить, что Российский союз промышленников и предпринимателей, его региональные отделения тоже являются общественной организацией - одной из составных частей гражданского общества в России. Возникает вопрос: как обеспечить непосредственное участие, в частности Российского Союза, в разработке этого программного документа?
Стратегия долгосрочного развития - это программный документ для управления развитием нашего общества. Следовательно, в его разработке должны принимать участие важнейшие объекты и субъекты общества. Каковы они? Можно предположить, что в самом общем плане объекты управления - это государство, представляющее интересы всех - населения, бизнеса, регионов. Это бизнес и это регионы. Субъекты управления в государстве и в регионах четко определены на законодательном и исполнительном уровнях. Теперь возникает вопрос: кто должен являться субъектом управления в бизнес - среде? Хочу предложить для обсуждения следующее предложение - в бизнесе субъектом управления должны выступать крупный бизнес и общественные организации бизнеса. Как видится технология разработки прогноза в этом случае? На первом этапе прогнозирования государство должно задать основные цели развития и пути их достижения. На прогнозируемый период должны быть определены все параметры развития, управляемые государством - налоговые, таможенные, государственный заказ, цены и тарифы монополий, крупные инвестиционные и инновационные проекты и программы. В основе должен лежать прогноз научно - технического развития как важнейший фактор развития экономики. Государство должно довести эти проектировки до остальных участников экономики - регионов и бизнеса. На этой основе регионы и бизнес должны разработать уже свои предложения к стратегиям развития, свои прогнозы. После этого государство рассматривает предложения и замечания регионов и бизнеса, принимаются решения по разногласиям. На этой основе принимается уточненный прогноз развития государственных параметров и стратегии развития регионов и бизнеса. На всех этапах должна быть привлечена академическая и прикладная наука, задающая прогнозные параметры научно - технического развития.
Вот самая простая технологическая схема разработки прогнозов. Только на основе этой технологии можно получить более менее точный результат - прогноз развития страны. Регулярно, например, раз в три года его нужно уточнять по той же технологической процедуре и продлять на очередные три года.
Возникает еще один вопрос: кто будет выступать в качестве субъектов управления от бизнеса? Как сформировать этот перечень крупных субъектов управления и как с ними взаимодействовать в процессе прогнозирования? В реестре статистического учета по Санкт - Петербургу зафиксировано свыше четырехсот тысяч хозяйственных единиц. При этом в свое время СПП СПб проводил анализ формирования такого показателя как оборот. Оказалось, что 70% оборота в промышленности формируют около 60 предприятий, что можно считать уже достаточным (90% оборота формируют уже около 200 предприятий). С учетом остальных крупных субъектов экономической деятельности (транспорт, связь, строительство, торговля) количество крупных субъектов экономической деятельности в нашем достаточно крупном городе может составлять не более 100-150 единиц. При современных информационных технологиях возможно сравнительно быстро обработать прогнозы развития этих субъектов управления по 10-15 показателям прогнозного развития. Известно, что современные автоматизированные системы управления на предприятии (ERP) сравнительно быстро осуществляют расчет для плана производства и плана закупок по десяткам тысяч наименований деталей для производства в цехах, закупки комплектующих и материалов. Для проведения такой работы необходимо получение проектов прогнозов от крупных предприятий и организаций города. Это может быть осуществлено на добровольной либо на законодательной основе путем принятия соответствующего закона. Таким образом, если раньше проекты планов и прогнозов обобщались и интегрировались в соответствующих министерствах и ведомствах по отраслевым каналам управления, то сейчас предлагается эти своды осуществить по территориальному принципу. Возможно привлечение к этой работе общественных организаций бизнеса, в частности, СПП СПб, при условии выделения соответствующего финансирования в качестве экспериментальной разработки прогноза. Реализация этого предложения позволила бы резко повысить качество прогноза за счет учета в нем предложений реальных предприятий и организаций страны, именно тех, которые производят товары и услуги, осуществляют инновации и инвестиции. Прогноз, разработанный Минэкономразвития, интересный документ в части изложения позиций нашего государства. Но учесть предложения бизнеса в нем, по моему мнению, совершенно необходимо.
Еще одно направление непосредственного участия бизнеса в разработке долгосрочных прогнозов - это непосредственное участие в формировании отдельных целевых федеральных программ. Можно предположить, что все эти программы должны быть органически встроены в состав долгосрочного прогноза и быть его естественной составной частью. В частности, можно рассмотреть необходимость формирования предложения бизнеса для уточнения и продления по времени такой важной программы как государственная программа вооружения. Существующая Государственная программа вооружений до 2015 года обладает рядом недостатков, суть которых можно свести к тому, что ее выполнение зачастую просто экономически не выгодно для предприятий ОПК. С другой стороны это уже и не долгосрочная программа - временной горизонт ее прогнозирования сузился до 7 лет (2009 - 2015 годы), что недостаточно для разработки принципиально новых видов боевой техники. Особенностью этой программы является то, что по существу это программа не только оборонного значения, но и одновременно программа инновационного развития страны. К сожалению, современный российский ОПК уже не в полной мере выполняет функции центрального звена инновационной экономики - наукоемкой высокотехнологичной промышленности, ориентированной как на военного, так и на гражданского потребителя. Объективными причинами этого являются: морально и физически устаревшая технологическая база, низкая производительность труда, высокая энерго- и материалоемкость, отсутствие высококвалифицированных специалистов, несовершенство законодательной базы, недостаточная эффективность государственного и корпоративного менеджмента.
Создание наукоемкой и конкурентоспособной гражданской продукции по прежнему остается для оборонных отраслей промышленности лишь стабилизирующей функцией в условиях нестабильного государственного оборонного заказа. Инновационный вклад ОПК в отечественный и мировой рынки остается крайне низким. Доля российских высоких технологий составляет на мировом рынке менее 1%, а доля экспорта высокотехнологичной продукции из России - менее 3%. Организационная структура ОПК и его система управления не отвечает требованиям сегодняшнего дня, не обеспечивает закреплению ОПК на мировом рынке вооружений.
Формирование высокотехнологичного комплекса на основе научно-технического и производственно-технологического потенциала ОПК должно производиться преимущественно не переводом военных производств на выпуск гражданской продукции, а слиянием с гражданской промышленностью базовых производств, выпускающих материалы, компоненты, элементную базу микроэлектроники, приборы, детали, узлы машин и т.п. Приоритетными задачами государственной промышленной политики по интеграции ОПК и гражданских отраслей промышленности в России являются как создание необходимых предпосылок для сближения военной и гражданской промышленности и формирование механизмов более эффективного распространения научно-технических достижений, так и переориентация экономики страны на преимущественное создание высоких технологий, включая информационные и наукоемкие.
Технологической основой такой интеграции должны стать технологии двойного назначения. С учетом существенного отличия уровней научно-технического развития военного и гражданского секторов российской экономики, интеграция ОПК и гражданских отраслей экономики России должна осуществляться последовательно: от передачи научно-технических достижений оборонного сектора экономики в гражданский через развитие технологий двойного назначения и повышение научно-технического уровня производства до создания единой национальной высокотехнологической базы, когда будет возможен процесс передачи высоких технологий из гражданского конкурентного сектора экономики в военный сектор. Однако механизм такой передачи инновационных достижений в отечественной практике до настоящего времени не отработан.
Рост продаж продукции ОПК на мировом рынке вооружения является объективным подтверждением ее традиционно высокого качества. Эта, продукция, отвечая требованиям потенциальных потребителей, несомненно, является наукоемкой и инновационной, а производственно-технологический потенциал, созданный в то время, и сегодня является, пожалуй, единственным источником трансферта высоких технологий в гражданский сектор. Однако, техника, представленная сегодня на мировом рынке вооружений, разработана 15-20 лет назад. Создание же военной техники и вооружений следующего поколения должно базироваться на биотехнологии, нанотехнологии, технологии новых материалов для элементной базы микроэлектроники, микроволновых и информационных технологиях. Это предложение также может служить основой для обсуждения вариантов непосредственного участия общественных организаций бизнеса в формировании долгосрочных прогнозов экономического развития страны.
"Промышленник России"
2008