Выступление С.Д.Бодрунова на совместном Общем (отчетно-выборном) собарнии членов СПП СПб 12.04.2012
Выступление С.Д.Бодрунова на совместном Общем (отчетно-выборном) собарнии членов СПП СПб 12.04.2012
Уважаемые коллеги!
У нас сегодня знаменательное обсуждение. Мы сегодня говорим не только, как обычно, о текущих проблемах, но рассматриваем работу нашего Союза за очень объемный период - 5 лет.
За это время, как говорится, много воды утекло. Наша промышленность пережила определенный подъем с 2006-2007гг., жесткий кризис конца 2008г.- 2009г., из которого мы, промышленники, с большим трудом выходили в 2010-2011гг., ну и некоторое оживление второй половины 2011г. - первого квартала 2012г. И на всех этих этапах, я должен отметить это не как первый вице-президент Союза, а как предприниматель, промышленник, что называется, на «своей шкуре» испытавший все прелести и сложности этого периода - Союз под руководством нашего Президиума и нашего, я считаю, весьма удачно для нашего Союза вовремя возглавившего нас Анатолия Александровича Турчака, продолжившего традиции наступательной деятельности Союза, заложенные незабвенным Вахтангом Павловичем Ковешниковым, был на высоте. Ни одно значимое решение городских властей, касающееся развития промышленности в городе, ни одно крупное промышленное движение, будь то образование кластеров или формирование промышленных зон, обуздание естественных монополистов или массовая подготовка кадров для промышленности, и т.д. и т.д. не прошли мимо внимания Союза или без его участия. Работу руководящих органов Союза считаю целесообразным одобрить.
Отдельно отмечу капитальный вклад Союза промышленников Санкт-Петербурга в работу Правительства города, финансово-промышленных кругов по преодолению экономического кризиса. Напомню еще раз, уважаемые коллеги, что именно Союз промышленников, его актив с первых дней кризиса вошли в состав антикризисной группы Правительства города. Из Союза промышленников были в этот период времени делегированы кадры для руководства городской экономикой. В недрах Союза промышленников рождались т.н. промышленные блоки Антикризисного плана Правительства города, который был признан Правительством России, Владимиром Владимировичем Путиным лучшим в стране. Напомню, что наша городская промышленность, в силу ее специфики (в частности, - наличия огромного оборонного сектора, превалирующей доли в составе промышленности предприятий второго и третьего уровней кооперации, наличия крупных блоков промышленности, рынки которых в кризис пострадали в первую очередь - автопром, энергетическое машиностроение, IT-сектор и т.д.), «просела» в декабре 2008г. - феврале 2009г. гораздо сильнее, чем промышленность большинства регионов России и страны в целом - почти на 28% по объемам производства. Для тех, кто разбирается в нашем деле, - а таких в этом зале большинство, - ясно, что это была катастрофа, грозившая полной остановкой промышленного производства и развалом городской экономики, поскольку городская промышленность давала свыше трети поступлений в городской бюджет, а непокрываемый дефицит бюджета даже в 10-15%, да еще в условиях кризиса - это сотни тысяч потерянных рабочих мест, безработных без пособий и, фактически, - экономический коллапс. В это сложное время мы с вами сумели найти необходимые решения, выдвинуть и решить сложнейшие задачи по двукратному увеличению оборонного заказа с упреждающим его финансированием, чего не было ни в предыдущие, ни, к сожалению, в последующие годы. Мы также сумели поддержать малый бизнес, в котором было создано за несколько месяцев более 100 тысяч рабочих мест, тем самым разгрузив промышленность от кадрового балласта, особенно давящего предприятия в период кризиса, когда на счету буквально каждый рубль. Более того, в городе не остановилось перспективное промышленное строительство. В этот сложнейший период мы с вами смотрели в перспективу, а не только решали хоть и глобальные, но текущие задачи. Впервые в нашей городской практике в 2009г. был принят основополагающий документ, устанавливающий рамки полномочий, прав и обязанностей всех участников промышленного процесса, наш главный нормативный акт - Закон Санкт-Петербурга о промышленной политике. В соответствии с этим законом с осени 2009г. развернул свою деятельность Промышленный совет Санкт-Петербурга в теснейшем сотрудничестве с Союзом промышленников Санкт-Петербурга, представители которого составили его основу; достаточно сказать, что почти все комиссии Промышленного совета возглавляют представители Президиума Союза промышленников Санкт-Петербурга. Более того, именно Союз промышленников Санкт-Петербурга при координирующей роли Промышленного совета выдвинул инициативу формирования долгосрочной Концепции развития городской промышленности. Эта идея нашла поддержку Правительства Санкт-Петербурга. Союзом были организованы научные силы, найдено внебюджетное финансирование, привлечены специалисты различных исследовательских центров, вплоть до Академии наук России, экспертные группы с участием крупнейших предпринимателей из разных отраслей и секторов городской промышленности, в результате чего была создана упомянутая Концепция развития промышленности до 2020г., которая была принята в конце 2010г. Промышленным советом Санкт-Петербурга в качестве нормативного акта. На базе этой Концепции Комитетом экономики сформирована в 2011г. и утверждена Правительством города Программа «Наука. Промышленность. Инновации» на 2012-2015гг., раскрывающая конкретные механизмы реализации первого этапа Концепции развития промышленности.
Не буду вдаваться в подробности этих основополагающих документов, мы их хорошо знаем, поскольку весь актив Союза промышленников принимал деятельное участие в разработке этих документов. Особенно, пользуясь случаем, хочу поблагодарить наших коллег Виктора Николаевича Иванова, Плавника, Лобина, Шубарева-старшего, Кармазинова, Героя России Ватагина, Бориса Иванова, Лазебника, Вайсберга, старшего и младшего Соловейчиков, нашего ветерана Радченко, Заплаткина, Елену Церетели, Трусова, Локоткова, ректора ЛИТМО, руководителя Союза ректоров города - Васильева, проректора ФИНЭКа Карлика, академика Окрепилова, сотрудников дирекции Союза, профессиональных ассоциаций - производителей автокомпонентов, радиоэлектроники, авиаприборостроителей, Вольного экономического общества и многих других; прошу не обижаться, если кого-то не упомянул, т.к. сделать это невозможно - были реально задействованы десятки крупных специалистов, каждый из которых внес в создание документов реальный вклад.
Я полагаю, что принятые стратегические решения по развитию промышленности, отраженные в этих документах, для всех участников промышленного процесса - и для нас, промышленников, и для Правительства города, и для потенциальных инвесторов в городскую промышленность, для профсоюзов, субъектов сферы образования и подготовки кадров, финансовых кругов, ориентированных на промышленность и т.д., - будут в ближайшие годы являться надежным ориентиром, позволяющим развивать промышленность города системно и комплексно. Подчеркну - у нас еще никогда в постсоветское время, т.е. на новой экономической основе, - не было столь комплексного и выверенного плана действий, принятого на четкой законодательной базе, в демократическом ключе и с учетом интересов всех участников промышленного процесса. В этом Петербург также здорово отличается от подавляющего большинства субъектов Российской Федерации. К нам постоянно обращаются представители разных регионов за опытом такой работы. Я это только что обсуждал с А.Н.Шохиным.
Конечно, любой долгосрочный план, любой прогноз по истечении некоторого времени нуждается в уточнениях и корректировках. К достоинствам нашей системы планирования, прогнозирования и программирования развития промышленности следует отнести заложенные в ней в принципиальном плане адекватные механизмы такой корректировки, делающей эти документы адаптогенными и позволяющей им сохранять свое базовое значение на весь период, на который они рассчитаны.
Сейчас мы находимся в определенном плане на новом этапе оживления экономики. Ситуация прекрасно предугадана нашими планами - и Концепцией, и Программой, поскольку эти документы предусматривают движение по инновационному сценарию в условиях посткризисного оживления экономики. Конечно, какие-то уточнения будут нужны, и мы с вами, коллеги, в рамках Союза промышленников и в последующем на Промышленном совете обязательно их рассмотрим.
Очень важно было бы, чтобы эти наши документы, с учетом необходимых корректировок, тщательно учитывались при разработке и формировании других, в т.ч. - и более глобальных - городских программ.
В частности, в настоящее время, и уже длительное время разрабатывается Стратегия развития города до 2020г. - «Стратегия 2020». Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли недавно представил для обсуждения обновленную версию концепции этой Стратегии, за что следует выразить ему нашу признательность. В этой концепции упоминается, что Петербург должен стать лидером в России по экспорту современной промышленной продукции и научно-технических услуг. Предполагается, что к 2020г. в городе будет завершено формирование полноценных кластеров в сфере судостроения, автомобилестроения, энергомашиностроения, фармацевтики, радиологии, информационно-коммуникационных технологий, предприятия которых как раз и обеспечат конкурентоспособность нашей продукции на открытых рынках и в недрах которых, как упоминается в этом документе, возникнут новые центры технологического развития, новые современные производства и интеллектуальные отрасли промышленности, которые также, в свою очередь, займут значимые позиции на международных рынках. Такая перспектива привлечет в промышленность инвесторов, позволит вовлечь в промышленный процесс профессиональных и талантливых людей. Это очень хорошо согласуется с нашей Концепцией развития промышленности и находится в русле Программы «Наука. Промышленность. Инновации».
Но, к сожалению, это - практически все, что в концепции социально-экономического развития говорится о развитии промышленности. Документ подробно описывает концептуальное видение перспективы и задач в области городской среды, экологии, медицины, здравоохранения, образования, благоустройства, транспорта, культуры, но не имеет специально выделенного раздела, касающегося развития городской экономики и, тем более, ее основного элемента - промышленности. К сожалению, не раскрыты механизмы реализации объявляемых результатов, пути и варианты решения этих задач (за исключением упомянутого в разделе «видение будущего» редевелопмента промышленных зон), ресурсные требования и ресурсная база их решения и т.д. А ведь промышленность, еще раз подчеркну, всегда в нашем городе была и остается становым хребтом развития городской экономики, да и города в целом. Этот вывод, напомню, является главным в принятой в соответствии с законом о промышленной политике Концепцией развития промышленности до 2020г. Поэтому, как мне представляется, целесообразно Концепцию социально-экономического развития дополнить одним небольшим, но существенным дополнением, которое не перегрузит документ, но в то же время позволит его наполнить важным для нас, промышленников, элементом и смыслом -упомянуть, что городская промышленность развивается в четком соответствии с уже принятой Концепцией развития промышленности до 2020г., которую мы, промышленники города с участием ученых и специалистов сформировали и которая принята в установленном законом порядке. Концепция развития промышленности нас вполне устраивает как базовый документ. Конечно, - с учетом возможных корректировок. Отсутствие же такого упоминания в Концепции социально-экономического развития может привести к неоднозначности трактовки вариантов развития промышленности, возникновению противоречий и нестыковок между этими двумя документами. А этого не должно быть. У города, у Правительства, у нас должен быть подход и единый соответствующий документ.