Тезисы выступления Г.А.Исакеева 12.04.2012 на совместном Общем (отчетно-выборном) собрании СПП СПб

 

Уважаемые господа!

Я очень ценю предоставленную мне возможность выступать с этой кафедры. Когда я просил Анатолия Александровича предоставить мне слово для выступления, я конечно же хотел воспользоваться возможностью и презентовать свой НОВИКОМБАНК...

-Про то, какие мы большие и взрослые, про то, как помогаем промышленности, какие у нас замечательные проекты, какие Акционеры...и т.д. Но я, пожалуй, этого делать не буду, потому как А. не всем это интересно, а кому интересно - расскажу лично. Б. не все мне поверят, так как известно, что «Банки - это жирные коты» и вообще «во всем виноват Чубайс».

Но главное - формат мероприятия предполагает более важную задачу - обсуждения планов деятельности Союза на перспективу, поэтому я, попробую сосредоточиться на вопросах взаимодействия кредитно-финансовой сферы и промышленности, а также некоторых проблемах, которые нам совместно предстоит диагностировать и пытаться решать.

В докладе Премьера в Госдуме нашли отражение планы по решению множества вопросов неоднократно обсуждавшихся и на мероприятиях нашего Союза (высшее и специальное образование, поддержка фундаментальной науки, поддержка инновационной деятельности, улучшение инвестиционного климата, реформирование налоговой системы, здравоохранение). Будем считать что нас услышали...

Наш город всегда был крупной агломерацией, которая неизбежно сталкивается со всеми современными экономическими и социальными проблемами. Поэтому нам крайне важно продолжить взаимодействие по системному их разрешению. Весьма обширный перечень задач приведен в программных статьях Премьера и я не буду останавливаться на их перечислении.

ИТАК О БАНКАХ И БИЗНЕСЕ

Практически любой Банк в России сталкивается с проблемами, связанными с государственным регулированием этого самого бизнеса.

Плохи Банки или хороши, и насколько они в «некой усредненности» соответствуют чаяниям промышленности - вовсе не всегда зависит от банка. Мы участники конкурентной среды и вынуждены формулировать свой отклик рынку исходя из реалий его функционирования.

Мы с вами являемся заложниками существующего экономического уклада, который пока характеризуется :

- избыточным государственным присутствием и регулированием в экономике

- отсутствием, а иногда даже препятствием механизмам конкуренции

- незащищенностью бизнеса и фактически избирательной доступностью к имеющимся механизмам государственной поддержки

- несогласованностью действий различных госорганов и регуляторов в обеспечении декларируемых задач экономического развития.

Существенной продолжает оставаться проблема своевременности заключения контрактов в рамках гособоронзаказа. Даже Премьер в своем отчете Госдуме подтверждает, что в этом году - темп процесса - чуть выше, чем в дико-тяжелом прошлом году и контрактация должна быть завершена к 15 апреля, но, думаю, многие присутствующие в этом зале знакомы с положением дел.

В связи с этим, возникает проблема с привлечением внебюджетного финансирования (кредитов), которую, зачастую, приходится решать не в планово-заблаговременном, а в аврально-экстренном порядке. При этом предприятия вынуждены производить заимствования на свой страх и риск до проведения конкурса и фактического получения госконтракта, существенно снижая экономическую эффективность своей деятельности и соответственно возможности по финансированию модернизации производства.

Весьма  существенная  проблема - в  системе  ценообразования  при заключении госконтракта.   Очевидно, что назрела необходимость внесения существенных изменений в ФЗ «О государственном оборонном заказе». Да и пресловутый 94 ОФЗ вызывает массу претензий.

Проблем в промышленности  еще более чем достаточно. Решение многих - лежит в законотворческой плоскости и координации взаимодействия ведомств.

К примеру - часто возникающий вопрос « Насколько отечественные банки в состоянии обеспечить достаточное финансирование промышленности»?

Здесь конечно существует всем уже очевидный факт -  отсутствие банков «длинного» и «дешевого» ресурса, соответствующего реальной длительности производственного цикла и срокам разумной окупаемости модернизационных мероприятий.

И мы с надеждой наблюдаем очевидный рост конструктивной активности со стороны Правительства, в обсуждении вопросов привлечения дополнительного капитала в банковскую систему, в том числе и при участии государственных институтов развития.

Но представляется необходимым и активное участие Банка России, который ввиду необходимости стимулирования экономического роста и решении стратегических задач должен ставить приоритетом своей процентной политики - снижение ставок по долгосрочным кредитам, ссудам малому и  среднему бизнесу. Из этого казалось бы должна следовать стратегия  расширения объемов и сроков рефинансирования банковской системы со стороны Банка России.

Но многие банки (особенно в регионах) жалуются, что для них доступ к программам ЦБР по рефинансированию практически полностью закрыт, хотя именно для них является наиболее критичным ввиду малых объёмов собственной ресурсной базы.

Кроме того, давние призывы банковского сообщества к ЦБ России о необходимости корректировки денежно-кредитной политики, которая должна обеспечивать стимулирование экономического роста промышленности (в первую очередь: импортозамещающей и инновационноёмкой) пока не находят адекватного отклика. При этом представляется, что задачами ближайших лет должно быть:

- активное насыщение  рублёвыми ресурсами отечественного рынка капитала;

- замещение рублёвыми средствами иностранного долгового капитала;

- увеличение срочности финансовых инструментов;

- сокращение рисковых требований при операциях фондирования бизнеса и как следствие - повышение доступности долговых финансовых ресурсов для конечных заёмщиков.

Направления денежно-кредитной политики, определяемые Банком России, должны обязательно базироваться на анализе и прогнозе состояния различных отраслей, а не только цен на нефть, как сейчас.

И это не все, Банк России на ближайшее будущее (на период до 2015 года) уделяет наиболее существенное внимание вопросам совершенствования риск-ориентированного надзора, и развитию его правовых условий!!! Планируется дальнейшее усиление требований по оценке рисков.

На протяжении 2011 г. Банк России постоянно вносил изменения в регулирующие документы, которые, неоправданно жёстким, по мнению банковского сообщества, образом увеличивают степень оценки рисков при кредитовании. При этом Банк России в своей строгости существенно превосходит достаточно жесткие требования Базельского комитета по банковскому надзору.

В настоящее время эта проблема стоит особенно остро, так как фактически ограничивает рост кредитного портфеля. При этом иногда складывается ощущение, что деятельность учреждений Банка России направлена не на стимулирование кредитования, а на формирование резервов.

В связи с этим многие руководители банков опасаются, что им возможно придётся отказаться от кредитования в дальнейшем, иначе уровень достаточности их капитала сократится ниже требуемого уровня.

Банковское сообщество предлагает пересмотреть наиболее жёсткие требования, вводимые новыми поправками, или ввести льготные режимы оценки рисков для ряда активов.

Банки, желающие кредитовать инновационные производства, сталкиваются с такой проблемой в первую очередь. Когда заёмщик на полученные от банка кредиты модернизирует оборудование, его финансовые показатели (например: величина денежных потоков, коэффициенты ликвидности, прибыль до налогообложения) на некоторое время ухудшаются. Соответственно, согласно требованиям ЦБ, банк вынужден отразить в отчётности ухудшение качества ссуды (даже если она нормально обслуживается) и досоздать резервы (что ведет к удорожанию заимствований).

В итоге получается парадоксальная ситуация: надзорные требования Банка России вступают в противоречие с потребностями экономики.

Много предстоит сделать и в налаживании взаимодействия с предприятиями малого и среднего бизнеса. Потому как деклараций достаточно, но механизм весьма далек от потребностей.

В этой проблематике мы будем рассчитывать на конструктивное взаимодействие с Главным управлением ЦБ России по Петербургу и Ассоциацией банков Северо-Запада.

Крайне важна координация действий различных регуляторов: ЦБ, ФСФР, ФНС, Роспотребнадзора и других. Зачастую добросовестное исполнение банками требований одного регулятора является поводом для санкций со стороны другого. К примеру, досоздание резервов в связи с «ухудшением» качества ссуды является поводом для претензий со стороны налоговых органов в связи с занижением величины налогооблагаемой прибыли. Нам необходимо систематизировать подобные ситуации и сделать выводы.

Перипетии на мировых финансовых рынках научили нас - нашу модернизацию мы должны финансировать прежде всего сами. Банковская система, институты развития, фондовые рынки должны быть постоянно в поле нашего внимания и изучения возможностей.

Так в частности предстоит изучать возможности, предоставляемые

- Российским агентством экспортного страхования - ЭКС АР,

- Внешэкономбанком и финансовыми институтами Евразийского экономического пространства.

Пытаться пользоваться возможностями созданного Российского фонда прямых инвестиций. В фонд уже направлено более 2 млрд долларов, а за пять лет капитал этой компании должен достигнуть 10 млрд долларов».

Заявлено (Рогозин) о создании Фонда перспективных оборонных исследований.

При этом пока динамика роста капиталовложений свидетельствует о продолжении действия моратория на инвестпрограммы со стороны бизнеса. Резко увеличившийся отток капитала наглядно демонстрирует проблемы инвестиционного климата.

Про ВТО.

 Очевидно, что и нас это коснется, но пока иностранное участие в российск банковской системе регулируется вполне жестко. При этом иностранные кредитные организации могут открывать свои дочерние банки в России, действующие в поле нашего нормативного регулирования (не обсуждая - насколько это хорошо), либо иностранный капитал может участвовать в капитале наших банков. Квота для таких форм участия может быть установлена в пределах 50% от совокупной капитализации, но на сегодняшний день цифра не превышает 28% (при этом нужно понимать, что в изрядной мере это реэкспорт капитала). Хорошо это или плохо с точки зрения извечной мечты о длинных и дешевых деньгах - сказать однозначно все равно нельзя, так как наши «как бы» западные коллеги все равно не стремятся финансировать нашу промышленность по «тем» ставкам...

В условиях, когда Правительство до сих пор не определилось с мерами защиты отраслей экономики в условиях ВТО, нашему Союзу никак нельзя оставаться в стороне от этих вопросов и мы будем вести взаимодействие со всеми общественными институтами, ожидая активной позиции от членов Союза.

Закончу цитатой  из Владимира Владимировича: «Сегодня нас, как и наших предков столетия назад, должны вдохновлять вера и любовь к России. Мы обязательно добьемся успеха».