Вступительное слово А.А.Турчака на заседании Президиума СПП СПб 13.12.12 по налогам

 

Уважаемые коллеги!

Напомню вам, что в Послании Президента РФ В.В. Путина  ставится задача по резкому улучшению предпринимательского климата в стране, который включает в себя многие составляющие - финансовую, таможенную, инвестиционную, инновационную, налоговую и ряд других. Сегодня мы с Вами заслушаем сообщение по налоговой составляющей делового климата, которое сделает руководитель Управления федеральной налоговой службы Валентина Анатольевна Корязина.

Нам представляется, что все мы, занимающиеся реальным бизнесом, достаточно хорошо знаем налоговую проблематику. Но это далеко не так. Достаточно упомянуть только несколько моментов.

Налоговый кодекс страны - это примерно 700 страниц мелкого текста. Сколько страниц занимают приказы Минфина РФ, Федеральной налоговой службы - не знаю. Но чувствую, что тоже очень много. Многим приходится нести дополнительные издержки на содержание отдельных бухгалтеров для взаимодействия с налоговиками. Много дел по налогам рассматривается в арбитражных судах. Есть примеры, когда предприятия просто договариваются с налоговиками о величине выплачиваемых налогов. Отсюда можно сделать вывод, что во взаимоотношениях предпринимателей и налоговых органов еще много проблем и недопонимания.

Или такой момент. В налоговом кодексе записано, что равное налогообложение является условием равной конкуренции на рынках. В объеме налога на прибыль доля промышленности Санкт-Петербурга составляет две трети, при этом численность занятых в промышленности меньше одной пятой. На одного работающего в промышленности величина налога на прибыль в разы больше, чем в остальных видах экономической деятельности.  Или взять налог на добавленную стоимость, который угнетающе действует на  самую важную составляющую промышленности - на ее высокотехнологичное и наукоемкое машиностроение. В нем длинные технологические цепочки и много поставщиков. И на каждом этапе накручивается НДС. Растут издержки, растет цена, снижается конкурентоспособность.

И ещё один вопрос. В критериях оценки налоговой нагрузки имеется показатель определения уровня налоговой нагрузки. К сожалению в расчет не входят отчисления во внебюджетные фонды (отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд медицинского страхования, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), которые в настоящее время составляют свыше 30% от фонда оплаты труда.

В расчет не входит, но налоговые органы контролируют среднюю заработную плату по отрасли и требуют объяснений, если происходит снижение её уровня (из-за подоходного налога).

На наш взгляд, если не берется этот показатель по методике в расчет, то хотя бы справочно это можно было бы принимать во внимание при оценке рисков индивидуально по каждому предприятию.

Как Вы знаете, в этом году повышена кадастровая стоимость земельных участков, это повлекло за собой рост стоимости земельного налога. И опять с одной стороны все декларируют тезис о приоритетности промышленного развития, а с другой тут же обкладывают промышленность самой высокой ставкой земельного налога на уровне 1,5%.

 Примеры можно продолжать, но сразу  скажу, что предъявлять претензии  Валентине Анатольевне мы не имеем права, т.к. все эти вопросы относятся к  федеральному законодательству, Минфину РФ, Федеральной налоговой службе. Валентина Анатольевна проинформирует о концепции системы планирования выездных налоговых проверок именно для того,  чтобы подготовить нас к работе в дальнейшем и расскажет о том, как налоговые органы внедряют систему электронных взаимоотношений с налогоплательщиками.

Спасибо за внимание!