14 августа 2013 года направлено письмо Председателю Комитета по экономической политике и стратегическому планированию А.И.Котову

Дата: 
14/08/2013 17:29

 

 

14.08.2013

Исх.№

255/13

Председателю

Комитета по экономической политике и стратегическому планированию

А.И. Котову

Уважаемый Анатолий Иванович!

 

Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга представляет предложения  по формированию государственной программы «Экономическое развитие Санкт-Петербурга - переход к экономике знаний»:

I.  Положить в основу программы Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", обеспечив, в частности выполнение в программе следующих его положений:

  • создание и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году;
  • увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 процентов внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27 процентов - к 2018 году;
  • увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 году в 1,3 раза относительно уровня 2011 года;
  • увеличение производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года;
  • повышение позиции Российской Федерации в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса со 120-й в 2011 году до 50-й - в 2015 году и до 20-й - в 2018 году;
  • предусмотреть в составе разрабатываемых государственных программ Российской Федерации мероприятия по развитию национальной инновационной системы в соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также формирование системы технологического прогнозирования, ориентированной на обеспечение перспективных потребностей обрабатывающего сектора экономики, с учетом развития ключевых производственных технологий;
  • утвердить государственные программы Российской Федерации, включая такие, как "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", "Развитие авиационной промышленности", "Космическая деятельность России", "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности", "Развитие судостроения", "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности", а также Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и при необходимости осуществить корректировку стратегий, направленных на модернизацию и развитие ведущих секторов экономики, предусмотрев увязку указанных программ и отраслевых стратегий с формируемыми приоритетными технологическими платформами и пилотными проектами инновационных территориальных кластеров.

II. Продукты и услуги, производимые в экономике знаний должны быть конкурентоспособны на мировом рынке, в худшем случае - на отечественном рынке. В идеале они должны формировать принципиально новые рынки сбыта.

В состав потенциально возможных производителей таких товаров и услуг могут быть включены:

  • существующие традиционные производители высокотехнологичных товаров и услуг, которые выпускают продукцию на основе полного технологического цикла: разработка НИР, ОКР, КР, технологий, производство продуктов и услуг и их последующей утилизации. Критерием определения производителей должна быть поставка продукции и услуг на рынок вне стран СНГ, на рынки стран СНГ и отечественный рынок. Статистические показатели для их выборки имеются.
  • существующие и потенциально возможные производители продуктов и услуг, относящихся к шестому технологическому укладу. Именно они могут стать потенциально возможными хозяйственными субъектами, обеспечивающими в среднесрочной перспективе темпы развития в десятки процентов в год. Для выявления этих продуктов и услуг, а также их производителей необходимо привлечь ученых и передовые в технологическом отношении предприятия и организации города. При проведении этой работы необходимо учитывать целевые установки, содержащиеся в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

    III. Необходимо наладить систему перспективного, прогнозного планирования, так как её отсутствие не позволяет предприятиям города планировать свою деятельность на период в 5-10 лет. Необходимо ускорить выход нормативно-правовых актов, проистекающих из Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе».

    - Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга должен обладать всей полнотой информации о текущем состоянии дел на предприятиях, прежде всего оборонно-промышленного комплекса, уровня их производственных мощностей, научного и кадрового потенциала, других возникающих проблем, как финансового, так и социального характера. Это позволит оперативно и качественно влиять на принимаемые в федеральных органах власти решения, своевременно оказывать научно-промышленному комплексу поддержку, лоббировать интересы предприятий, тем самым увеличивать бюджетную составляющую развития Санкт-Петербурга.

    - С целью стимулирования роста научно-промышленного сектора, необходимо усилить внимание развитию промышленных территорий, в том числе в области законодательства, включая федеральное. Принять меры по упрощению процедуры получения разрешений на строительство и эксплуатацию, в том числе подключение к энергосетям, водоотведение, экологию, изменения зон назначения, условий землепользования и т.д., а также существенно снизить финансовые притязания со стороны монополистов по этим вопросам.

    - Рассмотреть вопрос льготного налогообложения научно-промышленных предприятий, что позволит инвестировать дополнительные средства на модернизацию, НИОКР и т.д. Принять меры по увеличению степени участия банковского сектора Санкт-Петербурга в формировании благоприятной финансовой среды, стимулирования развития научно-промышленного комплекса, в первую очередь за счет снижения банковской ставки и предоставления «длинных кредитов» на технологическое перевооружение и пр.

    IV. Научно-промышленная политика города может быть разработана на основе вышеуказанных критериев в 2014 году. Источником финансирования должен быть бюджет города, так как эта программа прямо увязана с выполнением целевых показателей развития, содержащихся в Уставе города и других директивных целеполагающих документах.

    При этом целесообразно использовать Концепцию развития промышленности Санкт-Петербурга до 2020 года в качестве базового документа и соответствующие городские целевые программы; предусмотреть в них целевое бюджетное финансирование инфраструктурных проектов, связанных с развитием промышленности, и субсидии для промышленных предприятий.

    Концепцией развития промышленности Санкт-Петербурга до 2020 года (раздел11) предусматривается формирование системы центров технологического превосходства  - организаций, которые ведут научные исследования и разработки в прорывных областях знаний, располагают уникальными материально-техническими, интеллектуальными и кадровыми ресурсами, являются национальными мировыми лидерами в одном или нескольких направлениях науки и технологий и одновременно служат связующим звеном трансфера знаний с переднего края исследований к национальным компаниям и лабораториям, выступают эталонами для других институтов аналогичного профиля. В качестве наиболее перспективных секторов для развертывания таких центров технологического превосходства, на которые должна фокусироваться поддержка в рамках настоящей концепции, являются (таблица 4, Приложение 5 к Концепции):

    • авиационно-космическое и общее приборостроение, радиоэлектроника, системы беспроводной передачи данных, создание новых датчиков и информационных объектов (цифровое телевидение, мультимедийные системы, беспроводной интернет, мобильные и бесконтактные платежные системы и сервисы, «умная дорога», «умный дом» и пр.);
    • «новая энергетика» (использование возобновляемых источников энергии, «умные сети», системы накопления и хранения энергии, энергоэффективная и энергосберегающая аппаратура и т.п.);
    • новые материалы и материаловедение, нанотехнологии;
    • радиологическая индустрия (производство радиологических препаратов и использующих их устройств для нужд медицины, сельского хозяйства и пищевой промышленности, систем безопасности);
    • биотехнологии;
    • ресурсы моря, шельфовые разработки полезных ископаемых и др.

Президент

 

А.Турчак