Выступление А.А.Турчака "О Концепции развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга на период до 2020 года"
Уважаемый Георгий Сергеевич! Уважаемые члены Промышленного Совета!
Убеждать в важности документов, определяющих перспективы развития города на среднесрочный и долгосрочный период нет необходимости. Поэтому предлагаю представленную Концепцию развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга на период до 2020 года одобрить и внести её на рассмотрение и утверждение Правительства.
3 октября на расширенном заседании Президиума Союза промышленников и предпринимателей была рассмотрена Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года, представляется, что сегодняшний документ должен стать базовым при её окончательном формировании.
Промышленность сегодня - это не только мощнейший и стабильный источник доходов бюджета, но и локомотив стратегического развития.
Продолжающийся мировой экономический кризис свидетельствует о провале теории «безпромышленного развития». В свое время США и ЕС перевели в Китай и другие страны Азии тысячи промышленных предприятий. Сегодня рынки США и стран ЕС переполнены дешевыми, но вполне конкурентоспособными товарами из Азии, которые производятся отнюдь не на азиатских филиалах американских или европейских компаний.
К чему стремятся теперь США и ЕС? Прежде всего к реиндустриализации своей промышленности. В США, например, на стимулирование производства и создание новых рабочих мест выделяют 447 млрд. долларов.
Подтверждается вывод нобелевского лауреата по экономике Э. Тоффлера: «без промышленности страна постепенно, но неуклонно лишается «мозгов» и финансовых ресурсов. Все уходит туда, где есть реальное производство». Этот постулат подтверждает исследование, проведенное РАН. Оказалось, что основная причина «утечки мозгов» из современной России не величина зарплаты, а невостребованность результатов труда, бюрократия, отсутствие гармоничного общественного устройства.
Необходимо признать, что эти проблемы характерны и для нашего города. Среди 20 крупнейших предприятий Санкт-Петербурга по объему промышленной продукции только четыре являются отечественными и высокотехнологичными. Остальные - это автосборочные предприятия иностранных фирм (последний передел), пищевые предприятия, производители труб, проката, косметики (низкое число переделов ресурсов). Эту ситуацию нам предстоит кардинальным образом поменять!
Мы благодарны правительству города за ту поддержку, которую оно оказывает промышленности. Особо хочется отметить своевременно принятое решение об установлении ставки земельного налога в размере 1,25%. Просил бы Вас сохранить действие этой ставки на предстоящий 3-х летний бюджетный период.
Как уже отмечал в начале заседания Георгий Сергеевич, к текущим задачам городской экономики относится модернизация предприятий, подготовка кадров, и коммерциализация научных идей, разработок. В среднесрочной перспективе (три-четыре года) промышленности Санкт-Петербурга понадобятся крупные инвестиции в основные фонды. Уже сейчас износ основных фондов в промышленности города в среднем достигает 40 %. В долгосрочной перспективе необходимо уделить особое внимание инновациям и развитию науки: как отраслевой, вузовской, академической, так и военной.
Перед нами стоит задача ускорения процесса перехода петербургской промышленности на шестой технологический уклад, главное преимущество которого выражается в существенном снижении трудозатрат, энерго и материалоемкости.
Некоторые серьезные проблемы требуют проработки и согласования с Правительством РФ, а в отдельных случаях с Президентом РФ (например, перспективы развития судостроения, энерго и атомного машиностроения, радиоэлектроники).
Заострю Ваше внимание только на судостроении, т.к. именно этот кластер является одним из наиболее важных и перспективных. Судостроительные заводы, составляющие его ядро, в 2012 году произвели продукции на 33 млрд. рублей. В целом рост производства составил 125,8% по отношению к 2011 году. На предприятиях и в организациях отрасли работает более 50 тыс. горожан. В городе сосредоточены научно-исследовательские институты, проектно-конструкторские бюро и промышленные предприятия, обеспечивающие около 70% объемов научных и опытно-конструкторских работ и порядка 40% объемов производства отечественной судостроительной промышленности. От промышленных предприятий судостроительного кластера в федеральный бюджет, в государственные внебюджетные фонды и бюджет субъекта федерации за 2012 год поступили платежи в размере 1 млрд. 611 млн. рублей.
На протяжении 3-х столетий судостроение было лицом, визитной карточкой нашего города, к сожалению, в 21 веке мы его начали терять.
Среди системных проблем судостроительных предприятий выделяются:
-
- недостаточная интеграция научной, проектно-конструкторской и промышленной составляющих в реальном производстве кораблей и судов;
-
- нарастающие трудности привлечения заводов-комплектаторов к поставкам продукции, необходимой для судостроения;
-
- отсутствие масштабной технологической модернизации судостроительных мощностей города;
-
- комплексное обострение кадровой проблемы;
-
- снижение оперативности управления дочерними обществами вследствие инерционной 3-х уровневой структуры управления ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».
Не находят конструктивного решения вышеперечисленные проблемы и в проекте «Стратегии развития ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» на период до 2030 года», презентованной в сентябре на Международной выставке «Нева - 2013».
И ещё один вопрос.
Как известно, основу для инноваций в промышленности составляют разработки научных учреждений. В этой связи крайне тревожной является долговременная тенденция к сокращению численности занятых в исследованиях и разработках. В 2000 году научной деятельностью занимались 98 тыс. человек, в 2012 году на 20 тыс. меньше. Количество непосредственно разработчиков составляет около 2% от общей численности работающих. Завершая своё выступление, хочется напомнить высказывание Президента России В.В.Путина: «Сегодня в России нет более важной задачи, чем развитие промышленности, науки и образования».
Благодарю за внимание!
Заседание Промышленного совета Санкт-Петербурга 8.11.2013 года