29 апреля 2014 года в Смольном состоялось заседание Межведомственного координационного совета по кадровому обеспечению

Дата: 
30/04/2014 14:14

 

29 апреля 2014 года в Смольном состоялось заседание Межведомственного координационного совета по кадровому обеспечению отраслей экономики Санкт-Петербурга при Правительстве Санкт-Петербурга (Совет) по вопросу формирования контрольных цифр приема на обучение по программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований Санкт-Петербурга.

В заседании Совета приняли участие: президент СПП СПб А.А.Турчак, член Президиума СПП СПб, председатель Комитета СПП СПб по рынку труда, профобразованию  и стандартам Д.С.Чернейко, член СПП СПб, президент Ассоциации Хлебопеки Санкт-Петербурга А.С. Зорин, директор по экономике СПП СПб А.Д.Попов и другие.

В своем выступлении А.А.Турчак отметил, что кадры, пожалуй, главный вопрос. Какие масштабные проекты мы бы не задумывали, сколько бы денег в нашей стране ни было, если не будет творческих инженеров, высококвалифицированных рабочих, осуществить мы ничего не сможем. И говоря о подготовке кадров мы должны понимать, что в современных производствах в корне изменяется содержание труда не только инженерно-технических сотрудников, но и рабочих. От исполнительских функций, заданных и регламентированных в условиях индустриального производства, работник переходит к функциям управления технологическим процессом по выпуску продукции в сложных взаимодействующих системах предприятия. То есть человек не просто выполняет заданный объем работ в единицу времени, но оценивает ситуацию, контролирует процесс, принимает оперативные решения. При этом у него уменьшаются физические нагрузки, но значительно возрастают  интеллектуальные затраты, формируются новые функции, растёт напряженность труда. Грядущее коренное изменение содержания квалификации промышленных кадров ставит новые задачи перед образовательными учреждениями.

Мониторинг Союза показывает, что каждое крупное предприятие ежегодно тратит на подготовку и переподготовку кадров около 10 млн. руб. Ряд предприятий - «Адмиралтейские верфи», «Водоканал», «Силовые машины» содержат свои учебные центры, «Климов» открыл в декабре прошлого года новый учебный центр. При участии Ассоциации предприятий радиоэлектроники создан кластер непрерывного образования и подготовки рабочих и инженерно-технических работников, в прошлом году при участии Союза создан «Центр подготовки специалистов для литейных производств».

При нашем активном участии создан «Северо-Западный центр оценки и сертификации квалификаций выпускников профессиональных образовательных учреждений и специалистов».

Как видим, действия членов Союза по вопросу подготовки кадров значительны. Нужна поддержка предприятиям со стороны Правительства города. Сегодня требуются стратегические решения на государственном уровне. И они должны быть направлены на решение, по большому счету, двух главных проблем.

Первое. Количественная несостыковка специальностей, по которым готовит кадры система профессионального образования, и специальностей, востребованных работодателями, что требует качественного прогнозирования движения рабочих мест и потребности в кадрах.

И второе -  актуализация образования, наполнение учебных программ, что требует прогнозирования изменений в содержании профессий и построения на этой основе национальной системы квалификаций.

Считаю, что одним из элементов комплексного решения проблемы должно стать создание принципиально новой системы оценки квалификации, отвечающей современным требованиям экономики. Центральным звеном такой системы становится новое поколение профессиональных стандартов, которые должны служить основой для образовательных стандартов.

Президент России подписал Указ о создании Национального Совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Председателем Совета назначен А.Н. Шохин.

24 апреля 2014 года в РСПП под председательством Президента РСПП А.Н. Шохина состоялось совещание, на котором были обсуждены меры по стимулированию инвестиций работодателей в профессиональное образование.

В работе совещания приняли участие заместитель Министра образования и науки Российской Федерации А.А. Климов, руководители подразделений Минобрнауки России, Минфина России, Минэкономразвития России, Минпромторга России, представители крупных компаний, образовательных учреждения профессионального образования, Международного банка реконструкции и развития и Российско-Германской внешнеторговой палаты.

В ходе совещания были обсуждены предложения по стимулированию работодателей к созданию образовательных организаций профессионального образования, в которых получение теоретических знаний будет сочетаться с приобретением практических навыков и умений на производстве, или к участию в деятельности таких организаций.

Завершая выступление А.А.Турчак передал спикеру совещания, вице-губернатору Санкт-Петербурга Кичеджи В.Н. предложения СПП СПб по развитию системы профессиональной подготовки кадров с учетом требований рынка труда, в том числе:

1. Цель системы образования: удовлетворение потребности рынка труда

- по качеству знаний и умений выпускников, в том числе взрослого населения, по различным профессиям и уровням квалификаций;

-  по количеству по различным профессиям и уровням квалификаций;

- по количеству (по соотношению) выпускников средних и высших учебных заведений.

При этом должны быть цифровые контролируемые показатели, по которым можно было бы определить, что достиг тот или иной регион и страна в целом.

2. Механизм и средства (в том числе финансирование) достижения целевых установок.

2.1. Определить в стране и в каждом регионе связующее (координирующее) звено для того, чтобы начать выстраивать систему кадрового обеспечения предприятий.

2. 2. Определить Стратегию кадровой политики и программу удовлетворения потребностей рынка труда, четкие цели и конкретные, контролируемые показатели.

Разработать баланс и прогноз потребности кадров на рынке труда на период 5-7 лет.

2.3. Организовать ежегодный обязательный Мониторинг и прогноз потребности рынка труда страны и регионов по целевым показателям с применением современных средств программно-информационного обеспечения.

2.4. Установить порядок формирования заявок на подготовку кадров и квотирование мигрантов. Без баланса и прогноза- гадание на кофейной гуще.

2.5. Разработать профстандарты  по профессиям и уровням квалификации. Создать условия стимулирующие эту работу.

2.6.  Создать в каждом регионе систему независимой сертификации кадров.

Для этого в стране необходимо нормативно создать условия, обеспечивающие стремление участников процесса к решению данного вопроса.

2.7. Развивать взаимодействие образовательных учреждений (ОУ) и Бизнеса. Много делается, но не всегда удовлетворяет потребности работодателей. Работодатели развивают свои учебные центры, целевую подготовку, помогают материально, финансово и своими спецами.

Движущим звеном в решении этого вопроса могут стать кластеры, которые на основании своих бизнеспрогнозов будут формировать требования к системе профобразования в сфере подготовки квалифицированных кадров для высокопроизводительных рабочих мест.

2.8. Ввести в образовательные стандарты больше практики, в том числе на предприятиях.  Надо вовлекать учащихся в рабочие процессы, тогда вырабатывается ответственность и гордость за порученное дело.

2.9. Обеспечить повышение престижа рабочих профессий.

- организация договоров: работодатель- профессиональное ОУ- школа   или работодатель- школа;

- фильмы о предприятиях для школ и интернета;

- в регионах создать сайты с наглядной информациях о предприятиях.

2.10. Создать систему сбалансированности соотношения количества выпуска специалистов с высшим и средним, а также гуманитарным и техническим образованием.

2.11. Посредством уменьшения бюджетных мест на подготовку мало востребованных специалистов увеличить  выпуск специалистов рабочих, конструкторских и инженерно-технических специальностей.

2.12. Много зависит от нормативной базы. Стимулировать участие в нормативно творческой работе  над документами СПб и РФ.

2.13. Все затраты предприятий и организаций на подготовку кадров относить на себестоимость продукции.

2.14. Увеличить долю практики на предприятиях не менее, чем до 70 процентов. При этом 50 % заработка может идти на оплату труда учащегося, а 50 % - компенсация затрат работодателя.

3. Контроль исполнения кадровой стратегии и программы:

-проведение регулярных мониторингов по целевым показателям с информированием широкого круга населения;

- информационная доступность о достижениях в сфере прогнозов и удовлетворения потребности рынка труда;

-широкое подключение общественности.

4.Ответственность.

- по всем показателям должны быть определены конкретные исполнители и сроки достижения целевых показателей.

Участникам заседания Совета предложено до 13 мая представить предложения по порядку формирования и утверждения контрольных цифр приема в профессиональные образовательные организации.