Доклад В.Н.Иванова на совещание 7.07.2014 по воросу водоснабжения и водоотведения

 

Вопросы, которые вытекают из сегодняшней повестки дня, уже неоднократно обсуждались в Союзе промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, в Ассоциации промышленников и предпринимателей СПб, в Ассоциации «Хлебопеки Санкт-Петербурга».

 Мы полностью  поддерживаем взятый федеральными органами власти курс на повышение требований к очистке сточных вод и учету их объемов. Особенно, если учесть , что в составе Союза - ГУП «Водоканал Санкт- Петербурга».

Вместе с тем, при правильной стратегической линии, изложенной в тексте Закона № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», отдельные тактические решения, принятые в постановлениях Правительства во исполнение этого Закона, представляются сомнительными и необоснованно  затрудняющими  ведение  предпринимательской  деятельности. Поэтому в адрес Минэкономразвитие 27.02.2014 (исх № 058/14) Союз обратился с просьбой о проведении оценки регулирующего воздействия Закона 416-ФЗ и подзаконных актов, а также проверки их на коррупционную составляющую. Ответа пока нет.

Сегодня мы поддерживаем позицию и благодарим за оперативность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге по вопросу взаимодействия органов прокуратуры, общественных организаций, органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды на территории Санкт-Петербурга.

Считаем, проблема скоропалительного строительства локальных очистных сооружений (ЛОС) поставлена правильно.

Более того, считаем необходимым обратить внимание участников совещания на то, что поставить очистные сооружения на все элементы таблицы Менделеева невозможно. Кроме того, расчеты специалистов показывают, что стоимость ЛОС по одному веществу обходится в среднем в миллион рублей.

Правильнее было бы сформулировать требования по очистке сточных вод только от загрязняющих веществ, внесенных предприятиями в результате технологического процесса.

Сегодня же предприятия вносят плату и за сбросы загрязнений привнесенных ливневой водой и инфильтратом, который тоже является предметом для споров.

К отмеченному в Позиции Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге считаю необходимым остановиться на решении ряда связанных вопросов.

Несмотря на многочисленные наши обращения в различные органы и организации не только города, но и России заметного прогресса пока не достигнуто. Например, не решен вопрос приведения в соответствие требований к качеству поступающей на предприятия воды и составу вод после их технологической переработки. Странно, но от предприятия требуется доочистка воды, потому что требования к сточным водам по таким показателям, как медь, цинк и  др. показателям выше, чем к питьевой.

Но нельзя сказать, что наши усилия не принесли вообще никаких результатов. Достаточно отметить, что законодатели, в том числе и благодаря нашим обращениям поняли, что ошиблись со сроками и были вынуждены принять в конце прошлого года закон № 411-ФЗ, в соответствии с которым сроки утверждения нормативов допустимых сбросов (сокращенно НДС), лимитов  на сбросы  и  всё, что с этим связано, отодвинуты до 01.01.2015. Законотворческая деятельность в этом направлении продолжается.

В марте т. г. наш Союз получил от зам. Председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Качкаева П.Р. проект закона о внесении изменений в уже упомянутые нормативные акты. Мы в течение 2-х дней дали свои замечания, отметили ряд содержащихся в нем положительных моментов, но и подчеркнули некоторые неточности и снова напомнили о не решенных вопросах, однако  никакой ответной реакции, к сожалению, пока не последовало.

 Надо сказать, что и на региональном уровне есть подвижки. В частности, Водоканал Санкт-Петербурга начал потихоньку принимать балансы водопотребления и водоотведения (далее БВВ), но пока, только в отношении расчетов за негативное влияние на окружающую среду. Для тех предприятий, которые  не попадают под действие постановления Правительства РФ № 230, разрешено не предоставлять декларацию о составе и свойствах сточных вод. В Водоканале пришли, наконец, к пониманию того, что не всегда и не везде есть техническая возможность оборудования узла учета сточных вод и даже разработали критерии такой невозможности, но на федеральном уровне никаких поправок по этим моментам по-прежнему не внесено.    

Союз считает принципиально не верным отсутствие в Законе такого понятия, как  БВВ, поэтому настаивает на  дополнении статьи 20 этого закона частью 12, в которой надо сформулировать условия разработки и использования БВВ. Конкретные формулировки мы предлагали в наших обращениях и  копии передали в  Общественную палату.   Точно такую же формулировку следует внести в п. 83 постановления Правительства РФ № 644, которым утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее Правила).      

Необходимость внесения таких дополнений объясняется тем, что существующая редакция Закона и Правил не учитывают ни особенностей технологии предприятий, производящих, например, напитки, продукция которых вывозится в другие регионы и даже страны и там попадает в сети их канализации; ни специфику хлебопекарен и кондитерских цехов ресторанов и  столовых, где выпекаются мучные изделия, в состав которых входит до 30 % воды, не попадающей потом в канализацию; ни того, что на многих предприятиях работают парообразующие установки, в которых вода преобразуется в пар и улетает в воздух, а не в канализацию.

Кроме того в этих документах совершенно не учитывается, что в условиях плотной насыщенности инженерными коммуникациями (особенно в центре города) практически отсутствует возможность разместить узел учета сточных вод за разумную стоимость без дорогостоящей перекладки сетей. К тому же, отечественные приборы учета очень не надежно  работают  на безнапорных  сетях  канализации,  а импортные  стоят  безумно дорого.  Всё это приводит к тому, что предприятия поставлены в условия жесткого выбора - где больше потеряешь: на многомиллионных затратах при организации узлов учета сточных вод или на неоправданных платежах организациям ВКХ за не оказанные услуги по приему «объемов сточных вод», не попадающих в канализационные сети и непомерных платежах за якобы вред, нанесенный централизованным системам водоотведения (далее ЦСВ), если не оборудовать узлы учета сточных вод.

В этих условиях достигнуть, провозглашенного Законом 416-ФЗ соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих водоснабжение и водоотведение, и их абонентов, по нашему мнению, можно только с применением БВВ, позволяющего учесть безвозвратные потери воды и рассчитать процентное соотношение сточных вод по выпускам в централизованную систему водоотведения.

Удивляет и отсутствие БВВ среди расчетных методов коммерческого учета, которые указаны в п.15 постановления Правительства РФ № 776. В этой связи настаиваем на дополнении этого пункта пятым подпунктом: «д) в котором указать и БВВ.   А также на дополнении п. 23 этого же постановления упоминанием о допустимости расчетов по данным БВВ абонента, разработанного по согласованию с организацией, выполняющей водоотведение.

Негативно сказывается на отношениях абонентов и организаций ВКХ отсутствие до сих пор Методических указаний по расчету объема принятых поверхностных сточных вод, которые упомянуты в п. 25 постановления  № 776, и где БВВ, особенно при наличии нескольких выпусков, собирающих ливневые стоки, тоже очень бы помог для объективного распределения объемов стоков, а следовательно, и для справедливой оплаты услуг по водоотведению. Поэтому считаем необходимым дополнить соответствующим требованием указанный пункт и  определиться со сроками разработки этих Методических указаний, а то время идет, а предприятия по прежнему платят рассчитанные не понятным способом суммы за канализование того, что падает с неба.

Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что до сих пор не установлены тарифы на водоотведение сточных вод (п. 39 Правил). Отсутствует методика определения нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и лимитов на сбросы для объектов централизованных систем водоотведения, о которых говорится в ст. 26 п.7 Закона 416-ФЗ.

Существующая методика была разработана ещё в 2007 году для прямых выпусков в водные объекты и не годится  для предприятий, которые сбрасывают стоки в центральные ситемы водоотведения (ЦСВ). Срок утверждения Методики не известен, а срок  утверждения НДС определен с  01.01.2015. Всё это создает дополнительные трудности во взаимоотношениях между абонентами и организациями водокоммунального хозяйства (ВКХ).

 

Особую озабоченность абонентов вызывает практика применения расчетных формул, изложенных в п. 120 и 123 Правил, а именно:

- Механизм компенсации вреда, причиненного централизованным системам водоотведения, фактически заменен на абстрактное исчисление размера взыскиваемых сумм по формулам, расчетные показатели которых не имеют никакой связи с видом загрязняющего вещества и размером причиненного вреда, а направлены на безусловное взыскание исчисленных сумм;                                                                                                                                                -   Фискальный  характер  платы  за негативное  воздействие  на работу  централизованной  системы водоотведения  проявляется  ещё  и  в  том,  что  расходование  взыскиваемых  сумм  никак  не связано с направлением их  на  заявленные  цели  (например,  на  ремонт  канализации);                                          

- Факт причинения вреда конкретным лицом должен быть определен точно  установленным в Правилах  порядком, а не письменным требованием организации ВКХ, как это отражено в п. 121 Правил. Отступление от этого принципа представляет реальную угрозу экономической безопасности, поскольку наличие пробелов законодательства в этой сфере может не только вызывать многочисленные споры и конфликты, но и приводить к судебным ошибкам. Указанный в п. 121 способ требования компенсации за причиненный ущерб фактически упраздняет необходимость соблюдения не описанного в Правилах строгого порядка;                                                                                                                   

- Использование  принципов,  заложенных в пунктах 120, 121 и 123 Правил, позволяет исчислять и взыскивать с абонентов (особенно небольших) суммы, сопоставимые со стоимостью предприятий и превышающие их оборотные средства. При этом объективное обоснование исчисленной суммы и установление связи между выявленным правонарушением и фактом причинения вреда (по текстам принятых документов) не требуется. По этой причине выборочное применение таких принципов определения вреда по отношению к субъектам хозяйственной деятельности может быть использовано в качестве инструмента целенаправленного воздействия и недобросовестной  конкуренции.

Исходя из изложенного, Союз считает необходимым провести экспертизу формулы п.120 Правил с целью проверки обоснованности коэффициента компенсации Кк, так как цифры 5,10 и 25 ни на чем не основаны.

Нуждается в корректировке и формула п. 123 Правил, так как необходимо привязать расчет к виду загрязнителя, поскольку разные загрязняющие вещества могут по разному влиять на работу сетей канализации, а значит и сумма компенсации за вред, нанесенный централизованным сетям водоотведения должна быть дифференцирована. Например, как это делается при расчете негативного влияния на окружающую среду. Там каждому виду загрязнителя соответствует своя цена за тонну сброса, а здесь всех подравняли под одну гребенку, хоть ртутью загрязняй стоки, хоть летучими - цена одна, зависящая только от % превышения норматива умноженного на тариф за отведение 1 кубометра сточных вод, а не за тонну загрязнителя.

Кстати сказать, и нормативы установлены каким-то странным образом. Например, по БПК5 (Биологическое потребление кислорода (БПК) - количество кислорода, израсходованное на аэробное биохимическое окисление под действием микроорганизмов и разложение нестойких органических соединений, содержащихся в исследуемой воде.), если считается  плата за негативное влияние на окружающую среду, то норма 700 мг/дм3, а если считается компенсация за вред ЦСВ, то норматив уже 300 мг/дм3, хотя мне кажется, что  должно быть наоборот. Ведь всем известно, что живая природа значительно более ранимая субстанция, чем канализационные трубы. Получается, что сточные воды, в которых показатель БПК5 до 700 мг/л,  проходя по трубам ЦСВ вреда им как бы не наносят, а если этот показатель составляет более 300 мг/л, то наносят. Я уже отмечал, что некоторые нормативы сточных вод более жесткие, чем для питьевой воды. Нам не кажется это логичным!

Ко всему прочему, в формуле п. 123 Правил при отсутствии (даже по объективным причинам) приборов учета сточных вод не учитывается доля стоков по конкретному выпуску, где выявлено превышение нормативов водоотведения, а учесть это можно только при наличии БВВ.

В результате, абоненту (как бы на законных основаниях) насчитывают такую плату как будто бы он загрязнил весь объем стоков. Поэтому предприятиям ВКХ фактически достаточно выявить загрязнения на каком-то одном из множества выпусков предприятия и можно стричь купоны на полную катушку.  По нашему мнению, это не есть правильно!

Вообще, складывается такое впечатление, что разработчики нового законодательства о водоснабжении и водоотведении, не считаясь ни с логикой, ни со здравым смыслом стремятся создать промышленным предприятиям необоснованные трудности, в то время как предприятиям ВКХ создаются тепличные условия.

Ярким примером такого подхода является п. 33 Правил осуществления  контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ № 525, где написано: «Параллельная и резервная пробы не могут быть использованы для определения содержания веществ (показателей), которые изменяются при контакте с атмосферным воздухом или в короткие промежутки времени (pH, растворенные газы), а также веществ, не смешивающихся с водой. Наверное, поэтому в типовом договоре на водоотведение вообще не предусмотрено право абонента на отбор параллельных проб. И теперь организация ВКХ может писать в результатах анализа сточных вод всё, что угодно по таким показателям как: жиры, ХПК, БПК и т.п. и оспорить их данные никак не возможно. Но это прямо противоречит декларируемому в Законе «О водоснабжении и водоотведении» принципу государственной политики (ст.3 ч.2 пп.6) «обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения».

 

Ни в законе № 416-ФЗ, ни в Правилах, ни в типовых договорах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 645, нет ни слова об отношениях между абонентами и их субабонентами, хотя именно они являются основными поставщиками таких загрязнений, как жиры, БПК и ХПК. Раньше оговаривалась необходимость заключения договора между ними, а теперь нет. Поэтому предприятиям стало трудно привлекать субабонентов к процессам очистки сточных вод. Субабоненты считают, что это обязанность абонента и возразить им, исходя из текстов принятых Правительством документов, теперь не возможно. Но это же не отвечает интересам общего  дела и надо это поправить!

Вызывает непонимание и требование предоставления шести анализов сточных вод из каждого  канализационного выпуска,  изложенное  в  п. 35  типового договора на водоотведение. Наше предложение снизить число анализов не встретило понимания. Но зачем столько анализов? Ведь каждый анализ на 33 показателя, указанные в приложении № 3 Правил, да плюс ещё 5, которые ранее нормировались в городе, но не попали в число 33-х, стоит около 25 тыс. руб. А если у абонента 10 выпусков (а бывает и на много больше), то ему надо отдать около 1,5 млн. руб. только на отбор проб и их анализы. Не лучше ли хотя бы половину этой суммы затратить на оборудование локальных очистных сооружений или решение вопросов организации узлов учета на выпусках абонента?

В общем, проблем много. К тому же, масло в огонь подливает неразбериха с новыми и старыми, не отменёнными и продолжающими действовать в городе, нормативными документами.

Наверное, было бы правильно, чтобы Комитет по энергетике и инженерному обеспечению вместе с управлением юстиции города занялись приведением региональных нормативных документов по вопросам водоснабжения и водоотведения в соответствие с федеральными, чтобы не было такой чехарды, в которой и специалистам то трудно разобраться, не говоря уже о представителях промышленных предприятий.

Некоторые вопросы можно было бы решить уже на региональном уровне, но Комитет по энергетике и инженерному обеспечению города всеми способами отодвигает предложение Союза по организации заседания Рабочей группы, созданной по указанию Губернатора Санкт-Петербурга.

Рабочая группа давно могла бы разобраться в том, почему при превышении ПДК загрязняющих веществ по какому-либо загрязнителю плата начисляется и за негативное влияние на окружающую среду (по распоряжению № 148) и за вред системе канализации (по постановлению № 644), хотя даже за уголовное преступление наказание не выносится дважды.

Рабочая группа могла бы также рассмотреть вопросы:

  • о методике определения критерия объема стоков- более 200 куб. метров в сутки,
  • о введении понятия «Баланс водопотребления и водоотведения» в федеральные и региональные правовые акты,
  • утверждения проекта «Порядок устройства узлов учета сточных вод абонентами системы водоотведения Санкт-Петербурга»,
  • о результатах работ по установке приборов учета на выпусках сточных вод
    ОАО «Масложировой комбинат Санкт-Петербурга» и ОАО «Кировский завод».

 

В заключение хочу сказать, что замечаний много и, наверное, в ходе практического применения нормативных документов, которые мы сегодня обсуждаем, ещё возникнет немало, но при оперативном их устранении жить нашим предприятиям было бы легче. А пока, в результате этих проволочек, абоненты вынуждены нести неоправданные расходы. Надеемся, что с участием Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге отмеченные проблемы могут быть решены быстрее.

Подробнее Предложения Союза промышленников и предпринимателей изложены отдельно и я Вам их передаю.