24 октября 2014 года состоялось очередное заседание Общественного Совета по малому предпринимательству при Губернаторе СПб

Дата: 
27/10/2014 16:46

В Световом зале Смольного 24 октября 2014 года состоялось очередное заседание Общественного Совета по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга.

В работе заседания под председательством исполняющего обязанности губернатора Александра Говорунова приняли участие: председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели; председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев; Уполномоченный по правам предпринимателей Санкт-Петербурга Александр Абросимов; президент Санкт-Петербургского Союза предпринимателей Роман Пастухов; президент «Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга» Анатолий Турчак и президент Торгово-Промышленной Палаты Санкт-Петербурга Владимир Катенев.

DSC_0012.JPG

 

Участниками мероприятия стали члены Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, главы районных Администраций, а также руководители различных комитетов и управлений города.

Александр Говорунов, открывая заседание, отметил значительную роль малого и среднего бизнеса в экономике любой страны и выразил надежду на то, что так будет и в России.

Продолжила мероприятие Елена Церетели. Она познакомила участников с результатами работы Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга в 3-м квартале 2014 года. 

Как подчеркнула Елена Церетели, за отчетный период на прием в городской Общественный Совет и в 18 районных подразделений обратились более 1 500 представителей малого и среднего бизнеса; 102 предпринимателя получили консультацию в юридической службе Совета.

Совместно с Комитетом по управлению городским имуществом и Комитетом по предпринимательству и потребительскому рынку, Общественный Совет во всех районах города провел серию семинаров по теме «Доступ малого бизнеса к госимуществу».

За отчетный период аппаратом Общественного Совета организованы 5 заседаний и «рабочих групп» по запросам отраслевых ассоциаций, входящих в Совет. По заданию Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, проведена оценка регулирующего воздействия 5 нормативных актов.

Более подробно Елена Церетели остановилась на результатах работы Общественного Совета, направленной на анализ и внесение изменений в нормативные акты, регулирующие деятельность малого и среднего бизнеса:

- Начну с потребительской сферы. Комитетом по управлению городским имуществом и Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка начата работа над проектом постановления Правительства Санкт-Петербурга, предусматривающим, что требования, установленные пунктом 1.5 Порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.09.2012 № 1045, до 31.12.2019 не распространяются на торговые объекты, размещенные на земельных участках и включенные в ранее утвержденные адресные программы размещения объектов потребительского рынка и адресные программы объектов мелкорозничной торговли, используемых для реализации периодической печатной продукции.

Губернатором города определен срок подготовки постановления до 30 ноября 2014 года.

 

Пока ожидается выход данных изменений Комитетом по предпринимательству и потребительскому рынку Санкт-Петербурга, в Доме предпринимателя ведется прием предпринимателей, которые не нашли свои адреса в схеме размещения. На сегодняшний день, схема размещения, которая первоначально включала 3 968 адресов, в результате внесенных изменений, включает 6 268.

Еще один проблемный вопрос был поднят на прошлом заседание Совета - о приведении внешнего вида нестационарного объекта в соответствие с Архитектурно-художественными регламентами (АХР) нестационарных торговых объектов, утвержденными распоряжением КГА от 10.01.2014 № 1-Н.

На наш взгляд, в ряде случаев нестационарные объекты выполнены на высоком эстетическом уровне и не имеют технических оснований для замены. Однако, понимая, что, наряду с подобными объектами, есть и иные, а также осознавая необходимость совершенствования архитектурного облика Санкт-Петербурга, мы просили руководство города рассмотреть вопрос о дифференцированном подходе, учитывая текущее состояние объекта и применять АХР, в первую очередь, к вновь возводимым нестационарным объектам.

К сожалению, наше предложение не нашло поддержки, и сегодня мы стали получать обращения от предпринимателей, которые заявляют, что при продлении, договор с ними продлевается сроком лишь на 12 месяцев, вместо утвержденных 5, с обязательным условием приведения в соответствие с АХР, вне зависимости от внешнего вида объекта.

DSC_0007.JPG

В июле 2014 года данный вопрос обсуждался в аппарате Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге. В совещании приняли участие руководители всех профильных комитетов, представители общественности, которые, понимая всю сложность и важность приведения временных объектов в соответствие с АХР, приняли следующие решения:

  • Признать применение АХР обязательным к объектам площадью до 50 м, с возможностью использования индивидуального архитектурно-художественного проекта по заявлениям предпринимателей;

 

И сегодня, пользуясь случаем, мы просим руководство города поддержать данные предложения.

Комитет по управлению городским имуществом учел отрицательную оценку регулирующего воздействия, проведенную, в том числе, и Общественным Советом на проект Постановления Правительства Санкт-Петербурга, которым вносятся изменения в Постановления от 26.08.2008 № 1078, от 27.09.2012 № 1045, в соответствии с которым, предприниматели теряли право направлять интересующие их земельные участки в схему размещения.

Доступ к энергоресурсам

- Как известно, на прошлом заседании Общественного Совета было принято решение о начале работы по закреплению энергомощностей за госимуществом. И такая работа началась. КУГИ, совместно с Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению и ОАО «Ленэнерго», провели инвентаризацию объектов в Красносельском районе. Впереди - еще 17 районов, а срок, поставленный губернатором города, определен до конца года.

Вызывает опасение вероятность исполнения данного поручения. Между тем, бизнес очень высоко оценил данное решение, поскольку оно напрямую влияет на уменьшение числа так называемых «бездоговорников», а их, несмотря на большую работу всех заинтересованных лиц, еще около 9 000.

Еще одну проблему мы вынуждены озвучивать во второй раз, поскольку она не нашла отражение в перечне поручений прошлого заседания. Одна из причин, тормозящих процесс подключения, связана с необходимостью получения предпринимателями Актов разграничения балансовой принадлежности электросетей от ТСЖ, ЖСК и ЖЭС. Сегодня эти структуры поставили данную процедуру на коммерческие рельсы: стоимость акта оценивается от 5 000 до 30 000 рублей.

Решением проблемы может стать включение Жилищном комитетом города в раздел 2 примерной формы Договора управления многоквартирным домом, утвержденной распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2007 № 31-р, обязанность управляющих компаний предоставлять, по требованию собственников помещений многоквартирного дома, всю необходимую для заключения договоров, в том числе энергоснабжения, документацию и согласования. Или же - мотивированный отказ в их выдаче.

DSC_0010.JPG

Сфера туризма

- На прошлом заседании мы снова поднимали вопрос о проблеме, возникшей у малых гостиниц, размещенных в жилых помещениях, и нашли поддержку у губернатора Санкт-Петербурга. В данном вопросе важна законодательная инициатива региона, и на прошлом заседании (в июле) мы предложили создать рабочую группу по выработке предложений по данному вопросу при Комитете по развитию туризма Санкт-Петербурга.

Такая группа создана, и вчера состоялось ее первое заседание. Хочется надеяться, что ее деятельность окажет определенное влияние на процесс «легализации» малых отелей, проводимый сегодня как на уровне региона, так и на уровне федерации.

Еще одна проблема возникла у отельеров в текущем году, и ей мы посвятили расширенное совещание с участием Комитета по туризму и УФМС. В соответствии с требованиями законодательства (Федеральный закон от 18.07.2006, № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также на основании Федерального закона от 25 июня 1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями на 28 декабря 2013 года), принимающая сторона обязана передавать информацию о прибытии/убытии иностранных граждан и граждан Российской Федерации в территориальные органы УФМС.

Информацию можно предоставлять лично, почтой, или электронном виде, для чего Федеральной миграционной службой внедрено единое прикладное программное обеспечение (ППО) «Территория».

Для получения возможности гостиницам передавать информацию о прибытии/убытии граждан в электронном формате необходимо наличие «стыковочного» с ППО «Территория» программного продукта.

Обращаем внимание на то, что большая часть представителей гостиничного бизнеса являются субъектами малого предпринимательства, для которых содержание в штате IT-специалистов экономически нецелесообразно, в связи с чем подавляющее большинство предпринимателей обращаются в IT-компании для разработки необходимого программного продукта.

Недовольство предпринимателей, осуществляющих свою деятельность как в сфере гостеприимства, так и в сфере IT-технологий, вызывает то обстоятельство, что в настоящее время на рынке реализуется программное обеспечение, позволяющее передавать гостиницам информацию о прибытии/убытии иностранных и российских туристов в УФМС по СПб и ЛО только одного разработчика - ООО «Федеральный гостиничный сервис».

Вход на рынок иных организаций, способных разработать аналогичный программный продукт, крайне затруднен в связи:

- с недостаточным правовым регулированием;

- с отсутствием обратной связи с УФМС СПБ и ЛО, необходимой при разработке программных продуктов.

Доминирующее положение на рынке ООО «Федеральный гостиничный сервис» обусловило необоснованно высокую стоимость разработанного названной организацией программного продукта - АС «ЭЛПОСТ». Так, стоимость оборудования одного рабочего места составляет 12 300 рублей.

Стоимость одной операции по передаче уведомления о прибытии/убытии иностранного гражданина с использованием ПО «ЭЛПОСТ» составляет 100 рублей (НДС не облагается).

Стоимость одной операции по передаче информации о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания с использованием ПО «ЭЛПОСТ» составляет 22 рубля (НДС не облагается).

Если принять во внимание тот факт, что техническая составляющая при передаче данных о российских и иностранных туристах одинакова, то возникает вопрос о возможных злоупотреблениях доминирующим положением ООО «Федеральный гостиничный сервис» при ценообразовании услуги по передаче данных о прибытии/убытии иностранных граждан.

В целях защиты субъектов малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции, недопущения создания условий для ограничения конкуренции, а также в целях снижения необоснованно высокой цены услуги, установленной ООО «Федеральный гостиничный сервис» - хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке аналогичных услуг, мы обратились в Антимонопольное управление с предложениями:

- провести проверку соблюдения требований ст. 15 и 16 Федерального закона Российской Федерации от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»;

- провести проверку обоснованности установления размера цены услуги ООО «Федеральный гостиничный сервис» по передаче данных о прибытии/убытии иностранных граждан.

 

Сфера рекламы и информации

- Продолжается работа с профильными комитетами в вопросе размещения рекламы и информации. Мы достигли серьезного взаимопонимания с Комитетом по печати и взаимодействию со СМИ и КГА. И это очень радует, поскольку позволило полностью снять напряженность по данному вопросу, возникшую в начале года. Более того, отдельные решения, которые мы приняли на совместном совещании 31 июля 2014 года, уже внесены Комитетом по печати и взаимодействию со СМИ в Постановление Санкт-Петербурга №1002. О каких поправках идет речь?

С 2 месяцев до 1 сокращен срок выдачи разрешений на установку объектов для размещения информации, в отношении которых ранее уже выдавались разрешения.

Увеличен до 5 лет срок действия разрешений на установку информационных конструкций (ранее этот срок был равен 3 годам).

На упомянутом совещании также были приняты решения, работа над которыми продолжается.

Так, Комитету по градостроительству и архитектуре, и Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации рекомендовано рассмотреть возможность нормативного регулирования согласования в КГА типовых решений для определенного набора фирменных графических элементов для сетевых компаний с учетом зонирования территорий (brandbook).

Комитету по градостроительству и архитектуре рассмотреть возможность дополнения Архитектурно-художественного регламента объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге наглядными примерами по аналогии с Архитектурно-художественной концепцией внешнего облика улиц, магистралей и территорий г. Москва.

 

Комитет по градостроительству и архитектуре мы просим рассмотреть возможность нормативного регулирования формирования и согласования собственником (уполномоченным представителем собственника) индивидуальных концепций зданий (торговых комплексов, бизнес центров) и прилегающих территорий с целью разработки процедуры выдачи Разрешений в упрощенном порядке. 

DSC_0019.JPG

Во второй части заседания члены Общественного Совета обсудили проблемы проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, с учетом вступления в силу с 1 марта 2015 года норм Земельного Кодекса, а также необходимостью защиты добросовестных предпринимателей при подготовке конкурсной документации. С докладом по теме выступил Олег Ванюков - председатель Общественного Совета по малому предпринимательству при администрации Красносельского района. 

Он, в частности, отметил, что предоставление земельных участков в аренду для целей, не связанных со строительством регулируется нормами федерального и регионального законодательства, и как правило, осуществляется посредством проведения аукционов. Применение этих норм на практике выявило следующую проблему - начальная цена проводимых аукционов необоснованно низкая и существенно отличается от рыночной. Это влечет за собой то, что недобросовестные участники аукциона поднимают цену лота до экономически неприемлемых величин, не заключают договоры сами в силу экономической невыгодности сделки, тем самым ограничивают конкуренцию, не дают занять участок добросовестным участникам аукциона. Организаторам приходится неоднократно проводить аукционы по одним и тем же лотам, при этом теряются бюджетные средства и время участников лотов.

Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга предлагает Комитету по управлению городским имуществом, приняв во внимание нормы Земельного кодекса РФ, вступающие в силу с 01.03.2015 г., с целью защиты добросовестных субъектов предпринимательства при подготовке конкурсной документации включать информацию о том, что КУГИ города будет проводить работу, направленную на понуждение к заключению договоров аренды на условиях оплаты, названной победителем аукциона, и по взысканию убытков, причиненных победителем в случае уклонения от заключения договора.

Прокомментировать слова Олега Ванюкова Александр Говорунов попросил председателя КУГИ Марию Смирнову.

- Тема, озвученная сегодня, действительно очень серьезная. Отчасти проблемы происходят по той причине, что у нас есть льготные виды деятельности, например, торговые киоски или киоски бытового обслуживания (ремонт обуви или изготовление ключей). Именно по таким участкам, предназначенным для льготных видов деятельности и возникают вопросы. По обычным видам деятельности среднее превышение цены равно 3. Если обратиться к статистике, то в период с 17 июля по 8 октября 2014 года, было проведено 20 аукционов, количество заявок - 170, в среднем 9 заявок на один земельный участок. Средняя начальная цена аукционов была равна 81 тыс. рублей, после проведения торгов - 329 тыс. рублей. Как видно, превышение в три раза. В связи с той проблемой, о которой я сказала, мы предлагаем представителям малого и среднего бизнеса подумать над тем, а нужны ли им льготы?

Отмечу, что КУГИ поддерживает идею увеличения суммы задатка. Я считаю, что сегодня это то действенное оружие, которое позволяет нам бороться с недобросовестными участниками аукционов.  

В процессе обсуждения проблем была достигнута договоренность, что Комитет по управлению городским имуществом будет проводить работу, направленную на стимулирование заключения договоров аренды на условиях оплаты по итогам аукциона. В случае уклонения от заключения договора с недобросовестного предпринимателя будут взыскивать убытки.

Александр Говорунов поддержал большинство предложений Общественного Совета и поручил профильным комитетам  выполнить их  в установленные сроки.