Доклад Турчака А.А. на общем собрании СПП СПб 23.04.2015
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Сегодня мы собрались с Вами в этом историческом зале для того, чтобы подвести итоги нашего двадцатипятилетнего пути, наметить направления и определить задачи на предстоящий период. Как Вы помните Во второй половине 80-ых годов перестройка добралась до реформы управления предприятиями и промышленностью. Министерства ликвидировались. При этом нити управления терялись, разрушались технологические и кооперационные связи между предприятиями разных регионов, десятилетиями работавшими в рамках определенных министерств.
На уровне предприятий были объявлены выборы руководителя, создание Совета предприятий. В этих условиях начался распад научно-производственных и производственных объединений, когда отдельные структурные единицы (вплоть до цехов), вопреки логики цикла «наука - производство», вопреки налаженным технологическим связям требовали юридической самостоятельности. Этот процесс никем сверху не управлялся.
Руководителям предприятий было ясно, что развиваются глубоко ошибочные тенденции, которые приведут к разрушению промышленности, потере научно-технического потенциала, к замедлению развития в целом. В сложившихся условиях, видя слабость новых московских управленцев, с целью выработки общих позиций, отстаивания интересов предприятий, поиска путей их сохранения, а также для моральной поддержки друг друга (ответственность, которую они ощущали, была огромной), руководители начали объединяться по отраслевым принципам. Так, в 1989 году была создана Ассоциация промышленных предприятий Ленинграда, тогда же были организованы Союз транспортников, Союз предпринимателей малого бизнеса и другие, которые приняли решение о создании «Союза ассоциаций предприятий промышленности, строительства, науки, транспорта связи Ленинграда», зарегистрированного В.Я. Ходыревым 13 апреля 1990 года, правопреемником которого является наш Союз.
Подписантами исторического документа о создании Союза были такие широко известные руководители как Р. Кожуховский, Г. Хижа, Ю. Севенард, В. Харченко, Б. Фомин, И. Коновал, Б. Тарбеев, а также Ваш покорный слуга. Все организационные вопросы решал бессменный Генеральный директор Союза В.Н. Иванов.
Какие цели и задачи ставило промышленное сообщество, создавая Союз в 1990 году?
По-крупному, можно сказать так: спасти промышленность, сохранить научно-технический потенциал, в первую очередь - профессиональные кадры, обеспечить на предприятиях и в городе нормальную социально-экономическую обстановку.
В 1991 году по предложению Союза в мэрии Петербурга был создан Комитет по экономическому развитию. Промышленники предложили кандидатуру на пост председателя комитета. Им стал Георгий Хижа, которого через некоторое время перевели в Москву в качестве вице-премьера Правительства РФ. После этого комитет был ликвидирован, и только в апреле 1996 года промышленники добились его воссоздания (КЭРППиТ). В тот период председатели комитета назначались по согласованию с промышленниками. В свое время ими были представители директорского корпуса - генеральные директора ЛОМО:
Д.В. Сергеев затем И.И. Клебанов, в последствии ставший также вице-премьером Правительства РФ.
В феврале 1992 года, во многом благодаря инициативе промышленников, было подписано первое в стране соглашение между администрацией города, профсоюзами и работодателями по социально-экономическим вопросам - предшественник Трехстороннего соглашения. Необходимо особо выделить конструктивную позицию профсоюзов и их руководителей, которые понимая, что все мы находимся в одной лодке, определили совместные пути преодоления кризиса с наименьшими для жителей города потерями.
Совсем не просто было изменить созданное псевдо-перестройщиками мнение о том, что промышленность - не самое важное для города явление, для города, который должен стать центром культуры, туризма, финансов. Нам удалось делами доказать, что промышленность является главным источником доходов бюджета, фактором занятости, а также - роста валового и регионального продуктов. Действительно, по величине прибыли и налога на прибыль на одного работающего промышленность превосходит все остальные виды экономической деятельности. Но не это представляется главным. Только промышленность и связанная с ней наука дают принципиальную возможность развития страны в качестве современной и суверенной державы. Там, где промышленность исчезает, уходит и наука, и финансы: развитие общества замедляется. В последние годы пришло понимание необходимости активного инновационного развития промышленности, на всех уровнях
власти применяются термины «реиндустриализация», «воссоздание утраченных отраслей промышленности», «импортозамещение» и т.п.
Союз вместе с органами власти постоянно держит под контролем реальную ситуацию на предприятиях оборонно-промышленного комплекса, которых в городе около 150, инициирует проведение специальных совещаний на уровне губернатора, аппарата полномочного представителя Президента в СЗФО, организует рабочие встречи в министерстве обороны. В последние годы улучшилась организация доведения гособоронзаказа до исполнителей, объемы его возросли более чем в 2 раза. Но проблемы остаются, внимание Союза к этому вопросу сохраняется. Члены Союза считают необходимым и незамедлительным рекомендовать руководству города усилить системную работу с Министерством обороны по совершенствованию механизма согласования цен, ускорению контрактации ГОЗ, выплате авансов (в т. ч. исполнителям 2-ого и ниже уровней), и другим вопросам.
Следует напомнить, что в нашем городе в первые в стране появился закон СПб «Об основах промышленной политики СПб», который был разработан по требованию промышленников на основе варианта, представленного Союзом. В конце прошлого года наконец-то подписан федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», который вступит в действие с первого июля текущего года. Союз совместно с коллегами из ассоциаций разработал новую редакцию закона СПб о промышленной политике с учетом важных новелл федерального закона, таких как государственная информационная система промышленности РФ, фонд развития промышленности, инвестиционный контракт и др. Вчера прошло очередное заседание Промышленного Совета, на котором были обозначены наши предложения, я на них ещё остановлюсь.
По инициативе СПП СПб в городе появился Комитет по промышленной политике и инновациям, и вице-губернатор С.Н. Мовчан, отвечающий за эти направления.
В 2010 году по предложению Союза была разработана Концепция развития промышленного комплекса СПб на период до 2020 года, которая в ходе нашего активного участия в создании Стратегии развития СПб до 2030 года серьёзно корректируется.
Выступая в Законодательном собрании, губернатор Георгий Полтавченко среди антикризисных мер назвал поддержку промышленности, стимулирование роста внутренних инвестиций, выход на качественно новый уровень координации с федеральным центром, снижение издержек бизнеса и увеличение государственного заказа СПб для предприятий города. Промышленники полностью согласны с таким сценарием и готовы всеми силами и средствами действовать вместе с Правительством и Законодательным собранием и играть активную роль в осуществлении стабилизационного проекта.
Что касается перспектив, то важнейшей задачей на ближайший период должно стать создание автоматизированной информационной системы государственного заказа СПб. Союз полагает реальным провести работу по совершенствованию организации госзаказа таким образом, чтобы с 2016 года уже в первом квартале было оформлено 80-90% заказа СПб на промышленную продукцию и выплачены авансы в размере не менее 50% стоимости контракта.
В сентябре 2014 года создан Координационный Совет
по конкурентной политике в Санкт-Петербурге. Сопредседателями Совета являются вице-губернатор СПб Александр Николаевич Говорунов и Президент Союза. У нас появилась реальная возможность обеспечить необходимое взаимодействие Правительства и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях координации их деятельности и поддержки отечественного производителя. В Союзе промышленников создан Комитет по совершенствованию механизма формирования госзаказа во главе с членом Президиума Союза, Президентом ТПП В.И. Катеневым.
Еще одна принципиально важная задача - запустить в работу Фонд развития промышленности СПб, о создании которого в сентябре 2014 года объявил губернатор. Объем фонда - миллиард рублей. При корректировке бюджета СПб, принятой правительством СПб 06.04.2015, сумма подтверждена. Главное сейчас для нас - разработать ясный и простой в применении механизм работы фонда с целью оптимального использования выделенных средств.
При этом мы со своей стороны предлагаем внедрить не просто систему льготного кредитования. Мы предлагаем введение проектной системы оказания государственной поддержки. Суть этой системы должна заключаться в том, чтобы при принятии решения о льготном кредитовании определялись параметры, которые предприятие должно достичь в результате выполнения программы, на которую выделяются деньги: например, объем производства, бюджетная эффективность, создание высокотехнологичных рабочих мест и т.д.
Определённые проектом параметры должны соответствовать задачам города по развитию промышленности и экономической целесообразности использования бюджетных средств. Получатель государственной поддержки должен брать на себя обязательства по выполнению параметров проекта, в том числе по возврату полученных субсидий и оплате их использования в случае нарушения обязательств.
Еще один наиважнейший вопрос - это банковские кредиты, без доступности которых невозможно развитие экономики города. В декабре прошлого года было проведено Заседание Президиума Союза совместно с Советом Ассоциации банков Северо-Запада, с участием губернатора города Г.С. Полтавченко по вопросу «О взаимодействии кредитных организаций и промышленных предприятий».
В условиях, когда Центробанк резко увеличил ставку, сделав очень дорогими кредиты, для нас, промышленников, очень важна поддержка со стороны Губернатора и Правительства города.
10 апреля Губернатор провел совещание с руководителями банков, на котором были обсуждены меры финансовой поддержки предприятий города.
За годы беспрерывных реформ сложилась массовая практика неоправданных закупок продукции из-за рубежа, которая нанесла огромный вред отечественной промышленности и продолжает её добивать. Что здесь делать, понятно. Это большая работа, которая должна охватить весь государственный заказ, все государственные корпорации, естественных монополистов. Это должна быть системная работа, проводимая под эгидой и контролем органов государственной власти.
Другое направление - импортозамещение для обеспечения независимости страны. Здесь необходимо определить критические точки, технологии, утвердить инвестиционные проекты, оказать им ресурсную поддержку, выделить денежные средства. Того, что намечено «антикризисной программой» Правительства РФ, недостаточно - речь идет о судьбе страны. В нашем городе в соответствующей программе, утвержденной 12.02.2015г., и последующих документах, также есть мероприятия по импортозамещению, но практических результатов мы пока не ощущаем.
Имеются замечания по критериям отбора предприятий для попадания в перечень стратегических для СПб: озвученные критерии означают, что большинство промышленных предприятий машиностроения, приборостроения, радиоэлектронной промышленности, в том числе большинство предприятий оборонно - промышленного комплекса, не попадут в этот перечень, поскольку они не обеспечивают своими налогами в бюджете города 0,1 %
«от общей суммы зачисленных поступлений», у них нет
за 2011 -2014 годы инвестирования на развитие в размере, превышающем 1 миллиард рублей. Но именно эти предприятия являются носителями новых технологий и выпускают инновационную продукцию.
С введением ответных санкций по ограничению импорта мы получили уникальную возможность дать толчок развитию важнейших отраслей, таких как ракетно-космическая, авиа-, судо- и энергомашиностроение, радиоэлектронный комплекс, а также автомобиле и станкостроение. Эти высокотехнологичные производства сформируют новый современный облик наших предприятий, дав импульс развитию экономики страны.
Вот уже три месяца промышленные предприятия работают в новых экономических условиях, сложившихся под воздействием внешних факторов, таких как:
-
увеличение стоимости коммерческих кредитов до 20-30% годовых;
-
сокращение инвестиций;
-
роста в 2 раза цен на закупки импортных оборудования и комплектующих;
-
на внутреннем рынке цены на металл, сырье, особенно услуги естественных монополий выросли на 30-70%;
-
цены по гособоронзаказу зафиксированы заказчиком и не учитывают удорожания комплектующих и сырья.
«План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.01.2015 года №98-р не дает понимания, как вести реальный бизнес в новых условиях. В плане отсутствует главное, от чего зависит экономический рост: размер ключевой ставки, темп инфляции, объем инвестиций и необходимость структурных реформ.
Более того, принятые Правительством РФ и Центральным банком России в январе-феврале шаги не принесли реальных результатов:
-
снижение ключевой процентной ставки Центрального банка РФ на 2% не уменьшили для предприятий ставки коммерческих банков;
-
механизм, предложенный Правительством РФ по докапитализации коммерческих банков не создает условий по снижению кредитной нагрузки предприятий.
С целью улучшения социально-экономической ситуации в Российской Федерации в новых экономических условиях представляется необходимым:
- разработать новые механизмы кредитования реального сектора экономики, в том числе - по проектному финансированию;
- законодательно закрепить за Центральным банком РФ функцию обеспечения экономического развития страны;
- снизить ключевую процентную ставку Центрального банка России до 5%;
- разработать механизмы кредитования инвестпроектов, находящихся в стадии реализации и получивших статус приоритетных на региональном уровне;
Также было бы целесообразно ввести мораторий на рост стоимости товаров и услуг естественных монополий
на 2 года.
Ввести квоты и экспортные пошлины для продукции предприятий экспортеров, обеспечивающих внутреннее потребление по регулируемым ценам.
Особое внимание надо уделять предприятиям оборонно-промышленного комплекса, выполняющих гособоронзаказ:
- необходимо сделать новую методику ценообразования, учитывающую изменение цен по всей цепочке кооперации с целью восстановления разумной рентабельности;
- создать механизм компенсаций затрат предприятиям - исполнителям государственной программы вооружений, направляющих средства на техперевооружение и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, закрепление кадров и подготовку новых специалистов.
Правительству России необходимо разработать меры по стимулированию сохранения и создания новых рабочих мест на системообразующих предприятиях посредством дополнительного государственного заказа. Сегодня требуются стратегические решения на государственном уровне. Они должны быть направлены на главные проблемы.
Первая. Количественная несостыковка специальностей, по которым готовит кадры система профессионального образования, и специальностей, востребованных работодателями, что требует качественного прогнозирования движения рабочих мест и потребности в кадрах.
И вторая - актуализация образования, наполнение учебных программ, что требует прогнозирования изменений в содержании профессий и построения на этой основе национальной системы квалификаций.
Полностью поддерживаю выдвинутое А.Н. Шохиным требование о том, что одним из элементов комплексного решения проблемы должно стать создание принципиально новой системы оценки квалификации, отвечающей современным требованиям экономики. Центральным звеном такой системы становится новое поколение профессиональных стандартов, которые должны служить основой для стандартов образовательных.
Вышеперечисленные первоочередные меры необходимо принять в кратчайшие сроки.
Того, что намечено «антикризисной программой» Правительства РФ недостаточно. Скупой платит дважды. Этот принцип надо помнить, тем более, когда речь идет о судьбе страны. Правительство РФ уверяет, что разработаны программы импортозамещения в 18 отраслях промышленности. Зная качество управления в стране, которое даже Президент и Председатель Правительства РФ оценивают как неудовлетворительное, промышленники сомневаются в реальности этих программ, каждая из которых еще требует детализации.
На наш взгляд решение таких задач потребует серьезные изменения в работе Правительства РФ, Центрального банка России, а также привлечения новых кадров, имеющих опыт практической работы в кризисных условиях.
Мы выступаем за большее привлечение общественности к реализации объявленных планов и программ в духе ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ».
В 2014 году произошли изменения в российском законодательстве, которые непосредственным образом касаются нашего Союза. Союз существует в двух организационно-правовых формах: в форме общественной организации, двадцатипятилетие которой мы отмечаем, и в форме объединения работодателей, которое мы учредили
в 2007 году.
Этими изменениями объединениям работодателей даны дополнительные права. В частности, они могут вносить предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, затрагивающим права и охраняемые законом интересы работодателей, участвовать в разработке указанных нормативных правовых актов, в разработке документов стратегического планирования и многое другое. Этими правами мы должны научиться эффективно пользоваться.
Имеются и другие изменения, которые должны быть отражены в уставах нашего Союза. Президиум 2 апреля текущего года рассмотрел подготовленные изменения в уставы и рекомендовал общему собранию Союза их утвердить.
В заключение хотел бы высказать слова благодарности всем членам Союза, промышленникам и предпринимателям, работодателям за совместную работу по сохранению и развитию промышленности, других составляющих экономики города, которая дала реальный результат за прошедшие 25 лет, укрепила авторитет бизнес-сообщества.
На будущее желаю всем здоровья, успехов в делах, в первую очередь - преодоления имеющихся сложностей, развития бизнеса, увеличения заказов.