27 августа 2015 года прошел круглый стол по оценке качества получаемого в Санкт-Петербурге среднего профобразования

Дата: 
27/08/2015 15:41

27 августа 2015 года в «Санкт-Петербургском государственном экономическом университете» состоялся круглый стол по результатам мониторинга на тему:  «Оценка руководителями предприятий и организаций Санкт-Петербурга качества получаемого в Санкт-Петербурге среднего профессионального образования и перспектив его использования в дальнейшей профессиональной карьере».

В работе круглого стола принял участие директор по экономике СПП СПб А.Д.Попов.

Основные результаты исследования

Вывод 1. Общая оценка удовлетворенности работодателей Санкт-Петербурга

Согласно результатам исследования 2015 года большинство работодателей удовлетворено качеством теоретической подготовки выпускников. Так, средний уровень удовлетворенности теоретическим навыками по трем моделям образования составил 60,7%. Качество практических навыков выпускников отстает от качества теоретической подготовки, уровень удовлетворенности достиг 42,9%. Так, каждый третий работодатель (30,8%) не удовлетворен практической подготовкой выпускников СПО. На невысоком уровне остаются личностные качества сотрудников, где степень удовлетворенности составила от 37,0% до 42,5%, что объясняется недостаточным развитием личностных качеств, таких как умение общаться с руководством, коллегами, ответственность и другие. Невысоким отметили и трудовой вклад сотрудников в производственную деятельность, где степень удовлетворенности составила примерно 40 %, что объясняется недостаточной подготовкой и владением профессиональной информацией выпускниками.

Таблица 1 Оценка удовлетворенности качеством подготовки выпускников СПО, реализующих программы среднего профессионального образования специалистов среднего звена, 2015 г в %

Требование

Удовлетворены полностью

Не удовлетворены

Затрудняюсь ответить

Качество теоретической подготовки

63,2

13,3

23,6

Качество практических навыков (компетенций)

48,1

27,0

24,9

Присутствие необходимых для профессии личностных качеств

42,5

13,0

44,5

Качество личного трудового вклада сотрудника

41,5

10,9

47,7

По результатам исследований (2013, 2014, 2015 гг.) была осуществлена оценка уровня удовлетворенности качеством подготовки выпускников среднего профессионального образования. Следует отметить негативную тенденцию снижения оценок уровня подготовки по всем индикаторам, таких как теоретическая, практическая подготовка, а также личностные качества и трудовой вклад. Если в 2013 году качество теоретической подготовки было зафиксировано на уровне 48,6%, в 2014 оценка достигла максимума в 70,3%, то в 2015 г. наметилось незначительное снижение и показатель составил 63,2%. Показатели личных качеств выпускников и трудового вклада сократились на 13,0% по сравнению с предыдущим 2014 годом. Данная динамика обусловлена отсутствием заинтересованности у выпускников в трудовой деятельности, которая рассматривается как временная работа для приобретения опыта, поэтому оценка компетенций выпускников также является невысокой. Таблица 2.

Таблица 2 Оценка удовлетворенности качеством подготовки выпускников СПО, реализующих программы среднего профессионального образования выпускников колледжей, техникумов да 2013,2014,2015 годы

Требования

Удовлетворены полностью

Не удовлетворены

Затрудняюсь ответить

2015

2014

2013

2015

2014

2013

2015

2014

2013

Качество теоретической подготовки

63,2

70,3

48,6

13,3

4,8

3,9

23,6

24,9

44,7

Качество практических навыков (компетенций)

48,1

49,8

45,5

27,0

11,4

24,7

24,9

37,9

29,9

Присутствие необходимых для профессии личностных качеств

42,5

58,5

33,8

13,0

5,0

26,0

44,5

36,5

40,3

Качество личного трудового вклада сотрудника

41,5

54,2

-

10,9

8,2

-

47,7

37,6

-

 

Общая оценка удовлетворенности качеством подготовки  в соответствии с направлениями подготовки выпускников СПО имеет ряд особенностей. Таблица 3,4.

Большинство работодателей удовлетворено качеством теоретических знаний по всем рассматриваемым сферам профессиональной деятельности от 54,0 (гуманитарная сфера) до 68,1 (техническая сфера). Гуманитарное направление заметно отстает от художественного, технического, медицинского и сервисного профиля. Качество практических навыков по всем направлениям профессиональной деятельности было оценено в средней степени на уровне от 51,4% до 68,9%. Трудности овладения практическими навыками работы возникли в гуманитарной, сервисной и технической сфере, тогда как в художественном направлении степень удовлетворенности составила 68,9%.

Таблица 3. Оценка работодателями качества теоретических знаний и практических навыков по направлениям подготовки выпускников СПО

Направление профессиональной деятельности выпускников

Качество теоретических знаний

Качество практических навыков

Удовлетворены полностью

Не удовлетворены

Затрудняюсь ответить

Удовлетворены полностью

Не удовлетворены

Затрудняюсь ответить

Техническое

68,1

12,6

19,3

53,5

25,9

20,6

Гуманитарное

54,0

18,5

27,4

42,3

28,5

29,3

Медицинское

66,7

10,5

22,8

59,6

17,5

22,8

Художественное

70,3

10,8

18,9

68,9

16,2

14,9

Сервис

66,2

8,3

25,5

51,4

24,3

24,3

Работодатели высоко оценили личностные качества выпускников, преимущественно художественного направления (59,5%) достигла степень удовлетворенности. Наиболее низкий результат был зафиксирован у выпускников технического профиля (43,4%). Данные распределения отражают характер и место работы выпускников. Можно сделать вывод о том, что в художественной сфере отдается предпочтение творческим навыкам работы, тогда как в гуманитарной, технической сфере востребованы личностные качества выпускников, связанные с дисциплиной, инициативностью, мобильностью, точным выполнением поставленных задач.

Качество личного трудового вклада является примерно одинаковым по всем направлениям подготовки выпускников  на уровне от 42,0% до 56,8%.

Таблица 4. Оценка работодателями личностных качеств по направлениям подготовки выпускников СПО, % в 2015 г.

Направление подготовки выпускников

Присутствие необходимых в профессии личностных качеств

Качество личного трудового вклада сотрудника

Удовлетворены полностью

Не удовлетворены

Затрудняюсь ответить

Удовлетворены полностью

Не удовлетворены

Затрудняюсь ответить

Техническое

43,4

10,0

46,6

42,0

9,5

48,5

Гуманитарное

47,2

22,4

30,4

45,6

17,6

36,8

Медицинское

50,9

8,8

40,4

54,4

5,3

40,4

Художественное

59,5

9,5

31,1

56,8

8,1

35,1

Сервис

52,1

16,0

31,9

51,4

10,4

38,2

       Большинство работодателей удовлетворено качеством теоретических знаний по всем рассматриваемым сферам профессиональной деятельности от 54,0% (гуманитарная сфера) до 68,1% (техническая сфера). Художественный и сервисный профиль вызвали удовлетворенность работодателей от 66,0% до 70,0%. Качество практических навыков по всем направлениям профессиональной деятельности было оценено на уровне от 51,4% до 68,9%.  Трудности овладения практическими навыками работы возникли в гуманитарной, сервисной и технической сфере деятельности из-за высокого уровня удовлетворительных (3 балла) оценок (20%-28,0%). Качество личного трудового вклада и личных качеств является примерно одинаковым по всем профилям подготовки, где степень удовлетворенности составила от 42,0% до 56,8%.

Вывод 2. Оценка владения компетенциями

По результатам исследования 2015 года произведена оценка владения выпускниками общепрофессиональными компетенциями. Работодатели оценили общие компетенции выпускников, оценки показали, что выпускники проявляют интерес к работе, осознают степень ее значимости (59,3% на «5» и «4» балла), чувствуют личную ответственность за выполнение производственных задач и за членов трудового коллектива (53,8% на «5» и «4» балла), также выпускники готовы заниматься самообразованием и повышением своей квалификации (51,9% на «5» и «4» балла). Несколько хуже развиты навыки использования коммуникативных технологий, ребятам сложно общаться с руководством и коллегами по работе. Только у (49,1%) не возникает трудностей в общении, тогда как остальная половина опрошенных (44,1%) может взаимодействовать с руководством и коллегами на «3» балла и 6,8% вообще не владеет коммуникативными навыками. Выпускники показали удовлетворительные результаты овладения профессиональными знаниями на «3» балла по 5 балльной шкале. Недостаточно профессиональных навыков работы с потребителями, клиентами (преимущественно «3» балла), не отработаны навыки принятия решений в кризисных, острых ситуациях, тогда как навыки принятия решений в стандартных ситуация выше на 17,4%. Данные показатели обусловлены тем, что выпускники не объективно оценивают выполнение своих производственных задач и личную результативность (40,3% работодателей оценили выполнение производственных задач на «3» балла и 6,6% на «2» балла, что выражается в высоких амбициях и ожиданиях молодежи. По другим компетенциям были зафиксированы более высокие оценки. Так, работодатели дали высокие оценки «5» и «4» балла таким компетенциям как: умение работать в коллективе, команде, умение находить нужную информацию для выполнения своих профессиональных задач, работать с информационно-коммуникативными технологиями, работать с офисным и техническим оборудованием. Таблица 5.

В рамках исследования удалось произвести оценку степени овладения общими и общепрофессиональными компетенциями выпускников, выявить динамику усвоения знаний и навыков работы за 2 года. Выпускники осознают ответственность за выполнение производственных задач и за членов трудового коллектива, данный показатель наметил тенденцию к росту на 10,0% по сравнению с предыдущим 2014 годом. Однако особого интереса к работе не проявляют и не осознают степень её значимости, показатель снизился на 23,0%. Можно говорить о том, что у выпускников низкая степень трудовой мотивации.

В процессе обучения в системе среднего профессионального образования студенты на достаточном уровне овладели профессиональными знаниями, показатель увеличился на 6,0%, а именно улучшились показатели работы с коммуникативными технологиями (общение с руководством, деловая переписка) на 15,6%, улучшились оценки умения работать в коллективе, команде на 17,6%, составили рост навыки работы с потребителями и клиентами на 9,5%. Выпускники стали лучше ориентироваться в информационных технологиях, поэтому достаточно на высоком уровне справляются с поиском информации для выполнения своих профессиональных задач, показатель увеличился на 12,8%. Почти на четверть (19,4%) возросли положительные оценки применения информационно-коммуникативных технологий, что обуславливается развитием и расширением информационного общества, а также следованию образовательных организаций информационным технологиям.

Положительной тенденцией является улучшение навыков работы в острых, кризисных ситуациях, на 13,0% возросло значение данного показателя, а навыки работы в стандартных ситуациях существенно не изменились, показав незначительный рост на 3,5%.

Работодатели отмечают значительный упадок уровня выполнения производственных задач и личной результативности сотрудников на 14,0% по сравнению с 2014 годом. Несмотря на то, что наблюдается увеличение готовности выпускников заниматься самообразованием и повышением квалификации, примерно на 14,0% возрос данный показатель, выпускники пока не готовы инвестировать свои знания и навыки в производственную деятельность.  Таблица 5.