Отчет Президиумов ОО СПП СПб и РОР СПП СПб о деятельности Союзов за период апрель 2012 - апрель 2017 года.

Президент СПП СПб Анатолий Александрович Турчак

Отчет Президиумов ОО СПП СПб и РОР СПП СПб о деятельности Союзов за период апрель 2012 - апрель 2017 года.

 

Уважаемые участники собрания!

Сегодня мы собрались для того, чтобы подвести итоги совместной работы за прошедший пятилетний период.

Наш Союз существует в двух организационно-правовых формах: в форме общественной  организации, и в форме  объединения  работодателей. Как известно объединение работодателей было зарегистрировано в 2007 году и действует на основании 156-го Федерального закона «Об объединении работодателей».

На сегодняшний день  в состав   объединения  входят 137 членов, среди которых ряд некоммерческих организаций Санкт-Петербурга,  объединяющих промышленные и научные предприятия, такие как: Ассоциация промышленных предприятий, Ассоциация предприятий радиоэлектронной промышленности, Некоммерческое партнерство «Руссофт», Ассоциация энергетических предприятий, НП «Транспортный союз Северо-Запад»,  «Союз предприятий пищевой промышленности», НП «Кластер медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий», Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, Торгово-промышленная Палата СПб и другие.

Сегодня мы будем принимать в члены РОР «Ассоциацию судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

Прошедшая пятилетка была насыщена многими событиями, которые в той или иной степени влияли на социально-экономический климат в Санкт-Петербурге. Отрадно отметить, что наш Союз, объединяющий практически всё предпринимательское сообщество сумел внести значительный вклад в формирование гражданского общества Санкт-Петербурга.

Важное место в сохранении и упрочении стабильности по праву принадлежит трехсторонней комиссии, которая обеспечивает регулирование социально-трудовых отношений.

При активном участии членов Союза разработано и подписано в сентябре прошлого года уже седьмое трехгодичное Трехстороннее соглашение Санкт-Петербурга на 2017-2019 годы.

Я думаю, и со мной согласятся участники нашей конференции, что основной целью сторон трудовых отношений должно быть не расширение возможности коллективных споров, а готовность сторон разрешить его без применения крайних мер, многие спорные ситуации могут быть не только разрешены на ранних стадиях, но и предупреждены и урегулированы до проявления конфликта.

Хотелось бы высказать слова благодарности Владимиру Георгиевичу Дербину за четкую, выдержанную и вместе с тем требовательную позицию в отношениях с работодателями.

Все свои действия мы координировали с Правительством города, его комитетами. Деловые отношения сложились с профильными комиссиями Законодательного собрания, Антимонопольным комитетом, налоговой и таможенной службами, Представительством Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, с Уполномоченным по правам предпринимателей в Санкт-Петербурге.

Особо хотел бы отметить нашу работу с Российским Союзом промышленников и предпринимателей. Александр Николаевич Шохин неоднократно принимал участие в наших собраниях, заседаниях Президиума, выставках и конференциях.

Востребованность Союза за прошедшие пять лет в качестве разработчика, эксперта и площадки при выработке социально-экономической политики города многократно возросла.

Более 100 членов Союза участвуют в работе общественных советов при комитетах исполнительных органов государственной власти, различных комиссий и координационных советов, функционирующих в Санкт-Петербурге. Это позволяет более эффективно доносить до органов власти позицию членов Союза, их предложения по совершенствованию делового климата в городе.

Я с огромным удовольствием назову имена наиболее активных членов предпринимательского сообщества, деятельность которых оказала непосредственное влияние на все стороны городской экономики. Это: Владимир Александров, Владимир Ходырев, Сергей Бодрунов, Кирилл Соловейчик, Владимир Катенев, Юрий Бурчаков, Марина Гирина, Владимир Евсеев, Елена Зонис, Владимир Окрепилов, Александр Ватагин, Валерий Радченко, Валерий Шубарев, Владимир Попов, Елена Церетели, Михаил Лобин, Георгий Абелев, Борис Иванов, Сергей Цыбуков, и этот перечень можно было бы еще долго продолжать.

Особая благодарность - Виктору Иванову. В прошлом году от оставил свой бессменный пост Генерального директора и возглавил Совет старейшин нашего Союза.

В качестве генерального директора Союза успешно работает Михаил Лобин.

Уважаемые коллеги!

За прошедшие пять лет положение дел в экономике страны существенно изменилось и, к сожалению, не в лучшую сторону.

Страна пережила третий за последние двадцать лет экономический кризис и причины этого спада, по анализу ведущих российских экономистов, связаны преимущественно с внутренними факторами. Устойчивое падение темпов роста, в первую очередь, обусловлено заметным снижением инвестиционной активности в российской экономике.

Еще одним ключевым фактором спада стала неудачная реакция на падение мировых цен на нефть в четвертом квартале 2014 года со 110 до 60 долларов за баррель.  Далее последовал валютный кризис, когда решение ЦБ объявить о подъеме ставки рефинансирования в два раза спровоцировало панику на рынках. Следствие этого - обвальное падение обменного курса рубля, резкое повышение процентных ставок и утрата доверия к национальной валюте. В результате произошел резкий рост неопределенности в российской экономике, вынудивший отечественный бизнес еще больше ограничивать свою инвестиционную и производственную активность. Ситуация также была ухудшена введением финансовых и секторальных санкций Запада.

К моменту кризиса структура нашей экономики отличалась сильными перекосами. В российском экспорте производство топлива и сырья, материалов составляла около 85%.

А что определяет темп развития мировой экономики? Самый главный локомотив - это экономика знаний. В ведущих странах вдвое быстрее валового продукта растут наука, образование, информационные технологии, биотехнологии и здравоохранение. Эти отрасли в РФ, к сожалению, не являются ведущими, доля их в валовом продукте - 15%, в Европе - 35, в США - 40%.

Другая группа отраслей, определяющих экономический рост, - инновационные или высокотехнологичные отрасли. В России они имеют очень маленький удельный вес - 12% и растут медленно.

Отечественные предприятия и организации работают в условиях кредитно-денежной политики, кардинально отличающейся от аналогичных условий в странах с развитой экономикой, с предприятиями и организациями которых нас призывают конкурировать на мировых рынках сбыта.

А ведь инвестиции - это главный источник экономического роста.

17 апреля под председательством Губернатора состоялось Заседание Совета по инвестициям, на котором были рассмотрены и в основном одобрены предложения «О мерах поддержки инвестиционных проектов в Санкт-Петербурге». Для признания проекта стратегическим предложено снизить совокупный объем инвестирования:

- с 1,5 до 1 млрд. рублей применительно к проектам в области здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, науки, инновационной деятельности, туризма (в том числе создания гостиниц);

- с 3 до 2 млрд. рублей применительно к проектам в сфере промышленности и транспортно-логистического комплекса.

- возобновить практику предоставления земельных участков, находящихся в собственности города для комплексного освоения территорий в соответствии с обновленным федеральным законодательством.

- на 1% снизить региональную ставку по налогу на прибыль на период 2017-2020 годов.

Хотелось бы в Вашем лице, Вячеслав Серафимович, поблагодарить Законодательное Собрание за принятый вчера закон «О поддержке инвестиционных проектов».

Как уже докладывал Президенту и Госдуме России премьер-министр Медведев, в 2016 году ситуация в российской экономике стабилизировалась. Индекс промышленного производства по итогам года составил 101,1%.

У нас в городе существенно перекрыт российский показатель - индекс составил 103,9%, но я бы пока воздержался от дифирамбов.

Будем объективны - в городской промышленности рост произошел в основном благодаря низкой базе прошлых лет.

На днях на заседании Правительства был рассмотрен ход выполнения государственной программы «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы», в обсуждении которого я принял участие.

Ситуация на большинстве промышленных предприятий города - членов Союза - устойчивая, и это в первую очередь связано со значительным ростом государственного оборонного заказа, что позволило предприятиям, работающим в этой сфере нарастить объемы производства.

Вместе с тем хотел бы обратить внимание на проблемы, с которыми оборонщикам приходится сталкиваться при исполнении ГОЗ.

С 1-го сентября 2015-го года все предприятия ОПК работают в условиях обновленного № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». К сожалению, ряд положений закона в новой редакции носит неоднозначный характер.

Анализ правоприменительной практики выявил ряд вопросов, влияющих на финансово-экономическое состояние предприятий ОПК.

Это:

-    Замораживание на отдельных счетах собственных средств предприятия, направленных на создание материальных запасов, до завершения контракта;

-    Невозможность использования средств, заблокированных на отдельных счетах, до получения уполномоченным банком уведомления от заказчика после частичного или полного исполнения контракта;

-    Жесткие ограничения размеров оплаты накладных расходов.

Отсутствие регламентации отдельных положений закона, а также четкого порядка целевого использования финансовых средств по государственному оборонному заказу дает надзорным органам и уполномоченным банкам широкий простор для «творческого», а по существу понятийного толкования его норм. Также имеются противоречия между № 275-ФЗ и другими законодательными актами, «Налоговым и Трудовым кодексами».

Существенное влияние новая редакция Федерального закона оказала и на взаимодействие банков и предприятий ОПК. Перераспределение финансовых потоков в пользу уполномоченных банков, где можно открывать спецсчета, а их сегодня всего семь, привело к потере ряда кредитных учреждений, ранее ориентированных на работу с предприятиями оборонки.

При этом пострадали предприятия, лишившиеся части денежных средств. Количество спецсчетов в уполномоченных банках увеличилось на порядки.

В настоящее время в Комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития ОПК находится на рассмотрении проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе».

Проект подготовлен Коллегией Военно-промышленной комиссии РФ после анализа замечаний и предложений предприятий ОПК, в том числе и Союза промышленников Санкт-Петербурга. В нем нашли отражение вышеуказанные проблемы и пути их решения. Просил бы Правительство города и Законодательное собрание поддержать этот проект.

Принимая во внимание, что начиная с 2018 года намечается сокращение закупок вооружения и военной техники, нам уже сейчас необходимо организовать работу по конверсии петербургских оборонных предприятий.

Этому будет способствовать и созданный организациями оборонной промышленности Совет по конверсии под руководством вице-губернатора Сергея Николаевича Мовчана.

Напомню, что подводя итоги обсуждения хода реализации Программы на 2015-2020 годы Губернатор отметил, что в целом промышленность Петербурга в 2016г. показала устойчивый рост. Так, общий объем отгруженной промышленной продукции составил 2,5 трл. рублей, что на 8% больше, чем в 2015г. На 7,6% в сопоставимых ценах выросли инвестиции в основной капитал. В 2016г. в городе открыто 11 новых производств. Именно развитая диверсифицированная промышленность является базой успешного и поступательного развития нашего города. Этот сектор  экономики дает 45% всех поступлений в бюджетную систему Санкт-Петербурга.

Важное место в экономике нашего города занимают малые и средние предприятия, количество которых уже превысило 400 тысяч. Крупные предприятия и компании должны внимательно изучить и оценить возможности участия малых предприятий в реализации высокотехнологичных проектов. Особое внимание надо обратить на их роль и место в исполнении городского заказа. В настоящее время работает «Единый центр предпринимательства, где можно получить необходимую информацию практически о каждом из предприятий.

Как известно, в 2013 году мы инициировали  возрождение Промышленного совета. Большинство в Промышленном совете - это руководители научных и промышленных предприятий. Председателем Совета является Губернатор. Для продвижения наших  предложений и отстаивания  интересов промышленности необходимо более конструктивно вести свою работу в составе Промышленного совета. Когда мы проявляем инициативу и настойчивость, появляется результат.

В последнее время удалось перейти от лозунгов и призывов к конкретным результатам. Мы совместно с Комитетом по городскому заказу ведем работу по продвижению выпускаемой нашими предприятиями продукции городскому хозяйству. Благодаря инициативе Союза проводится  практически ежемесячно анонсирование предстоящих закупок. Поэтому важнейшей задачей на ближайший период является создание   полноценной информационной системы государственного заказа Санкт-Петербурга, позволяющей видеть не только результаты закупок, но и прогноз товарного потребления городскими заказчиками на плановый период (желательно на срок не менее 3 лет), требования к закупаемой продукции, её планируемые ценовые параметры, а также возможность в режиме реального времени отслеживать процесс формирования и размещения государственного заказа Санкт-Петербурга. Система должна содержать актуальную информацию о ходе формирования, прохождения и завершения государственных закупок всеми бюджетными заказчикам города, включая ГУПы и др. заказчиков, у которых доля  собственности города составляет 20%  и  более %. Целесообразно Правительству города решить вопрос  о подобной отчетности с естественными монополистами и госкорпорациями в отношении  их структурных подразделений, находящихся на территории Санкт-Петербурга.

Деятельность Союза направлена на принятие мер с целью недопущения необоснованного повышения тарифов для промышленности. Наши договоренности с Комитетом по тарифам в основном выполняются. Кроме того, представители Союза активно участвуют в рабочих группах, сформированных Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению по актуализации схем электро-, водо-, газо- и теплоснабжения Санкт-Петербурга на очередной год и долговременный период.

Вместе с членом Союза - ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» мы добились признание в Минприроде того, что повышенные показатели ряда элементов, в частности железа и марганца, являются естественной средой для Санкт-Петербурга и Ленинградской области. С учетом выводов Минприроды, мы сейчас предпринимаем меры для разработки и утверждения приемлемых нормативов применительно к нашему региону.

Мы благодарны Российскому Союзу промышленников и предпринимателей, который поддержал нас в вопросе снижения ряда показателей по загрязняющим веществам в сточных водах предприятий, что привело к значительной экономии по затратам предприятий, в том числе и на очистку сточных вод.

Одно из заседаний Президиума Союза было посвящено вопросу технологической безопасности в промышленности Санкт-Петербурга и улучшению природоохранной деятельности. Мы с Вами отмечали, что слабо используются возможности городского научно-промышленного комплекса по созданию оборудования, приборов, технологий природоохранной деятельности и переработки отходов. К сожалению и в Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года, слабо отражен вклад науки и промышленности города в повышение качества городской среды и обеспечение экологического благополучия.

Не могу не отметить работу Фонда развития промышленности. Правительство города восприняло наши доводы и создало Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга с объемом 1 млрд. руб. На текущий момент выделено 400 млн рублей для реализации 5 проектов. Это важно для нашей промышленности. Но 600 млн рублей пока никуда не направлено. Думаю, вместе с профильным комитетом необходимо вернуться к условиям выдачи средств из Фонда. Может быть, с учетом конверсии оборонных предприятий, целесообразно снять запрет на предоставление средств Фонда оборонным предприятиям с целью стимулирования проектов по выпуску гражданской продукции. Считаем правильным решение о расширении диапазона выдачи льготного займа, который предполагается установить в размере от 30 до 150 млн. рублей.

Кадры. Не устану повторять, что сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. И качество кадров, особенно инженерных, становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства. Мы исходим из того, что в современных производствах в корне изменяется содержание труда не только ИТР, но и рабочих. От исполнительских функций, заданных и регламентированных в условиях индустриального производства, работник переходит к функциям управления технологическим процессом по выпуску продукции в сложных взаимодействующих системах предприятия. То есть человек не просто выполняет заданный объем работ в единицу времени, но оценивает ситуацию, контролирует процесс, принимает оперативные решения. При этом у него уменьшаются физические нагрузки, но значительно возрастают  интеллектуальные затраты, формируются новые функции, растёт напряженность труда. Коренное изменение содержания квалификации промышленных кадров ставит новые задачи перед образовательными учреждениями.

В настоящее время в нашей стране активно продвигается вопрос  оценки профессиональной квалификации по государственным стандартам.

По данным нашего мониторинга уже более 40% крупных предприятий - членов Союза внедрили у себя основные профессиональные стандарты. Определенная работа, проведенная при участии Союза, позволила начать формирование  центров оценки квалификации, экспертно-методических центров.

Сегодня именно объединения работодателей ответственны за подготовку квалифицированных кадров: они разрабатывают профессиональные стандарты, участвуют в формировании перечней специальностей, согласовывают образовательные стандарты, принимают участие в государственной аккредитации учреждений профессионального образования. На объединения работодателей фактически возложена ответственность за создание Советов по профессиональной квалификации, а А.Н. Шохин, как известно, возглавляет национальный Совет при Президенте РФ по профессиональной квалификации.

В сфере законотворческой деятельности Союз много внимания уделял и продолжает уделять работе над изменением городского закона «Об основах промышленной политики». В связи с появлением федерального закона «О промышленной политике в РФ» и давно назревшей необходимостью корректировки городского закона, по нашей инициативе была разработана его новая редакция. Мы исходили из необходимости отразить все новые положения и нормы федерального закона, в максимально возможной степени прописать механизмы применения в Санкт-Петербурге этих новых положений так, чтобы исполнительные органы государственной власти видели свои конкретные обязанности, промышленники и предприниматели - свои права, а все участники формирования и реализации промышленной политики - свою ответственность за выполнение законодательно определенных целей и задач.

Уважаемый коллеги!

Все прошедшие кризисы показали, что мы может приспособиться практически к любой ситуации в экономике. Но сейчас мир стоит на пороге новой эры, так называемой четвертой промышленной революции. По масштабу, объему и сложности она не имеет аналогов во всем предыдущем опыте человечества. Наиболее очевидные направления этой революции - информационно-коммуникационные технологии (интенсивное развитие идёт прямо сейчас), биотехнологии, робототехника, новое материаловедение (нанотехнологии и др.), новая энергетика. И нам, cанкт-петербуржцам, если мы хотим остаться одними из научно-технических лидеров России, нужно понимать эти вызовы. Нам нужно делать выводы из прошедшего кризиса, который показал, что то же падение импорта в результате девальвации рубля, не обязательно создает пространство для экономического роста. Пространство формально создается, но заполнить его российской продукцией в большинстве случаев невозможно без радикального улучшения её технического уровня и потребительских свойств. Очевидно, что импортозамещение - это производство конкурентоспособной на внешнем рынке продукции, а не вытеснение импорта с внутреннего рынка отечественными товарами низкого качества.

По инициативе Г.С. Полтавченко и бизнес-сообщества региона для успешной реализации принятой в нашем городе «Стратегии - 2030», был создан Штаб по улучшению условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге.

21 марта 2017 года под председательством Губернатора состоялось второе заседание Штаба, на котором были проанализированы результаты работы и определены основные направления на предстоящий период. Следует отметить, что и в основном докладе, и в выступлениях членов Штаба были высказаны конкретные предложения по совершенствованию условий ведения бизнеса, изменения региональной законодательной базы.

Но этого мало, необходимы решения на уровне Государства, которые были сформулированы во время прошедшего недавно съезда РСПП и, в основном, поддержаны Президентом РФ В.В.Путиным, принявшем участие в его работе.

Завершая доклад, хотел бы ещё раз отметить, что именно мы с Вами несём основную ответственность перед горожанами за будущее социально-экономическое развитие нашего региона.

Надеюсь, что в последующих выступлениях будут даны конкретные рекомендации Президиуму Союза, высказаны предложения в адрес законодательной и исполнительной власти региона, предложены пути совершенствования хозяйственного механизма
Санкт-Петербурга.

Благодарю за внимание!