Техническое регулирование и стандартизация-важный инструмент в обеспечении модернизации и организации деятельности...

 

В статье представлены современные проблемы литейного производства как одного из видов металлообработки для машиностроения в условиях отсутствия его масштабной модернизации. Приведены основные положения Федерального закона «О техническом регулировании» и комментарии к ним. Отмечено существенное отставание в разработке технических регламентов и стандартов для литейного производства. Сформулированы ключевые сложности работы предприятий литейно-механического профиля, не обеспеченных современными требованиями технических регламентов и стандартов. Сделан вывод о невозможности осуществления коренного перевооружения отрасли без разработки и внедрения системы технических регламентов и стандартов.

Перспективы успешного развития россий­ской экономики с учетом влияния мирового экономического кризиса в большой степени определяются состоянием и масштабами мер, принимаемых правительством страны и про­мышленным бизнес-сообществом по модерни­зации, техническому и технологическому пе­реоснащению, в первую очередь, машиностро­ения и металлообработки, в том числе, литей­ного производства.

В современных условиях - в период дей­ствующего экономического кризиса - основ­ным направлением спасения и развития все­го машиностроения страны должен стать си­стемный подход к решению всего комплекса проблем. Это в полной мере касается и всех видов металлообрабатывающих предпри­ятий и цехов, в том числе литейно-механических производств любого направления и объема.

Не менее важным направлением комплек­сного подхода и острой проблемой, по мне­нию автора, становится реализация процесса технического регулирования, стандартизации и внедрения на предприятиях сертификации и систем менеджмента качества.

Внедрение систем менеджмента преследу­ет достижение следующих основных целей и преимуществ: соответствия требованиям за­казчиков, удовлетворения потребностей заин­тересованных сторон, управления рисками, сокращения затрат, и в целом - эффективно­го управления, оперативно реагирующего на меняющиеся экономические условия и рыноч­ную конъюнктуру.

Будучи самой распространенной в мире, модель управления качеством и бизнес-про­цессами, заложенная в основу международ­ных стандартов ИСО серии 9000, является важнейшей основой политики качества любой компании, стремящейся к достижению упомя­нутых преимуществ. В этой связи внедрение инновационных методов менеджмента мож­но смело рассматривать как один из наибо­лее эффективных инструментов борьбы с кри­зисом.

Отметим, что внедрение сертификации и систем менеджмента качества, которое но­сит добровольный характер, на большинстве предприятий реализуется и в той или иной мере поддерживаются. При этом, к сожале­нию, существует но практике определенный формальный подход к такому важному элемен­ту в системе мер обеспечения высокого каче­ства продукции.

Что касается процесса технического регу­лирования и стандартизации в сфере метал­лообработки и, в частности, литейного производства, то ситуация представляется более сложной и решаемой в малых объемах и не­достаточными темпами.

Для понимания ситуации, складывающейся в данной области, отметим, что совершенство­вание системы технического регулирования в целях повышения качества и конкурентоспо­собности предприятий осуществляется на ос­нове Федерального закона «О техническом регулировании» №184-ФЗ, который был при­нят Государственной Думой 15 декабря 2002 года и вступил в силу с 1 июля 2003 года. В течение ряда лет осуществлялась реализация «Программы разработки технических регла­ментов», утвержденной распоряжением Пра­вительства РФ от 6 ноября 2004 г. №1421-р. Например, были приняты актуальные регла­менты «О безопасности машин и оборудова­ния», «О безопасной эксплуатации и утилиза­ции машин и оборудования». По этой Про­грамме к 2010 году планируется принять око­ло 300 технических регламентов.

Кроме того, была разработана и утверж­дена Правительством РФ (распоряжение от 28 февраля 2006 г. № 266-р) «Концепция раз­вития национальной системы стандартизации» и принята «Программа разработки нацио­нальных стандартов». В соответствии с этими документами деятельность по стандартизации должна носить рыночный характер; это подра­зумевает то, что она подчиняется основным рыночным законам и выходит на рынок со сво­им товаром - национальным стандартом. Го­сударство при этом является одним из участ­ников рынка, который может при передаче функций по организации национальной сис­темы стандартизации национальному органу оговорить свои интересы через соответствую­щее соглашение с ним.

Приведем некоторые сведения из Феде­рального Закона №184-ФЗ от 27 декабря 2002 года «О техническом регулировании» со всеми изменениями на 18 июля 2009 года и комментарии к нему.

Закон введен в действие с 1 июля 2003 года. Он заменяет Законы РФ «О стандарти­зации», «О сертификации продукции и услуг», а также положения многих других законода­тельных актов, которые затрагивают правоот­ношения в сфере разработки, утверждения и применения нормативно-технических доку­ментов, подтверждения соответствия и осуще­ствления надзора за их соблюдением.

Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установ­ления, применения и исполнения обязатель­ных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а так­же в области установления и применения на добровольной основе этих требований, вы­полнению работ или оказанию услуг и пра­вовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Технический регламент - документ, при­нятый международным договором, ратифици­рованным в Российской Федерации, или зак­люченным межправительственным соглашени­ем или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или по­становлением Правительства Российской Фе­дерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объек­там технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружени­ям или к связанным с требованиями к продук­ции процессам проектирования (включая изыс­кания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Федеральные органы исполнительной вла­сти вправе издавать в сфере технического ре­гулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установ­ленных для оборонных отраслей промышлен­ности, где подобные акты носят обязательный характер.

Технические регламенты принимаются в целях:

  • защиты жизни или здоровья граждан, иму­щества физических или юридических лиц, госу­дарственного или муниципального имущества;
  • охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
  • предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
  • обеспечения энергетической эффективности.

Международные стандарты должны исполь­зоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, техни­ческих и (или) технологических особенностей.

Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу технического регламен­та утверждается перечень национальных стан­дартов, содержащих правила и методы иссле­дований (испытаний) и измерений, в том чис­ле правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.

Разработанный технический регламент принимается федеральным законом или по­становлением Правительства Российской Фе­дерации с учетом положений настоящего Фе­дерального закона.

В соответствии с законом до 1 января 2010 года должны быть приняты следующие пер­воочередные технические регламенты (по ин­тересующей теме): о безопасности машин и оборудования; о безопасности зданий и со­оружений; о безопасности аппаратов, рабо­тающих на газообразном топливе; о безопас­ности оборудования для работы во взрывоо­пасных средах; о безопасности средств инди­видуальной защиты.

Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. О раз­работке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа ис­полнительной власти по техническому регу­лированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

Внесенный в Государственную Думу про­ект федерального закона о техническом рег­ламенте с приложением необходимых доку­ментов направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Феде­рации в течение девяноста дней направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.

Экспертиза проектов технических регла­ментов осуществляется экспертными комис­сиями по техническому регулированию, в со­став которых на паритетных началах вклю­чаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организа­ций, саморегулируемых организаций, обще­ственных объединений предпринимателей и потребителей.

Стандартизация осуществляется в следую­щих целях:

  • повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муни­ципального имущества, объектов с учетом рис­ка возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повы­шения уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
  • обеспечения конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства из­мерений, рационального использования ре­сурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материа­лов), технической и информационной совмес­тимости, сопоставимости результатов иссле­дований (испытаний) и измерений, техничес­ких и экономико-статистических данных, про­ведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соот­ветствия продукции (работ, услуг);
  • содействия соблюдению требований тех­нических регламентов;
  • создания систем классификации и коди­рования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и пе­редачи данных, содействия проведению ра­бот по унификации.

Стандартизация осуществляется в соответ­ствии со следующими принципами:

  • добровольного применения стандартов;
  • максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересо­ванных лиц;
  • применения международного стандарта как основы разработки национального стан­дарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вслед­ствие несоответствия требований международ­ных стандартов климатическим и географичес­ким особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особен­ностям или по иным основаниям,
  • недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выпол­нению работ и оказанию услуг в большей сте­пени, чем это минимально необходимо для вы­полнения целей, определенных в настоящем Федеральном законе;
  • недопустимости установления таких стан­дартов, которые противоречат техническим регламентам;
  • обеспечения условий для единообразно­го применения стандартов.

Национальный орган Российской Федера­ции по стандартизации:

  • утверждает национальные стандарты;
  • принимает программу разработки наци­ональных стандартов;
  • организует экспертизу проектов нацио­нальных стандартов;
  • обеспечивает соответствие националь­ной системы стандартизации интересам на­циональной экономики, состоянию материаль­но-технической базы и научно-техническому прогрессу;
  • осуществляет учет национальных стандар­тов, правил стандартизации, норм и рекомен­даций в этой области и обеспечивает их дос­тупность заинтересованным лицам;
  • создает технические комитеты по стан­дартизации, утверждает положение о них и координирует их деятельность;
  • организует официальное опубликование и распространение национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, правил стандартизации, норм и рекоменда­ций в области стандартизации в печатном из­дании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме;
  • участвует в соответствии с уставами меж­дународных организаций в разработке между­народных стандартов и обеспечивает учет инте­ресов Российской Федерации при их принятии;
  • утверждает изображение знака соответ­ствия национальным стандартам;
  • представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляю­щих деятельность в области стандартизации;
  • обеспечивает в информационной систе­ме общего пользования доступ на безвозмез­дной основе к национальным стандартам и к другим документам;
  • предоставляет информацию и докумен­ты в области стандартизации в соответствии с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров Российской Федерации в сфере техническо­го регулирования.

Правительство Российской Федерации оп­ределяет орган, уполномоченный но исполне­ние функций национального органа по стан­дартизации. Национальный орган по стандар­тизации разрабатывает и утверждает програм­му разработки национальных стандартов. На­циональный орган по стандартизации должен обеспечить доступность программы разработки национальных стандартов заинтересован­ным лицам для ознакомления.

Разработчиком национального стандарта также может быть любое лицо.

Стандарты организаций, в том числе ком­мерческих, общественных, научных организа­ций, саморегулируемых организаций, объеди­нений юридических лиц могут разрабатывать­ся и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандар­тов для целей, определенных данным законом, для совершенствования производства и обес­печения качества продукции, выполнения ра­бот, оказания услуг, а также для распростра­нения и использования полученных в различ­ных областях знаний результатов исследова­ний (испытаний), измерений и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с уче­том положений данного закона.

Проект стандарта организации может пред­ставляться разработчиком в технический ко­митет по стандартизации, который организу­ет проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы техни­ческий комитет по стандартизации готовит зак­лючение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Анализ приведенных положений и опыт ра­боты последних лет показывает, что закон пре­дусматривает кардинальное повышение уровня правового регулирования и устранение бюрок­ратических барьеров в экономике. Его цель -устранение необоснованных технических и ад­министративных препятствий в развитии пред­принимательства, прекращение хозрасчетной деятельности надзорных органов, упорядоче­ние в целом порядка разработки обязатель­ных технических норм, уменьшение проблем при обязательной сертификации, освобожде­ние предпринимателей от мелочной опеки ор­ганов исполнительной власти. Этот документ является комплексным законодательным актом РФ и имеет огромное социально-экономичес­кое значение, поскольку направлен на уста­новление правил государственного регулиро­вания требований к продукции, включая това­ры народного потребления, а также требова­ний к работам и услугам в интересах потре­бителей. Закон вводит новую систему госу­дарственного нормирования в данной облас­ти, систему нормативной документации, вно­сит ясность во многие понятия, коренным об­разом меняет роль и значение стандартиза­ции и стандартов, порядок функционирования различных институтов в данной области, вклю­чая организацию государственного контроля, кардинально меняет порядок установления требований к проведению работ и оказанию услуг.

В настоящее время предусмотрен переход­ный период, когда в систему технического за­конодательства включены оставшиеся обяза­тельными до принятия соответствующих тех­нических регламентов те требования ранее принятых нормативных документов (ГОСТов, СанПиНов, СНиПов и пр.), которые соответ­ствуют целям технического регулирования, как это определено переходными положениями Закона, а именно исключительно требования по безопасности (ст. 46 Закона). Также в тече­ние переходного периода продолжают дей­ствовать федеральные законы и акты Прави­тельства в сфере технического регулирования, полностью или частично сохраняющие свою силу в соответствии с временными исключени­ями или переходными положениями Закона.

Вместе с тем, можно выделить следующие ог­раничения сферы технического регулирования (в рамках системы технических регламен­тов], представляющиеся целесообразными, как минимум, на начальных этапах подго­товки и реализации технического законода­тельства:

  • техническими регламентами регулиру­ются не любые виды безопасности, а лишь свя­занные с возможностью непосредственного причинения вреда либо самой продукцией, либо в процессе ее производства;
  • техническими регламентами регулиру­ются лишь те виды деятельности, к субъектам которых государством не могут быть предъяв­лены обязательные требования иначе, чем посредством технического законодательства;
  • техническими регламентами регулиру­ется исключительно сфера технической безо­пасности, но не безопасности вообще;
  • техническими регламентами покрывает­ся преимущественно сфера регулирования го­сударством разного рода видов деятельности (ограничения прав граждан); но не сфера вы­полнения государственными органами функ­ций по обеспечению безопасности граждан, национальной безопасности и т.п.

Базовым принципом новой системы техни­ческого регулирования является ограничение обязательных требований исключительно па­раметрами, обеспечивающими безопасность (но не потребительские достоинства, каче­ство и т.п.).

Таким образом, в России создана и функ­ционирует законодательная система техни­ческого регулирования. Однако процесс раз­работки и внедрения технических регламен­тов, стандартов и других документов идет не­позволительно низкими темпами. Особенно неблагоприятная ситуация сложилась в ме­таллообработке. Если в оборонных отраслях на предприятиях промышленности техничес­кое регулирование осуществляется твердо и последовательно Министерством Обороны в обязательном порядке (а не добровольно) на основе своих требований, то применительно к общепромышленным предприятиям и произ­водствам положение дел гораздо хуже.

Причем, поскольку в связи с неблагоприят­ной финансовой ситуацией сегодня трудно рассчитывать на крупные инвестиции в модер­низацию машиностроения (как, впрочем, и всей экономики) со стороны государства, в бли­жайшее время положение вряд ли улучшится. К сожалению, в последние благополучные 10 лет возможности проведения инфраструктур­ной и технологической модернизации эконо­мики России были упущены. Это можно и нуж­но было сделать за счет части огромных фи­нансовых поступлений от экспорта энергети­ческих ресурсов. Необходимо отметить, что и крупный бизнес не проявил дальновидности в этом вопросе, продолжая эксплуатировать ос­тавшийся в наследство от СССР мощный про­мышленный потенциал и имевшийся к тому времени научно-технический, организацион­ный и кадровый потенциалы. Кроме того, в те годы имелись сложившиеся сильные коопера­ционные связи при определенной степени спе­циализации, которые к началу 90 годов также требовали существенного обновления и бо­лее современных организационных форм. Вложения в их обновление на протяжении последних 15-18 лет были непозволительно скудными, а прибыль предприятий использо­валась на другие цели, в том числе личные. Государство не помогло создать необходимые условия для развития промышленного бизне­са. Со стороны владельцев и руководителей заводов часто проявлялся непрофессионализм, когда принимались необоснованные страте­гические решения по развитию предприятий, их финансовому обеспечению, предпринима­ются неоптимальные тактические шаги, про­является привычка мыслить старыми шаблона­ми периода, когда государство решало все вопросы.

Проблемы модернизации машиностроения и металлообработки в последние годы ставят­ся и активно обсуждаются на всех уровнях го­сударственных органов власти, руководителя­ми промышленных предприятий, учеными и специалистами.

В свою очередь, современное состояние и перспективы развития литейного производства как одного из главных металлозаготовительных производств для машиностроения нео­днократно обсуждалось на различных фору­мах и освещалось в периодической печати.

Перечислим кратко основные проблемы ли­тейного комплекса нашей страны, сложивши­еся за многие годы его функционирования:

1. Продолжается затяжной период тяжелого положения литейно-механического производства в России. Особенно сильно его проблемы ощущаются в период действующего мирового экономического кризиса. На качественном уровне можно дать следующую характеристику ситуации по элементам обеспечения литейного производства:

  • утрачено большинство научно-исследо­вательских, проектно-технологических и кон­структорских учреждений;
  • исследования сосредоточены на базовых кафедрах ведущих технических университе­тов страны (Московский институт стали и спла­вов, СПб Государственный технический уни­верситет, СПб Горный институт, СПб Северо-Западный заочный политехнический универ­ситет, Владимирский государственный универ­ситет, Самарский государственный техничес­кий университет, Уральский политехнический институт (г. Екатеринбург), Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск) и др.), которые требуют экст­ренной помощи в оснащении и развитии учеб­но-производственной и научной базы в соот­ветствии с принятой в России концепцией со­здания учебно-научных центров;
  • большинство заводов литейно-механического профиля (как самостоятельных, так в составе машиностроительных предприятий) имеет устаревшее оборудование;
  • отсутствуют современная организация производства (особенно массового) и менедж­мент качества, отвечающий международным требованиям;
  • производства имеют низкую технологи­ческую культуру, низкое качество продукции, что обусловливает высокий процент брака;
  • отсутствуют современные литейно-механические предприятия для массового произ­водства продукции (например, в качестве офи­циальных поставщиков комплектующих для сборочных заводов мировых марок автомоби­лей в России и за рубежом, а также для отече­ственного автопрома);
  • сложилось серьезное отставание в под­готовке квалифицированных кадров для литей­ного производства и другие.

 

2. Перевооружение существующих литейно-механических мощностей для всех видов машиностроения идет недопустимо низкими темпами, что создает угрозу развитию рос­сийского машиностроения и ведет к утрате его конкурентоспособности на мировом рын­ке, а также тормозит процесс импортозамещения продукции на отечественном рынке.

3. Создание новых высокотехнологичных литейно-механических предприятий осуществляется в ограниченных масштабах, не обеспе­чивающих необходимые темпы модернизации отечественного машиностроения.

4. Переоснащение существующих и созда­ние новых литейно-механических предприя­тий производится в подавляющих объемах и номенклатуре техники и оборудования за счет закупки импортных образцов. Такое положе­ние лишает отечественных производителей, конструкторов, научных работников необхо­димого стимула в проведении и реализации собственных разработок.

5. Функционирование литейно-механичес­ких мощностей российских предприятий но­сит высокозатратный характер, имеет высо­кие производственные издержки сырья, мате­риалов, энергоносителей, трудовых и финан­совых ресурсов, что приводит к низкой произ­водительности производства и высокой стоимо­сти продукции.

Наряду с технической и технологической отсталостью предприятий и цехов литейного про­филя, заметно явное отставание в процессе раз­работки и внедрения системы технического ре­гулирования и стандартизации. Отметим неко­торые моменты сложившейся ситуации:

1. Имеются существенные отличия в уров­не технической и технологической оснащен­ности литейно-механических предприятий в разных отраслях промышленности и в разных регионах страны. Медленными темпами, но все же производится модернизация предприя­тий в основном за счет импорта (частично оте­чественных) современных высокоточных литей­ных технологий и соответствующего оборудо­вания, оснастки, высококачественных матери­алов. В то же время отсутствие технических регламентов и стандартов практически для всех элементов технологического цикла в ли­тейном производстве резко снижает эффек­тивность использования современных техно­логий и оборудования.

2. В силу отсутствия в стране единой госу­дарственной промышленной политики и целе­вых программ модернизации базовых отрас­лей промышленности не существует системы государственных и отраслевых заказов на ма­шиностроительную продукцию. Парадокс, но только катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС позволит, по всей видимости, гидроэнергети­кам выдать заказ на производство турбин и электрогенераторов таким мощным российс­ким компаниям, как ОАО «Силовые маши­ны», ОАО «Электросила» и другим. В таких заказах большую роль играет высокоточное литье, например, турбинных лопаток, произ­водство которых испытывает серьезные труд­ности, в том числе из-за отсутствия современ­ных технических регламентов и стандартов.

3. Многие предприятия и цеха литейно-ме­ханического профиля не могут получить и вы­полнить зарубежные заказы, которые очень часто предлагают наши европейские партне­ры. Это происходит все по тем же причинам: устаревшие технологии и оборудование, от­сутствие международных технических регла­ментов и стандартов. В таких случаях наличие на предприятии внедренной системы менедж­мента качества зарубежным заказчиком не принимается во внимание. Одна из причин отказа в размещении заказов - невозмож­ность контролировать его выполнение на всех стадиях технологического процесса и невоз­можность проанализировать причины получа­емого брака.

4. Загрузка предприятий и цехов литейно-механического профиля в настоящее время составляет 20-40 % от их проектной мощнос­ти (кроме оборонных предприятий). Сложный процесс поиска заказов - даже при наличии

относительно постоянных заказчиков - удов­летворяется внутренним спросом. При этом часто заказчики не интересуются наличием у исполнителя сертификата качества, выдвигают требования на несуществующие и не регла­ментируемые химические составы сплавов, ма­териалов, пользуются устаревшими ГОСТами и ТУ, которые в приведенных в статье положе­ниях закона «О техническом регулировании» пока допускаются к использованию.

Учитывая важность проводимой реформы, и в особенности значимость закона «О тех­ническом регулировании», решением Обще­го собрания Некоммерческого партнерства «Консорциум «Русская Сталь» от  18 июня 2004      года была создана рабочая группа по анализу закона «О техническом регулировании». В ее состав вошли представители всех предприятий НП «Консорциум «Русская Сталь». Деятельность рабочей группы организована при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, Комитетом Российского союза промышленников и предпринимателей по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, комитетом Торгово-промышленной палаты по металлургии.

6 ноября 2004 года распоряжением Пра­вительства № 1421-р была утверждена пер­вая редакция «Программы разработки техни­ческих регламентов на 2004-2006 годы».

Руководством НП «Консорциум «Русская сталь» в феврале 2005 года было принято ре­шение участвовать в конкурсе на разработ­ку технического регламента «О безопасно­сти процессов металлургических производств» и в дальнейшем организовать процесс его разработки.

По данным Некоммерческого партнерства «Национальный институт технического регу­лирования» в 2006 году был подготовлен про­ект Федерального закона «О специальном техническом регламенте «О безопасности процессов металлургических производств». Кроме того, по данным того же института, под­готовлен проект Федерального закона «О стандартизации» (20 сентября 2008 г.). К со­жалению, эта необходимая работа не дове­дена до завершения.

Урегулирование вопросов в области тех­нических стандартов стало одним из вопро­сов первостепенной важности и для Неком­мерческого партнерства «Союз литейщиков Санкт-Петербурга»,  созданного  в  апреле

2005    года на базе общественной организации Ленинградская ассоциация литейщиков, работавшей с июля 1990 года.

Основными целями и задачами «Союза ли­тейщиков Санкт-Петербурга» являются:

  • содействие в разработке и реализации региональных и отраслевых программ разви­тия литейного производства, технического и технологического перевооружения отрасле­вых предприятий,
  • представление и защита прав и закон­ных интересов членов Союза;
  • участие в разработке и проведении ис­следований и мониторинга рынка литейного производства, маркетинговых проектов в сфе­ре литейного производства, оказание орга­низационной, информационной и иной под­держки подобным проектам и членам Союза;
  • организация эффективной отраслевой ко­операции и специализации;
  • участие в подготовке и повышении квалификации специалистов-литейщиков, подготовке научных кадров;
  • пропаганда научно-технических достиже­ний в области литейного производства, уни­фикация наиболее общих и проверенных тех­нических решений по материалам, техноло­гии и оборудованию литейного производства;
  • разработка, издание учебно-методичес­ких материалов, а также приобретение оте­чественных, перевод и издание зарубежных учебно-методических материалов.

Союз литейщиков Санкт-Петербурга про­водит большую координационную, информа­ционную, методическую работу по оказанию помощи предприятиям отрасли, занимается поиском и распределением и перераспреде­лением заказов (например, при переходе с кузнечно-прессовых технологий изготовления изделий на литейные высокоточные техноло­гии) с учетом несогласованности или отсут­ствия нормативных документов. Многие пред­приятия выходят из положения путем разра­ботки своих технических условий на продук­цию, согласует нормативные документы с За­казчиком в соответствии с его требованиями. Подобные методы работы приняты только при выполнении заказов для внутреннего россий­ского рынка.

Однако, несмотря на принимаемые меры, нельзя не отметить и то, что отсутствие завер­шенной и внедренной системы современных технических регламентов и стандартов не спо­собствует совершенствованию литейного про­изводства и консервирует сложившиеся и уста­ревшие подходы к организации производства и обеспечению высокого качества продукции. По­этому можно сделать вывод о невозможности осу­ществления коренного перевооружения отрас­ли без разработки и внедрения системы техни­ческих регламентов и стандартов.

К сожалению, рамки статьи не позволяют ос­ветить все проблемы подготовки и принятия нор­мативных актов, как на государственном, так и отраслевом уровне. Однако переходный пери­од, определенный законом «О техническом ре­гулировании», подходит к концу (см. выше), а не­завершенность процесса разработки регламен­тов и стандартов не способствует развитию и функционированию машиностроительного и металлообрабатывающего комплексов россий­ской промышленности.