Техническое регулирование и стандартизация-важный инструмент в обеспечении модернизации и организации деятельности...
В статье представлены современные проблемы литейного производства как одного из видов металлообработки для машиностроения в условиях отсутствия его масштабной модернизации. Приведены основные положения Федерального закона «О техническом регулировании» и комментарии к ним. Отмечено существенное отставание в разработке технических регламентов и стандартов для литейного производства. Сформулированы ключевые сложности работы предприятий литейно-механического профиля, не обеспеченных современными требованиями технических регламентов и стандартов. Сделан вывод о невозможности осуществления коренного перевооружения отрасли без разработки и внедрения системы технических регламентов и стандартов.
Перспективы успешного развития российской экономики с учетом влияния мирового экономического кризиса в большой степени определяются состоянием и масштабами мер, принимаемых правительством страны и промышленным бизнес-сообществом по модернизации, техническому и технологическому переоснащению, в первую очередь, машиностроения и металлообработки, в том числе, литейного производства.
В современных условиях - в период действующего экономического кризиса - основным направлением спасения и развития всего машиностроения страны должен стать системный подход к решению всего комплекса проблем. Это в полной мере касается и всех видов металлообрабатывающих предприятий и цехов, в том числе литейно-механических производств любого направления и объема.
Не менее важным направлением комплексного подхода и острой проблемой, по мнению автора, становится реализация процесса технического регулирования, стандартизации и внедрения на предприятиях сертификации и систем менеджмента качества.
Внедрение систем менеджмента преследует достижение следующих основных целей и преимуществ: соответствия требованиям заказчиков, удовлетворения потребностей заинтересованных сторон, управления рисками, сокращения затрат, и в целом - эффективного управления, оперативно реагирующего на меняющиеся экономические условия и рыночную конъюнктуру.
Будучи самой распространенной в мире, модель управления качеством и бизнес-процессами, заложенная в основу международных стандартов ИСО серии 9000, является важнейшей основой политики качества любой компании, стремящейся к достижению упомянутых преимуществ. В этой связи внедрение инновационных методов менеджмента можно смело рассматривать как один из наиболее эффективных инструментов борьбы с кризисом.
Отметим, что внедрение сертификации и систем менеджмента качества, которое носит добровольный характер, на большинстве предприятий реализуется и в той или иной мере поддерживаются. При этом, к сожалению, существует но практике определенный формальный подход к такому важному элементу в системе мер обеспечения высокого качества продукции.
Что касается процесса технического регулирования и стандартизации в сфере металлообработки и, в частности, литейного производства, то ситуация представляется более сложной и решаемой в малых объемах и недостаточными темпами.
Для понимания ситуации, складывающейся в данной области, отметим, что совершенствование системы технического регулирования в целях повышения качества и конкурентоспособности предприятий осуществляется на основе Федерального закона «О техническом регулировании» №184-ФЗ, который был принят Государственной Думой 15 декабря 2002 года и вступил в силу с 1 июля 2003 года. В течение ряда лет осуществлялась реализация «Программы разработки технических регламентов», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. №1421-р. Например, были приняты актуальные регламенты «О безопасности машин и оборудования», «О безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования». По этой Программе к 2010 году планируется принять около 300 технических регламентов.
Кроме того, была разработана и утверждена Правительством РФ (распоряжение от 28 февраля 2006 г. № 266-р) «Концепция развития национальной системы стандартизации» и принята «Программа разработки национальных стандартов». В соответствии с этими документами деятельность по стандартизации должна носить рыночный характер; это подразумевает то, что она подчиняется основным рыночным законам и выходит на рынок со своим товаром - национальным стандартом. Государство при этом является одним из участников рынка, который может при передаче функций по организации национальной системы стандартизации национальному органу оговорить свои интересы через соответствующее соглашение с ним.
Приведем некоторые сведения из Федерального Закона №184-ФЗ от 27 декабря 2002 года «О техническом регулировании» со всеми изменениями на 18 июля 2009 года и комментарии к нему.
Закон введен в действие с 1 июля 2003 года. Он заменяет Законы РФ «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», а также положения многих других законодательных актов, которые затрагивают правоотношения в сфере разработки, утверждения и применения нормативно-технических документов, подтверждения соответствия и осуществления надзора за их соблюдением.
Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе этих требований, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
Технический регламент - документ, принятый международным договором, ратифицированным в Российской Федерации, или заключенным межправительственным соглашением или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных для оборонных отраслей промышленности, где подобные акты носят обязательный характер.
Технические регламенты принимаются в целях:
-
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
-
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
-
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей;
-
обеспечения энергетической эффективности.
Международные стандарты должны использоваться полностью или частично в качестве основы для разработки проектов технических регламентов, за исключением случаев, если международные стандарты или их разделы были бы неэффективными или не подходящими для достижения установленных целей, в том числе вследствие климатических и географических особенностей Российской Федерации, технических и (или) технологических особенностей.
Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу технического регламента утверждается перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения принятого технического регламента и осуществления оценки соответствия.
Разработанный технический регламент принимается федеральным законом или постановлением Правительства Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с законом до 1 января 2010 года должны быть приняты следующие первоочередные технические регламенты (по интересующей теме): о безопасности машин и оборудования; о безопасности зданий и сооружений; о безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе; о безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах; о безопасности средств индивидуальной защиты.
Разработчиком проекта технического регламента может быть любое лицо. О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Внесенный в Государственную Думу проект федерального закона о техническом регламенте с приложением необходимых документов направляется Государственной Думой в Правительство Российской Федерации. На проект федерального закона о техническом регламенте Правительство Российской Федерации в течение девяноста дней направляет в Государственную Думу отзыв, подготовленный с учетом заключения экспертной комиссии по техническому регулированию.
Экспертиза проектов технических регламентов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.
Стандартизация осуществляется в следующих целях:
-
повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышения уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;
-
обеспечения конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
-
содействия соблюдению требований технических регламентов;
-
создания систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействия проведению работ по унификации.
Стандартизация осуществляется в соответствии со следующими принципами:
-
добровольного применения стандартов;
-
максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
-
применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям,
-
недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, определенных в настоящем Федеральном законе;
-
недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;
-
обеспечения условий для единообразного применения стандартов.
Национальный орган Российской Федерации по стандартизации:
-
утверждает национальные стандарты;
-
принимает программу разработки национальных стандартов;
-
организует экспертизу проектов национальных стандартов;
-
обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
-
осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
-
создает технические комитеты по стандартизации, утверждает положение о них и координирует их деятельность;
-
организует официальное опубликование и распространение национальных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, правил стандартизации, норм и рекомендаций в области стандартизации в печатном издании и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме;
-
участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии;
-
утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;
-
представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации;
-
обеспечивает в информационной системе общего пользования доступ на безвозмездной основе к национальным стандартам и к другим документам;
-
предоставляет информацию и документы в области стандартизации в соответствии с обязательствами Российской Федерации, вытекающими из международных договоров Российской Федерации в сфере технического регулирования.
Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный но исполнение функций национального органа по стандартизации. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступность программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления.
Разработчиком национального стандарта также может быть любое лицо.
Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, определенных данным законом, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений данного закона.
Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.
Анализ приведенных положений и опыт работы последних лет показывает, что закон предусматривает кардинальное повышение уровня правового регулирования и устранение бюрократических барьеров в экономике. Его цель -устранение необоснованных технических и административных препятствий в развитии предпринимательства, прекращение хозрасчетной деятельности надзорных органов, упорядочение в целом порядка разработки обязательных технических норм, уменьшение проблем при обязательной сертификации, освобождение предпринимателей от мелочной опеки органов исполнительной власти. Этот документ является комплексным законодательным актом РФ и имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, а также требований к работам и услугам в интересах потребителей. Закон вводит новую систему государственного нормирования в данной области, систему нормативной документации, вносит ясность во многие понятия, коренным образом меняет роль и значение стандартизации и стандартов, порядок функционирования различных институтов в данной области, включая организацию государственного контроля, кардинально меняет порядок установления требований к проведению работ и оказанию услуг.
В настоящее время предусмотрен переходный период, когда в систему технического законодательства включены оставшиеся обязательными до принятия соответствующих технических регламентов те требования ранее принятых нормативных документов (ГОСТов, СанПиНов, СНиПов и пр.), которые соответствуют целям технического регулирования, как это определено переходными положениями Закона, а именно исключительно требования по безопасности (ст. 46 Закона). Также в течение переходного периода продолжают действовать федеральные законы и акты Правительства в сфере технического регулирования, полностью или частично сохраняющие свою силу в соответствии с временными исключениями или переходными положениями Закона.
Вместе с тем, можно выделить следующие ограничения сферы технического регулирования (в рамках системы технических регламентов], представляющиеся целесообразными, как минимум, на начальных этапах подготовки и реализации технического законодательства:
-
техническими регламентами регулируются не любые виды безопасности, а лишь связанные с возможностью непосредственного причинения вреда либо самой продукцией, либо в процессе ее производства;
-
техническими регламентами регулируются лишь те виды деятельности, к субъектам которых государством не могут быть предъявлены обязательные требования иначе, чем посредством технического законодательства;
-
техническими регламентами регулируется исключительно сфера технической безопасности, но не безопасности вообще;
-
техническими регламентами покрывается преимущественно сфера регулирования государством разного рода видов деятельности (ограничения прав граждан); но не сфера выполнения государственными органами функций по обеспечению безопасности граждан, национальной безопасности и т.п.
Базовым принципом новой системы технического регулирования является ограничение обязательных требований исключительно параметрами, обеспечивающими безопасность (но не потребительские достоинства, качество и т.п.).
Таким образом, в России создана и функционирует законодательная система технического регулирования. Однако процесс разработки и внедрения технических регламентов, стандартов и других документов идет непозволительно низкими темпами. Особенно неблагоприятная ситуация сложилась в металлообработке. Если в оборонных отраслях на предприятиях промышленности техническое регулирование осуществляется твердо и последовательно Министерством Обороны в обязательном порядке (а не добровольно) на основе своих требований, то применительно к общепромышленным предприятиям и производствам положение дел гораздо хуже.
Причем, поскольку в связи с неблагоприятной финансовой ситуацией сегодня трудно рассчитывать на крупные инвестиции в модернизацию машиностроения (как, впрочем, и всей экономики) со стороны государства, в ближайшее время положение вряд ли улучшится. К сожалению, в последние благополучные 10 лет возможности проведения инфраструктурной и технологической модернизации экономики России были упущены. Это можно и нужно было сделать за счет части огромных финансовых поступлений от экспорта энергетических ресурсов. Необходимо отметить, что и крупный бизнес не проявил дальновидности в этом вопросе, продолжая эксплуатировать оставшийся в наследство от СССР мощный промышленный потенциал и имевшийся к тому времени научно-технический, организационный и кадровый потенциалы. Кроме того, в те годы имелись сложившиеся сильные кооперационные связи при определенной степени специализации, которые к началу 90 годов также требовали существенного обновления и более современных организационных форм. Вложения в их обновление на протяжении последних 15-18 лет были непозволительно скудными, а прибыль предприятий использовалась на другие цели, в том числе личные. Государство не помогло создать необходимые условия для развития промышленного бизнеса. Со стороны владельцев и руководителей заводов часто проявлялся непрофессионализм, когда принимались необоснованные стратегические решения по развитию предприятий, их финансовому обеспечению, предпринимаются неоптимальные тактические шаги, проявляется привычка мыслить старыми шаблонами периода, когда государство решало все вопросы.
Проблемы модернизации машиностроения и металлообработки в последние годы ставятся и активно обсуждаются на всех уровнях государственных органов власти, руководителями промышленных предприятий, учеными и специалистами.
В свою очередь, современное состояние и перспективы развития литейного производства как одного из главных металлозаготовительных производств для машиностроения неоднократно обсуждалось на различных форумах и освещалось в периодической печати.
Перечислим кратко основные проблемы литейного комплекса нашей страны, сложившиеся за многие годы его функционирования:
1. Продолжается затяжной период тяжелого положения литейно-механического производства в России. Особенно сильно его проблемы ощущаются в период действующего мирового экономического кризиса. На качественном уровне можно дать следующую характеристику ситуации по элементам обеспечения литейного производства:
-
утрачено большинство научно-исследовательских, проектно-технологических и конструкторских учреждений;
-
исследования сосредоточены на базовых кафедрах ведущих технических университетов страны (Московский институт стали и сплавов, СПб Государственный технический университет, СПб Горный институт, СПб Северо-Западный заочный политехнический университет, Владимирский государственный университет, Самарский государственный технический университет, Уральский политехнический институт (г. Екатеринбург), Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), Тихоокеанский государственный университет (г. Хабаровск) и др.), которые требуют экстренной помощи в оснащении и развитии учебно-производственной и научной базы в соответствии с принятой в России концепцией создания учебно-научных центров;
-
большинство заводов литейно-механического профиля (как самостоятельных, так в составе машиностроительных предприятий) имеет устаревшее оборудование;
-
отсутствуют современная организация производства (особенно массового) и менеджмент качества, отвечающий международным требованиям;
-
производства имеют низкую технологическую культуру, низкое качество продукции, что обусловливает высокий процент брака;
-
отсутствуют современные литейно-механические предприятия для массового производства продукции (например, в качестве официальных поставщиков комплектующих для сборочных заводов мировых марок автомобилей в России и за рубежом, а также для отечественного автопрома);
-
сложилось серьезное отставание в подготовке квалифицированных кадров для литейного производства и другие.
2. Перевооружение существующих литейно-механических мощностей для всех видов машиностроения идет недопустимо низкими темпами, что создает угрозу развитию российского машиностроения и ведет к утрате его конкурентоспособности на мировом рынке, а также тормозит процесс импортозамещения продукции на отечественном рынке.
3. Создание новых высокотехнологичных литейно-механических предприятий осуществляется в ограниченных масштабах, не обеспечивающих необходимые темпы модернизации отечественного машиностроения.
4. Переоснащение существующих и создание новых литейно-механических предприятий производится в подавляющих объемах и номенклатуре техники и оборудования за счет закупки импортных образцов. Такое положение лишает отечественных производителей, конструкторов, научных работников необходимого стимула в проведении и реализации собственных разработок.
5. Функционирование литейно-механических мощностей российских предприятий носит высокозатратный характер, имеет высокие производственные издержки сырья, материалов, энергоносителей, трудовых и финансовых ресурсов, что приводит к низкой производительности производства и высокой стоимости продукции.
Наряду с технической и технологической отсталостью предприятий и цехов литейного профиля, заметно явное отставание в процессе разработки и внедрения системы технического регулирования и стандартизации. Отметим некоторые моменты сложившейся ситуации:
1. Имеются существенные отличия в уровне технической и технологической оснащенности литейно-механических предприятий в разных отраслях промышленности и в разных регионах страны. Медленными темпами, но все же производится модернизация предприятий в основном за счет импорта (частично отечественных) современных высокоточных литейных технологий и соответствующего оборудования, оснастки, высококачественных материалов. В то же время отсутствие технических регламентов и стандартов практически для всех элементов технологического цикла в литейном производстве резко снижает эффективность использования современных технологий и оборудования.
2. В силу отсутствия в стране единой государственной промышленной политики и целевых программ модернизации базовых отраслей промышленности не существует системы государственных и отраслевых заказов на машиностроительную продукцию. Парадокс, но только катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС позволит, по всей видимости, гидроэнергетикам выдать заказ на производство турбин и электрогенераторов таким мощным российским компаниям, как ОАО «Силовые машины», ОАО «Электросила» и другим. В таких заказах большую роль играет высокоточное литье, например, турбинных лопаток, производство которых испытывает серьезные трудности, в том числе из-за отсутствия современных технических регламентов и стандартов.
3. Многие предприятия и цеха литейно-механического профиля не могут получить и выполнить зарубежные заказы, которые очень часто предлагают наши европейские партнеры. Это происходит все по тем же причинам: устаревшие технологии и оборудование, отсутствие международных технических регламентов и стандартов. В таких случаях наличие на предприятии внедренной системы менеджмента качества зарубежным заказчиком не принимается во внимание. Одна из причин отказа в размещении заказов - невозможность контролировать его выполнение на всех стадиях технологического процесса и невозможность проанализировать причины получаемого брака.
4. Загрузка предприятий и цехов литейно-механического профиля в настоящее время составляет 20-40 % от их проектной мощности (кроме оборонных предприятий). Сложный процесс поиска заказов - даже при наличии
относительно постоянных заказчиков - удовлетворяется внутренним спросом. При этом часто заказчики не интересуются наличием у исполнителя сертификата качества, выдвигают требования на несуществующие и не регламентируемые химические составы сплавов, материалов, пользуются устаревшими ГОСТами и ТУ, которые в приведенных в статье положениях закона «О техническом регулировании» пока допускаются к использованию.
Учитывая важность проводимой реформы, и в особенности значимость закона «О техническом регулировании», решением Общего собрания Некоммерческого партнерства «Консорциум «Русская Сталь» от 18 июня 2004 года была создана рабочая группа по анализу закона «О техническом регулировании». В ее состав вошли представители всех предприятий НП «Консорциум «Русская Сталь». Деятельность рабочей группы организована при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, Комитетом Российского союза промышленников и предпринимателей по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия, комитетом Торгово-промышленной палаты по металлургии.
6 ноября 2004 года распоряжением Правительства № 1421-р была утверждена первая редакция «Программы разработки технических регламентов на 2004-2006 годы».
Руководством НП «Консорциум «Русская сталь» в феврале 2005 года было принято решение участвовать в конкурсе на разработку технического регламента «О безопасности процессов металлургических производств» и в дальнейшем организовать процесс его разработки.
По данным Некоммерческого партнерства «Национальный институт технического регулирования» в 2006 году был подготовлен проект Федерального закона «О специальном техническом регламенте «О безопасности процессов металлургических производств». Кроме того, по данным того же института, подготовлен проект Федерального закона «О стандартизации» (20 сентября 2008 г.). К сожалению, эта необходимая работа не доведена до завершения.
Урегулирование вопросов в области технических стандартов стало одним из вопросов первостепенной важности и для Некоммерческого партнерства «Союз литейщиков Санкт-Петербурга», созданного в апреле
2005 года на базе общественной организации Ленинградская ассоциация литейщиков, работавшей с июля 1990 года.
Основными целями и задачами «Союза литейщиков Санкт-Петербурга» являются:
-
содействие в разработке и реализации региональных и отраслевых программ развития литейного производства, технического и технологического перевооружения отраслевых предприятий,
-
представление и защита прав и законных интересов членов Союза;
-
участие в разработке и проведении исследований и мониторинга рынка литейного производства, маркетинговых проектов в сфере литейного производства, оказание организационной, информационной и иной поддержки подобным проектам и членам Союза;
-
организация эффективной отраслевой кооперации и специализации;
-
участие в подготовке и повышении квалификации специалистов-литейщиков, подготовке научных кадров;
-
пропаганда научно-технических достижений в области литейного производства, унификация наиболее общих и проверенных технических решений по материалам, технологии и оборудованию литейного производства;
-
разработка, издание учебно-методических материалов, а также приобретение отечественных, перевод и издание зарубежных учебно-методических материалов.
Союз литейщиков Санкт-Петербурга проводит большую координационную, информационную, методическую работу по оказанию помощи предприятиям отрасли, занимается поиском и распределением и перераспределением заказов (например, при переходе с кузнечно-прессовых технологий изготовления изделий на литейные высокоточные технологии) с учетом несогласованности или отсутствия нормативных документов. Многие предприятия выходят из положения путем разработки своих технических условий на продукцию, согласует нормативные документы с Заказчиком в соответствии с его требованиями. Подобные методы работы приняты только при выполнении заказов для внутреннего российского рынка.
Однако, несмотря на принимаемые меры, нельзя не отметить и то, что отсутствие завершенной и внедренной системы современных технических регламентов и стандартов не способствует совершенствованию литейного производства и консервирует сложившиеся и устаревшие подходы к организации производства и обеспечению высокого качества продукции. Поэтому можно сделать вывод о невозможности осуществления коренного перевооружения отрасли без разработки и внедрения системы технических регламентов и стандартов.
К сожалению, рамки статьи не позволяют осветить все проблемы подготовки и принятия нормативных актов, как на государственном, так и отраслевом уровне. Однако переходный период, определенный законом «О техническом регулировании», подходит к концу (см. выше), а незавершенность процесса разработки регламентов и стандартов не способствует развитию и функционированию машиностроительного и металлообрабатывающего комплексов российской промышленности.