Промышленность поддержат на законных основаниях
Основные цели, принципы и направления промышленной политики города, механизмы ее реализации сегодня диктуются Законом «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга», который был утвержден городским правительством в начале июня.
О том, насколько важен и своевременен документ, как его оценивает бизнес-сообщество, мы говорим с президентом РОР СПП Санкт-Петербурга, президентом - генеральным конструктором ХК «Ленинец», профессором, д.э.н., к.т.н. Анатолием Турчаком.
- Нашему городу такой Закон давно был необходим. В чём его суть? Если стратегическая задача развития страны - рост конкурентоспособности в глобальной экономике на основе инноваций и инвестиций, то промышленность - основной претендент на главную роль в реализации этой задачи.
И здесь нет никакого преувеличения: продукция каких секторов экономики продается на мировом рынке? Кто главный экспортер? Без сомнения - наша промышленность. Поставки товаров и услуг других видов экономической деятельности за рубеж не соизмеримы с поставками компаний, действующих в промышленной сфере. Отрасль перспективна и потому, что располагает научно-исследовательскими и опытно конструкторскими подразделениями - основой для инновационного развития.
Руководители компаний, входящих в наш Союз, убеждены, что для обеспечения конкурентоспособности российской промышленности на мировом уровне важны конкурентоспособная предпринимательская среда, благоприятный деловой климат. Для их формирования необходимы условия, и прежде всего - резкое увеличение внутреннего спроса на новые разработки и продукцию, низкие налоги, приемлемые для бизнеса ставки кредитования, таможенные платежи. И, конечно же, высококвалифицированные кадры, производственная инфраструктура и т. д.
- Вероятно, здесь помогут решения, принятые на государственном уровне...
- Безусловно, многие вопросы должны разрешаться на уровне федеральной власти. Но влияние местной законодательной и исполнительной среды чрезвычайно важно. Наличие промышленной политики - это вопрос конкурентоспособности нашего города по отношению к другим регионам страны. Именно поэтому Закон «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга» призван создавать ту самую благоприятную предпринимательскую среду для промышленности в части, касающейся влияния, прав и обязанностей администрации и Законодательного собрания.
Это, в частности, неоднократно подчеркивала губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко.
- Насколько Закон будет способствовать развитию промышленного производства, стабилизации экономики города в условиях кризиса?
- С выходом Закона у городского правительства появилась юридическая возможность помогать фундаментальной, отраслевой науке и промышленности.
Конечно, всё будет зависеть от наличия соответствующих ресурсов. Поддержка промышленной деятельности осуществлялась городом и раньше, но всегда у законодателей возникал вопрос: с чего бы это город оказывает помощь частным предприятиям и частным акционерам? Теперь для действий городского правительства есть четкое законодательное обоснование.
Скажем, в статье 8 Закона записано, что государственная поддержка субъектов промышленной деятельности осуществляется в форме финансовой поддержки, имущественной поддержки, информационной поддержки, консультационной поддержки. В статье 9 читаем, что финансовая поддержка может осуществляться за счет средств бюджета города путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных гарантий, льготного налогообложения.
Иными словами - Закон создает предпосылки для ускорения развития промышленного производства. Но какие средства город сможет направить на реализацию промышленной политики, будут ли это десятки, сотни миллионов, миллиарды рублей - зависит от объема бюджета.
- Как вы считаете, чьи позиции усиливает Закон - власти, бизнеса?
- Влияние власти на промышленное развитие и сегодня абсолютно очевидно. Наглядный пример - работа городской администрации по ускорению доведения государственного оборонного заказа на 2009 год. Предприятиям, работающим на военно-промышленный комплекс, пришлось бы очень непросто, если бы не усилия городских властей.
Мы неоднократно обращались к правительству города с просьбой ускорить работу Министерства обороны РФ по доведению оборонного заказа и выплате авансов. Почему именно по этому вопросу? Потому что объем гособоронзаказа и объем кризисного падения оборота в промышленности - величины одного порядка. Это десятки миллиардов рублей.
Губернатор города Валентина Матвиенко неоднократно ставила этот вопрос перед Президентом, Правительством РФ, перед Министерством обороны РФ. Большую работу проделал и Комитет экономики, промышленной политики и торговли. В результате оборонные предприятия получили и заказы, и авансы на их реализацию. Что касается позиций власти и бизнеса на фоне Закона о промышленной политике, я убежден: с его появлением акции власти в глазах бизнеса существенно выросли.
- Вы не однажды в своих интервью СМИ говорили, что рыночного регулирования недостаточно для устойчивого развития экономики, промышленного производства, инновационных процессов. Можно ли считать, что с появлением Закона городские власти станут более активно влиять на развитие реального сектора экономики?
- Я далеко не одинок в такой оценке недостатков рыночного регулирования. Мировой кризис дал убедительный ответ на этот вопрос. Подавляющее число антикризисных мер в США, Китае, у нас в России - это меры государственной поддержки.
Практика - это критерий истины, как говорили классики. Что показала мировая экономическая практика в наступившем кризисе? Что кризису в наименьшей степени подвержена экономика Китая - страны, сочетающей государственное регулирование и рыночные подходы. В Поднебесной пока лишь зафиксировано снижение показателей экономического роста с двухзначных цифр до однозначных, но никак не кризис.
Как ни парадоксально, но Компартия Китая стала главным фактором конкурентоспособности этой страны в глобальной экономике.
Во всём мире помнят слова нашего знаменитого соотечественника лауреата Нобелевской премии Василия Леонтьева о том, что рынок - это корабль, имеющий паруса, а государство обязано надувать эти паруса, чтобы корабль плыл в нужном направлении.
Вряд ли найдется человек, который будет отрицать, что президент США Франклин Делано Рузвельт хорошо разбирался в тайнах функционирования капиталистической экономики. Он жесткой и в то же время гибкой политикой вывел американскую экономику из Великой депрессии.
В одной из лекций, прочитанных накануне Второй мировой войны для студентов и преподавателей Гарварда, Рузвельт говорил: «Заставить предпринимателей делать необходимые обществу товары, беря на себя крайне тяжелый процесс организации их производства, может только внешняя сила, например, государство, представляющее интересы граждан всего общества».
Другой пример - именно недостаток государственного регулирования спекулятивной активности банков и других финансовых учреждений проложил дорогу жестокому финансовому потрясению - кризису мировой экономики.
Это теперь признано повсеместно, а преобладающей тенденцией даже на Западе стала частичная национализация банков и другие формы чрезвычайного вмешательства государства. Без этого кризис неизбежно превратился бы в общую катастрофу, практически непоправимую.
Если коротко резюмировать, Закон о промышленной политике, принятый в Петербурге, создает предпосылки для поддержки промышленности. Он является средством государственного регулирования развития промышленности города в целях повышения ее конкурентоспособности на мировом и внутреннем рынках.
- Какие формы государственного регулирования рынка, по-вашему, наиболее эффективны - прямое финансирование, размещение госзаказов или косвенная поддержка в виде законов, нормативов?
- В общем виде я бы ответил словами детского стихотворения - меры всякие важны, меры всякие нужны. Всё зависит от конкретной ситуации. В частности, еще в декабре прошлого года, задолго до создания антикризисной программы Правительства РФ, мы на заседании Президиума СПП СПб определили основные направления антикризисной работы Союза.
В качестве первого и самого важного направления было названо расширение государственного платежеспособного спроса - рост государственных расходов на закупки продукции по государственному заказу, в том числе и оборонному, по государственным целевым и инвестиционным программам.
Как мы наблюдаем, сейчас во всём мире идут именно по этому пути: в США, в Китае, в других странах мира. Ряд такого рода действий предпринимается и Правительством РФ. По существу, свободные деньги есть только у государства. Выделение казенных средств позволит напрямую без банковских процентов довести ассигнования до предприятий реального сектора по традиционной процедуре «заказ - выполнение».
Одним из важных направлений расширения платежеспособного спроса в постановлении Президиума СПП было признано изменение условий проведения конкурсов на получение государственного и городского заказов.
- Известно, что в конкурсах побеждают, как правило, компании, предлагающие самую низкую цену на продукцию, за реализацию проекта. Было ли в предложениях бизнес-сообщества, например, введение запрета на демпингование при проведении торгов?
- Кажется, у англичан есть такая поговорка: мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Наш Союз придерживается такой позиции - критерий минимизации закупочной цены при проведении конкурсов и аукционов недостаточен для осуществления рациональной и экономной политики закупок.
Многие члены Союза промышленников и предпринимателей считают, что в Петербурге, например, при распределении подрядов на строительство энергетических объектов в основном ориентируются на один показатель - низкую цену. Подрядчик, выиграв торги на таких условиях, соответственно стремится сэкономить и закупает энергетическое оборудование у иногороднего или иностранного поставщика. Причем зачастую это оборудование не последнего поколения, не самое надежное, от которого профессиональные энергетики сразу бы отказались.
Таким образом, средства городской казны, заложенные в цену покупки, перетекают в другие города, регионы, страны и не работают на нашу экономику: инвестиции, налоги, заработную плату.
В итоге в городских проектах используются дешевые и далеко не лучшие технологии. Отсюда в последующем сбой работы энергетических объектов, аварии, рост затрат на их устранение. При этом Петербург всегда был центром энергомашиностроения, и наши производители создают оборудование лучшего качества.
Вполне естественно, оно более дорогое. Но и более современное, более надежное. Даже простая житейская логика подсказывает: оценивая свои возможности и необходимость покупки, все исходят из соотношения цены и качества. Как доходит дело до госзакупок, остается один критерий - цена.
Именно поэтому в постановлении нашего президиума от 8 декабря 2008 года, в частности, записано: «в случае проведения конкурсов на производство высокотехнологичной продукции или на НИОКР предусмотреть обязательность привлечения независимых экспертов для формулирования технической части условий конкурсов и для объективной оценки возможностей конкурсантов выполнить требования по существу».
Это, считаю, один из способов противостоять проникновению на городской рынок, в сферу госзаказа продукции невысокого качества, недобросовестных подрядных компаний. Хотя, вероятно, эффективнее принять закон, запрещающий демпинг в процедуре торгов.
- Как вы оцениваете роль городских властей в формировании такой бизнес-среды, как малое предпринимательство? Ваша оценка позиции малого предпринимательства с точки зрения представителя крупного бизнеса.
- В последнее время в нашем общественном сознании стали популярны многие мифы и легенды капиталистического строя образца XIX - начала XX веков. Например, все считают, что при капитализме нет нужды в государственном управлении вообще и государственном планировании в частности.
Хотя реальная практика управления в развитых странах давно включает в себя и государственное управление, и государственное планирование - бюджет, государственные расходы на оборону, на социальное развитие, на инновационные программы - всё жестко планируется и контролируется.
Мне представляется, что идея ускоренного развития малого бизнеса - тоже из прошлых веков. Если разобраться, малый бизнес - это одна из организационных форм предпринимательства. Чему должна соответствовать форма или, другими словами, организационная структура бизнеса? Прежде всего содержанию бизнеса - стратегическим целям и программам его развития. Амбициозные задачи объективно решаются только крупными бизнес-образованиями. Малые - соответственно малыми организационными формами бизнеса.
Все мы знаем, что миром управляют транснациональные компании и большие государства. Например, коллайдер в Швейцарии не может построить в одиночку даже влиятельное государство с мощной экономикой. Этот крупнейший и дорогой проект требует совместного участия ряда стран. Осуществление полета на Марс тоже вряд ли возможно силами малого предприятия.
Не стоит противопоставлять эти организационные формы бизнеса. Сегодня в городе зарегистрировано около 280 тыс. малых и средних предприятий. Правительство и Законодательное собрание на протяжении последних лет оказывают им большую практическую помощь. Не стоит в стороне от этой проблемы и наше Региональное объединение работодателей.
Вокруг амбициозного проекта всегда образуется устойчивый круг предприятий среднего и малого бизнеса. Но вместе с тем большой бизнес - это инерционный бизнес. Смотрите, как тяжело и долго формируются государственные корпорации, как в случаях экономического коллапса они неповоротливы.
Малый бизнес мобилен, активен, живо реагирует на новые рыночные тренды, способен достаточно быстро поглотить избыток рабочей силы, образовавшейся в кризисный период. Например, в инновационной сфере малый бизнес может быть очень продуктивен, и это доказывают петербургские предприниматели.
Закон «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга» создает предпосылки для поддержки городом промышленности. Он является средством государственного регулирования развития отрасли в целях повышения ее конкурентоспособности на мировом и внутреннем рынке.
Роза Михайлова
Журнал «Промышленно-строительное обозрение» №5 (119) август 2009 года, рубрика «Стратегия развития отечественных предприятий»