Проблемы преодоления кризисных тенденций

 

О мерах Правительства РФ по поддержке реального сектора экономики.

         На сайте Правительства РФ размещен перечень первоочередных мер, принимаемых Правительством по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса. Это свидетельствует о конкретной работе нашего правительства по преодолению мирового финансового кризиса, захватившего и нашу экономику.  Это можно оценить как положительный момент. Но при этом, на что хотелось бы обратить внимание и внести эти вопросы на обсуждение?

         Из приведенных материалов видно, что всего зарезервировано на эти цели 10 трлн. рублей. Для оказания помощи банковскому сектору при этом выделено около 4 трлн. рублей, в том числе:

  • 350 млрд. выдано кредитов на льготных условиях.
  • 380 млрд. банки получили за счет снижения норматива обязательных резервов.
  • 1700 млрд. выдано беззалоговых кредитов.
  • 950 млрд. направлено на пополнение капиталов банков.
  • 430 млрд. размещено в банках депозитов госкорпораций.
  • 120 млрд. направлено на санацию банковской системы.

Итого на поддержку банков направлено почти 4 трл. рублей из  10 - около 40%.

     Теперь посмотрим, сколько средств выделено на поддержку деловой активности в реальном секторе. Для 300 системообразующих предприятий выделено 342 млрд. рублей - на субсидии, гарантии, дотации, вхождение в капитал. Итого менее 10% от общей суммы - в 10 раз меньше, чем банкам. Много говорится о необходимости поддержки предприятий ВПК - это безопасность страны, это высокотехнологичный инновационный сектор, это экспорт высокотехнологичной продукции на мировой рынок, что свидетельствует о конкурентоспособности нашего оружия. Что намечено правительственной программой? Меры поддержки ОПК заключаются в субсидировании процентных ставок по кредитам, выделении субсидий, предоставлении налоговых кредитов, участии в капитале. Будут выделены дополнительные средства для предупреждения банкротства оборонных предприятий.  Всего на поддержку этого сектора будет выделено только около 50 млрд. рублей - примерно один процент от общей суммы.  Правда, при этом предоставлены еще государственные гарантии по кредитам банков (на сумму 100 млрд. рублей).

     Насколько это правильно?   Что должно являться центром тяжести нашей антикризисной работы? Здесь можно привести слова Президента РФ Д.А. Медведева, высказанные им на недавно прошедшем заседании Государственного совета в Ижевске: «Какова ключевая задача? Ключевая задача - обеспечить реальное финансирование промышленности, сельского хозяйства, то есть финансирование так называемого реального сектора». Об этом же было сказано премьер - министром Путиным В.В. на недавно состоявшемся съезде партии «Единая Россия»:  «Глобальный кризис еще раз подтвердил известную истину - основой национального богатства и экономической безопасности является, в первую очередь, конкурентоспособный реальный сектор экономики».

         А на деле львиная доля помощи уходит на поддержку нашей слабой неконкурентоспособной банковской системы. Кредиты до реального сектора практически не доходят или доходят со ставками, заведомо превышающими среднюю рентабельность в промышленности. Полученные банками средства направляются преимущественно на валютный рынок и выводятся из страны. И им - банкам - трудно предъявлять претензии. Задача банков - не поддержка реального сектора экономики, а рост прибыли и рост капитализации в интересах акционеров. Эту задачу банки и решают. Кредитовать в условиях кризиса - это высокорисковая операция. Отсюда нежелание выдавать кредиты, отсюда сверхвысокие ставки кредитования. Отсюда мотивация к производству денег из денег на мировом финансовом рынке минуя реальный сектор нашей экономики. За счет государственной помощи банки скупили валюту, рубль обесценился. Одновременно обесценились доходы населения, получающего заработную плату в рублях. Получилось, что за помощь нашим богатым банкам, проводившим неправильную, некомпетентную  кредитную политику и попавшим в кризис, расплачивается наше не очень богатое население. В США это называется спасением «жирных котов» за счет средств налогоплательщиков. Даже ЦБ РФ поднял ставку рефинансирования до 13%, а ведь это только начало банковской цепочки. Дальше деньги получают и распределяют коммерческие банки. До предприятий деньги доходят уже по ставкам выше 15-18%. При этом нужно отдать НДС - 18%. Где в реальном секторе рентабельность выше 25%?

         В глобальной экономике идут другим путем. Ставка рефинансирования в США снижена до беспрецедентного уровня в 0-0,25%. В Европе финансовые власти зоны евро опустили ставку до уровня 2,5% годовых. Банк Англии снизил ставку до 2%. В Японии, где ставка традиционно низка, сейчас она вообще практически на нуле. Китай тоже идет по пути снижения ставок, пытаясь удержать экономику в зоне активного роста.
          В США заклеймили руководителей "Дженерал моторс", "Форда" и "Крайслера" за полеты во время кризиса на личных авиалайнерах.
В Англии королева потребовала, чтобы рождественские подарки внутри королевской семьи не превышали на наши деньги двух тысяч рублей, а сама она решила одеваться только в уже пошитую одежду и даже "на публику" выходить в старых платьях. Страна должна получать пример экономного стиля жизни.
         У нас этого нет. Издевательством выглядит ситуация, когда увольняют с работы с низкими "выходными" пособиями тысячи людей, а лидеры страны - на экранах TV - веселые катаются на горных лыжах. Когда на десять дней устраиваются "каникулы". Когда сотни "поставщиков" помощи и ее "получатели" летят на самые дорогие курорты или на охоту на оберегаемых Красной книгой баранов.
В трудные для России времена царская семья и все дворянство России вносили личные средства на борьбу с невзгодами. В романе "Война и мир" Пьер Безухов за свой счет оснастил целый полк для русской армии, боровшейся с Наполеоном. Нужно думать о возобновлении этих утраченных традиций.

О стимулировании платежеспособного спроса со стороны государства.

              В декабре 2008 года на заседании Президиума СПП СПб был рассмотрен вопрос о важнейших направлениях работы нашего Союза по преодолению неблагоприятных тенденций в экономике города. Самым главным направлением признано следующее: это увеличение платежеспособного  спроса на продукцию и услуги реального сектора экономики - нужно резко увеличить затраты на реализацию крупных государственных    программ: государственный заказ, федеральные целевые программы, государственный оборонный заказ в 2009 году. По существу, свободные деньги есть только у государства. Наши крупнейшие госкорпорации - крупнейшие не только по производству, но и крупнейшие по долгам иностранным кредиторам. Выделение госсредств позволит напрямую без всяких процентов довести деньги до предприятий реального сектора в обычной процедуре «заказ - выполнение». По нашему мнению - это должно быть главным направлением работы.

     Теперь посмотрим, что намечено Правительством РФ в составе первоочередных мер по инфраструктурным проектам?

Правительством ставится задача продолжить реализацию важнейших  инфраструктурных проектов, не допустить появления долгостроя:

  • должна быть проведена оптимизация мероприятий ФЦП.
  • аналогичные действия по оптимизации инвестиционных программ и продолжению реализации приоритетных проектов должны предпринять субъекты естественных монополий, а также компании, владеющие генерирующими мощностями.
  • под строительство особо значимых, крупных объектов планируется разрешить компаниям выпускать инфраструктурные облигации, в том числе - под гарантии Российской Федерации или Внешэкономбанка.

  Отсутствуют даже количественные показатели роста средств на госзаказ, ФЦП, гособоронзаказ. Можно предположить, что под выражением оптимизации нужно понимать оптимизацию по критерию минимизации выделяемых средств. Отсюда вывод - на реализацию главного направления выделяется мало средств: вряд ли это правильно. Это также предложение для обсуждения. Особенно важны для нас, предприятий, принадлежащих ОПК, проблемы гособоронзаказа. В связи с этим, наши предложения по совершенствованию системы формирования Государственного оборонного заказа. Необходимо в кратчайшие сроки завершить все преобразования в структурах, занимающихся обеспечением функций государственного заказчика. В условиях правовой неразберихи практически невозможно правильно организовать работу. Рассмотрим ситуацию с ГОЗ на 2009 год:

- постановление Правительства Российской Федерации по ГОЗ пока не вышло (проверить!)

- объявление конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» - март - апрель 2009;

- заключение контрактов с головными исполнителями апрель - май;

-заключение контрактов между головным исполнителем
с соисполнителем - май - июнь;

- авансирование в лучшем случае - после июня.

У большинства предприятий производственный цикл - 6 - 9 месяцев. Вывод: организация работы с гособоронзаказом по сути полностью не соответствует технологическим процедурам в ОПК. Можно предположить, что эту организационную работу осуществляют работники, вообще не представляющие работу предприятий. Такая организация работы с гособоронзаказом должна быть решительно перестроена.

В настоящее время, несмотря на утвержденные дефляторы Минэкономразвития, заказывающие управления Минобороны РФ применяют свои, принятые внутренними документами.

Уровень заработной платы, принимаемый в расчет, в подавляющем большинстве берется среднегодовой, что фактически снижает уровень зарплаты, достигнутый в 4 квартале.

Предприятиям навязывают твердую фиксированную цену на продукцию по ГОЗ. Для НИОКР и продукции с длительным циклом (в судпроме доходит до 10 - 15 лет) это нереально.

Дефляторы, принимаемые заказчиком при определении цены
на продукцию по ГОЗ, не отражают реальной действительности.

Заказчики не принимают в расчет факт-затраты в случаях резкого повышения цен на отдельные виды сырья, материалов, энергоресурсов в течение года.

Уровень прибыли, закладываемый в цену, каждое заказывающее управление устанавливает свой.

Предлагаю установить единую методику для формирования цены с общепринятыми по стране для всех видов продукции (работ, услуг) дефляторами. В цену должна закладываться рентабельность на уровне 15-20%, заработная плата на уровне средней заработной платы в регионе по промышленности.

Предлагаю так же установить единый уровень авансирования работ по ГОЗ - 80%.

В настоящее время авансирование выделяется на уровне не более 40% (изредка может быть до 80%).

До предприятий авансы доходят с опозданием, а в госконтрактах заказчик навязывает пункт  «...отсутствие авансирования не освобождает от исполнения контракта в полном объеме». Возникает вопрос: это глупость или это экономическая диверсия? Это также предлагается  для обсуждения.

 

О стимулировании инновационного развития.

                  За кризисными хлопотами мы несколько стали забывать о стратегической цели развития страны, которая была сформирована как рост конкурентоспособности в глобальной экономике на основе инноваций и инвестиций. Но эта цель продолжает оставаться самой актуальной. Многие эксперты говорят о том, что выход из кризиса будет связан с необходимостью смены существующего технологического уклада  в экономике. В результате кризиса будет создана принципиально новая инновационная экономика -  на основе нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий. Те страны, которые этого не сделают, навсегда останутся в роли колоний и поставщиков ресурсов на мировой рынок. Хочу напомнить, что в США в антикризисном плане Полсона предусмотрено, в частности, что промышленность будет поддерживаться за счет специального фонда финансирования инноваций, удвоения (!) расходов федерального бюджета на НИОКР и частичного финансирования создания новых 5 млн. рабочих мест в высокотехнологичных отраслях.

         Что мы имеем в плане первоочередных мероприятий Правительства РФ? Раздела по ускорению инновационного развития вообще нет. Предлагаю обсудить, насколько это верно? Можно предположить, что необходимо увеличивать затраты на реализацию действующих инновационных программ и активно разрабатывать новые с участием нашей академической и прикладной науки, конструкторских и технологических организаций.

 

Об организационных основах  работы по формированию помощи  организациям в Правительстве РФ.

 

         Предлагаю обсудить вопрос совершенствования организационной основы разработки и реализации антикризисных мероприятий в Правительстве РФ. Можно предположить, что для повышения качества принимаемых решений необходимо привлечение дополнительных источников информации, расширение гласности при принятии решений. Нужно обсудить вопросы привлечения Государственной Думы РФ, академической науки, СМИ, региональных органов управления, в том числе региональных органов РСПП. 
Так как обеспечений под помощь не требовали и их не анализировали, то распределение помощи стало сугубо волевым актом правительства. Как и в советские времена, при распределении резервов начались "соревнования" влияний, связей. Контроль отсутствует как при взятии кредитов госкорпорациями, так и на этапе использования предоставленной помощи. Общий долг примерно соответствует объему ЗВР - огромные деньги. Общественность вправе спросить: где это новые БАМы, новые планы ГОЭРЛО, освоение целины и полеты на Марс? Неужели все потрачено на потребление в Куршавеле, на яхтах и футбольных клубах?

В отличие от США у нас не было публичного обсуждения, хотя бы в Госдуме, списка тех, кому давать деньги из резерва. Конгресс США обсуждал претендентов на помощь очень тщательно. И ряд претендентов завернул. Не было серьезного механизма прозрачности и контроля и за предоставляемой помощью. Конгресс США опять-таки проблеме "прозрачности" уделил особое внимание. В США контроль был столь велик, что компания "Форд" вообще отказалась от помощи, когда осознала степень вмешательства в ее дела.


Об организационных основах  работы по формированию помощи  организациям в комиссии по  промышленности и предпринимательству.

 

Первый вопрос для обсуждения: будет ли комиссия заниматься формированием антикризисных мероприятий?

       СПП СПб в постановлении президиума от 11.12.08 определил важнейшие направления работы Союза  по преодолению кризисных явлений в экономике. В их числе:

  • увеличение платежеспособного спроса на товары и услуги отечественных предприятий за счет увеличения затрат на реализацию государственных программ - госзаказа, гособоронзаказа, ФЦП. Это направление предлагалось в качестве самого главного. Нужно доводить деньги непосредственно до предприятий реального сектора путем заказов на покупку их продукции без всяких кредитов.
  • снижение затрат путем снижения налогов и тарифов монополистов.
  • стимулирование инновационного развития.
  • предложения по кредитованию.
  • предложения по оказанию финансовой помощи промышленности и науке за счет бюджета города.

       В положении о комиссии Президиума Генсовета ВВП «Единая Россия» явных указаний на то, что она будет заниматься вопросами антикризисных мероприятий, нет. При этом, в плане работ комиссии имеется вопрос для рассмотрения в феврале: «О подготовке предложений по повышению эффективности реализации антикризисных мер».

Одновременно необходимо отметить, что в ближайшие год - два вопросы антикризисной работы будут главными (!) в работе всех органов управления страны.

       Если эти вопросы предполагается все же рассматривать на комиссии, то в составе рабочих групп отсутствует группа по формированию государственных программ -  госзаказа, гособоронзаказа, ФЦП. Остальные направления антикризисной работы, содержащиеся в постановлении президиума СПП СПб, так или иначе, получили отражение в структуре рабочих групп.

Второй вопрос для обсуждения: будет ли комиссия заниматься вопросом реализации главной стратегической задачи - ростом конкурентоспособности в глобальной экономике на основе инноваций и инвестиций?

       В структуре рабочих групп эта стратегическая задача «размазана» по нескольким (трем) рабочим группам. Может быть нужно привлечение академической и прикладной науки.