Выступление А.А. Турчака на Правительстве Санкт-Петербурга
Уважаемая Валентина Ивановна!
Уважаемые члены Правительства!
Коллеги!
Предлагаемый проект является важным стратегическим звеном в развитии Санкт-Петербурга, он направлен на повышение конкурентоспособности городской науки и промышленности в мировой экономике. Мы поддерживаем разработанную Программу и просим принять Постановление.
Вместе с тем, пользуясь предоставленной возможностью, хотел бы остановиться на моментах, требующих более пристального внимания администрации и научно-промышленных кругов города.
Многие эксперты считают, что развитие мировой экономики в 21 веке будут определять порядка полусотни важнейших технологий. Перечень этих технологий содержится в Указе Президента РФ от 30.03.2002 года № ПР - 576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
Мы предлагаем выделить конкретные научные организации города, занимающиеся разработкой таких технологий, определить их в качестве приоритетных. Иными словами - сосредоточить усилия именно на прорывных направлениях научно - технического прогресса в глобальной экономике. Необходимо более активно лоббировать выделение средств для этих разработок в Правительстве РФ, создавать именно для них в нашем городе наиболее благоприятную среду.
Как известно крупные научные школы формируются десятилетиями и даже столетиями. По сути - это национальное достояние. Сейчас в городе насчитывается 37 академиков, 70 членов-корреспондентов, около 1700 докторов наук, в том числе по техническим наукам - около 600 человек. К сожалению, возрастной состав и дееспособность значительной части этих заслуженных людей вызывает обоснованное чувство тревоги. Как известно, в предыдущие 15 лет произошел кадровый обвал молодых исследователей в науке: ежегодное пополнение сократилось в среднем на 40%.
Согласно данным федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», лишь каждый десятый аспирант связывает свою дальнейшую судьбу с научной карьерой. Среди причин, по которым аспиранты уходят из науки, называется низкая оплата труда, отсутствие у НИИ материальной базы, необходимой для современных научных исследований, чрезмерная забюрокраченность научной работы и её низкий престиж. Нужно провести анализ имеющихся научных кадров на соответствие с приоритетными исследовательскими направлениями и перспективными технологиями. Таким образом, мы определим существующий инновационный потенциал города. Только после этого станет ясно, для кого готовить кадры - для биологов или для робототехников, для кого развивать инфраструктуру науки - зоны, научные города и так далее.
Важный раздел инноваций - это разработка и внедрение инновационных проектов для нужд городского хозяйства. Исторически в этом секторе сложилась крайне низкая производительность труда.
Технологические регламенты работы в строительстве, в жилищно -коммунальном хозяйстве, во многих других вопросах основываются на давно устаревших механизмах. Необходим перечень проблем городского хозяйства: здравоохранение, образование, мусороудаление и мусоропереработка, уборка лестничных клеток и уборка дворов, озеленение, диагностика состояния инженерных сетей и так далее с конкретными целями, объемами финансирования и заказчиками мероприятий. Это крайне важный шаг города - образование платежеспособного спроса на инновационные продукты в первую очередь в сфере городского хозяйства. Я думаю, что наука города сможет оказать содействие в этом вопросе. Предлагаю включить в состав городского заказа специальный раздел по механизации, автоматизации и внедрению современных технологий в городское хозяйство.
В заключение несколько слов об организационных основах управления наукой в городе, в частности, о фундаментальной науке. В нашей стране есть три региональных отделения Академии наук РФ - Сибирское, Уральское и Дальневосточное. У нас существует структура более низкого уровня - Петербургский научный центр РАН, такой же, как Дагестанский, Кабардино-Балкарский и ряд других. Наш научный центр не имеет права организовывать и проводить исследования, не является получателем и распорядителем средств федерального бюджета для наших научных организаций РАН. Наш центр не может формировать научную политику в области фундаментальных исследований. Хотя в городе расположены 41 организация Академии наук. Они сотрудничают с более чем двумястами организациями прикладной науки города. Предлагаю рассмотреть вопрос о создании регионального отделения РАН, как это сделано в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке.