Интервью А.А.Турчака журналу "Промышленно-строительное обозрение" ноябрь 2018

 

Расти, не повторяя старых ошибок

О роли промышленного комплекса в экономическом развитии города, проблемах, задачах и перспективах городских производителей, взаимоотношениях бизнеса и власти накануне традиционного петербургского форума «Российский промышленник» мы говорим с президентом - генеральным конструктором Холдинговой компании «Ленинец», президентом Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Анатолием Турчаком.

- Анатолий Александрович, если обобщить мнения известных экономистов, вывод таков: развитие отечественной промышленности сдерживается по многим причинам, в их числе отсутствие приоритетов в государственной промышленной политике, слабая технологическая база, проблемы с инженерным, профессиональным образованием. Вы согласны с экспертами?

- И да и нет. Поясню почему. К сожалению, в результате экономических преобразований 1990-х годов в стране произошла деиндустриализация, по сути, были утрачены многие высокотехнологичные отрасли промышленности, разрушена научная база передовых разработок в микроэлектронике, оптике, двигателестроении, энергетике и других сферах. По оценкам РАН, в эти годы Россия потеряла около 60% научно-технического потенциала и не менее половины производства продукции с высоким уровнем добавленной стоимости.

И как следствие такой политики, сократилась доля промышленного производства в ВВП относительно других отраслей - оптовой и розничной торговли, операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг. Четко обозначился перекос в обратную сторону: индустрия услуг и обеспечивающие виды деятельности получили комфортные условия роста.

Более того, процесс этот сопровождался увеличением импортозависимости в производстве машин и оборудования, формировании элементов инфраструктуры, которая развертывается в крупных машиностроительных регионах. Инженерно-технические профессии на долгое время стали непрестижными, уровень профессиональной подготовки в профильных вузах существенно снизился.

Но ситуация меняется, пусть медленно, но в лучшую сторону. Свою роль здесь, как ни странно звучит, сыграли западные санкции по отношению к России. И в известном и часто цитируемом изречении: «Если бы антироссийских санкций не существовало, их стоило бы придумать» - есть некий смысл.

В 2014-2015 годах российское правительство приняло ряд экстренных мер, направленных на оперативный выпуск продукции, критически важной для базовых отраслей промышленности. Как известно, были увеличены комплексные инвестиции в аграрный сектор, принята программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», заработали государственные институты развития - Фонд развития промышленности, ВЭБ, структуры поддержки российского экспорта. Были сформированы государственные программы развития практически всех отраслей промышленности.

Сегодня, например, к предприятиям машиностроения повернулись лицом крупные российские игроки нефтегазовой отрасли, которые раньше полностью ориентировались на зарубежное оборудование. И это стало стимулом для развития отечественных производителей оборудования для разведки и добычи сырья, в том числе на шельфовых месторождениях.

Конечно, пока наше машиностроение не демонстрирует стремительного роста. Но это неудивительно: надо понимать, чтобы освоить новую сложнейшую машинотехническую продукцию по всей цепочке смежников, необходимо от трех до семи лет. Промышленную индустрию разваливали или ограничивали в развитии минимум лет 30, начиная с правления Горбачева, очевидно, что даже очень большие деньги, направленные в производственные отрасли, не дадут быстрой отдачи.

Вместе с тем нельзя не замечать, и это очень важно, что стали разворачиваться производственные мощности нового технологического уклада. За последние три года в Петербурге, например, открыто более 50 новых производств. До конца года планируется открыть еще восемь. Так что перспективы отечественной промышленности в последнее время я оцениваю оптимистично.

- Отличается ли общероссийская ситуация от того, что происходит с промышленностью в Петербурге?

- Промышленность Санкт-Петербурга - неотъемлемая и существенная часть российской экономики. Город поставляет 11% общего объема машиностроительной продукции страны, более 10% госзаказа выполняется на наших предприятиях. И, соответственно, все проблемы отечественной экономики также отражаются на производствах.

Другое дело, что у Санкт-Петербурга, если сравнивать с другими регионами, есть конкурентные преимущества, и прежде всего высокий процент научно-технических специалистов, представляющих как уже сложившиеся научные школы, так и формирующиеся в рамках перехода на шестой технологический уклад.

Напомню, именно в нашем городе сосредоточено более 10% научного потенциала страны. А это свыше 350 научных организаций, в том числе более 60 относятся к РАН, другим государственным академиям, более 250 занимаются научными исследованиями и разработками, в городе работают 12 государственных научных центров.

И вот что еще следует учитывать - в Санкт-Петербурге основу промышленности составляет обрабатывающий сектор, тогда как в целом в стране - сырьевой, добывающий.

Кроме того, очевидный факт: индекс промышленного производства, являющийся основным показателем уровня развития промышленности, уже 35 месяцев в Санкт-Петербурге растет, существенно опережая среднероссийские данные.

- Так что же, с вашей точки зрения, при всех проблемах и сложностях удается петербургским промышленникам?

- Повторюсь в том, что считаю самым важным: промышленность города была и остается основой экономики Санкт-Петербурга. И это отчетливо демонстрируют экономические показатели. У нас хорошо развиваются автомобильная, пищевая и легкая промышленность, фармацевтика. Стабильно работают предприятия оборонно-промышленного комплекса. Городским правительством ведется целенаправленная работа по их поддержке. На постоянной основе проводится мониторинг госконтрактов, финансирования и выполнения работ в рамках ГОЗ. Это сказалось на результатах работы предприятий ОПК, которые во многом определяют рост валового продукта петербургской промышленности и развития научной сферы.

- Почему же тогда предприятия ОПК, способные решать глобальные задачи по оснащению армии передовыми системами и оружием, так медленно переходят на выпуск гражданской продукции и насколько она востребована?

- Потенциал предприятий ОПК всегда был значительным. И не будем забывать: отечественные оборонные заводы сегодня - это, как правило, высокотехнологичные производства, в их переоборудование были направлены большие государственные инвестиции.

В этом глобальном вопросе выделю два аспекта. С одной стороны, хотел бы всех нас предостеречь от стремления любыми путями и методами сократить расходы на оборону, и прежде всего на создание новых систем и комплексов вооружения и военной техники. Нельзя непродуманно проводить конверсию. Это мы уже проходили.

К сожалению, военно-стратегических предпосылок для сокращения расходов на оборону нет и в ближайшее время не будет. Напомню, годовой бюджет только Пентагона составляет 716 млрд долларов, что несопоставимо с нашим оборонным бюджетом. Нам потребуется изыскать и сосредоточить в этом секторе немало ресурсов: финансовых, технических, временных и прежде всего кадровых, чтобы создавать высокотехнологичную, по-настоящему инновационную военную технику и вооружение.

С другой стороны, действительно, президент страны В. В. Путин «стратегической задачей» обозначил повышение доли гражданской продукции на предприятиях ОПК к 2025 году до 30%, к 2030 году - до 50%. И здесь предприятиям ОПК, специалистам есть где приложить свои опыт, знания, возможности. В стране реализуются масштабные программы по модернизации электроэнергетики, развитию цифровой экономики, по внедрению наилучших доступных технологий, оснащению современным оборудованием медицинских учреждений, созданию индустрии по переработке отходов.

Конечно, при переходе, как говорят, на мирные рельсы оборонщикам необходима помощь государства. Очевидно, что предприятия ОПК почти полностью - более чем на 80% - зависят от одного заказчика - государства. Известно, что действующая программа перевооружения Российской армии завершится уже в 2020 году. И тут большинство оборонных заводов могут столкнуться с проблемой поиска альтернативных источников доходов, поскольку их снижение или потеря приведет к необходимости сокращения персонала. Никто не станет содержать неработающий современный завод.

И сегодня работа по диверсификации и государством, и топ-менеджментом заводов ведется. Предприятия ОПК разрабатывают медицинское и светодиодное оборудование, мотоциклы и катера, нефтегазовое оборудование и технику для ЖКХ, системы управления воздушным движением.

Кроме того, в Санкт-Петербурге в прошлом году создан Совет по конверсии предприятий ОПК. Целью Совета как раз и является содействие диверсификации производства и увеличению объема выпуска продукции гражданского и двойного назначения.

Но хочу еще раз подчеркнуть - в этом вопросе резких шагов делать нельзя, мы это проходили 1990-е годы, когда оборонные заводы переориентировали на производство «сковородок и кастрюль». И это, считаю, была если не катастрофа, то большая ошибка, которая привела к потере и квалифицированных кадров, и технологического ресурса предприятий.

- Пока, как известно, главным заказчиком промышленников остается государство. Насколько госзаказ стимулирует появление новинок, внедрение новых разработок в серийное производство, заинтересован ли город в инновационных продуктах?

- Система госзаказа сегодня изменилась, и в том числе благодаря инициативам Союза, в лучшую сторону. Бизнес-сообщество рассматривало и рассматривает городской государственный заказ как эффективное средство поддержки промышленности. А ведь это - ни много ни мало - более 200 млрд рублей. За последние два года удалось перейти от лозунгов и призывов к конкретным действиям.

Во-первых, правительство города стало оценивать и контролировать закупки наших ГУПов. В результате доля закупок импортного оборудования госмонополиями - «Ленсвет», «ТЭК Санкт-Петербурга», «Водоканал Санкт-Петербурга» - уменьшилась до минимальных пределов.

Это, конечно, отличный результат, но мы, откровенно говоря, заинтересованы, чтобы городские ГУПы отчитывались по нормам закупки не только российской продукции, но и прежде всего по товарам нашего, петербургского производства. Позиция Союза в этом вопросе совершенно определенная.

Мы считаем, государственные заказчики города, реализуя инфраструктурные проекты, проекты строительства, реконструкции или капитального ремонта социальных объектов: жилья, больниц, детских садов, - должны активно сотрудничать с исполнителями, понуждая их в максимальной степени ориентироваться на продукцию, работы и услуги предприятий и организаций города.

Кроме того, мы совместно с Комитетом по городскому заказу ведем работу по продвижению продукции городских производителей, которая может быть использована в городском хозяйстве, строительстве. По инициативе Союза практически ежемесячно проводится анонсирование предстоящих закупок. Это публичные мероприятия, цель которых - налаживание взаимоотношений между заказчиками и производителями продукции, потенциальными исполнителями государственных заказов.

Признаюсь, что не все получается так, как хотелось бы или как себе представляют потенциальные партнеры. Процесс создания системы, в которой те и другие отчетливо бы представляли свои выгоды, видели бы преимущества, еще далек до завершения.

Мы не единожды указывали чиновникам, ответственным за городской заказ, что анонсирование закупок не должно, как это нередко происходит, проходить в тот же период, когда уже идут закупки. У предприятий должно быть в запасе время на изучение конкретной технической документации по предлагаемым контрактам. Кроме того, информацию по предстоящим контрактам следует детализировать для производителей. Они должны четко себе представлять, какое конкретно оборудование будет закупаться по этим контрактам. Такие, на первый взгляд, мелочные проблемы, считаю, делают невозможным активное участие предприятий в городском заказе.

Убежден, основной задачей на ближайший период должно стать создание полноценной информационной системы государственного заказа Санкт-Петербурга, позволяющей следить не только за результатами закупок. А что гораздо важнее - оценивать прогноз товарного потребления городскими заказчиками на срок не менее трех лет, требования к закупаемой продукции, ее планируемые ценовые параметры, а также возможность в режиме реального времени отслеживать процесс формирования и размещения государственного заказа Санкт-Петербурга.

Для меня отрадно, что правительство города не закрывается от наших вопросов, мы обсуждаем проблемы на Координационном совете по конкурентной политике, которую возглавляет вице-губернатор Сергей Мовчан.

- Конструктивные взаимоотношения бизнеса и власти, безусловно, важны, особенно при формировании долгосрочных планов. Как бизнес сегодня оценивает проект «Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года»? Насколько документ способен стимулировать появление новых технологий, разработок, продвижение инноваций и, наконец, сделать их востребованными городом?

- Союз промышленников и предпринимателей всегда уделял внимание стратегическим документам. В новейшей истории города были разные взгляды на развитие его экономики и промышленности. Мы проходили этапы, когда во главу угла ставился туризм и банковская деятельность, считалось, что эти направления, а не производство определят развитие экономики Санкт-Петербурга. Время показало ошибочность таких суждений. Промышленность и в благополучные годы, и в кризисы определяла развитие города. И сегодня 50% городского бюджета формируется за счет налогов, которые поступают от научно-промышленного комплекса.

И, конечно, работодатели, промышленники города стараются влиять на выбор приоритетов в экономическом развитии Санкт-Петербурга, аргументированно обосновывая нашу позицию.

Замечу, в проекте «Стратегии-2035» сделан правильный акцент на реализацию потенциала промышленных предприятий за счет модернизации средств производства, повышения производительности труда и внедрения инноваций. Это, несомненно, будет способствовать росту конкурентоспособности продукции городских предприятий, их широкому выходу на внутрироссийский и международные рынки.

На последнем заседании Президиума Союза мы детально обсуждали проект «Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года», и прежде всего не столько сам факт появления документа - его разработка, как известно, идет давно. Мы постарались донести до чиновников свое видение «Стратегии», рассматривали реализацию документа в практическом плане. Обсудили роль проектных офисов «Умный Санкт-Петербург» и «Фабрики будущего». Это, кстати, не первое обсуждение, - именно сейчас, когда речь идет о цифровизации промышленности, важно определиться, с помощью каких инструментов, ресурсов это будет происходить.

- О цифровизации действительно сейчас говорят много. Каковы перспективы здесь у промышленников города, насколько этот путь станет своевременным, перспективным, реальным, наконец?

- Обратите внимание, как быстро все меняется и насколько значительны перемены. Считаю, сегодня мир вступает, возможно, в крупнейший за всю историю технологический переход, когда богатство природных ресурсов и дешевизна труда перестают быть основными факторами роста.

Совокупно эти масштабные изменения оцениваются как «новая промышленная революция», которую еще нередко называют «четвертой». И в основе ее лежит переход от массового производства стандартизированной продукции к производству гибкому, высокоэффективному, нацеленному на индивидуализированную продукцию. При этом «сквозными» процессами для всех видов производств становятся передовые технологии, платформенные решения и цифровая трансформация.

При этом важно понимать, что это не только и не столько цифровизация существующих процессов, а прежде всего постановка принципиально новых задач, решение которых невозможно без новейших технологий сбора, хранения, обработки и передачи больших объемов неструктурированных данных и выработки эффективных решений в режиме реального времени. Не менее важно изменить социальную среду обитания человека, сделать ее комфортной и безопасной благодаря «умным городам», эффективным и быстродействующим госучреждениям.

Россия, безусловно, уже живет в цифровой эре. В нашей стране развиваются те же процессы, как и во всем мире, может быть, не всегда такими же темпами. При этом у нас есть огромное конкурентное преимущество - отличная система среднего и высшего технического образования, дающая прочную интеллектуальную и научную базу для подготовки кадров цифровой экономики.

Регулярные победы россиян на международных олимпиадах по точным наукам - яркое тому подтверждение. Так, например, команды Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики и Санкт-Петербургского университета являются неоднократными победителями международных олимпиад по программированию.

Есть, одним словом, высокий потенциал уникального человеческого капитала. Тот же университет информационных технологий, механики и оптики начал строительство «ИТМО Хайпарк» - нового научного, образовательного и инновационного центра на юге Санкт-Петербурга.

Два года назад при губернаторе Санкт-Петербурга была создана рабочая группа по информационным и конвергентным технологиям. Благодаря новому уровню координации и принятым налоговым, техническим, организационным и другим решениям созданы два проектных офиса - «Фабрики будущего» и «Умный город».

И с большой вероятностью можно рассчитывать на укрепление роли городских предприятий в экономике страны, рост ведущих отраслей, в первую очередь судостроения, энергомашиностроения, автокластеров, медтехники, фармацевтики, радиоэлектроники и IT-кластеров.

- Вероятно, очень многое будет зависеть от того, какой будет промышленная политика города. В Петербурге - одном из первых субъектов РФ - был принят закон «О промышленной политике», однако вы и ваши коллеги неоднократно отмечали, что документ нуждается в корректировке. Что именно необходимо изменить в положениях закона и как это повлияет на развитие промышленного комплекса Петербурга?

- Действительно, наш городской закон «О промышленной политике» нуждается в корректировке, и не только потому, что позже был принят федеральный и возникла необходимость отразить все новые положения и нормы № 488-ФЗ в нашем документе. По инициативе Союза промышленников и предпринимателей уже разработана его новая редакция.

Мы исходили из необходимости в максимально возможной степени прописать механизмы применения в Санкт-Петербурге этих новых положений так, чтобы исполнительные органы государственной власти видели свои обязанности, промышленники и предприниматели - свои права, а все участники формирования и реализации промышленной политики - свою ответственность за выполнение законодательно определенных целей и задач.

Цели, которые мы преследуем при корректировке закона, таковы. Во-первых, уточнение направлений, задач и принципов промышленной политики в городе. Во-вторых, конкретизация полномочий всех участников формирования и реализации промышленной политики, включая Промышленный совет и некоммерческие организации, объединяющие субъекты деятельности в сфере промышленности и выражающие их законные интересы.

И в-третьих, конкретизация мер и механизмов поддержки промышленности. Это подразумевает введение в редакцию городского закона статей о государственных фондах развития промышленности, о государственной информационной системе промышленности, о специальном инвестиционном контракте, об индустриальных (промышленных) парках и технопарках, промышленных кластерах, о мерах стимулирования производства промышленной продукции при осуществлении государственных закупок для нужд города, об особенностях применения мер стимулирования научно-производственной деятельности в оборонно-промышленном комплексе и некоторых других.

Мы рассчитаем, что в этом году необходимые, на наш взгляд, корректировки в проект закона будут приняты депутатами Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Подготовила Роза Михайлова