Выступление Президента СПП СПб А. А. Турчака на заседании Президиумов РОР и ОО СПП СПб 23.09.2009

Уважаемые коллеги!

Напомню, что еще в конце прошлого года мы с Вами на заседании Президиума Союза заслушали доклад Губернатора В.И. Матвиенко, обсудили кризисные тенденции в экономике города и определили основные направления нашей работы.

Нашу позицию мы отстаивали в РСПП, через Союз мы выходили со своими предложениями в Правительство России, Президиум генерального совета партии «Единая Россия», а это, по сути, выход на уровень Государственной Думы РФ.

Краткий анализ свидетельствует, что ряд наших требований был учтен в законодательной работе Госдумы РФ и в документах Правительства РФ. В частности:

  • Ø ставка налога на прибыль организаций законодательно снижена с 24 до 20 процентов.
  • Ø Правительством РФ утвержден порядок предоставления государственных гарантий по кредитам организаций. Отдельно принято постановление по гарантиям для стратегических предприятий ОПК, утверждены правила предоставления организациям ОПК субсидий по возмещению части затрат на уплату процентов для осуществления инновационных и инвестиционных проектов.
  • Ø постепенно снижается ставка рефинансирования ЦБ РФ.
  • Ø изменен порядок возмещения из федерального бюджета части затрат на оплату процентов по кредитам для сельхозтоваропроизводителей.

Правительством РФ в июне этого года подготовлен обновленный антикризисный план на 2009 год, определяющий приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике страны. Правительство РФ намерено осуществлять свою деятельность исходя из семи приоритетов.

Первый приоритет включает в себя выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением. Общие расходы федерального бюджета на эти цели (включая нормативно-обусловленные расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты, пенсии) составят в 2009 году 4365,4 млрд. рублей, что превышает уровень 2008 года на 30,4 процента. При этом на социальную политику и пенсионное обеспечение в 2009 году из федерального бюджета будет выделено 2458,8 млрд. рублей против 1873,6 млрд. рублей в 2008 году.

Второй приоритет - это сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста. При этом помощь государства не будет подменять ответственность бизнеса. На поддержку вправе рассчитывать лишь те предприятия, которые ориентированы на обновление, рост эффективности и продвижение на рынок конкурентоспособной продукции.

Третий приоритет направлен на активизацию внутреннего спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста. Важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (государственные инвестиции и государственные закупки) в сферах жилищного строительства, развития транспортной инфраструктуры, государственного оборонного заказа. Намечены меры по защите внутреннего рынка и предоставлению преференций отечественным производителям.

Четвертый приоритет - стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики. Государством будет расширена поддержка инновационных проектов, в том числе направленных на технологическое обновление предприятий, повышение ресурсо- и энергоэффективности.

Пятый приоритет призван обеспечить условия для экономического подъема за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности. Будут осуществлены мероприятия по развитию конкуренции, совершенствованию антимонопольного регулирования, поддержке и стимулированию малого и среднего предпринимательства.

Шестой приоритет - формирование мощной финансовой системы как надежной основы для развития национальной экономики.

Седьмой приоритет - обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов. Будут реализованы меры, направленные на сокращение бюджетного дефицита. Предстоит осуществить комплекс мероприятий по реструктуризации и оптимизации расходных обязательств, усилению целевого характера и повышению эффективности бюджетных расходов.

Это краткий  анализ мер, принятых на федеральном уровне. Достаточно большая работа проводится на местном региональном уровне. В числе важнейших направлений можно упомянуть следующие:

  • v принята программа антикризисных мер Правительством нашего города, в формировании которой наш Союз принял непосредственное участие.
  • v мы доложили свою позицию Законодательному собранию города. Наш Союз заключил соглашение с региональным отделением партии «Единая Россия», которое возглавляет председатель Законодательного собрания В.А. Тюльпанов. Принят закон «О промышленной политике в Санкт-Петербурге».
  • v регулярно по понедельникам заседает антикризисная комиссия Правительства города.
  • v достаточно активно мы работаем с Комитетом по экономике и промышленности по государственному оборонному заказу. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить Правительство города, Комитет по экономике за активное участие в ускорении доведения ГОЗа и улучшения его финансирования.

Вчера Правительство утвердило «Состав и Положение» Промышленного Совета Санкт-Петербурга во главе с Губернатором
В.И. Матвиенко. Более половины его состава - это члены нашего Союза.

Естественно возникает вопрос: достаточно ли проделано работы  для успешного преодоления кризисных тенденций? Надо честно признать, что принятых мер не хватает.

  • - По-прежнему недостаточен государственный платежеспособный спрос на продукцию и услуги. Председатель Правительства В.В. Путин заявил, что на следующий год объем ГОЗа составит свыше триллиона рублей с ростом на 1% - это мало. Напомню, что в начале этого года Правительством РФ было предпринято экстренное выделение средств на поддержку экономики. Всего было намечено выделить 10 трлн. рублей, из них 4 трлн. сразу же без каких-либо обосновательных процедур было перечислено банкам. Эти средства были вброшены банками на валютный рынок, и рубль девальвировался. Банки крупно заработали. А нашей оборонной промышленности, являющейся ведущей в мире по объему продаж вооружения, на следующий год выделен только
    1 триллион. А это не просто оборонный заказ - во многом это единственное реальное направление инновационного развития всей страны.
  • - Порядок формирования ГОЗа, определенный Федеральным законом
    № 94, не отвечает требованиям дня. Достаточно сказать, что на дворе сентябрь, а некоторые члены Союза еще не получили авансовые платежи этого года. Давно пора работать над проектами планов на 2010 год. Нужно сделать так, чтобы ошибки 2009 года не повторились в 2010 году. Чтобы ГОЗ был доведен хотя бы в первом квартале в увеличенном объеме.
  • - В постановлении нашего Президиума от декабря 2008 года мы говорили о необходимости роста затрат на федеральные целевые программы. Итоги рассмотрения в Правительстве РФ хода их реализации в первом полугодии 2009 года показали, что освоение даже выделенных средств идет крайне неудовлетворительно. Реальный объем финансирования национальных проектов составил 18% от годового задания. Столь
    же безрадостная картина наблюдалась и с финансированием
    51 федеральной целевой программы. В первом полугодии министерства и ведомства осилили лишь 28,3% годового объема средств. И это притом, что он и так был сокращен на 250 млрд. рублей. А ведь это столь желанный платежеспособный спрос на наши с Вами товары и услуги. На следующий год по заявлению Минфина РФ объем средств на этом направлении уменьшится на 13%, в то время как промышленность задыхается от отсутствия заказов и пополняет ряды безработных.
  • - Не произошло реального снижения налоговой нагрузки. Правительство РФ снизило размер налога на прибыль. О какой прибыли можно говорить в кризисе? В январе - июле этого года у нас в городе сальдированный финансовый результат по обрабатывающим производствам (прибыль минус убыток) составил 73 млрд. рублей.
    В прошлом году за этот же период он составил величину, вдвое большую - 159 млрд. рублей.
  • - Несколько слов об инновационном развитии. Президент страны, председатель Правительства РФ постоянно требуют роста конкурентоспособности экономики на основе инноваций и инвестиций. Аналитики всех мастей уже устали повторять, что выход из существующего кризиса будет связан с переходом от пятого технологического уклада к шестому. А переход к следующему укладу может быть осуществлен только на основе прорыва в инновационном развитии. Страны, которые не предпримут этих действий, навсегда останутся в роли колоний в мировой экономике, в роли поставщиков ресурсов. Президент страны Д.А. Медведев на недавно прошедшем заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики сказал, что: «Инновации это- провальная задача. Мы ее просто провалили, мы ничего не сделали в этом направлении, наверное, потому что мы не занимались этим так активно, как должны были бы заниматься».

Теперь давайте посмотрим на подходы США к этой проблеме. Президент мощнейшей в мире экономики Барак Обама на ежегодном собрании Национальной американской академии наук заявляет о том, что:

  • - Америка отстала в науке и образовании;
  • - о необходимости резкого увеличения затрат на исследования и разработки;
  • - о новых технологиях в производстве энергии и энергосбережении;
  • - о создании специального государственного агентства по ускорению инновационного развития.

Америка предпринимает мощнейший рывок в инновационном развитии. Наша страна также должна срочно принять нужные решения.

В заключение несколько слов о финансовых проблемах. В уставе наших банков отсутствует такая цель как  помощь реальному сектору. Там записано другое - рост прибыли и рост капитализации. И если в реальном секторе повышаются риски в связи с кризисом - то банки повышают ставки. Это закономерно. Если Правительство не установило банкам ограничений на использование выделенной финансовой помощи, то она естественно была направлена на рынки с большей доходностью и меньшими рисками. Таким рынком оказался валютный рынок. Это тоже закономерно в рыночной экономике. Россия - единственная крупная экономика, в которой официальная ставка Центрального банка сохраняется практически на  докризисном уровне. За время кризиса Банк Англии снизил ставку с 5,5 до 0,5%, ФРС США - с 5,25 до 0-0,25%, а Европейский ЦБ - с 4 до 1%. Вот в каких условиях приходится конкурировать отечественному бизнесу на глобальных рынках. А у нас с Вами, как известно, ставки от 17 до 20% при рентабельности производства
на уровне 10%.

  • Получены статистические итоги за январь - август. К сожалению, продолжается снижение объемов продаж и объемов производства:
  • Ø с начала года падение оборота по всей экономике города нарастает - с 98% в январе до 91,2% в январе - августе. В том числе обрабатывающая промышленность - 82,3%, торговля - 86,9%, строительство - 85,2%.
  • Ø объем инвестиций в основной капитал продолжает снижаться и за январь - август составил 75,8% по отношению к соответствующему периоду прошлого года.
  • Ø просроченная кредиторская задолженность по городу в июле составила 46 млрд. рублей и возросла по отношению к июлю прошлого года вдвое, в том числе просроченная кредиторская задолженность банкам возросла в 5 раз. Это свидетельствует о потенциальной возможности банкротства сначала предприятий, потом - банков.

Отсюда выводы:

  • - Антикризисная программа Правительства РФ запоздала, минимум, на полгода и ее претворение пока не сказалось на улучшении важнейших экономических показателей января - августа.
  • - Огромная неопределенность впереди, мы очень плохо понимаем, что происходит, и не исключена на самом деле вторая волна кризиса, связанная с невозвращением долгов. Дело в том, что наши банки выдали кредитов примерно на 20 трлн. рублей: 13 трлн. - в основном крупнейшим предприятиям и организациям и 6 с лишним триллионов - населению. Если смотреть баланс прибылей и убытков организаций и предприятий, значительная часть этих долгов вряд ли вовремя вернется.
  • - Что будет с промышленностью, которую принудят отдавать долги, в том числе за счет оборотных средств? Они сейчас остались в минимальном размере, и многие предприятия, даже те, на продукцию которых есть спрос, не могут увеличить производство из-за отсутствия оборотных средств и из-за предельно высоких процентов по кредиту.
  • - При анализе ситуации с задолженностью по кредитам и займам большинство аналитиков упускают из виду такой важнейший аспект, как поручительства, выданные по обязательствам третьих лиц. Однако именно необходимость исполнить предоставленные поручительства может стать спусковым крючком банкротства многих крупных предприятий и корпораций. Государство будет вынуждено оказать многомиллиардную поддержку российским кредитным организациям во избежание социального взрыва или гряды социальных вспышек. Как это уже было в Пикалево, на АвтоВазе и др. местах.
  • - Необходимо совершенствовать механизмы помощи предприятиям финансового и корпоративного сектора. С одной стороны Банк России может проводить беззалоговые аукционы, реконструировать банковскую систему, выдавать кредиты по единой ставке, а Министерство финансов - размещать в кредитных организациях временно свободные финансовые средства, но с другой стороны - необходимо отказаться от особых условий кредитования системообразующих банков, так как подобная практика разрушает рыночные основы экономики и уничтожает конкуренцию. Крупные предприятия должны получать средства не столько от банков, сколько из бюджета в виде авансов для выполнения государственных заказов или размещения своих корпоративных облигаций.
  • - Отдельного упоминания заслуживают управленческие расходы, к которым принято относить заработные платы и премии высшего и среднего управленческого персонала, командировочные расходы, затраты на служебный транспорт, канцелярские товары, содержание офисов, оплату услуг аудиторских, страховых, юридических компаний, а также представительские расходы. На всех предприятиях, получивших помощь от государства, необходимо провести полномасштабную ревизию финансово-хозяйственной деятельности на предмет исследования природы роста производственных издержек, увеличения управленческих расходов, выявления «серых» схем. Все предприятия, претендующие на поддержку государства - финансовыми ресурсами, государственными гарантиями, налоговыми послаблениями или иными преференциями должны быть к этому готовы.
  • - На наш взгляд необходимо оперативно корректировать экономическую политику и быть готовыми:
  • к выделению значительных финансовых ресурсов непосредственно работникам предприятий, на которых уже этой осенью может остановиться производственный процесс;
  • к переговорам с иностранными кредиторами отечественных корпораций;
  • к очередной докапитализации российских банков, которые столкнутся с невозвратами выданных кредитов;
  • к резкому увеличению доли иностранных инвесторов, даже в стратегических отраслях российской экономики.

Благодарю  за внимание!