Доклад А.А.Турчака на Общем собрании СПП СПб 18.04.2019

 

Уважаемые участники собрания!

Сегодня Президиум Союза и его Исполнительная дирекция отчитываются о работе за прошедший год. Итоги - это результат коллективного труда членов Союза.

Подробный отчет Союза размещен на нашем сайте, а также в продемонстрированном фильме, поэтому я остановлюсь только на ключевых вопросах нашей деятельности.

Все свои действия мы координировали с Правительством города, его комитетами, Представительством Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. Деловые отношения сложились с Федерацией профсоюзов, с профильными комиссиями Законодательного собрания, Антимонопольным комитетом, налоговой и таможенной службами.

За отчетный период были проведены 3 заседания Президиума, ряд конференций, круглых столов, выставок.

Мы продолжаем держать высокую планку востребованности Союза в качестве разработчика, эксперта и площадки при выработке социально-экономической политики города. Представители Союза являются членами Общественной палаты Санкт-Петербурга, промышленного, научно-технического, экономического советов, участвуют в работе общественных советов при комитетах Правительства, в различных комиссиях, действующих в Санкт-Петербурге.

Особые слова благодарности я бы хотел высказать наиболее активным членам нашего Союза: Владимиру Александрову, Сергею Бодрунову, Владимиру Окрепилову, Юрию Бурчакову, Кириллу Соловейчику, Александру Ватагину, Елене Церетели, Михаилу Подвязникову, Валерию Радченко, Валерию и Максиму Шубаревым, Владимиру Попову, Дмитрию Чагину, Георгию Абелеву, Сергею Цыбукову, Александру Борисову, Марине Гириной, Наталье Загорской, Дмитрию Никитину, Владимиру Гарюгину, Владимиру Евсееву, Александру Мезинцеву, Татьяне Тылевич, Леониду Вайсбергу, Андрею Рудскому, Диане Калединой, Владимиру Васильеву, Елене Кириленко и этот перечень можно было бы еще долго продолжать. Огромное Вам спасибо! Хотелось бы особо отметить наши с Вами журналы «Петербург предлагает» и «Петербург в зеркале», главный редактор Елена Михайловна Зонис.

О ситуации в российской экономике.

В 2018 году рост ВВП составил 2,3% - это максимальный уровень с 2012 года. Однако, для объективности надо отметить, что этот рост был во много обеспечен за счет разовых факторов: выросла добыча нефти после выхода России из сделки с ОПЕК, а также был большой вклад финансового сектора, который носит неустойчивый характер. К сожалению, этот рост ВВП не сопровождался увеличением реальных доходов населения, которые по итогам прошлого года немного, но снизились.

Важным достижением 2018 года в сфере экономики является увеличение несырьевого экспорта России, который достиг 150 млрд. долларов - против 134 млрд. в 2017 году.

Какими событиями запомнится прошедший год?

В первую очередь - Чемпионат мира по футболу. Он привлек миллионы болельщиков со всего мира, миллиарды зрителей, которые смотрели матчи из России на 12 новейших стадионах. Помимо экономических выгод, был совершен и прекрасный имиджевый рывок: болельщики, посетившие 11 субъектов Российской Федерации, увидели страну собственными глазами и разорвали привычные русофобские стереотипы.

Крымский мост. В проектировании и строительстве одного из сложнейших инфраструктурных сооружений в России и Европе приняло участие 3 тысячи компаний, 200 крупных предприятий, шесть заводов металлоконструкций, более 30 мостотрядов со всей России, 1500 инженерно-технических работников и более 10 тысяч рабочих строительных специализаций.

Следующая важная тема - оборона и стратегическая стабильность России. Одним из основных событий в «оборонке» стала презентация Президентом России новейших отечественных вооружений. Речь идет о гиперзвуковом ракетном комплексе «Кинжал», боевом блоке «Авангард», ракете «Буревестник», подводном беспилотнике с ядерной силовой установкой «Посейдон» и боевом лазере «Пересвет».

Стабилизирующим фактором для экономики города является ГОЗ. Вклад наших предприятий в Российский оборонный заказ составил 12%. И не будем забывать, что оборонные заводы - одни из самых высокотехнологичных в стране.

В этом вопросе я хотел бы выделить два аспекта.

С одной стороны, хотел бы всех нас предостеречь от стремления любыми путями и методами сократить расходы на оборону и, прежде всего, на создание новых систем и комплексов Вооружения и Военной техники. Нельзя непродуманно проводить конверсию. Это мы уже проходили.

К сожалению, военно-стратегических предпосылок для сокращения расходов на оборону нет и в ближайшее время не будет. Напомню одну цифру, годовой бюджет только Пентагона составляет 750 млрд. долларов, сравните с нашим оборонным бюджетом. Нам нужно ещё много различных ресурсов: финансовых, технических, временных и, прежде всего, высококлассных специалистов, способных создавать высокотехнологичную, по-настоящему инновационную военную технику и вооружение.

С другой стороны, наш президент В.В.Путин главной «стратегической задачей» обозначил повышение доли гражданской продукции на предприятиях ОПК к 2025 году до 30%, к 2030 году - до 50%. И предприятиям ОПК есть где использовать свой потенциал - в стране реализуется ряд масштабных программ по модернизации электроэнергетики и развитию цифровой экономики, а также по внедрению наилучших высокоэффективных технологий, оснащению современным оборудованием медицинских учреждений, созданию индустрии по переработке отходов и улучшения экологии регионов.

Конечно, в вопросе диверсификации оборонным предприятиям нужна помощь от государства. Ведь сегодня предприятия ОПК почти полностью -более чем на 80%, зависят от одного заказчика - государства. Действующая программа перевооружения Российской армии завершится уже в 2020г., большинство предприятий ОПК может столкнутся с проблемой поиска альтернативных источников доходов, потеря которых приведет к необходимости значительного сокращения  сотрудников. Никто не будет содержать неработающий современный завод.

Работа по диверсификации и государством и менеджментом заводов ведется. Общий объем внутренних затрат на научные исследования и разработки в Санкт-Петербурге составил более 120 млрд. рублей, численность работников данной сферы превысила 77 тыс. человек, что позволило городу занять третью позицию среди всех регионов страны по данному показателю.

В Санкт-Петербурге работает созданный в прошлом году Совет по конверсии организаций оборонной промышленности. Целью работы Совета является содействие диверсификации производства и увеличения объема выпуска продукции гражданского и двойного назначения. Предприятия ОПК разрабатывают медицинское и светодиодное оборудование, мотоциклы и катера, нефтегазовое оборудование и технику для ЖКХ, системы управления воздушным движением. Союзом организована работа по импортозамещению товаров, потребляемых естественными монополистами.

Но я хочу еще раз подчеркнуть - в этом вопросе резких шагов делать нельзя, мы уже делали критические ошибки в 1990-е годы, когда оборонные заводы переориентировали на производство «сковородок и кастрюль», теряя при этом кадровый и технологический ресурс предприятий.

Позвольте мне теперь кратко представить текущее состояние промышленного комплекса Санкт-Петербурга - основу благосостояния нашего города. Доля Санкт-Петербурга в общем объеме машиностроительной продукции России составляет более 11%, при этом, в отличие от общероссийской ситуации, основа промышленности - это обрабатывающий сектор, а не добывающий.

Индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге растет уже 37 месяцев, существенно опережая российские данные.

В прошедшем году индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге составил 105,0%. При этом в среднем по России он составил 102,9%. В январе-марте текущего года индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге составил 104,8%.

По сравнению с 2017 годом средняя зарплата в Санкт-Петербурге увеличилась на 10,2% и составила 60,1 тыс. рублей, что выше среднероссийского уровня на 38%.

Внешнеторговый оборот Санкт-Петербурга в 2018 году составил порядка 50 млрд. долл. США, показав десятипроцентный рост по сравнению с предыдущим годом. При этом положительная динамика внешнеторговых операций сформировалась за счет роста объемов экспорта до 26,5 млрд. долл. США. На 15% вырос экспорт продукции машиностроения, на 10% - фармацевтической продукции.

В 2018 году вклад промышленного комплекса в формирование доходной части бюджетов всех уровней по сравнению с другими секторами экономики города является наибольшим - 48,8%.

Для дальнейшего развития Правительством города предпринимаются серьезные усилия для привлечения инвестиций в экономику города, формируя условия для инвесторов. Ведь что такое «хороший инвестиционный климат»? Это низкий уровень административных издержек, системность регулирования, максимальная открытость всех процессов, способствующая высокому уровню конкуренции. И самое главное - это обеспечение предсказуемости и доверия между всеми участниками процесса: бизнесом, правительством и населением.

В прошлом году в Петербурге открыто 10 новых предприятий и 9 новых производственных линий, создано 5 тысяч новых рабочих мест.

В 2018 году объем инвестиций в основной капитал в Санкт-Петербурге составил порядка 750 млрд. рублей, показав рост на 4,3%. Суммарно за последние три года в экономику города поступило более 2 триллионов рублей. По итогам 2018 года ведущие мировые рейтинговые агентства повысили свои оценки городу.

Для оценки инвестиционного климата также есть объективный показатель - национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, определяемый Агентством стратегических инициатив. При его формировании учитывается целый ряд показателей: от среднего времени получения разрешений на строительство до удовлетворенности предпринимателей региона. В 2018 году Санкт-Петербург резко улучшил свои позиции, поднявшись на 13 строк с 17 на 4 место. 

2018 году Особая экономическая зона «Санкт-Петербург» стала победителем в номинации "Лучшая особая экономическая зона 2018 года в Европе по привлечению крупных резидентов". Особая экономическая зона «Санкт-Петербург»  расположена на двух площадках - это «Нойдорф» в Стрельне площадью 18,9 га и «Новоорловская» площадью 110,4 га в Приморском районе Санкт-Петербурга. Резидентам ОЭЗ предоставляются налоговые и таможенные льготы, а также возможность воспользоваться упрощенным порядком предоставления земельного участка и льготной арендной платой за него.

Стратегическим направлением для развития города является Арктика. Россия приступает к активному освоению Арктики, а Петербург становится интеллектуальным центром проекта. Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» предполагает строительство ледокольного флота, специальных судов, развитие воздушного, железнодорожного и трубопроводного транспорта.

При активном участии Союза в Смольном состоялся ряд межведомственных совещаний по усилению роли петербургской промышленности и науки в развитии Арктической зоны Российской Федерации.

Прошедший недавно Международный Арктический форум собрал около трёх тысяч гостей. Форум стал самым представительным за всю историю. В пленарном заседании «Арктика. Океан возможностей» принял участие Президент РФ В.В. Путин, а также официальные делегации зарубежных арктических государств, члены Правительства России, руководители российских регионов, представители бизнеса и науки. Арктика может дать Петербургу новые рабочие места и дополнительные поступления в бюджет. «Уверен, что мы примем самое широкое участие в программе освоения Арктики. Петербургу есть, что предложить», - заявил 10 апреля А.Д. Беглов.

Еще одна отрасль городского хозяйства, от которой напрямую зависит повышение качества городской среды и улучшение жилищных условий горожан - это строительство.

Объем выполненных строительных работ по итогам 2018 года составил 573 млрд. рублей.

При этом, по итогам 2018 года в городе введен рекордный объем жилья - 3 млн. 950 тыс.кв.м., это более чем на 400 тыс. кв. м. превышает объем ввода жилья в Москве.

Одним из ключевых факторов увеличения ввода жилья стал значительный рост объемов ипотечного кредитования.

Так объем выданных ипотечных кредитов за год вырос на 55% и составил 200 млрд. рублей, против 129 млрд. рублей в 2017 году.

Союз промышленников и предпринимателей на протяжении всей своей истории всегда уделял внимание стратегическим документам развития города. В сентябре прошлого года мы на Президиуме Союза обсудили проект «Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года», свое видение «Стратегии» довели до чиновников, т.к. рассматривали реализацию документа в практическом плане. Обсудили роль проектных офисов «Умный Санкт-Петербург» и «Фабрики будущего» (причем дважды за прошедший год) в реализации Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2035 года. 2 апреля А.Д.Бегловым проведено заседание вновь созданного Совета по стратегическому развитию и проектам при Губернаторе Санкт-Петербурга, в состав которого вошли 18 представителей нашего Союза.

Следующий важный вопрос, который находится на постоянном контроле у Союза - предотвращение необоснованного роста тарифов на услуги естественных монополий.

В рамках координационного совета Трехсторонней комиссии Санкт-Петербурга по регулированию социально-трудовых отношений проводится постоянная работа по анализу тарифной политики естественных монополий. В течение 2018 года по инициативе М.А. Лобина - координатора стороны Комиссии, представляющей объединение работодателей, неоднократно рассматривались предложенные изменения тарифов, обсуждалась неприемлемость повышения тарифов на услуги ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» для промышленных потребителей на 12% ежегодно в 2018-2020 гг.

По предложению Союза промышленников и предпринимателей, которое я представил на заседании Правительства Санкт-Петербурга 26 июня прошлого года, губернатором было дано поручение о проведении независимой аудиторской проверки деятельности ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» в части обоснованности тарифной политики. В результате, после долгой и тщательной работы, было принято решение о снижении тарифов на водоснабжение и водоотведение от ГУП «Водоканал Санкт-Петербург» с 1 июня текущего года до 8% - для промышленности и  7% - для населения, вместо утвержденных ранее 12%.

Далее - тарифы на теплоснабжение. В соответствии с приказом ФАС России от 22.06.2018 г.  № 853/18 было выпущено распоряжение Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 № 198-р, в соответствии с которым учтен полный переход на физический метод в 2019 году, что повлекло бы за собой резкий рост тарифов для предприятий. В результате работы Союза с Комитетами Смольного, а также с другими заинтересованными организациями и предприятиями удалось добиться снижения тарифов на теплоснабжение с 44,2% до 11% с заморозкой тарифов до 01.07.2020 года.

Считаю, что дирекция Союза провела большую работу по недопущению роста финансовой нагрузки для промышленных предприятий города. Это значимо, ведь с 1 января этого года возросло налогообложение - ставка НДС увеличена до 20%. Решение выглядит не самым оптимальным - рост налогов ударит по наиболее высокотехнологичным отраслям, в первую очередь, по машиностроению. Но мы понимаем, что ресурсы от повышения НДС (а по оценкам правительства повышение ставки НДС будет приносить бюджету более 600 млрд руб. в год) станет основным источником для финансирования национальных проектов, на которых я остановлюсь чуть позднее.

Ещё один достаточно проблемный для нас вопрос - это принятие нового откорректированного закона «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга». В прошлом году я докладывал Вам о том, что проект закона застрял без видимого движения в Законодательном собрании города. Я прошу члена Президиума Союза, заместителя председателя Комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Законодательного собрания Ивченко Бориса Павловича принять необходимые меры, т.к. промышленности города данный закон очень нужен.

В своей деятельности мы сталкиваемся с ситуациями, когда принятые законодательные акты, направленные на развитие промышленности, несут в себе на практике, к сожалению, и отрицательные моменты. Как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Один из таких примеров - постановление Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации». По задумке этот документ был нужен, т.к. Постановление № 719 обеспечивает прозрачность и четкость взаимодействия органов власти и промышленных производителей, а также потенциальных инвесторов.

Вместе с тем, существующая практика применения Постановления № 719 выявила ряд проблем, в частности требований, установленных к продукции станкостроения, требующих переработки с учетом существующей структуры и планами повышения уровня локализации производства, т.к. большая часть отечественных станкопроизводителей просто не в состоянии выполнять установленные требования в полном объёме.

Сложившаяся ситуация уже привела к снижению инвестиционной привлекательности фундаментальной отрасли экономики и в дальнейшем может привести к банкротству крупных станкостроительных предприятий. Кроме того, возможен срыв сроков поставок оборудования, включённого в планы техперевооружения, в связи с затянувшейся процедурой признания происхождения.

Реализация Постановления № 719 во взаимодействии с постановлением Правительства РФ от 14 января 2017 года № 9 «Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, выполняемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ для нужд обороны страны и безопасности государства» закрывают доступ к заказам государственных корпораций и ВПК  отечественным предприятиям, не имеющим возможности доказать по установленным требованиям российское происхождение промышленной продукции. В свою очередь, отсутствие российских аналогов создаёт максимально комфортные условия для захвата рынка иностранными производителями.

В этой связи Союз совместно с Торгово-промышленной палатой Санкт-Петербурга обратились к Министру промышленности господину Мантурову с выработанными предложениями о приведении критериев и процедур подтверждения российского происхождения продукции
к реальным возможностям отечественных производителей. Рассчитываем, как говорится, на здравый смысл.

Уважаемый коллеги!

В настоящее время происходящие изменения настолько значительны, что мир вступает, возможно, в крупнейший за всю историю технологический переход, когда богатство природных ресурсов и дешевизна труда перестают быть основными факторами роста. Совокупно эти масштабные изменения оцениваются как «новая промышленная революция» (которую часто называют «четвертой»), в основе которой лежит переход от массового производства стандартизированной продукции к гибкому высокоэффективному производству, выпускающему востребованную индивидуальную продукцию. При этом «сквозными» процессами для всех видов производств становятся передовые технологии, платформенные решения и цифровая трансформация. На днях правительство утвердило госпрограмму научно-технологического развития России на 2019-2030 годы. Госпрограмма разработана с учетом целевых показателей национальных проектов «Наука», «Образование» и «Цифровая экономика». Госпрограммой предусмотрена консолидация ассигнований федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения, предусмотренные в других государственных программах.

Ассигнования из федерального бюджета на реализацию госпрограммы планируются в объеме: в 2019 году - 688,3 млрд. рублей, в 2020 году - 740,7 млрд. рублей, в 2021 году - 795,9 млрд. рублей, к 2030 году объем ассигнований федерального бюджета на реализацию госпрограммы планируется довести до более 1 трлн. рублей в год.

Не менее важно изменить социальную среду обитания человека, сделать ее более комфортной и безопасной благодаря умным городам, эффективным и быстродействующим госучреждениям.

Ориентиром для развитии страны на среднесрочный период  стал Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года, в котором достаточно четко сформулированы национальные цели развития страны, национальные программы для достижения этих целей, и даже задачи и целевые показатели, которые требуется обеспечить при реализации программ. Установлен и срок - 2024 год.

Согласно указу президента, для реализации национальных проектов, на ближайшие 6 лет будет выделена рекордная сумма в 28 трлн. рублей. Воплощение данных нацпроектов по 13 направлениям должно обеспечить стране комплексный рывок. В перечень задач входит демография, образование, жилье и городская среда, экология, безопасные и качественные автомобильные дороги, здравоохранение, цифровая экономика, наука, культура, производительность труда, поддержка предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса, международная кооперация, а также экспорт.

Остановлюсь на нескольких национальных проектах.

Проект «Производительность труда и поддержка занятости». В этом году 17 петербургских предприятий станут участниками национального проекта. По планам Правительства города к 2024 году внедрять технологии бережливого производства будут около 850 петербургских крупных и средних производителей из несырьевых отраслей. Принципы рационального использования времени и инструментов бережливого производства работают во всем мире. Есть все основания считать, что и у нас эта система будет эффективно работать. Предлагаю членам Союза активно включаться в данную Программу.

Национальный проект «Наука». Сегодня Санкт-Петербург - один из крупнейших научно-образовательных центров России, в котором сосредоточено более 10% научного потенциала страны. В научно-образовательной сфере Санкт-Петербурга учится и работает более 18% занятого населения города. Тот же Петербургский национальный университет информационных технологий, механики и оптики начал строительства «ИТМО Хайпарк» - нового научного, образовательного и инновационного центра на юге Санкт-Петербурга.

Следующий национальный проект - «Международная кооперация и экспорт». Как Вы знаете, на федеральном уровне идет изменение подходов к выделению субсидий предприятиям из бюджета - теперь банковские субсидии будут основным инструментом поддержки. При этом предприятия должны взять на себя обязательства по выполнению программ повышения конкурентоспособности и развитию экспорта. Тем, кто пройдет квалификационный отбор в Министерстве промышленности и торговли, будет предоставлена возможность получить право на субсидирование процентных ставок по экспортным кредитам, а также кредитам на создание экспортно-ориентированных производств, на транспортировку экспортной продукции, ее продвижение на зарубежные рынки и снижение административных затрат.

Что я хочу отметить по этому вопросу. У нас промышленность города весьма самодостаточна. Но требуемых Президентом темпов и параметров экспорта, зафиксируемых в майском указе, без конкретного участия Правительства города достичь нереально. Считаю, что нужно совместно с Правительством города оперативно приступить к выработке мер, направленных на существенное увеличение экспортных поставок городскими предприятиями.

В настоящее время Комитетом по промышленной политике и инновациям при участии экспертов Союза разработан проект Постановления «Об утверждении Порядка предоставления в 2019 году субсидий субъектам деятельности в сфере промышленности Санкт-Петербурга в целях возмещения части их затрат, связанных с участием в международных выставках и ярмарках, прошедших за пределами Российской Федерации.

Предлагаю также Комитету по промышленной политике и инновациям совместно с профильными комитетами сформировать региональный сегмент Каталога промышленной продукции в рамках Государственной информационной системы промышленности (ГИСП).

Создание указанной информационной базы позволит:

  • минимизировать принятие решения о применении конкретного товара или услуги чиновником службы заказчика ИОГВ;
  • обеспечить в государственных закупках товаров, работ и услуг гарантированное качество, проверенное и подтвержденное экспертами профессионального сообщества;
  • Комитету по государственному заказу организовать стройную и открытую систему анализа приобретения заказчиками импортной продукции, что обеспечит более широкое использование продукции Санкт-Петербурга;
  • Службе государственного надзора и экспертизы разработать и внедрить механизм применения отечественной продукции в проектной документации и при выполнении проекта и приемки объектов.

Уважаемые коллеги!

Почти все национальные проекты, обозначенные в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года, так или иначе затрагивают интересы бизнеса, с одной стороны, а во-вторых, предполагают вовлечение бизнеса в реализацию этих проектов, которые станут импульсом развития всей страны и нашего города в частности.

14 марта в рамках XII Недели российского бизнеса состоялся съезд Российского Союза промышленников и предпринимателей. В его работе приняли участие Президент РФ В.В.Путин, члены Правительства РФ, руководители ведущих российских компаний, главы сообществ РФ, а также руководители профсоюзов России и региональных организаций.

Президент РФ в своем выступлении отметил, что бизнес - важнейший и непосредственный участник реализации национальных проектов. «Рассчитываю на наше самое тесное результативное партнерство, на то, что цели, которые мы ставим, станут точкой приложения капиталов, кадрового потенциала и деловой активности. Рост вашей конкурентоспособности будет означать укрепление и прогресс всей страны, новые рабочие места, повышение качества жизни граждан Российской Федерации», - сказал глава государства.

Надеюсь, что в последующих выступлениях будут даны конкретные рекомендации Президиуму Союза, высказаны предложения в адрес законодательной и исполнительной власти региона, предложены пути совершенствования хозяйственного механизма Санкт-Петербурга.

Благодарю за внимание!