Интервью Е.И.Елина журналу «Инвестиционный Петербург» 2019 г.

 

Мы должны быть крупнее

Журнал «Инвестиционный Петербург» 2019 г.

Вице-губернатор СПб Евгений Елин, отвечая на вопросы «Делового Петербурга», объяснил про интеграцию  с Ленобластью, рассказал про внутригородское, железнодорожное движение и конкретизировал, на что пойдут 10 млрд рублей, выделенные федеральным центром

Теперь в городской экономике как все будет - как при Матвиенко или как при Полтавченко?

- Ситуация изменилась - и по сравнению с Валентиной Ивановной, и по сравнению с Георгием Серге­евичем. Сегодня у нас темп роста 2%, а чтобы развиваться и выполнить все социальные обязательства, в том числе майские указы, надо как ми­нимум 6%. Значительное количество рынков, с которых мы раньше ожида­ли инвестиций - в первую очередь внешние, - теперь для нас закры­ты. Мы закончили цикл, связанный с возможностью привлекать крупных налогоплательщиков. За те инвести­ции, которые остались доступными -собственные средства предприятий и федеральные деньги, - ведется серьезная борьба между регионами. Понятно, что в первую очередь мы конкурируем с Москвой. Но что пло­хо: наши темпы снизились, и нас до­гоняет, например, Татарстан.

Вы не делите государственные и частные инвестиции?

- Не делим. Не могу сказать, что они идут по разным траекториям.

На государственные можно адми­нистративно повлиять. Наверное.

- Государство изменило подход по сравнению с тем же периодом Ва­лентины Ивановны. Оно теперь более бизнес-ориентированно. Поэтому, чтобы быть конкурентоспособными, мы должны двигаться в нескольких направлениях. Во-первых, это инте­грационные процессы с Ленобластью. Мы должны быть крупнее. Во всех смыслах. Например, чтобы привле­кать лоукостеров, нужен другой аэро­порт. Он возможен только в области. Чтобы быть экономически сильнее, необходимо больше трудовых ре­сурсов.

Интеграционные процессы с Ле­нобластью - вплоть до объедине­ния?

- Нет. У этого вопроса есть полити­ческая составляющая - это не ко мне. А экономическая составляющая объединения - большие затраты для города, связанные с серьезной разницей в социальных выплатах между нашими регионами, которые придется выравнивать. И ряд других вопросов, тоже стоящих денег.

Какие отрасли городской промыш­ленности вы считаете конкурен­тоспособными?

 Тяжелое машиностроение, фар­мацевтика, следующим шагом от которой будет медицинский сер­вис. Обработка и машиностроение - с акцентом на инжиниринг. Разра­ботки в рамках импортозамещения для крупных сырьевых компаний, которые хотят снизить риски, связан­ные с иностранными контрагентами. Надо использовать те возможности, которые перед нами открываются. Кроме того, мы считаем, что не по­теряли компетенции в IT, хотя здо­рово сдали свои позиции. Если 10 лет назад мы были ведущим регионом в этом направлении, то теперь уже им не являемся. Многие компании уехали в Москву.

Почему они уехали?

- За заказчиками. У нас были про­екты, связанные с созданием IT- технопарков, но они не реализова­лись. Хотя не факт, что технопарки спасли бы положение: может, это объективный процесс.

Принято считать, что в Петербурге высокообразованные кадры.

-  Наш город в состоянии обеспечить лучший уровень среднего образова­ния в стране. По высшему есть со­мнения. Сейчас мы участвуем в феде­ральном проекте по повышению про­изводительности труда. Но, повышая производительность труда на пред­приятии, мы автоматически умень­шаем число его работников. Поэтому параллельно надо запускать програм­му переподготовки кадров. У нас есть отмирающие специальности. Напри­мер, мы понимаем, что востребован­ность бухгалтеров будет снижаться. Понятно, что превратить их всех в айтишников не удастся. Но растет востребованность офисных функ­ций. Когда мы приводим сюда новые компании, мы делаем это не столько ради повышения доходов бюджета, сколько ради трудоустройства людей. Например, ОСК

Вы хотите перевести сюда штаб-квартиру ОСК?

- Да.

А что за инвестиционный проект РЖД на 88 млрд рублей?

- Это деньги РЖД, которые она тратит на сегодняшний день. 37 млрд - закупка подвижного состава и текущие расходы, вторая часть - их штатные инвестиционные про­екты. Но сейчас мы договорились о запуске новых инвестпроектов, финансирование которых будет в разы больше. Там есть несколько направле­ний. Первое, о котором уже объявили: поддержано начало проектирования высокоскоростной дороги между Пе­тербургом и Москвой. Он тащит за со­бой другой проект - четырехпутное движение до Тосно.

Почему именно Тосно?

- Сейчас проблема в том, что чем больше «Сапсанов» ходит между Пе­тербургом и Москвой, тем меньше там электричек и грузового движе­ния. Пути до Тосно дублируют этот участок. Вне зависимости от того, бу­дем ли мы делать высокоскоростную магистраль или нет, это узкое место, которое надо расширять. Третий про­ект - организация внтуригородского железнодорожного движения 

Говорят, что это очень сложно: на­до выводить с существующих пу­тей все грузовое движение.

- Ну это очевидный проект. В Москве сделали МЦК (Московское централь- кольцо. - Ред.) и совершенно не ожидали результата, который был получен. Сейчас там в сутки перевозится 500 тыс. пассажиров, что на 15-20% снижает нагрузку на метро. У нас планируется два полукольца. Пер­вое - от Купчино, может, с захватом аэропорта, и выше. Второе - от Ла­дожского вокзала до Парнаса. Назва­ние для них еще не появилось. Есть заказчик, генпроектировщик, в те­чение 9 месяцев будет готов проект. И, наконец, еще одно направление для инвестиций РЖД - реконструк­ция вокзалов.

Это все на деньги исключительно железной дороги?

- Да.

А вот 10 млрд рублей, которые Владимир Путин пообещал на социальную инфраструктуру, - это ра­зовые выплаты или какая-то боль­шая программа?

- Это разовое выделение денег из ре­зервного фонда. Они в какой-то сте­пени компенсируют выпадающие до­ходы, которые мы понесли из-за от­мены налога на движимое имуще­ство, снижения налога на прибыль, пересчета платы за неработающее население.

АНТОН МУХИН