Интервью Е.И.Елина журналу «Инвестиционный Петербург» 2019 г.
Мы должны быть крупнее
Журнал «Инвестиционный Петербург» 2019 г.
Вице-губернатор СПб Евгений Елин, отвечая на вопросы «Делового Петербурга», объяснил про интеграцию с Ленобластью, рассказал про внутригородское, железнодорожное движение и конкретизировал, на что пойдут 10 млрд рублей, выделенные федеральным центром
Теперь в городской экономике как все будет - как при Матвиенко или как при Полтавченко?
- Ситуация изменилась - и по сравнению с Валентиной Ивановной, и по сравнению с Георгием Сергеевичем. Сегодня у нас темп роста 2%, а чтобы развиваться и выполнить все социальные обязательства, в том числе майские указы, надо как минимум 6%. Значительное количество рынков, с которых мы раньше ожидали инвестиций - в первую очередь внешние, - теперь для нас закрыты. Мы закончили цикл, связанный с возможностью привлекать крупных налогоплательщиков. За те инвестиции, которые остались доступными -собственные средства предприятий и федеральные деньги, - ведется серьезная борьба между регионами. Понятно, что в первую очередь мы конкурируем с Москвой. Но что плохо: наши темпы снизились, и нас догоняет, например, Татарстан.
Вы не делите государственные и частные инвестиции?
- Не делим. Не могу сказать, что они идут по разным траекториям.
На государственные можно административно повлиять. Наверное.
- Государство изменило подход по сравнению с тем же периодом Валентины Ивановны. Оно теперь более бизнес-ориентированно. Поэтому, чтобы быть конкурентоспособными, мы должны двигаться в нескольких направлениях. Во-первых, это интеграционные процессы с Ленобластью. Мы должны быть крупнее. Во всех смыслах. Например, чтобы привлекать лоукостеров, нужен другой аэропорт. Он возможен только в области. Чтобы быть экономически сильнее, необходимо больше трудовых ресурсов.
Интеграционные процессы с Ленобластью - вплоть до объединения?
- Нет. У этого вопроса есть политическая составляющая - это не ко мне. А экономическая составляющая объединения - большие затраты для города, связанные с серьезной разницей в социальных выплатах между нашими регионами, которые придется выравнивать. И ряд других вопросов, тоже стоящих денег.
Какие отрасли городской промышленности вы считаете конкурентоспособными?
Тяжелое машиностроение, фармацевтика, следующим шагом от которой будет медицинский сервис. Обработка и машиностроение - с акцентом на инжиниринг. Разработки в рамках импортозамещения для крупных сырьевых компаний, которые хотят снизить риски, связанные с иностранными контрагентами. Надо использовать те возможности, которые перед нами открываются. Кроме того, мы считаем, что не потеряли компетенции в IT, хотя здорово сдали свои позиции. Если 10 лет назад мы были ведущим регионом в этом направлении, то теперь уже им не являемся. Многие компании уехали в Москву.
Почему они уехали?
- За заказчиками. У нас были проекты, связанные с созданием IT- технопарков, но они не реализовались. Хотя не факт, что технопарки спасли бы положение: может, это объективный процесс.
Принято считать, что в Петербурге высокообразованные кадры.
- Наш город в состоянии обеспечить лучший уровень среднего образования в стране. По высшему есть сомнения. Сейчас мы участвуем в федеральном проекте по повышению производительности труда. Но, повышая производительность труда на предприятии, мы автоматически уменьшаем число его работников. Поэтому параллельно надо запускать программу переподготовки кадров. У нас есть отмирающие специальности. Например, мы понимаем, что востребованность бухгалтеров будет снижаться. Понятно, что превратить их всех в айтишников не удастся. Но растет востребованность офисных функций. Когда мы приводим сюда новые компании, мы делаем это не столько ради повышения доходов бюджета, сколько ради трудоустройства людей. Например, ОСК
Вы хотите перевести сюда штаб-квартиру ОСК?
- Да.
А что за инвестиционный проект РЖД на 88 млрд рублей?
- Это деньги РЖД, которые она тратит на сегодняшний день. 37 млрд - закупка подвижного состава и текущие расходы, вторая часть - их штатные инвестиционные проекты. Но сейчас мы договорились о запуске новых инвестпроектов, финансирование которых будет в разы больше. Там есть несколько направлений. Первое, о котором уже объявили: поддержано начало проектирования высокоскоростной дороги между Петербургом и Москвой. Он тащит за собой другой проект - четырехпутное движение до Тосно.
Почему именно Тосно?
- Сейчас проблема в том, что чем больше «Сапсанов» ходит между Петербургом и Москвой, тем меньше там электричек и грузового движения. Пути до Тосно дублируют этот участок. Вне зависимости от того, будем ли мы делать высокоскоростную магистраль или нет, это узкое место, которое надо расширять. Третий проект - организация внтуригородского железнодорожного движения
Говорят, что это очень сложно: надо выводить с существующих путей все грузовое движение.
- Ну это очевидный проект. В Москве сделали МЦК (Московское централь- кольцо. - Ред.) и совершенно не ожидали результата, который был получен. Сейчас там в сутки перевозится 500 тыс. пассажиров, что на 15-20% снижает нагрузку на метро. У нас планируется два полукольца. Первое - от Купчино, может, с захватом аэропорта, и выше. Второе - от Ладожского вокзала до Парнаса. Название для них еще не появилось. Есть заказчик, генпроектировщик, в течение 9 месяцев будет готов проект. И, наконец, еще одно направление для инвестиций РЖД - реконструкция вокзалов.
Это все на деньги исключительно железной дороги?
- Да.
А вот 10 млрд рублей, которые Владимир Путин пообещал на социальную инфраструктуру, - это разовые выплаты или какая-то большая программа?
- Это разовое выделение денег из резервного фонда. Они в какой-то степени компенсируют выпадающие доходы, которые мы понесли из-за отмены налога на движимое имущество, снижения налога на прибыль, пересчета платы за неработающее население.
АНТОН МУХИН