14 мая 2020 года в формате видеоконференции состоялось совместное заседание Федерального совета РСПП
14 мая 2020 года в формате видеоконференции состоялось совместное заседание Федерального совета РСПП и Координационного совета РСПП по противодействию коронавирусной инфекции.
В ходе заседания обсуждались меры поддержки предпринимательства на уровне субъектов РФ, деятельность оперативных штабов по противодействию коронавирусной инфекции, созданных при региональных отделениях РСПП. Также участника показали презентацию возможностей Ситуационного центра РСПП по противодействию COVID-19.
Президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Анатолий Турчак рассказал участникам конференции какие меры поддержки бизнеса предпринимаются в Санкт-Петербурге.
Уважаемые коллеги!
В настоящее время мы живем в очень непростой период, когда российская и мировая экономика столкнулись с беспрецедентно широким перечнем шоковых ситуаций. Это, прежде всего, сложная эпидемическая ситуация, вынужденные жесткие меры, падение цен на нефть и многое другое. Выступавшие передо мной коллеги уже подробно на них останавливались. Поэтому я позволю себе начать своё выступление с упоминания одной очень важной для Санкт-Петербурга даты.
13 апреля исполнилось 30 лет со дня создания Союза промышленников и предпринимателей, который является крупнейшей в городе общественной организацией работодателей. К сожалению, в связи с мерами по противодействию коронавирусной инфекции, нам не удалось провести намеченные праздничные мероприятия. Я бы хотел поблагодарить представителей всех регионов России, которые в это непростое время прислали поздравления и высказали добрые пожелания нашему Союзу.
Теперь перейду непосредственно к тематике нашего обсуждения. Начну с принятия Правительством города, по инициативе Союза, Пакета мер поддержки предпринимательства. Это:
- снижение ставки налога по Упрощённой Системе Налогообложения до 5% по разделу «доходы - расходы» и до 3% по разделу «доходы» на 2020 год для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих Упрощённую Систему Налогообложения, осуществляющих экономическую деятельность при условии поддержания средней заработной платы не менее минимальной по СПб (19 тыс. руб.). В общей сложности это - более 37 000 компаний;
- снижение на 50% налога на имущество организаций за 2020 год для гостиничного бизнеса и санаторно-курортных организаций, также при условии поддержания средней заработной платы не менее минимальной по СПб (19 тыс. руб.). Получатели - 1 422 компании;
- отмена авансовых платежей в 2020 году по налогу на имущество, земельному и транспортному налогу для субъектов малого и среднего предпринимательства при условии поддержания средней заработной платы не менее минимальной по Санкт-Петербургу. По нашим оценкам это - 36 228 компаний;
- освобождение от оплаты аренды за пользование городским имуществом на 3 месяца для субъектов малого и среднего предпринимательства из перечня наиболее пострадавших отраслей (получатели - 12 100 компаний);
- отсрочка по уплате аренды за пользование городским имуществом до 01.01.2023 за часть I квартала, начиная с 13.03.2020, за II и III кварталы 2020 года для организаций из перечня пострадавших отраслей (получатели - 3 000 компаний);
- докапитализация и снижение ставок по микрозаймам и Региональным Гарантийным Обязательствам от «Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса» на 2020 год с 7% до 5% для всех, с 5% до 3% для НИОКР, до 1% для производителей Средств Индивидуальной Защиты. Снижена ставка по гарантиям с - 0,75% до 0,5% для всех. Отсрочка по платежам на 6 месяцев по договорам займа с «Фондом содействия кредитованию малого и среднего бизнеса» для наиболее пострадавших отраслей. Это - 1 млрд руб.; потенциальные получатели - 250 компаний.
Дополнительно предлагаем для малого и среднего предпринимательства принять следующие решения:
- займы субъектам с целью финансирования выплат по заработной плате РАСПРОСТРОНИТЬ НА представителей наиболее пострадавших отраслей на сумму 2 млрд руб. Потенциальные получатели - 4 тыс. компаний;
- продлить сроки уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций за I квартал 2020 года на 6 месяцев, за II квартал 2020 года на 4 месяца для организаций, основным видом деятельности которых является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом при условии понижения ежемесячной арендной платы в размере не менее чем на 50%, предусмотренной договором (договорами) аренды, на период введения ограничительных мер. Потенциальные получатели - 10 тысяч компаний;
- докапитализовать «Фонд развития промышленности» на 1 млрд руб., что позволит улучшить условия по займам, в том числе для производителей средств индивидуальной защиты, дезинфицирующих средств и медицинского оборудования. Потенциальные получатели - 100 компаний;
- снизить ставки налога по Упрощённой Системе Налогообложения до 5% по разделу «доходы - расходы» и до 3% по разделу «доходы» на 2020 год для всех пострадавших отраслей + обрабатывающие производства и научные организации. Потенциальные получатели - почти 30 тысяч компаний;
- ввести мораторий на начисления штрафов и прекращение работы с задолженностью по теплоснабжению. Потенциальные получатели - 12 тысяч компаний.
Перехожу к предложениям по мерам поддержки для системообразующих предприятий.
В нынешних условиях, когда существенно замедлился оборот денежных средств в связи с резким падением экономической активности, предприятиям нужна в первую очередь банковская поддержка.
Предлагается:
- не начислять заемщикам неустойку, штраф или пени за ненадлежащее исполнение договора кредита;
- запустить программу выдачи беспроцентных кредитов на зарплату с условием сохранения численности персонала (не меньше 90% от численности на начало пандемии) на весь период кредитования;
- перенести выплату по кредитам перед госбанками с 2020 года на 2021-2022 годы;
- начать предоставление льготных кредитов на пополнение оборотных средств в объеме их среднемесячного запаса.
Такая банковская поддержка необходима для сохранения занятости, непрерывной работы, а также закупок товаров и услуг и, в первую очередь, даст возможность обеспечить выплату заработных плат своим сотрудникам.
Налоговая поддержка.
Предлагается осуществить возврат предприятиям части налога на доходы физических лиц, который предприятия уплатили в 2019 году за своих работников с обязательным условием для предприятий направить эти средства на оплату заработной платы своим сотрудникам.
Таможенная поддержка.
Необходимо ускоренное таможенное оформление импортных комплектующих для выпуска продукции системообразующими компаниями и снижение таможенных пошлин. По элементной базе электронных устройств предлагается обнулить таможенные пошлины на определенный период, например, до конца 2020 года.
Предлагается заморозить тарифы на электроэнергию на уровне первого квартала 2020 года за счет пересмотра инвестиционных планов энергосбытовых компаний.
Стабилизующим фактором для экономики города является государственный оборонный заказ. Доля петербургской продукции в российском оборонном заказе составляет более 12%.
Потенциал наших оборонных предприятий всегда был значительным, оборонные заводы - одни из самых высокотехнологичных в стране, за прошедшие годы в переоборудование предприятий были сделаны значительные инвестиции.
В этом важнейшем глобальном вопросе я бы особо отметил два момента.
С одной стороны, хотел бы всех нас предостеречь от стремления любыми путями и методами сократить расходы на оборону и, прежде всего, на создание новых систем и комплексов Вооружения и Военной техники. Нельзя непродуманно проводить конверсию. Это мы уже проходили.
К сожалению, военно-стратегических предпосылок для сокращения расходов на оборону нет, и в ближайшее время не будет. Напомню одну цифру: годовой бюджет только Пентагона составляет порядка 750 млрд долларов, сравните с нашим оборонным бюджетом.
Администрация Д. Трампа в качестве приоритетных задач военного строительства выделила:
- повышение технической оснащенности ВС, в первую очередь совершенствование стратегической триады ядерных сил;
- расширение закупок вооружения и военной техники;
- завершение создания комплексной системы ПРО;
- повышение боевых возможностей в космическом пространстве;
- обеспечение кибербезопасности;
- увеличение численности ВС и повышение их боеготовности.
К наиболее важным направлениям финансирования относится совершенствование систем для сохранения превосходства в воздухе (57,5 млрд долларов), на море (34,7 млрд) и на суше (14,6 млрд), а также систем общего назначения, в том числе ПРО (13,6 млрд). Развитие ядерных технологий требует 14 млрд долларов, повышение боевых возможностей в космическом пространстве - 14,1 млрд и обеспечение кибербезопасности - 9,6 млрд. Ведутся также разработки гиперзвукового оружия (2,6 млрд долларов) и оружия направленной энергии (235 млн), к которому относится лазерное, ускорительное (рельсотрон), психотропное, инфразвуковое и др. Значительные средства направляются на разработку беспилотных систем (3,7 млрд) и искусственного интеллекта (927 млн долларов).
Для реализации намеченных планов в рамках федерального бюджета США на 2020 год выделено более 762 млрд долларов.
Значительная доля озвученных мною сумм будет направлена в научные разработки. То есть США через финансирование своего оборонного комплекса активно развивает научные технологии, которые активно внедряются в гражданскую промышленность. Яркий известный всем пример реализации такой схемы - создание интернета, начало разработки которого прошло через оборонный заказ.
И это только США, без учета других членов НАТО. А ещё есть Китай.
Так что об обороне страны забывать не следует. Все должно быть в меру.
Выполнение государственного оборонного заказа не должно останавливаться ни при каких обстоятельствах, ведь ОПК играет ключевую роль не только для безопасности страны, но и для всей российской экономики.
Необходимо объявить до конца 2020 года мораторий на меры уголовной ответственности генеральных директоров предприятий:
- за срыв сроков по выполнению ГОЗ;
- несвоевременную выплату заработной платы;
- несвоевременную оплату налогов.
Предлагается предоставить беспроцентные кредиты на обновление основных фондов, обеспечив закупку продукции отечественных станкостроительных предприятий.
Считаю, что необходимо обеспечить перенос контрактов по ГОЗ с 2021, 2022 годов на 2020 год и обеспечить при этом финансирование переносимых гособоронзаказов на 2020 год до 80 % цены контракта.
Необходимо предусмотреть поддержку предприятий, выполняющих ГОЗ, но не являющихся головными организациями при реализации ГОЗ (2-3 уровень). Это, как правило, малые и средние предприятия, не являющиеся системообразующими. В целях недопущения нарушения цепочек поставок продукции в рамках выполнения ГОЗ предлагается по запросам предприятий ОПК, входящих в состав системообразующих предприятий, включать данные малые и средние предприятия (2-3 уровня) в систему государственной поддержки.
В Санкт-Петербурге создан Совет по конверсии организаций оборонной промышленности, который рассматривает конкретные вопросы диверсификации производства и увеличения объема выпуска продукции гражданского и двойного назначения. Предприятия ОПК разрабатывают системы управления воздушным движением, медицинское и светодиодное оборудование, мотоциклы и катера, нефтегазовое оборудование и технику для ЖКХ. Наш Союз организовал работу по расширению номенклатуры и импортозамещению товаров, потребляемых естественными монополистами. Мы проводим работу с ОЖД, Метрополитеном, Водоканалом, ГУП ТЭК. Наладили тесное взаимодействие с Комитетом по здравоохранению. На основе опыта членов Союза необходимо создавать новые высокотехнологичные производства и новые конкурентоспособные товары, определить основные направления инновационного развития научно-промышленного комплекса с тем, чтобы увеличить наш вклад в социально-экономическое развитие города и страны.
Происходящие в настоящее время изменения весьма значительны, они реально демонстрируют, что мир вступает в крупнейший за всю историю технологический переход, когда богатство природных ресурсов и дешевизна труда перестают быть основными факторами роста. Совокупно эти масштабные изменения оцениваются как «новая промышленная революция», которую часто называют «четвертой», в основе которой лежит переход от массового производства к гибкому высокоэффективному производству. При этом «сквозными» процессами для всех видов производств становятся передовые технологии, платформенные решения и цифровая трансформация. Для России участие в новой технологической революции выступает одним из главных социально-экономических вызовов. Очевидно, что мы должны перейти к новой модели развития на базе высокотехнологичных отраслей, основанных на научных знаниях и инновационных технологиях.
При этом важно понимать, что это не только и не столько цифровизация существующих процессов, а прежде всего постановка принципиально новых задач, решение которых невозможно без новейших технологий сбора, хранения, обработки и передачи больших объемов данных и выработки эффективных решений в режиме реального времени.
Правительство города предпринимает серьезные усилия по привлечению инвестиций в городскую экономику. А что такое «хороший инвестиционный климат»? Это низкий уровень административных издержек, системность регулирования, максимальная открытость всех процессов, способствующая высокому уровню конкуренции. И самое главное - это обеспечение предсказуемости и доверия между всеми участниками процесса: бизнесом, правительством и населением.
Не менее важно изменить социальную среду обитания человека, сделать ее более комфортной и безопасной благодаря умным городам, эффективным и быстродействующим госучреждениям.
Сегодня государственные институты развития и поддержки являются одним из важных инструментов экономической политики, стимулирующих развитие экономики. Их основная цель - содействие решению задач обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики, которые не могут быть оптимально реализованы рыночными механизмами.
Завершая выступление, хотел бы выразить уверенность в том, что Победа будет за нами!!!