22 июля 2020, "Деловой Петербург" №94-95
Промышленность Петербурга никак не может выйти из пике. После небольшого майского оживления в июне она снова упала сильнее, чем в среднем по стране.
Профессор СПбГЭУ Елена Ткаченко считает, что сам по себе ИПП в месячном выражении не является значимым индикатором. Рассматривать его нужно в комплексе с другими показателями.
К примеру, сейчас многие предприятия могут работать "на склад", отложив реализацию продукции до лучших времен. Поэтому стоит ожидать роста объема отгруженной продукции в последующие месяцы. Предприятия, связанные с государственным оборонным заказом, работают в определенном ритме и традиционно сдают большие заказы (например, в судостроении) осенью. Это тоже скажется на региональных макропоказателях, в том числе и ИПП.
Проблемным остается автомобильный кластер. В Петербурге в июне производство автотранспортных средств, хоть и совершило впечатляющий по сравнению с маем рывок (на 64,3%), все равно уступает прошлогодним показателям (-9,5% к июню 2019-го). А за полугодие падение достигло 25,6%. В области отрасль потеряла месяц к месяцу 19,2%, а полугодие к полугодию - 37,2%.
"Автомобиль - сложная технологическая продукция. Наши предприятия серьезно локализованы. А значит, как только у них пошел спад производства, по цепочке около 50 поставщиков комплектующих немедленно получили недозаказ, вплоть до полной остановки", - поясняет Елена Ткаченко.
В целом она считает, что пора прекратить связывать все проблемы с пандемией и признать, что российская экономика вошла в очередной цикл системного глобального кризиса. Скорее всего, он будет затяжным, и восстановления можно ожидать только через 2-2,5 года.
"Компании, у которых накоплены резервы, могут использовать этот период для модернизации производства или обновления линейки продукции. Это часто делается в таких условиях, поскольку нет напряженного графика работы. Конечно, при уверенности в восстановлении спроса в будущем", - добавляет эксперт.