Выступление А.А.Турчака 02.04.2010 года на расширенном заседании КС РСПП в СЗФО

 

Уважаемые члены Координационного совета!

В Санкт-Петербурге, как и во всей стране в минувшем году существенно снизились  показатели основной деятельности: так падение оборота составило 7%, в обрабатывающих отраслях он снизился на 10%, в строительстве - на 17%, в торговле на - 11%. Если в 2008 году индекс промышленного производства в целом по промышленности города составил 104,1%, то в 2009 году он уменьшился на 20%.

В отдельных видах деятельности падения оборота удалось избежать, прежде всего, это транспорт и связь; а вот операции с недвижимостью выросли на 14%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды составило 112,3%. По итогам работы в 1 квартале 2010 года очень осторожно можно отметить, что появился ряд позитивных тенденций в развитии экономики города.

Объем оборота относительно 2009 года составил 110%, объем продаж в промышленности - 120%. Рост обеспечен, прежде всего, в производстве кокса и нефтепродуктов - 150%, металлургическом производстве - 135%, производстве машин и оборудования - 112%, производстве транспортных средств - 170%.

В тоже время есть и настораживающие тенденции. Одним из упреждающих сигналов о наступлении кризиса в 2008 году, стал рост кредитных ставок. В 2009 году за счет мер, предпринятых правительством, ставка постепенно снижалась. Однако в этом году вновь имеем рост средней ставки кредитования со 110% в январе до 114% в феврале. В 2008 году в январе - феврале показатели в строительстве находились на уровне 129%, в 2009 году - в диапазоне 73%, в 2010 году - те же 73%, но уже относительно 2009 года.

В 2008 году рост инвестиций в основной капитал составил 100,4%, в 2009 к 2008 году этот показатель был на уровне 98,7%, в первом квартале этого года 82,7% к 2009 году. Эти показатели могут служить сигналом о возможности прихода второй волны кризиса уже в этом году.

Для выхода городской обрабатывающей промышленности в минувшем году на уровень 2008 - не хватило примерно 80 млрд. рублей. И это с учетом того, что Правительство города, лично В.И. Матвиенко совместно с руководителями оборонных предприятий в 2009 году удалось почти в 2 раза увеличить объем оборонного заказа, который в итоге составил более 67 млрд. руб. Сейчас задача заключается в том, чтобы и в других сферах обрабатывающей промышленности нарастить объем продаж. Это касается и наших уважаемых хозяев - «Силовых машин». По сути, каждая подотрасль обрабатывающей промышленности должна добавить не менее 10-15 млрд. рублей реализованной продукции.

Основных источников дополнительного спроса, как известно всем, четыре: закупки государства, закупки населения, закупки со стороны мировой экономики  и закупки нашего бизнеса.

Начнем с анализа возможностей бизнеса. Что такое снижение оборота в обрабатывающей промышленности на 10%? Это, прежде всего снижение её доходной части. Сальдированный финансовый результат в обрабатывающей промышленности снизился примерно на треть. Инвестиции в основной капитал в целом по городу в 2009 году упали почти на 20%, в 2010 году видимо будут меньше, чем в году минувшем. Предварительные итоги 1 квартала позволяют сделать этот вывод. Отсюда становится ясным, что бизнес не сможет быть локомотивом резкого роста платежеспособного спроса, он может только поддержать этот рост.

Могут ли закупки нашего населения быть локомотивом роста? Скорее всего - нет. Во-первых, это очень узкий сегмент рынка - без турбин, генераторов и ракет. Во-вторых - реальная заработная плата в экономике города  в 2009 году сократилась и составила 99,4% от уровня 2008 года. Тем не менее, можно предположить, что повышение пенсий в 2010 году будет служить одной из хороших антикризисных мер Правительства РФ хотя бы для пищевой и фармацевтической промышленности.

Могут ли экспортные поставки стать локомотивом роста платежеспособного спроса? Ответ - нет. Мировое сообщество также переживает кризис и действует по принципу: своя экономика ближе к телу. Показательно, что всего за год, начиная с саммита G20, где прозвучали обязательства избегать протекционистских мер, страны «двадцатки» ввели 184 протекционистские меры. Безусловным лидером стал ЕС - 90 протекционистских мер. Мировой рынок закрывается.

Кстати, исходя из этого, нужно определиться с ВТО, на мой взгляд, никаких попыток вступления в эту организацию в ближайшие годы не должно быть. Внешние рынки для нас там не откроются, «не будет пошлин», так давить будут через техническое регулирование, но все равно не пустят. А наша промышленность продолжает терять свой внутренний рынок. Все мы должны помнить про поправку  Джексона-Вэника. Её США ввели с целью сокращения поставок высокотехнологичной продукции в СССР. Причина - якобы борьба за свободу эмиграции из СССР. Уже давно нет как СССР, так  и проблем с миграцией. А поправка жива и продолжает действовать.

Нужно закрывать отечественный рынок в ряде сегментов. Импорт должен рассматриваться как удар по отечественной экономике. Он должен разрешаться в 2010-2011 годах в исключительных случаях путем специального постановления Правительства РФ.

Остается практически только один реальный источник платежеспособного спроса для выхода из кризиса - это спрос нашего государства.

Наполеону приписывают следующую фразу: его спросили, что ему нужно для ведения войны? Он ответил, что для этого ему нужны только три простых вещи: во-первых - деньги, во-вторых - деньги и, в-третьих - опять деньги.

Так и нашему бизнесу нужны от государства те же самые деньги, но лучше не в кредит, а просто в качестве платы за поставленные промышленные изделия. Именно государство, у которого пока еще есть деньги, должно стать локомотивом платежеспособного спроса и локомотивом по выходу экономики из кризиса. Именно по этому пути идут во всем мире. Например, Китай, столкнувшись с падением спроса на его товары в Америке и Западной Европе, развернул огромную программу генерации нового внутреннего спроса, направив на развитие производственной и социальной инфраструктуры почти 800 млрд. долларов. Поставлена задача помимо автострад и аэропортов в каждой деревне иметь асфальтовую центральную улицу. Руководители не только Китая, но Германии, Франции, Великобритании и даже США в условиях кризиса резко увеличили госинвестиции в национальные экономики.

Теперь рассмотрим потенциальные источники государственного платежеспособного спроса. Это приоритетные государственные проекты, это федеральные целевые программы, это государственный заказ, включая оборонный, это также и спрос со стороны региональных властей.

В правительстве РФ были рассмотрены результаты реализации приоритетных национальных проектов и ФЦП по итогам за 6 месяцев прошлого года. Освоение средств по приоритетным национальным проектам составило всего 18% от годового плана. По 51 ФЦП было освоено только 28% годового объема средств. О наказаниях не сообщалось. Эти средства могли бы дать дополнительную работу для строителей, транспортников, промышленности стройматериалов, для остальной промышленности через поставку оборудования.

Теперь о второй важной составляющей государственного заказа - о государственном оборонном заказе. Не будем сейчас останавливаться на огромных недостатках ФЗ № 94 в деле формирования и доведения ГОЗа. Хочется еще раз не в порядке вежливости, а по делу поблагодарить Правительство города, лично губернатора В.И. Матвиенко - она неоднократно обращалась с просьбами к Президенту РФ, председателю Правительства РФ, Министру обороны РФ по этому вопросу. Я уже называл и еще раз напомню цифры прошлого года. Всего в прошедшем году петербургскими предприятиями заключено около 1300 контрактов и дополнительных соглашений на выполнение работ по ГОЗ. Объем по заключенным контрактам ГОЗ составил 67,2 млрд. рублей, что на 86% (!)  превысило уровень 2008 года. К концу 2009 года 94,8% работ по ГОЗ было оплачено.

Теперь о ГОЗе 2010 года. В.В. Путин, говоря о параметрах ГОЗ на этот год, сказал: «В 2010 году государственный оборонный заказ будет увеличен на 8,5% и составит 1,175 трлн. рублей. Считаю возросший гособоронзаказ важнейшим инструментом модернизации как самого ОПК, так и смежных отраслей, стимулом для появления перспективных научных разработок, производства новых материалов, компонентной базы. ОПК всегда служил одним из локомотивов технологического развития России». Думаю, что каждый готов присоединиться к этому тезису. Казалось бы, Премьер-министр четко сформулировал задачи ОПК на 2010 год, но в Минобороне нашлись руководители, которые разослали директиву о снижении стоимости ГОЗа в 2010 году на 15%. Конкретно  предлагается при рассмотрении расчетно-калькуляционных материалов, представленных предприятием для подготовки заключения по начальной цене работ (поставок), планируемых в «ГОЗ 2010», обеспечить уменьшение ценовых показателей  их стоимости на 15% по отношению к аналогичной стоимости  по ГОЗ 2009г.        В качестве обоснования данного указания  приводятся признаки (!) неправомерного расходования денежных средств и завышения некоторыми предприятиями стоимости работ,  выявленные при проверке фактических затрат контролирующими органами (Рособоронзаказ, Росфиннадзор, финансовая инспекция МО РФ).

И это при том, что Правительство РФ установило показатели цен и тарифов на 2010 год для промышленных потребителей:

  • по электроэнергии - 107%.
  • по газу - 126, 5%.
  • по железнодорожным перевозкам - 112,4%.

Это создает объективные предпосылки для роста стоимости продукции оборонной промышленности, которая характеризуется, как правило, длинными технологическими циклами и затратой энергетических ресурсов и железнодорожных перевозок.

Наш Союз обратился со специальным письмом в Правительство города, в котором подробно изложены все обоснования неправомерности решения МО РФ по снижению стоимости ГОЗа.

4 марта с участием руководителей предприятий ОПК под председательством Губернатора В.И. Матвиенко и при участии заместителя Министра обороны Российской Федерации, начальника вооружения Вооруженных Сил, генерала армии В.А. Поповкина состоялось совещание по рассмотрению проблем и вопросов Гособоронзаказа на 2010 год. Каждый руководитель получил возможность задать вопрос, высказать свои предложения и в большинстве случаев получить ответ. По итогам совещания подготовлен протокол.

Коротко остановлюсь на городском заказе как источнике платежеспособного спроса для промышленности города.

По итогам 2009 года объем закупок продукции петербургских производителей для государственных нужд Санкт-Петербурга превысил 1,7 млрд. рублей.

Но и здесь есть резервы. Нужно перенацеливать городской заказ на обеспечение работой в первую очередь предприятий города. Эти предложения изложены Союзом в соответствующем письме в правительство города.

И в заключение хотелось бы напомнить задачи, определенные в одном из разделов Указа Президента РФ Д.А. Медведева, утвердившего «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», в котором сказано, что обеспечение национальной безопасности достигается (в том числе) путем развития национальной инновационной системы, повышением производительности труда, освоением новых ресурсных источников, модернизацией приоритетных секторов национальной экономики, совершенствованием банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Как говорится: цели ясны, задачи поставлены! За работу, коллеги!

Благодарю за внимание!