О качестве предпринимательской среды в России.

 

Для определения такого термина как качество предпринимательской среды необходимо сказать несколько слов о целях развития экономики города и экономики всей нашей страны. Качество, как и все прочие факторы развития, должно способствовать достижению установленной цели. А эта стратегическая цель неоднократно формулировалась Президентом РФ Д. А. Медведевым и председателем Правительства РФ В. В. Путиным. Если излагать эту цель коротко, то наша стратегическая цель - рост конкурентоспособности в глобальной экономике на основе инноваций и инвестиций. Цель как достаточно понятная, так  и достаточно сложная для претворения ее в жизнь. Понятная потому, что экономика России в настоящее время практически полностью открыта для мировой экономики. Следовательно, нам всем нужно четко знать, что мы будем делать в этой мировой экономике лучше всех и дешевле всех? Что мы будем продавать на мировом рынке кроме энергетических ресурсов и оружия? Что мы будем покупать на мировом рынке на вырученные от продажи средства? Почему именно так ставится эта задача - задача вписаться в мировую экономику, найти там свои ниши? Потому что производить абсолютно все и лучше всех, и дешевле всех принципиально невозможно - не хватит ресурсов России: финансовых, трудовых, интеллектуальных, материальных. Имеющиеся ресурсы России в десятки раз меньше, чем совокупные ресурсы мировой экономики. Опыт развития СССР показал это достаточно ясно. А если не продавать продукцию на мировом рынке - то экономика России и ее население не получит многих важных для развития товаров и услуг уже из глобальной экономики. Именно поэтому цель сложная в ее достижении - нужно вторгаться на мировой рынок, который уже давно и прочно поделен между развитыми мировыми странами и крупнейшими мировыми транскорпорациями. Итак, что мы будем поставлять на мировой рынок? Что мы будем делать лучше других и дешевле других?

Ответы на эти вопросы должны содержаться в научно - промышленной политике России, о необходимости формирования которой разговоры на всех уровнях идут уже достаточно давно, но пока такой документ не разработан в нашей стране. Но необходимость его для промышленности весьма и весьма велика. Необходимо выделение в  со­ставе научно - промышленной политики приоритетных видов научно-промыш­ленной деятельности, конкретных продуктов и технологий. Создание для этих приоритетных видов сугубо протекционист­ского делового климата в налоговом, тамо­женном, финансовом, материальном, трудо­вом, инвестиционном и информационном аспектах.

Есть ряд видов экономической деятельности, которые по существу, а не по форме, обусловливают су­веренитет страны. Это, в частности, оборон­ный и аграрно-промышленный комплексы, энергетическое и атомное машиностроение, фармацевтическая промышленность, станкостроение, ряд других. Эти виды деятельности также необходимо развивать в обязательном порядке в составе  научно - промышленной политики страны.

Еще одна важная составляющая научно - промышленной политики страны - это переход от пятого технологического уклада к шестому. Уже просматриваются ключевые направления его развития: биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы. Дальнейшее развитие получат гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, атомная промышленность, авиаперевозки. Рост атомной энергетики и потребления природного газа будет дополнен расширением сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя, существенно расширится применение возобновляемых источников энергии. Произойдет еще большая интеллектуализация производства, переход к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей и непрерывному образованию в большинстве профессий. Завершится переход от «общества потребления» к «интеллектуальному обществу», в котором важнейшее значение приобретут требования к качеству жизни и комфортности среды обитания. Производственная сфера перейдет к экологически чистым и безотходным технологиям. В структуре потребления доминирующее значение займут информационные, образовательные, медицинские услуги. Прогресс в технологиях переработки информации, системах телекоммуникаций, финансовых технологиях повлечет за собой дальнейшую глобализацию экономики, формирование единого мирового рынка товаров, капитала, труда. Именно все это  и можно обозначить как процесс перехода от пятого технологического уклада к шестому. Эти виды деятельности также необходимо развивать в обязательном и приоритетном порядке в составе  научно - промышленной политики страны. Это особенно важно сейчас, когда многие эксперты прогнозируют, что выход из кризи­са будет сопряжен с необходимостью смены существующего технологического уклада. В результате потребуется принципиально но­вая инновационная экономика. Страны, которые этого не сделают, навсегда останутся в роли колоний и поставщиков ре­сурсов на мировой рынок. Например, в США в антикризисном плане Полсона предусмотре­на поддержка промышленности за счет специ­ального инновационного фонда, удвоение (!) расходов федерального бюджета на НИОКР и частичное финансирование новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях.

Итак, можно исходить из того, что  первая составляющая предпринимательской среды - это научно - техническая политика, определяющая состав конкурентоспособной продукции и технологий, которые будем сами применять и которые будем продавать на мировых рынках

Вторая составляющая предпринимательской среды - это  хозяйственная среда, в которой будут производиться эти приоритетные виды продукции и технологий.  Эта хозяйственная среда также должна быть конкурентоспособной  в глобальной экономике. В противном случае наша экономика будет менее эффективна по сравнению с другими странами, ее коэффициент полезного действия будет меньше, конкурентоспособность также меньше. Под хозяйственной средой будем понимать ее конкретные составляющие - налоговую среду, таможенную, административную, кадровую, инновационную, инвестиционную, финансовую, внешнеэкономическую, производственную и социальную инфраструктуру - все то, что необходимо учитывать бизнесу в его развитии. Именно об этом  в Томске говорил Президент РФ Д.А. Медведев: «....Второе, что не менее важно, должна быть система налоговых стимулов, которую мы сегодня тоже будем обсуждать, - налоговых стимулов, таможенных стимулов, стимулов вкладывать деньги в соответствующие направления».

Итак, для дальнейшего анализа проблемы будем исходить из того, что научно - промышленная политика и хозяйственная среда, в которой она реализуется, составляют в совокупности предпринимательскую среду или, иными словами, предпринимательский климат. Отсюда можно вывести важнейшее условие реализации стратегической цели развития страны - это условие наличия в стране качественной   (конкурентоспособной) предпринимательской среды. Иными словами - для выпуска конкурентоспособной в мировой экономике продукции в стране должна быть конкурентоспособная на мировом уровне предпринимательская среда. В нашем случае понятие качества предпринимательской среды совпадает с понятием конкурентоспособности среды: качественная - значит конкурентоспособная.

Необходимо отметить, что в последнее время в нашем государстве значительно оживилась работа в этом направлении. При Президенте РФ создана специальная Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России. В Правительстве России образован специальный департамент  науки, высоких технологий и образования. На последнем заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в феврале этого года в Томске нашими крупными компаниями и рядом министерств были сформулированы отдельные предложения по ускорению инновационного развития. Это как раз те фрагменты пока не полной еще предпринимательской среды, о которых шла речь выше. В их числе создание площадки для IPO инновационных компаний для ММВБ, переход на оптоэлектронные светильники в рамках программы энергосбережения, разработка нового городского автомобиля, предложения по оптимизации налога на прибыль для инновационных компаний, предложения по изменению порядка государственных закупок для роста доли закупок инновационной продукции, предложения по льготной ставке социальных страховых выплат для инновационных компаний - снижение - с 34% в 2011 году до 14%, ряд других.

Теперь перейдем к анализу нашего сегодняшнего отечественного предпринимательского климата. Итак - научно - промышленная политика пока отсутствует. Сделаем попытку проанализировать качество хозяйственной среды в нашей отечественной экономике.

Многие эксперты свидетельствуют, что одной из причин сегодняшнего экономического кризиса является резкое сокращение платежеспособного спроса на мировом и отечественном рынках. Многие государства, в их числе США и Китай, резко увеличили государственный спрос на внутреннем рынке для компенсации падения его на мировом рынке.           Теперь рассмотрим положение с государственным спросом у нас в России. Важнейшей составляющей экономики Рос­сии является оборонный комплекс. Он обес­печивает безопасность страны, одновременно выполняя роль главного инновационного двигателя экономики. Платежеспособный спрос на товары и услуги этого сектора в подавляющей степени должно формировать наше государство. К сожалению, именно этот сектор находится в крайне неблагопри­ятном деловом климате. В подтверждение рассмотрим ситуацию с гособоронзаказом (ГОЗ) на 2009 год:

  • объявление конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом -март-апрель 2009;
  • заключение контрактов с головными исполнителями - апрель-май;
  • заключение контрактов между головным исполнителем и соисполнителем -май-июнь;
  • авансирование в лучшем случае -после июня.

Реальная практика работы показала, что по отдельным предприятиям авансовые платежи не поступили даже в декабре 2009 года. Дополнительные затраты, которые несут предприятия, вынужденные брать кредит для выполнения гособоронзаказа, не компенсируются Министерством обороны. У большинства предприятий производ­ственный цикл - 6-9 месяцев. Как успеть выполнить этот заказ? А ведь еще есть длиннейшая цепочка смежников! Законодательно обусловленная технология формирова­ния ГОЗ находится в вопиющем противоречии с конкретным технологическим циклом предстоящих работ.

Далее: предприятиям навязывают твердую фикси­рованную цену на продукцию по ГОЗ. Для НИОКР и продукции с длительным циклом (в судостроении доходит до 10-15 лет) это не­реально. В настоящее время, несмотря на утверж­денные дефляторы,  за­казывающие управления Минобороны РФ применяют свои, принятые внутренними до­кументами, которые не отражают реальную рыночную действительность. Показатель заработной платы, принима­емый в расчет, в подавляющем большин­стве берется среднегодовой, что фактичес­ки снижает уровень зарплаты, достигнутый в 4 квартале 2008 года. Заказчики не принимают в расчет факти­ческие затраты в случаях резкого повыше­ния в течение года цен на отдельные виды сырья, материалов, энергоресурсов. Показатель прибыли, закладываемый в цену, каждое заказывающее управление устанавливает свой. В настоящее время авансирование выде­ляется на уровне не более 40% (изредка мо­жет быть до 80%). До предприятий авансы доходят с опоз­данием, а в госконтрактах заказчик навязы­вает пункт «...отсутствие авансирования не освобождает от исполнения контракта в полном объеме». Возникает естественный вопрос. А нужно ли вообще формировать гособоронзаказ на основе конкурсов в условиях исторически сложив­шегося монополизма в этом секторе? Нужно ли кредитоваться под выполнение госзаказа, а потом отдавать банкам заложенные пушки, танки и ракеты? Представляется, что 94-й федеральный закон для Гособоронзаказа не работает и требует срочного пересмотра.  При формировании гособоронзаказа на 2010 год по сути все эти недостатки сохранились. Но к ним добавилось еще одно положение, также, к сожалению,  направленное на сокращение государственного  платежеспособного спроса. Конкретно  МО РФ предлагает при рассмотрении расчетно-калькуляционных материалов, представленных предприятием для подготовки заключения по начальной цене работ (поставок), планируемых в ГОЗ - 2010, обеспечить уменьшение ценовых показателей  их стоимости на 15% по отношению к аналогичной стоимости  по ГОЗ 2009 г.

В качестве обоснования данного указания  приводятся признаки (!) неправомерного расходования денежных средств и завышения предприятиями стоимости работ,  выявленных при проверке фактических затрат контролирующими органами.

СПП СПб считает, что вообще, и особенно в условиях кризиса,  необходимо отменить указания МО РФ в части снижения ценовых показателей заданий ГОЗ 2010- 2012 года на 15% . Этим указанием нарушены, в частности, постановление Правительства РФ от 04.11.2006 года №656 «Об утверждении Правил определения начальной цены государственного контракта при размещении ГОЗ путем проведения торгов», а также приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 23.08.№200 «Порядок определения затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой по государственному оборонному заказу» в части рассмотрения цены изделия исходя из постатейного определения величины затрат. Нарушен ряд аналогичных директивных указаний Федеральной службы по тарифам и Минэкономразвития РФ. Если выявлены отдельные случаи только признаков неправомерного расходования денежных средств и завышения стоимости работ, то по ним нужно выявлять конкретные причины и конкретные организации и только по ним принимать необходимые меры.  Снижать стоимость для всех на основании предполагаемых нарушений только у некоторых предприятий представляется неверным. Тем более, что выявлены пока только признаки нарушений, а не сами нарушения. Что представляет собой экономически снижение цены единицы изделия ГОЗа на 15%? Для многих компаний, у которых рентабельность менее 15% это означает банкротство. Для компаний с рентабельностью выше 15% это означает снижение дохода, прибыли, заработной платы, инвестиций. И все это предпринимается в условиях кризиса в экономике России, стагнации инновационного развития.

В этой связи необходимо отметить работу, проведенную Правительством Санкт-Петербурга, Комитетом по экономическому развитию по устранению этого ограничения, установленного МО РФ на 2010 год. Наш Союз был одним из инициаторов этой работы. В марте этого года в Смольном было проведено совещание с заместителем Министра обороны Поповкиным В.А., на котором было обсуждено сложившееся положение и было принято соответствующее решение о рассмотрении ценовых показателей в индивидуальном порядке с учетом региональных особенностей. Последний опрос ряда предприятий оборонной промышленности города показал, что у многих ценовые показатели, установленные заказывающими управлениями Министерства обороны РФ, уже находятся на уровне 2009 года. Это хорошо, но также недостаточно, так как цены на монопольные услуги продолжают расти и в этом году. Вот конкретный пример совершенствования предпринимательского климата в нашем городе. Но этот пример является всего лишь небольшим фрагментом в предстоящей работе по дальнейшему совершенствованию предпринимательского климата.

По заявлению Председателя Правительства РФ Путина В.В. на заседании Президиума Правительства 22 декабря 2009 года объем государственного оборонного заказа на 2010 год должен возрасти на 8% по отношению к 2009 году. Эта мера рассматривалась как важное антикризисное мероприятие в связи с тем, что основной причиной кризиса можно считать снижение платежеспособного спроса на мировом и отечественном рынках. Установка МО РФ на снижение или стабилизацию цены единицы продукции ГОЗа на 2010 год прямо противоречит соответствующему указанию Председателя Правительства РФ.

Президент России Медведев Д.А. в своих выступлениях неоднократно указывал на необходимость скорейшей модернизации  и технологического обновления всей производственной сферы, что является  вопросом  выживания нашей страны в современном мире. Оборонная промышленность является наиболее сложной, высокотехнологичной и наукоемкой частью отечественного промышленного производства. Можно предположить, что предложения МО РФ по удешевлению единицы продукции прямо противоречат указаниям Президента РФ по модернизации производства, так как значительно снизят возможности предприятий на модернизацию производства.

Если мы рассмотрим положение с формированием и доведением государственного оборонного заказа на 2010 год, то увидим, что недостатки  работы  2009 года продолжают сохраняться в 2010 году. У большинства предприятий по состоянию на начало апреля  конкурсы не проведены,  контракты не заключены, авансовые платежи не получены.

Необходимо иметь в виду, что в мировой экономике заказы на производство оборонной продукции являются наиболее выгодными и престижными заказами для предприятий оборонного комплекса, за их выполнение ведется самая бескомпромиссная борьба с конкурентами. Все это позволяет сделать вывод, что такой элемент предпринимательской среды как государственный платежеспособный спрос на выполнение государственного оборонного заказа является в нашей стране пока неконкурентоспособным по отношению к мировой экономике.

Теперь кратко рассмотрим вторую важную составляющую государственного платежеспособного спроса -  федеральные целевые программы. Сейчас у Минэкономразвития 53 действующая ФЦП. Правда, из-за кризиса в 2009 году их бюджетное финансирование было сокращено на 30%, а в бюджете нынешнего года на ФЦП выделено чуть больше 740 млрд. рублей - снижение на 12,5%.  Так, финансирование ФЦП «Национальная технологическая база» сокращено почти в полтора раза - с  4,5 млрд. до 3,1 млрд. руб. Почти три четверти всех расходов, связанных с развитием высокий технологий, сконцентрированы в космических исследованиях, что резко ограничивает их экономический эффект. И это при том, что государственное финансирование затрат на исследования и разработки в России и так было в 1,8-3,1 раза меньше, чем в развитых странах. Финансирование по статье «Национальная экономика» уменьшается  на 27%.

При этом реальные расходы на топливно-энергетический комплекс и сельское хозяйство снизятся более чем на 70%, на лесное хозяйство - на 45.5%, на транспорт - на 26,9%. Реальное сокращение расходов на дорожное хозяйство, о необходимости развития которого произнесено много слов, сокращено на 12,2%.Обращает на себя внимание и следующее обстоятельство.  В России действуют ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» и «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», на которые в бюджете-2010 заложено 219,6 млрд рублей. Так вот, средняя стоимость строительства 1 км автомобильной дороги в России выше, чем в ЕС в 2,6 раза, чем в  США - в 3,0 раза, чем в Китае - в 7,3 раза. Очевидно, необходимо более обоснованно подходить определению стоимости такого рода проектов, что может дать значительную экономию бюджетных средств с направлением их на другие объекты модернизации дорожной сети страны. Такой важный вид деятельности для нашей страны как строительство дорог является явно неконкурентоспособным в мировой экономике.

Таким образом, снижение государственного платежеспособного спроса в 2010 году в финансировании федеральных целевых программ, к сожалению,  не будет создавать предпосылок для преодоления кризисных явлений в экономике страны.

Практика реализации этих программ также требует кардинального улучшения. Установленные задания программ постоянно не выполняются как по России в целом, так и по Санкт - Петербургу. Об этом, в частности,  свидетельствует итоги выполнения  плана 2009 года по нашему городу. На объектах, финансируемых за счет федерального бюджета, не освоено средств на несколько десятков миллиардов рублей. А это так необходимый в условиях кризиса дополнительный спрос на продукцию промышленности, транспорта, строительства, который не удалось обеспечить в связи с неудовлетворительной работой застройщиков, заказчиков и подрядчиков. Что особенно обидно - это реальное наличие денег с одной стороны и плохая работа по их освоению - с другой.

В качестве положительного государственного фактора - роста платежеспособного спроса населения  - можно отметить планируемое на 2010 год увеличение российских пенсий. Это, безусловно, создаст предпосылки для роста платежеспособного спроса пенсионеров, в частности,  на пищевую продукцию и лекарства.

Необходимо отметить в заключение, что в бюджетном  послании Президент РФ высказался совершенно  конкретно по этому вопросу, отметив, что  бюджетная политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления.

Но пока, из вышеприведенного анализа видно, что такой важнейший фактор предпринимательской среды как государственный платежеспособный спрос,  является неконкурентоспособным в мировой экономике, что пока соответствующие задачи, поставленные Президентом РФ и Председателем Правительства РФ,  не выполняются в полном объеме.

Рассмотрим теперь такой весьма важный фактор предпринимательской среды как стоимость услуг организаций, занимающих на рынке монопольное положение. Это составная часть производственной инфраструктуры нашей страны. Что мы видим? Из года в год продолжается практика роста цен и тарифов на услуги монопольных организаций. Стоимость электроэнергии возрастала ежегодно. В 2006-2009 году ежегодный рост ее индекса находился в диапазоне 105-142%, соответствующий рост цен в теплоэнергетике находился в диапазоне 111 - 118%. Индекс тарифов на грузовые перевозки находился в диапазоне 109 - 138%.  Эта же практика продолжается в 2010 году. Правительство РФ установило показатели роста цен и тарифов на 2010 год по отношению к 2009 году  для промышленных потребителей на уровне: по электроэнергии - 107%, по газу - 126, 5%, по железнодорожным перевозкам - 112,4%.  Что все это означает для отечественных предприятий?  Это создает объективные предпосылки для ускоренного роста стоимости продукции, особенно в высокотехнологичном и наукоемком производстве, в том числе в оборонном, которые характеризуются, как правило, длинными технологическими циклами и затратой энергетических ресурсов и железнодорожных перевозок на протяжении всего технологического цикла. А рост цен автоматически ведет к снижению конкурентоспособности этой продукции. Таким образом, этот фактор  отечественной предпринимательской среды также является явно неконкурентоспособным по отношению к мировой экономике, в которой величины роста на порядок меньше.

Теперь перейдем к анализу такого фактора нашей отечественной предпринимательской среды как фактор внешнеэкономического взаимодействия. Недавно стали известны потери нашей страны из-за ограничительных мер в отношении российских товаров - более 2 млрд долларов! Такие меры применяют многие страны: Австралия, Азербайджан, Аргентина, Армения, Беларусь, Индия, Индонезия, Казахстан, Киргизия, Китай, Мексика, Молдова, Перу, Туркменистан, Узбекистан, США, Таиланд, Турция, Украина, Республика Корея, Филиппины, Совет сотрудничества арабских государств, а также страны-члены ЕС как единый таможенный союз. Максимальное количество ограничительных мер действует в Белоруссии (23), ЕС (17), Украине (10) и США (9). Более половины от всех введенных антидемпинговых мер направлены против российских черных металлов и изделий из них. Второе место занимают минеральные удобрения и химикаты. Всего, по информации департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ, против российских товаров на начало февраля 2010 г зафиксировано 98 ограничительных мер, применяемых иностранными государствами. Из них - 40 антидемпинговых, 11 специальных защитных и 47 мер нетарифного регулирования торговли, включая административные меры. Ущерб от этого, по оценкам экспертов, составляет порядка 2,040 млрд долл. Этот фактор предпринимательской среды также можно отнести к факторам неконкурентоспособности.  Таким образом, формально в мировой экономике все равны, но фактически свои производители для каждой страны все - таки  равнее. Вывод: фактор внешнеэкономического взаимодействия для отечественных предприятий является неконкурентоспособным в мировой экономике, наше государство не смогло обеспечить отечественным предприятиям равные условия для торговли на глобальном рынке. 

Рассмотрим положение дел в социальной инфраструктуре города.  С точки зрения предпринимательской среды ее можно обозначить как фактор социальной инфраструктуры. Ежегодный рост индекса потребительских цен в 2005 - 2009 годах находился в диапазоне 110-114% и только в 2009 году был несколько меньше 110%. Ежегодно происходит рост цен для населения за услуги жилищно - коммунального хозяйства. В 2008 году ежегодный рост цен по разным видам этих услуг находился в диапазоне 113-124%, в 2009 - 100-126%. По данным Комитета по тарифам Санкт - Петербурга рост цен для населения составит в 2010 году по отношению к 2009 году: по газу - 128,2%, по электроэнергии - 110%, по тепловой энергии - 117%, по холодной воде - 116,2%, по вывозу мусора - 112%.  

Все это обуславливает естественное требование работников промышленных предприятий  повысить заработную плату с целью компенсации этих потерь. В случае отказа возможна утрата наиболее квалифицированной части работающих на промышленных предприятиях города. А это влечет за собой рост цены продукции и  соответствующее падение ее конкурентоспособности. В развитых странах соответствующие  показатели роста в разы меньше, чем в отечественной экономике. Можно предположить, что фактор социальной инфраструктуры также неконкурентен в мировой экономике.

Перейдем к анализу такого важного финансового фактора предпринимательской среды как кредитные ставки. Средневзвешенные ставки по рублевым кредитам для нефинансовых организаций сроком до одного года по данным ЦБ РФ в 2008 году находились в диапазоне 110-114%, в 2009 году - в диапазоне 114 - 117%.  Это в среднем, а по отдельным предприятиям она превышала 120%. Кредиты до реального сектора практи­чески не доходят или доходят со ставками, за­ведомо превышающими среднюю рентабель­ность в промышленности. Полученные банками от Правительства РФ антикризисные средства были направлены преимуще­ственно на валютный рынок и выведены из страны. И им - банкам - трудно предъявлять претензии. Задача банков - не поддержка ре­ального сектора экономики, а рост прибыли и рост капитализации в интересах акционеров. Эту задачу банки и решают. Ограничений для банков на использование выделенных кредитных ресурсов Правительство РФ не сделало. А кредитовать ре­альный сектор в условиях кризиса - это операция с высоким уровнем риска. Отсюда нежелание выдавать кредиты, сверхвысокие ставки кре­дитования, мотивация к производству денег из денег на мировом финансовом рынке, минуя реальный сектор отечественной экономики.

Спецификой российской банковской системы является ее явная слабость по сравнению с мировой банковской системой.  Большинство российских коммерческих банков не выполняют главную функцию трансформации сбережений в производственные инвестиции.. Суммарные активы российских банков на 1 января 2008 г. составляли 20,2 трлн руб., или $775 млрд по тогдашнему курсу; это соответствует активам испанского Banco Bilbao Vizcaya Argentaria SA, занимающего лишь 30-ю строчку в списке крупнейших банков мира. Ограниченность финансовых возможностей обновления производства все время сохраняется, занимая первое место среди факторов, которые мешают развитию.  При этом совокупный вклад банков в финансирование инвестиций в основной капитал не превышает 10%. Еще меньше инвестиционный вклад фондового рынка, который в России обслуживает главным образом финансовых спекулянтов. Доля ценных бумаг в структуре инвестиций в основной капитал у нас в Санкт - Петербурге колеблется в пределах 0-1%. Это вынуждает отечественный бизнес кредитоваться за рубежом, так как получать долгосрочные кредиты от собственных банков по нормальной ставке 5-7% практически невозможно. А в результате политики изъятия из российской экономики денег в Стабфонд возникла следующая система: государство размещало свои деньги за рубежом ДЕШЕВО, а его же предприятия вынуждены были занимать их там же, но ДОРОГО. Российские банки теряли лучших клиентов, которые стали заложниками зарубежных кредитов. Говорить об инновационном и модернизационном развитии не имея в стране мощной банковской системы достаточно проблематично. Согласно оценкам академика Л.И.Абалкина, для реальной модернизации экономики отечественные инвестиции в течение ближайших 15 лет должны расти примерно на 18 % к предыдущему году. Такова первая и решающая предпосылка создания благоприятного инвестиционного климата. Имеющиеся механизмы инвестиционной деятельности пока неспособны решить эту задачу.

В глобальной экономике положение прямо противоположное. Ставка рефинансирования в США снижена до беспрецедентного уровня 0 - 0,25%. В Европе финансовые власти зоны «евро» опустили ставку до уровня 2,5% годо­вых. Банк Англии снизил ставку до 2%. В Япо­нии, где ставка традиционно низка, сейчас она практически на нуле. Китай тоже идет по пути снижения ставок, пытаясь удержать эко­номику в зоне активного роста. Такая разница в подходах к кредитованию ставит иностранных производителей в заведомо бо­лее выгодное положение по отношению к отечественным. Следовательно, можно предположить, что и этот фактор отечественной предпринимательской среды является неконкурентоспособным по отношению к мировой экономике.

Перейдем к анализу такого фактора предпринимательской среды как налоговая среда. "В этом мире неизбежны только смерть и налоги".
Это высказывание одного из президентов США - Бенджамина Франклина.
Можно предположить, что налоговая система страны должна, как и все остальные факторы развития, способствовать решению стратегических задач развития нашего государства. Ее фискальная сущность должна занимать вторичное значение. Следовательно, для дальнейшего ускоренного модернизационного развития нужно выделение дополнительных  финансовых  ресурсов. А, следовательно, необходимо создать условия для удержания в реальном секторе экономики как можно большего количества денег. Необходимо снижать НДС хотя бы до 10 процентов. И суть не только в том, что мы здесь помогаем реальному сектору с оборотными и инвестиционными средствами. НДС сегодня стал главным орудием коррупционного давления на бизнес. Цифры говорят о том, что арбитражные суды заняты исключительно делами об НДС. 60 процентов бухгалтеров заняты расчетами по НДС. Вокруг НДС создалась огромная полукриминальная сфера деятельности, в которой задействованы миллионы человек и через которые перелопачивается более половины валового продукта. Ряд экспертов утверждает, что если мы хотим перейти на инновационный путь развития, то НДС оказывается одним из камней преткновения, потому что НДС по определению штрафует предприятия за усложнение производства. Чем сложнее производство, чем больше технологических переделов, чем больше поставщиков - тем больше НДС. И в итоге получается, что чем сложнее высокотехнологичная продукция, тем больше налогового бремени. То есть НДС является тормозом, и в каком-то смысле не совместим с переходом на инновационный путь развития. Я считаю, что можно присоединиться к мнению отдельных ученых, заявляющих что  мы должны ставить и добиваться решения вопроса о полной отмене налогов в тех отраслях, которые на данный момент развиты слабо, но которые, тем не менее, являются потенциальными локомотивами для экономики. Полная отмена налогообложения для инновационных компаний приводит к колоссальному сокращению издержек на финансовый менеджмент в этих отраслях, резко повышает мобильность этого производства, уравнивает условия работы российских разработчиков с их конкурентами в Китае, Индии и других странах. В то же самое время налоговые потери для бюджета в целом составят доли процентов. Необходимо отметить, что в настоящее время эти вопросы прорабатываются в Министерстве финансов России.

Как заявил вице-премьер - министр финансов РФ Алексей  Кудрин на заседании комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики РФ, в связи с тем, что наиболее сложным в налоговой системе является высокий единый социальный налог, который возлагает особое бремя на инновационные компании, Минфин предлагает расширить список предприятий, которые в ближайшие годы будут пользоваться льготной ставкой по социальным страховым платежам - "не 34 проц, а 14 проц". "К таким предприятиям предлагаю отнести резидентов технико-внедренческих особых экономических зон, малых инновационных компаний при вузах, прочих инновационных компаний", - сказал А.Кудрин, отметив, что Минфин вместе с Минэкономразвития и бизнесом продолжает отрабатывать критерии, по которым будет проводиться идентификация такого рода компаний в инновационных отраслях.

Он также сообщил, что прорабатывается предложение в 2011 г осуществить переход не к 34-процентной базовой ставке страховых платежей в социальные фонды, а к 32 проц. По его словам, разница для Фонда обязательного медицинского страхования составит 230 млрд руб.

Среди предложений, озвученных А.Кудриным, - повышение эффективности системы налогового учета расходов на НИОКР. По его словам, в уже введенных льготах нужно "доработать порядок учета, чтобы облегчить применение льгот с коэффициентом 1,5".

Предлагается также сократить перечень документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспорте; создать благоприятные условия налогового администрирования в инновационных сферах, введя целый ряд новых режимов.

По простоте уплаты налогов Россия в 2007-2008 годах заняла 134-е место, пропустив вперед себя большинство развитых и развивающихся государств в мире. Об этом говорится в докладе аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, разработанным совместно с Международным валютным фондом и Всемирным банком. Это также свидетельствует не в пользу конкурентоспособности отечественной  предпринимательской среды.

Таким образом, налоговый фактор отечественной предпринимательской среды также нуждается в совершенствовании и не является конкурентоспособным в глобальной экономике.

В данной статье предпринят самый поверхностный анализ предпринимательской среды в России. Но в мировой экономике регулярно проводятся рейтинги конкурентоспособности различных стран мира. Это по сути рейтинги хозяйственной среды в разных странах мира.   В частности, такие рейтинги разрабатываются специалистами Всемирного экономического форума. Конкурентоспособность стран мира оценивалась исходя из следующих критериев: работа соответствующих учреждений и институтов, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, обучение и тренинги, эффективность товарного рынка и рынка труда, уровень развития финансового рынка, размер рынка, уровень развития бизнеса и внедрение инноваций. Исследования осуществляеются на основе общедоступных данных и
 также на результатах опроса руководителей предприятий. На первом месте - Швейцария, а Россия заняла место в седьмом десятке стран  из 125 опрошенных. Впереди нас и Индия и Китай. Эксперты ВЭФ утверждают, что относительно неплохо в нашей стране только с макроэкономической стабильностью (5,2 балла), здравоохранением и начальным образованием (5,6 балла) и объемом рынка (5,8 балла). К наиболее негативным же отечественным факторам были отнесены высокая коррупция и ситуация с доступом к финансированию и налоговым регулированием.

Мировые рейтинги конкурентоспособности разрабатываются и другими организациями. Так, согласно рейтингу «Ведение бизнеса», проводимому Всемирным банком, Россия устойчиво занимает последние места (в 2008 г. 180-е из 181 возможных, в 2007 г. - 172-е из 178 возможных)1 по такому показателю, как «получение разрешения на строительство», которым оценивается количество времени, процедур и размер затрат для разрешительных действий на примере строительства типового склада (704 дня, 54 подписи).  Достаточно отметить, что стоимость подключения к электросетям в крупных российских городах значительно превышает стоимость подключения к сетям в любой из развитых стран.

Таким образом, даже самый простой и неполный анализ  отечественной предпринимательской среды, предпринятый в этой статье,  показывает, что пока она не нацелена на достижение стратегических целей развития страны. Развитие реального сектора нашей экономики в значительной степени  сдерживается фактором неконкурентоспособной отечественной предпринимательской среды.  В этой связи хочу специально отметить, что наш Союз полностью разделяет и поддерживает высказывания Президента РФ Д.А. Медведева на  прошедшем заседании Государственного совета в Ижевске: «Какова ключевая задача? Ключевая задача - обеспечить реальное финансирование промышленности, сельского хозяйства, то есть финансирование так называемого реального сектора». Об этом же было сказано премьер - министром Путиным В.В. на  съезде партии «Единая Россия»: «Глобальный кризис еще раз подтвердил известную истину - основой национального богатства и экономической безопасности является, в первую очередь, конкурентоспособный реальный сектор экономики».

Необходимым условием для этого является ускоренный рост качества отечественной предпринимательской среды.