Тезисы сообщения в рамках совместного заседания Президиумов СПП СПб генерального директора АЭП СЗФО А. Г. Алтухова

1 июля 2010

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ОБСЛЕДОВАНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ СПП СПб.

Тезисы сообщения в рамках совместного заседания Президиумов 00 СПП СПб и POP СПП СПб 01 июля 2010 г.  генерального директора АЭП СЗФО А. Г. Алтухова

  • 1. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и ряд последующих подзаконных актов определили как приоритетные задачи данного направления, так и конкретные сроки исполнения, категории лиц, ответственных за исполнение законодательства в области энергоэффективности. Форма и мера ответственности определены рядом существенных изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях.
  • 2. Основой для реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, согласно закону, должны стать энергетические обследования.

Основными целями энергетического обследования являются:

1)    получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов;

2) определение показателей энергетической эффективности;

3)    определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

4)       разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки.

3.   Законом определен ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ характер энергетических обследований для:

a.    органов государственной власти, организаций с участием государства, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, организаций, осуществляющие производство и транспортировку энергоресурсов;

b.   организаций, совокупные затраты которых на потребление природного
газа, дизельного и иного топлива, мазута, тепловой энергии, угля,
электрической энергии превышают десять миллионов рублей за
календарный год,

то есть практически для всех промышленных предприятий. Срок проведения обязательного энергетического обследования - до 31.12.2012 и далее каждые 5 лет.

  • 4. Деятельность по проведению энергетического обследования вправе осуществлять только лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
  • 5. За прошедший со времени вступления закона № 261-ФЗ в силу период очевидны следующие проблемы:

a.   Огромные в масштабах страны и отдельных субъектов объемы энергетических обследований;

b.   Медленные темпы формирования саморегулируемых организаций в данной области;

c.    Общая нехватка квалифицированных энергоаудиторов;

d.   Появление на рынке и в составе СРО новых организаций
профессиональный уровень которых неизвестен;

e.    Существенное отличие специфики проведения энергетических обследований на промышленных предприятиях.

f.    Предприятиям реального сектора экономики необходимо не только формальное исполнение закона в части подготовки энергетического паспорта, но разработка по результатам проведенного обследования перечня реальных, экономически обоснованных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

g.    При этом стоимость энергетического обследования промышленного предприятия составляет в среднем 2-4% от объема его годового энергопотребления.

6.   В связи с вышеизложенным, а также в целях исключения проведения неквалифицированных энергетических обследований промышленных предприятий и экономического ущерба от таких действий предлагаю:

a.    Инициировать и организовать создание специализированной саморегулируемой организации, объединяющей экспертов в области энергетических обследований и управления потреблением энергоресурсов на промышленных предприятиях;

b.   Регламенты и стандарты деятельности такой организации создавать и согласовывать с группой экспертов предприятий СПП СПб;

c.    Обеспечить взаимодействие данной организации с органами государственной власти, контролирующими органами, центрами подготовки кадров, с учетом интересов и специфики деятельности предприятий СПП СПб;

d.   Обеспечить юридическое сопровождение и защиту экономических интересов предприятий СПП СПб по данному виду деятельности;

e.    Рекомендовать Промышленному совету Санкт-Петербурга принять соответствующее решение в поддержку данной программы.

Преимущества:

  • 1. Защита предприятий - членов СПП СПб от неквалифицированных действий энергоаудиторов при проведении энергетических обследований.
  • 2. Привлечение к проведению энергетических обследований и разработке программ повышения энергетической эффективности предприятий и специалистов, имеющих подтвержденный опыт таких работ на промышленных предприятиях.
  • 3. Разработка типовых решений, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности на промышленных предприятиях, и распространение такого опыта среди предприятий - членов СПП СПБ.
  • 4. Комплексное использование передового опыта как отечественных, так и иностранных специалистов в области энергоэффективности и энергоменеджмента.
  • 5. Разработка механизмов финансирования энергосберегающих программ предприятий - членов СПП СПб, с привлечением кредитных ресурсов и использованием энергосервисных договоров (контрактов).
  • 6. Использование профессиональных компетенций предприятий в сфере энергоаудита и разработки программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности с целью эффективной организации энергетических обследований и снижения издержек на их проведение.
  • 7. Максимальное привлечение предприятий - членов СПП СПб к поставкам оборудования и услуг при реализации вышеуказанных программ.