Доклад вице-губернатора Санкт-Петербурга Сергеева А.И.
1 июля 2010
Доклад вице-губернатора Санкт-Петербурга Сергеева А.И. на совместном заседании Президиумов ОО СПП СПб и РОР СПП СПб по теме «О программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Санкт-Петербурге»
23 ноября 2009 года был подписан Президентом РФ Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон ввел разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, определил ряд ключевых требований и сроков по выполнению мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Для полноценной реализации положений Федерального закона «Об энергосбережении...» требуется ряд подзаконных нормативных актов, которые должны быть изданы Правительством РФ и уполномоченными органами государственной власти РФ. Среди уже изданных нормативных актов необходимо отметить следующие:
- Правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд. По мере определения указанных требований все заказы для государственных нужд Санкт-Петербурга будут осуществляться с учетом показателей энергетической эффективности.
- О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара.
- О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
- О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Также утверждены примерный перечень мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, и примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов, форма энергетического паспорта.
Федеральным законом «Об энергосбережении...» установлены следующие ключевые сроки по выполнению обязательных мероприятий:
- До 15 мая 2010 года - разработка и принятие программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями с участием государства и организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности.
- С 1 июля 2010 года - организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов (за счет средств потребителей).
- 1 августа 2010 года - принятие Региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
- До 31 декабря 2012 года - срок организации первого энергетического обследования для организаций, указанных в части 1 ст. 16 Федерального закона «Об энергосбережении...», в том числе органы государственной власти, наделенные правами юридических лиц, и организации с участием государства. Также обязательному энергетическому обследованию подлежат организации совокупные затраты которых на приобретение энергетических ресурсов, моторного топлива, газа, мазута превышают 10 миллионов рублей.
Ряд мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «Об энергосбережении...», уже в течение ряда лет реализуется в Санкт-Петербурге как, например, порядок установления лимита потребления топливно-энергетических ресурсов и воды в организациях бюджетной сферы. Комитет по энергетике и инженерному обеспечению ведет корректировку порядка определения лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов и воды в организациях бюджетной сферы Санкт-Петербурга с целью приведения их в соответствие к законодательству РФ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Также следует отметить, что в одно время с Федеральным законом «Об энергосбережении...» Правительством Санкт-Петербурга была одобрена Концепция повышения энергетической эффективности и стимулирования энергосбережения, которая является базой для разработки и реализации целевых программ Санкт-Петербурга в области энергетической эффективности и энергосбережения и проведения согласованной экономической, научно-технической и правовой политики в области энергетической эффективности и энергосбережения в Санкт-Петербурге.
В целях разграничения полномочий между Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и Правительством Санкт-Петербурга принят проект постановления «О проекте закона Санкт-Петербурга «О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». Указанный проект закона Санкт-Петербурга в третьем чтении был принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 02.06.2010.
В установленном порядке внесены изменения в бюджет Санкт-Петербурга, предусматривающие включение новой целевой статьи «Разработка и корректировка региональной программы Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
В настоящее время завершается подготовка Региональной программы Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Федеральным законом «Об энергосбережении...» введен новый вид программ - региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Следует отметить, что по оценкам ведущих специалистов значительным потенциалом энергосбережения наряду с жилищной сферой, энергетическим комплексом обладает и промышленный комплекс.
В региональной программе энергосбережения Санкт-Петербурга предусмотрен раздел, в котором будут учтены представленные данные по проводимым предприятиями промышленности Санкт-Петербурга мероприятиям, направленным на повышении эффективности использования энергетических ресурсов и энергосбережение.
В состав Региональной программы Санкт-Петербурга в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности будут включены мероприятия, реализуемые как за счет средств бюджета
Санкт-Петербурга, так и за счет собственных средств организаций. Ключевым показателем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является энергоемкость валового регионального продукта.
Следует отметить, что Санкт-Петербург последние 5 лет целенаправленно реализует мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Так, в Региональную программу войдут реализуемые в настоящее время долгосрочные целевые программы Санкт-Петербурга, связанные с реконструкцией систем теплоснабжения Петроградского, Курортного и Петродворцового районов, которые позволили добиться снижения удельных расходов топлива на 10 %, потерь в тепловых сетях в 2 раза, количества дефектов на тепловых сетях на порядок. Также будет учтена долгосрочная целевая программа Санкт-Петербурга Строительство Юго-Западной ТЭЦ и мероприятия, реализуемые организациями коммунального комплекса и электросетевыми организациями в рамках своих инвестиционных программ.
Комитет по энергетике и инженерному обеспечению в соответствии с федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ и решениями Протокола совещания с участием Губернатора Санкт-Петербурга от 17.02.2010 № 25-в разработал пять концепций долгосрочных целевых программ Санкт-Петербурга в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Указанные программы также станут элементами региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Целевые показатели долгосрочных целевых программ направлены на достижение Целевых показателей Региональной программы по уменьшению объемов электропотребления, сокращению потерь в сетях, внедрению технологий для увеличения количества случаев использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов и др. При этом федеральными министерствами и ведомствами работа субъекта будет оцениваться по выполнению Целевых показателей.
1. Концепция долгосрочной целевой программы Санкт-Петербурга «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в системах наружного освещения Санкт-Петербурга на период до 2015 года» рассмотрена и принята на заседании Межведомственной комиссии по целевым программам при Правительстве Санкт-Петербурга.
Программа предусматривает:
Реконструкция установок наружного освещения с внедрением светодиодных светильников, установкой электронных блоков пуско-регулирующей аппаратуры (ПРА) и других мероприятий.
В связи с высокой стоимостью предлагаемых затрат на замену светодиодов, программа предусматривает только начало реализации программы и замену 21 400 штук светильников на сумму 381 млн. руб. (без НДС) или 12 % от всех светильников в городе - 176 579 шт. (стоимость одного светильник с установкой более 17 000 руб.). При этом параметры по световому потоку должны быть не ниже 80 люмен/Вт. В случае снижения стоимости светодиодных светильников и повышения их эффективности количество заказываемых светодиодных светильников будет увеличено.
Ожидаемый конечный результат к 2015 году:
- снижение потребления электрической энергии на цели наружного освещения (нарастающим итогом с начала реализации мероприятий) на 41 % по отношению к 2009 году;
- повышение энергетической эффективности установок наружного освещения, снизив среднедействующую мощность одного светильника уличного освещения на 29 Вт;
- исключение из эксплуатации наружного освещения Санкт-Петербурга с 2012 года дуговых ртутных газоразрядных ламп (ДРЛ), что улучшит экологическую ситуацию в Санкт-Петербурге.
Мы планируем, что долгосрочные целевые программы, принятые в Санкт-Петербурге, станут составляющими комплексной программы РФ «Новый свет» и позволят производителям и поставщикам оборудования гарантировать объемы поставок энергоэффективных светильников, в соответствии с количеством и в сроки, предусмотренные в программах
Концепция долгосрочной целевой программы Санкт-Петербурга «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в системах наружного освещения при реконструкции парков, садов и скверов
Санкт-Петербурга на период до 2015 года» предусматривает установку энергоэффективных светодиодных светильников взамен неэффективных ртутных светильников ДРЛ.
В настоящее время полностью отсутствует освещение в 89 парках, садах и скверах, в 38 объектах износ наружного освещения составляет более 60 % и требует реконструкции.
Программа решает 2 задачи: реконструкции и строительства установок наружного освещения в садах и парках с одновременным внедрением энергоэффективных светильников.
Ожидаемый конечный результат к 2015 году:
- обеспечение снижения в сопоставимых условиях объема потребления электрической энергии в течение десяти лет за весь период реализации Программы на 14,4 млн. кВтч, или 57% по сравнению с вариантом установки светильников с дуговыми ртутными лампами ДРЛ;
- потребления электрической энергии на 1 светильник снизится с 959,9 кВтч до 410,8 кВтч, т.е.на 549,07 кВтч или на 57,2%
- обеспечение качественным и нормативным уровнем освещения 127 парков, садов и скверов с исключением из эксплуатации ртутных газоразрядных ламп.
Концепция Долгосрочной целевой программы Санкт-Петербурга «О программе «Реконструкция и развитие газораспределительных сетей в целях повышения энергетической эффективности и безопасности системы газоснабжения Санкт-Петербурга в 2011-2015 годах».
Программа будет решать по сути три задачи:
- повышение надежности, стабильного и безопасного газоснабжения потребителей путем реконструкции существующих стальных газопроводов и газопроводов с истекшим сроком эксплуатации на газопроводы
из полиэтиленовых труб с использованием современной герметичной арматуры;
- реализация мероприятий по энергосбережению и повышение энергетической эффективности при реконструкции газопроводов;
- определение расходных обязательств бюджета на период до 2015 года по реконструкции самортизированных газопроводов.
Ожидаемый конечный результат к 2015 году:
- снижение потерь природного газа к 2015 году после реконструкции газопроводов на 14,1 млн. куб.м. или 53,7 % по отношению к общему объему технологических потерь за 5 лет реализации;
- снижение суточного потребления электрической энергии 1 установкой электрохимзащиты в зоне реконструированных газопроводов на 3,94 кВт ч;
- общий объем высвобождаемых электрических мощностей в зоне реконструированных газопроводов составит 392,7 кВА, общая экономия электроэнергии составит 151,0 тыс. кВт.ч;
- выведено из эксплуатации более 60 шт. установок защиты газопроводов от электрохимической коррозии.
- увеличение срока службы газопроводов, что снизит средние энергозатраты на 25%.
Концепция долгосрочной целевой программы Санкт-Петербурга
«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности при модернизации Южной зоны водоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2015 года».
Ожидаемый конечный результат к концу 2012 года:
- снижение среднегодового энергопотребления на транспортировку воды в Южной зоне водоснабжения с 73 700 до 42 967, т.е. на 30 733 тыс. кВт.ч. или на 41,7%.
- уменьшение удельного количества повреждений на сетях водоснабжения с 2,89 повреждений на 10 км. сети в год до 1,98 или на 31,5%.
- снижение неучтенного расхода и потерь воды в Южной зоне водоснабжения с 11% до 7% от общей подачи воды или на 36,4%.
- сокращение количества жалоб на снижение напора в 5 раз.
- повышение точности учета воды, как у существующих абонентов, так и за счет выявления несанкционированных подключений.
С целью опробирования методов решения указанных проблем в 200 году был осуществлен пилотный проект по созданию Системы управления комплексом водоснабжения в зоне влияния Урицкой насосной станции, включающей 11 повысительных насосных станций, входящей в Южную зону водоснабжения (далее зона водоснабжения К17).
В результате реализации пилотного проекта в зоне К-17 достигнуты следующие результаты:
Энергопотребление снизилось на 39%.
Удельная аварийность сократилась на 32%
Потери воды снизились на 32%.
Концепция Долгосрочной целевой программы Санкт-Петербурга «О программе Санкт-Петербурга «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности при строительстве метантэнков для извлечения биогаза для работы ТЭС на очистных сооружениях Центральной и Северной станциях аэрации на период до 2015 года» будет являться первым примером использования в качестве источников энергии вторичных энергетических ресурсов. При этом из общего объема инвестиций внебюджетные средства составляют 75 процентов.
Ожидаемые результаты реализации Программы.
- Строительство и ввод в эксплуатацию метантенков на ЦСА и ССА с установкой мини-ТЭЦ: 1 этап проектирование и строительство метантенков на ЦСА с установкой газового двигателя для выработки электроэнергии, получаемой при сжигании биогаза (создаваемые мощности по выработке электроэнергии - 6 МВт, количество вырабатываемой электроэнергии - 50 400 тыс. кВт в год); и то же на ССА.
- Строительство и ввод в эксплуатацию новой линии сжигания осадка на ЦСА с установкой парового турбогенератора Создаваемые мощности по выработке электроэнергии - 2 МВт, количество вырабатываемой электроэнергии - 16 800 тыс. кВт в год. Производительность линии сжигания осадка - 62,5 тонн сухого вещества в сутки.
- обеспечение выработки электрической энергии на ЦСА и ССА за счет использования вторичных энергетических ресурсов в объеме 117 600 тыс. кВт.ч/год;
- обеспечение возможности переработки 100 % образующегося осадка сточных вод на ЦСА и ССА;
- прекращения вывоза осадка сточных вод на полигоны складирования осадка на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 43 тыс. тонн/год в связи с планируемым увеличением нагрузки на канализационные очистные сооружения.
В настоящее время разрабатываются концепции долгосрочных целевых программ Санкт-Петербурга:
О реконструкции системы наружного освещения с внедрением энергоэффективных светильников в Кронштадском районе, то же в Василеостровском районе, комплексный проект энергоэффективный кварталов в зоне Урицкой водопроводной станции (Кировский, Красносельский районы).
Как уже отмечалось, ключевым показателем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности является энергоемкость валового регионального продукта.
В соответствии с Указом Президента РФ от 04.06.2008 №889 к 2020 году необходимо обеспечить снижение валового регионального продукта (ВРП) на 40% по отношению к уровню 2007 года.
Энергоемкость ВРП в 2007 году составила 12,94 тут/млн. руб., прогнозируемая энергоемкость ВРП к 2020 году при выполнении программы составит 7,77 тут/млн. руб.
На сегодняшний день потенциал повышения энергетической эффективности и энергосбережения в промышленности составляет
972 тыс. тут.
В связи с этим особую роль приобретает выполнение мероприятий по снижению энергоемкости продукции, а также разработка собственных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности промышленными предприятиями Санкт-Петербурга при координации Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли. При этом инновационный потенциал Санкт-Петербурга должен быть в полной мере использован для решения указанной задачи.
В целях снижения энергоемкости валового регионального продукта, Правительства Санкт-Петербурга рекомендует промышленным организациям разработать и утвердить программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, сходные по составу разделов с программами, принятыми ресурсоснабжающими организациями и бюджетными учреждениями Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями Федерального закона «Об энергосбережении...».
Подготовленные промышленными предприятиями программы энергосбережения станут одной из основных составляющих повышения энергетической эффективности экономики Санкт-Петербурга.
На заседании Президиумов ОО СПП СПб и РОР СПП СПб 01.07.2010 по теме доклада А.И.Сергеева «О программе в области энергосбережения и повышения энергетической
эффективности в Санкт-Петербурге» с сообщениями выступили:
- Алексей Анатольевич Колотов, заместитель главного инженера Октябрьской железной дороги;
- Александр Иванович Разумей, заместитель главного инженера по энергетике ОАО «Пролетарский завод» (текст сообщения);
- Сергей Алексеевич Соболь, заместитель генерального директора ОАО «Красный Октябрь»;
- Андрей Георгиевич Алтухов, генеральный директор Ассоциации энерготехнических предприятий СЗФО. (Тезисы выступления).