Без права на ошибку. Интервью А.А.Турчака Журнал «Управление бизнесом» 2011,1

 

Интервью А.А.Турчака

Журнал «Управление бизнесом» №1,  2011 год

Без права на ошибку

Современный руководитель не имеет права быть дилетантом. Системные знания, умение анализировать и использовать во благо дела накопленный поколениями опыт, бизнес - интуиция составляют основу успешного управления.

Своей точкой зрения на проблемы взаимодействия государства и бизнеса, профессионализма в управлении бизнес - процессами мы попросили поделиться Анатолия Турчака - президента Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, президента - генерального конструктора ХК «Ленинец», проф., д.э.н., к.т.н.

- Анатолий Александрович, как вы думаете, должен ли быть современный бизнесмен государственником, могут ли вообще интересы бизнеса совпадать с интересами государства?

- Бизнес действует в экономическом пространстве, создаваемом государством, как рыба живет в воде. Например, главная задача нашего Союза - способствовать созданию таких условий, чтобы каждому предпринимателю было удобно развиваться.

Бизнес, безусловно, заинтересован в эффективном, стабильном государственном устройстве. В свою очередь, государство существует на налоги, которые формируются от деятельности бизнеса. Так что заинтересованность здесь взаимная.

Если говорить о различиях, то можно предположить следующее. За бизнесом следует закрепить все те сферы экономической деятельности, что дают прибыль. За государством - перспективные, но в данный момент неприбыльные функции: образование, здравоохранение, обеспечение обороноспособности страны и ряд других.

Логично, да и справедливо, что бизнес привлекают виды деятельности, которые укладываются в рыночный цикл, рассчитанный на три - пять лет, когда обоснован и понятен механизм возврата вложенных средств. За это время можно построить и продать жилой дом, возвести и сдать в аренду офисный или торговый центр, создать производство с востребованной продукцией.

Зоной ответственности государства должны оставаться проекты, требующие времени больше, чем рыночный цикл. Скажем, инновационный цикл по разработке и внедрению на рынок принципиально нового, прорывного продукта может насчитывать десять и более лет.

Вспомним, основы создания светодиодной техники были заложены в нашей фундаментальной науке в конце шестидесятых годов прошлого века. А практическое использование этого изобретения началось в начале нынешнего века. Причем, всегда есть вероятность, что проект вообще не получится, а затраты на него просто придется списать. Так что сфера государства - работа на будущее.

- Вы в своих выступлениях подчеркиваете: конкурентоспособность страны в глобальном масштабе можно обеспечить, только создав инновационную экономику. Располагаем ли мы сегодня управленческими кадрами, способными ее создавать?

- Постановку такой задачи я не отношу к собственным приоритетам. Во - первых, о необходимости решения этой проблемы неоднократно упоминали и Президент страны, и Председатель Правительства РФ. Во-вторых, об этом же постоянно говорят наши и зарубежные ученые - экономисты. Наконец, по такому направлению идут ведущие страны мира, например, США. Этой теме была посвящена речь Барака Обамы в Американской национальной академии наук.

Я лишь разделяю и поддерживаю убеждение и готов повторить: конкурентоспособность страны обеспечит развитие экономики на основе инноваций. Должен сказать, что наличие высококвалифицированных кадров, в том числе управленческих - до сих пор одно из конкурентоспособных преимуществ России. Это подтверждают и иностранные исследователи.

Другое дело, что наша предпринимательская среда явно неконкурентная на фоне мировой экономики. Ставки кредитования у нас в 10 раз выше, чем в мире. А беспредельно растущие тарифы монополий?

Я знаю много руководителей, в том числе молодых, которые в наших достаточно сложных условиях добиваются успеха в бизнесе на отечественном и мировом рынках.

- Какой, как вы считаете, в процессе создания инновационной экономики, должна быть роль руководителя предприятия, владельца бизнеса, какими знаниями он должен обладать?

- Состав этих знаний содержится в программах многочисленных бизнес - школ. Убежден: современный руководитель не имеет права быть дилетантом. И его основная роль в умении сосредоточиться на среднесрочном и долгосрочном предвидении.

Он должен четко понимать, что конкурентоспособность компании, продукта базируется, прежде всего, на инновациях в широком смысле этого понятия. Это и применение новых технологий, создание новинок, современные методы управления. Иначе в перспективе компания потеряет позиции на рынке. А утрата рынков сбыта - это утрата бизнеса.

- Насколько успешно на ваш взгляд у нас приживаются современные методы управления бизнесом, принятые в Европе, на Западе. Или в деле управления нет жестких постулатов, и все зависит от интуиции, экономических, правовых условий?

- Не думаю, что все бизнес - процессы, включая управление, на Западе хороши, а у нас плохи. Не уверен, что наша задача - старательно и послушно копировать методы современного западного управления.

Мы победили во второй мировой войне, в которой практически все страны Европы проиграли. Мы первыми вышли в космос, первыми создали атомную электростанцию и водородную бомбу. Список, как говорится, можно продолжать. Это примеры успешного управления при реализации сверхкрупных проектов. Запад многое у нас перенял, особенно после полета первого спутника Земли.

Но вот чего нам действительно сейчас не хватает, так это опыта управления в условиях рынка. Но попробуем без идеологических шор оценить: где сейчас темпы развития экономики исчисляются двузначными цифрами? Не в Европе и Америке, а в Китае, где экономическая модель построена на плановой основе и на принципах сочетания капиталистических и социалистических методов управления.

Если мыслить образно, то экономику развитых стран Европы, можно сравнить с «Титаником». Здесь все самое современное, корабль плывет в счастливое будущее, на  палубе играет оркестр, дамы в шикарных платьях и бриллиантах вкушают шампанское и икру, мужчины в смокингах курят дорогие сигары, вокруг носятся официанты - представители слаборазвитых стран.

Но впереди - огромные айсберги. В их качестве представим: дефицит бюджетов, высокая безработица, перенос промышленности в Китай и страны ЮВА, вымирание коренного белого населения, провал политики мультикультуризма, низкие темпы развития экономики. И еще не ясно, сможет ли Европа избежать столкновения с этими айсбергами?

- Можно ли научиться управлению производством, бизнесом, или это особенность, способность, которые не каждому даны? У нас ежегодно тысячи выпускников получают квалификацию менеджера, а эффективных управленцев - единицы.

- Есть хорошее изречение: научить ничему нельзя, научиться - можно. Управление - лишь одна из областей человеческой деятельности. Значит, надо учиться, учиться и еще раз учиться. Чтобы эффективно управлять, необходимы базовые, фундаментальные, системные знания, которые получают в профильных вузах, но не менее важно досконально изучить объект управления. У нас сейчас это условие часто нарушается.

Как вы думаете, может ли человек, получивший специальность менеджера, управлять атомной станцией, или, скажем, птицефабрикой, фермой, заводом  по производству светодиодов? Наглядным примером непрофессионального управления является чернобыльская и японская трагедии, авария на Саяно-Шушенской ГЭС.

Кроме того, важно не только понимать в чем смысл науки управления, но и пользоваться этими знаниями. Все остальное бизнес - интуиция, удача, везение - прекрасные дополнения, которые непременно придут, если вы вооружены знаниями.  

- При каких условиях возможно развитие и становление личности в бизнесе, масштабов Форда, Гейтса?

- Это возможно всегда. Но вероятность подобного сверхбыстрого развития гораздо больше в периоды резкого реформирования экономики, связанного с появлением принципиально новых видов деятельности. Например, сейчас в мире происходит очередная смена технологических укладов, переход от пятого технологического уклада к шестому. Это нанотехнологии, биотехнологии, новая фармацевтика и ряд других направлений. Тот, кто вовремя оседлает эту повышательную волну, может добиться значительных успехов в бизнесе.

 

Роза Михайлова