Выступление А.А.Турчака 6.02.2012 в Горном университете на собрании членов СПП СПб по вопросу выборов Президента РФ в Петербурге
Уважаемые коллеги!
Сегодня мы пригласили Вас на обсуждение чрезвычайно важного вопроса - вопроса предстоящих выборов Президента России.
Наступил новый 2012 год. Для экономики Санкт-Петербурга этот год может стать достаточно сложным в силу возможных политических и экономических рисков. В связи с этим возникает вопрос: какие политические и экономические риски могут повлиять на экономику нашего города в 2012 году исходя из возможно худшего варианта развития событий?
В числе первых я бы назвал политический риск. Он связан с предстоящей избирательной компанией по выборам Президента России. Ряд политических сил пытаются на этой волне обострить социальную обстановку в нашем обществе, нацеливая часть населения на провокации по отношению к действующей власти. Чем такая политика окончилась в Египте, Ливии, что происходит в Сирии прекрасно видно. Поэтому бизнес - сообщество пытается противостоять такому развитию ситуации. Всю работу по уменьшению политического риска наш Союз ведет в рамках Народного фронта.
Хочу сразу напомнить, что Союз - организация не политическая. Наша важнейшая задача чисто экономическая - содействовать развитию бизнеса в городе. Но цели развития экономики, как известно, формируются не в экономике, а в системе вышестоящей по отношению к ней - в политике. Именно поэтому наш Союз четко определил свою позицию, основой которой послужили программные заявления Председателя Правительства РФ В.В. Путина о задачах по развитию экономики России. Чем интересны эти заявления? Тем, что в них высказывается ряд положений, о которых наш Союз с различных трибун говорит уже давно. До этого наши предложения органами государственного управления не воспринимались вообще. Почему? Потому что, по сути, предложения являлись свидетельством определенных недоработок органов государственного управления на всех уровнях. А признавать свои ошибки чиновники не любят. И это по человечески понятно. Гораздо интереснее для них - кликушествовать и бить в бубен о якобы успехах экономики, происходящих вследствие их чиновничьей деятельности. Сегодня в «Коммерсанте» опубликована очередная статья В.В. Путина, в которой он жестко оценивает работу многих представителей чиновничьего сословия.
Теперь обратимся к некоторым положениям, высказанным В.В. Путиным. Приведу первую цитату: «...Фактически мы пережили масштабную деиндустриализацию, потерю качества и тотальное упрощение структуры производства. Отсюда крайне высокая зависимость от импорта потребительских товаров, технологий и сложной продукции». Впервые руководством дана честная (!) оценка сегодняшнего состояния экономики России. К большому сожалению, эта ситуация присуща и экономике нашего города. Как Вы помните, мы постоянно акцентировали на это внимание руководства города и страны. Честное признание своих ошибок со стороны органов государственного управления дорогого стоит. Так как, не поставив диагноз нельзя разрабатывать предложения по совершенствованию.
Приведу ещё две цитаты В.В. Путина. Первая: «... Для возвращения технологического лидерства нам нужно тщательно выбрать приоритеты. Кандидатами являются такие отрасли, как фармацевтика, высокотехнологичная химия, композитные и неметаллические материалы, авиационная промышленность, информационно-коммуникационные и нанотехнологии. Разумеется, традиционными лидерами, где мы не потеряли технологических преимуществ, являются наша атомная промышленность и космос». И еще одна: «...Часто высказывается мнение, что России не нужна промышленная политика. Что, выбирая приоритеты и создавая преференции, государство часто ошибается, поддерживает неэффективных, мешает тому новому, что должно вырасти из равных условий конкуренции». Речь идет о необходимости выработки промышленной политики страны. Именно об этом наш Союз, все его ассоциации и организации постоянно напоминали органам госуправления. Но реакция была отрицательной. Почему? Потому что есть и другие мнения по этому вопросу. Сошлюсь на позицию так называемых экономистов-рыночников Ясина, Юргенса и др.: «...В рыночной экономике промышленная политика государству не нужна. Говорят о промышленной политике - это всё слова, болтовня. Ставка кредитования - вот главный путь развития промышленности, её перевооружения... Главное бороться с инфляцией. Стерилизовать денежную массу и сократить неэффективные государственные расходы». Этот либеральный подход определял до последнего времени экономическую политику государства. И вот впервые мы видим, что руководство страны уходит от либеральных догм. Можно предположить, что в случае претворения в жизнь этой предвыборной программы условия работы промышленности и науки значительно улучшатся. Мы не можем делать все лучше всех в мире. Для этого у нас нет сравнимых с мировыми ресурсов - интеллектуальных, материальных, трудовых, финансовых. Значит нужно определить приоритеты и на них сосредоточить все наши усилия.
Приведу еще одну выдержку: «...Опыт успешной модернизации экономики таких стран, как Корея и Китай, показывает, что толчок от государства нужен, что его эффект перевешивает риск ошибиться. Государство будет поддерживать крупные инфраструктурные проекты». Эти установки кардинально новый посыл Председателя Правительства. Наш Союз все время настаивал на том, что роль государства в развитии экономики огромна. Об этом говорит опыт практически всех развитых государств и мощных транснациональных компаний.
Постоянная помощь со стороны государства является мощнейшим фактором повышения конкурентоспособности ТНК. На использовании этого фактора выросла экономика Китая.
Вот еще одно самокритичное признание В.В. Путина: «...деловой климат в стране, её привлекательность для долгосрочного помещения капиталов всё еще являются неудовлетворительными». Эти проблемы наш Союз обозначает последние 5 лет. О чем мы все время говорили? Чего добивались? Прежде всего создания конкурентной предпринимательской среды. Наша среда начисто проигрывает предпринимательской среде многих развитых и развивающихся стран. У них ставки кредитования на уровне процентов, у нас в 10 раз больше. У них практически постоянные цены и тарифы на услуги монопольных организаций. У нас ежегодный рост. В начале прошлого года электроэнергетики и вовсе разошлись, тарифы выросли на десятки процентов. Наукоемкий и высокотехнологичный сектор экономики просто удушается такими налогами, как НДС и страховые взносы. В этом важнейшем секторе длинные технологические цепочки и высокая трудоемкость. И на всех технологических этапах начисляются налоги.
За рубежом разрешение на строительство можно получить за несколько месяцев, у нас - за несколько лет. Примеры всем известны. А ведь предпринимательская среда формируется государственными органами управления на всех уровнях. Это продукт деятельности государства. Честное признание Правительством России своих недоработок в этой сфере также прозвучало по существу впервые. Решение этого вопроса создаст дополнительные, важные предпосылки для развития бизнеса в нашем городе.
Вот еще одна тема для обсуждения. Весь предвыборный процесс у нас организован вокруг партий. Обладают ли они настоящим признанием среди нашего населения? Можно предположить, что пока нет. Наша партийная система во многом просто подражание западным странам, в которых партийные предпочтения среди населения формировались десятки и сотни лет. У нас настоящим авторитетом для работающего населения и членов их семей является руководитель предприятия или организации, крупного и малого бизнеса, бюджетных структур. Только работающих в городе свыше 2 миллионов, а с учетом членов семей - вдвое больше. Это количество потенциальных избирателей не сравнимо с численностью членов всех партий. Нам нужно пользоваться этим ресурсом доверия, ресурсом нашей с Вами легитимности в глазах избирателей. Бизнес по сути является силой, но пока только потенциальной. Нам нужно объединяться в защите наших интересов, а не доверять их выражение партиям.
Ещё несколько слов о двух потенциально возможных экономических рисках 2012 года. Речь идет о продолжении мирового экономического кризиса и вступлении России в ВТО.
Переизбыток мировых производственных мощностей в совокупности с падением мирового платежеспособного спроса может вызвать снижение доли экспортной продукции городских предприятий на внешних рынках и агрессивное проникновение на наш рынок иностранных производителей, в том числе на основе демпинга. Вступление в ВТО еще больше раскроет рынок, обострит конкуренцию, выявит нашу неготовность работать по правилам ВТО. На декабрьском заседании президиума мы обсудили этот вопрос с приглашением в качестве основного докладчика специалиста из переговорной группы Минэкономразвития РФ. Что по большому счету было выяснено? Что работа по подготовке к вступление в ВТО настоящим образом не ведется. Союз разработал предложения по основным направлениям подготовки экономики города к работе в условиях ВТО и согласовывает их со всеми заинтересованными структурами.
Второй риск - это продолжение мирового экономического кризиса. Он уже сегодня оказывает отрицательные влияния на экономику города. В качестве обоснования возможного негативного сценария можно напомнить о том, что сравнительно слабое проявление мирового кризиса в 2008-2009 годах вызвало резкое падение экономики города. Кризис 2009 года привел к снижению оборота на 7%, падению промышленного производства на 20%, снижению объема инвестиций на 22%, снижению численности занятых на 1,5%. По отдельным показателям мы даже сейчас не вышли на уровень докризисного 2008 года. Для возможного устранения негативных последствий этого фактора Союз разработал ряд предложений и внес их на рассмотрение Правительств Санкт-Петербурга и России. Реализация наших предложений, ход модернизации экономики и её развитие в стране и регионах сегодня в первую очередь будет зависеть от органов государственной власти, которые будут сформированы избранным 4 марта Президентом страны. Сегодня у нас, как у избирателей пять кандидатов на этот пост и мы должны отдать свой голос тому, в кого мы верим, кто действительно способен улучшить жизнь наших людей, обеспечить экономическую и оборонную независимость и целостность нашей огромной страны. Для меня таким кандидатом является В.В. Путин и я уверен, что жизненный опыт и опыт государственного строительства помогут ему реализовать намеченное.
Наша задача будет заключаться в формировании совместно с Губернатором и Законодательной властью Санкт-Петербурга благоприятного делового и социального климата в регионе. Обеспечить, чтобы средства, выделенные из бюджетов всех уровней на программы и проекты, были направлены на достижение реального результата, который можно проконтролировать и оценить не по формальным, а по конкретным критериям. Я надеюсь, что новая власть будет мыслить категориями роста, в том числе это относится и к регионам, которые не имеют права жить сиюминутными решениями. Необходимо воссоздать систему перспективного, программного планирования как на государственном, так и на региональном уровне.
Еще одно положение, которое меня особо заинтересовало - это посыл о ведущей роли университетов в научном развитии. Я согласен, что в вопросах подготовки и привлечения будущих ученых к исследовательской работе их роль первостепенна. А если говорить о создании крупных, прорывных направлений, то в нашей стране опора делалась на фундаментальную академическую науку, на отраслевые научные, проектные, конструкторские и технологические организации, на военную науку. Атомный проект, космический проект и многие другие прорывные направления базировались на этой основе. Нужно сохранять и развивать уникальный научный потенциал, сосредоточенный в академической и отраслевой науке.
На мой взгляд, из пятерых кандидатов с этими задачами способен справиться только В.В. Путин.