Доклад А.А.Турчака - отчет 2013 год
ОТЧЕТ О деятельности СПП СПб за 2013 год
|
|
ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», |
17 апреля 2014 года, |
Уважаемые участники собрания!
Сегодня Президиум Союза и его Исполнительная дирекция отчитываются о проделанной работе. Хочу отметить, что итоги нашей деятельности - это результаты коллективного труда практически всех членов Союза.
Важное место в сохранении и упрочении стабильности в обществе по праву принадлежит Трехсторонней комиссии.
Все свои действия мы координировали с Правительством города, его комитетами. Деловые отношения сложились с профильными комиссиями Законодательного собрания, Антимонопольным комитетом, налоговой и таможенной службами, Представительством Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе. Особо хотел бы отметить наше взаимодействие с Российским Союзом промышленников и предпринимателей и его Президентом А.Н. Шохиным.
За отчетный период были проведены 4 заседания Президиума, ряд конференций, круглых столов, выставок.
В отчетном году Союз инициировал возрождение Промышленного совета города. Исполнительная дирекция активно работала с Правительством над Положением о Промышленном совете, его структурой и составом. В итоге большинство в Промышленном совете составляют представители организаций, выражающих интересы бизнес-сообщества - это, в первую очередь, руководители научных и промышленных предприятий. Председателем Промышленного совета является Губернатор Георгий Сергеевич Полтавченко. Из трех заместителей Председателя два - представители Союза (Владимир Катенев и Ваш покорный слуга). Ответственный секретарь - первый вице-президент Союза Сергей Бодрунов. Председатель экспертной комиссии - Николай Ковалев.
По нашей инициативе была доработана «Концепция развития промышленного комплекса Санкт-Петербурга на период до 2020 года». Новый вариант Концепции был рассмотрен и принят 8 ноября 2013 года на заседании Промышленного совета. К великому сожалению, Концепция до настоящего времени так и не приобрела статус официального документа, хотя согласно решению Промышленного совета, это должно было свершиться в 1-ом квартале текущего года.
Многие положения Концепции внесены в проект «Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года». Мы исходили из того, что научно-промышленный комплекс это экономическая основа социального развития города. В октябре 2013 года было проведено специальное заседание расширенных Президиумов Союза по данному вопросу.
Месяц назад мы подробно обсудили стоящие перед нами задачи на совместном с коллегами из Ленинградской области заседании, на котором выступили Губернатор Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко и член экономического Совета при Президенте РФ А.Л. Кудрин.
Как известно на днях у Губернатора прошло совещание с крупнейшими экономистами страны, на котором выделены главные направления социально-экономического развития города, одним из приоритетов заявлено развитие и модернизация научно-промышленного комплекса Санкт-Петербурга.
В прошедшем году нам удалось улучшить работу комитетов Союза. Отмечу наиболее результативные из них. Это: Комитет по рынку труда, профессиональному образованию и стандартам (председатель - Дмитрий Чернейко), Комитет по энергетической политике и энергоэффективности (председатель - Андрей Алтухов), Комитет по экологической, промышленной и технологической безопасности (председатель - Семен Гордышевский).
Отмечу, что востребованность Союза в качестве разработчика, эксперта и площадки при выработке социально-экономической политики города многократно возросла. Многие члены Союза участвуют в работе общественных советов при комитетах Правительства, различных комиссиях и координационных советах, функционирующих в Санкт-Петербурге. Призываю Вас более энергично отстаивать позиции Союза и всего бизнес-сообщества. Напомню требования Президента России, изложенные в Послании Федеральному собранию РФ 12 декабря 2013 года «Общественные советы не должны быть формальным придатком и декоративной структурой, а призваны выступать в роли экспертов, а порой и конструктивных оппонентов ведомств, быть активными участниками системы противодействия коррупции».
Многие члены Союза откликнулись на просьбу о помощи жителям Дальнего Востока, а в этом году - Крыма и г. Севастополя в приобретении материалов и оборудования для школ и детских домов. Организации «Кластера медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий» (руководитель - Марина Гирина) бесплатно организовали поставку медицинского оборудования для больниц Крыма и Севастополя.
Созданный в конце 2012 года Ассоциацией Банков Северо-Запада и Союзом Благотворительный фонд «Петербургские инициативы» в 2013 году начал свою деятельность по сбору пожертвований от организаций, предприятий и граждан Санкт-Петербурга на реализацию городской программы «Долг», по поддержке ветеранов Великой Отечественной войны. Средства, собранные в ходе реализации программы, направляются на приобретение для ветеранов предметов первой необходимости, путевок на санаторно-курортное лечение, медицинской помощи, на оказание помощи в ремонте квартир и сантехнического оборудования, а также на приобретение оргтехники для ветеранских организаций.
Собранные денежные средства в размере 15 млн. рублей были переданы по договору в Межрегиональный общественный фонд «Победа», который является оператором программы «Долг».
В этом году деятельность Благотворительного фонда будет продолжаться, поэтому призываю Вас, дорогие коллеги, участвовать в сборе пожертвований и финансировании мероприятий поддержки ветеранов Великой Отечественной войны.
Основные результаты нашей деятельности представлены в отчете, размещенном на сайте Союза промышленников и предпринимателей.
Теперь позвольте перейти от отчета к ситуации в нашей экономике.
В 2013 году Россия вступила в новую фазу своего социально-экономического развития. Можно констатировать завершение поступательного периода роста нашей экономики, продолжавшегося на протяжении последних 12 лет, в основе которого лежали восстановительные тенденции.
С формальной, макроэкономической точки зрения ситуация выглядит достаточно стабильной. Несмотря на снижение темпов, наша экономика растет, внешнеэкономический долг России достаточно низкий, занятость высокая, инфляция находится под контролем Центробанка.
Однако тенденции развития российской экономики уже не могут не вызывать тревогу. Резко затормозился экономический рост, который в прошлом году оказался ниже среднемирового - полтора процента в России на фоне почти трех процентов мировых. Это беспрецедентная ситуация для последнего десятилетия, если не считать 2009 год. Но тогда спад носил краткосрочный характер. Сейчас мы видим другую картину. Мировая экономика выходит из кризиса, ее темпы начинают повышаться, а положение у нас оказывается противоположным. В России начал действовать механизм торможения, который, в основном, обусловлен нашими внутренними причинами.
Несмотря на доносящиеся из министерств и ведомств заклинания о необходимости повышения производительности труда и модернизации, становится очевидным, что налогово-бюджетная стратегия ориентируется на относительное сокращение расходов и дефицит бюджетов всех уровней, а не на стимулирование спроса. К сожалению, по имеющейся информации в Минпромторге принято решение сократить федеральные Программы развития авиационной, радиоэлектронной и фармацевтической промышленности на 500 млрд. рублей. Выступавший на недавно прошедшем съезде РСПП Министр экономического развития Алексей Улюкаев охарактеризовал 2013 год годом упущенных возможностей с точки зрения создания новых стимулов для роста экономики и противодействия ее торможению.
Ситуация продолжила усугубляться и в этом году. При стабильной цене нефти Россия в первом квартале столкнулась с гигантским оттоком капитала, ростом стоимости займов и в итоге - с инвестиционным спадом на 5% за январь-февраль этого года, поставившим и так почти не растущую экономику на грань рецессии.
За два месяца этого года отток капитала, по оценке Минэкономразвития, составил 35 млрд. долларов США - это уже половина объемов прошлого года. Напомню, что за весь 2013 год отток составил 63 млрд. долларов США.
Алексей Улюкаев утверждает, что ведется работа по повышению доступности финансовых ресурсов для предприятий и компаний. Наверное действительно такие благие намерения есть, но проблема то заключается в том, что результаты для бизнеса практически не заметны. Тот, кто не попадает под действие специальных программ, вынужден отдавать за кредиты 15% годовых, причем попасть в эти программы очень не просто. Фактически такие ставки являются запредельными для национального производителя с его длинным циклом отдачи капиталовложений, но это позволяет себя удобно чувствовать импортерам с их высокой оборачиваемостью средств.
Как известно, объем промышленного производства в Петербурге в прошедшем году снизился по сравнению с 2012 годом на 1,2%. Наряду с объективными причинами (снижение выпуска табака, алкогольных напитков) на уменьшение производства повлияли внутренние факторы: недостаточное инвестирование в реальный сектор экономики, медленная модернизация основных фондов, низкая производительность труда, не задействованы огромные ресурсы академических, научно-исследовательских, проектных и вузовских организаций.
Падение продолжилось и в этом году. Индекс промышленного производства в январе-феврале этого года снизился на 5,6% по отношению к этому же периоду 2013 года. Ситуация не может не настораживать, ведь вклад промышленного комплекса в формирование доходной части бюджетов всех уровней по сравнению с другими секторами экономики города является наибольшим - более 40%, и снижение объемов неминуемо повлечет за собой уменьшение налогов. Наша с Вами задача - принять все меры по выправлению ситуации и обеспечению темпов роста выпуска продукции в текущем году.
В условиях не лучшей экономической конъюнктуры особое значение приобретает качество деловой среды, но у нас в России ситуация далека от идеала. Да, государство прилагает определенные усилия по улучшению делового климата. Реализуются разработанные с участием бизнес-сообщества дорожные карты по снижению административных барьеров. Уже появились довольно серьезные результаты, что было признано даже международными экспертами. Проблема в том, что «прорывы» наблюдались лишь по отдельным направлениям и проявились, в основном, на федеральном уровне.
Государство не первый год борется с избыточными административными барьерами для бизнеса. Но, по оценкам специалистов, на смену устраненным препятствиям приходят новые. Органы госрегулирования считают, что основные пробелы в сфере контроля, надзора и проверок российского бизнеса уже ликвидированы. А бизнес любые действия со стороны госорганов воспринимает как возведение новых административных барьеров. Самый свежий пример - новое указание Центробанка России. Теперь банки обязаны до приема на обслуживание компаний проверять их деловую репутацию. Кредитные организации должны требовать с клиентов отзывы о деловой репутации компании от других корпоративных клиентов банка, которые являются ее партнерами и/или информацию от других банков, в которых данная компания обслуживалась. В результате мы получаем еще один запущенный маховик бумаготворчества. На прошедшем съезде РСПП говорилось о том, что на федеральном уровне действуют около 170 тыс. подзаконных актов, на которые бизнес должен соответствующим образом реагировать, а ещё сюда надо приплюсовать документы родившиеся на региональном уровне.
Растет фискальная нагрузка на бизнес, несмотря на обещание ее не повышать. При этом уже не декларируется стабильность фискальной (и даже налоговой) нагрузки в среднесрочной перспективе, а работа по оценке эффективности налоговых льгот, похоже, ведется только для того, чтобы легализовать их отмену.
Ярким примером такого подхода является ситуация с малым бизнесом. Так, например, из-за непродуманного увеличения нагрузки в рамках реформирования системы обязательного социального страхования в 2013 году число индивидуальных предпринимателей только в Санкт-Петербурге, по оценкам экспертов, сократилось более чем на 22 тыс. человек, а корректировка принятого решения пока не привела к серьезному росту количества предпринимателей.
Малый бизнес обеспокоен отменой льготы по имущественному налогу - для тех, кто находится на упрощенной системе налогообложения или платит налог на вмененный доход. Новый закон обязует так называемых «упрощенцев» платить налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости. До сих пор они были освобождены от уплаты этого налога.
Как мы видим экономическая ситуация достаточно напряженная.
Традиционные факторы роста экономики в значительной мере исчерпаны. Внешнеэкономическая конъюнктура сложная, в том числе и из-за украинских событий.
10 апреля 2014 года Президент России Владимир Путин провёл совещание по вопросу импортозамещения в связи с угрозой прекращения поставок с Украины продукции для ряда отраслей российской промышленности, и в первую очередь, оборонно-промышленного комплекса. В этом совещании принял участие и выступил вице-президент Союза, генеральный директор ОАО «Звезда» Михаил Лобин.
Обращаясь к участникам совещания, Президент России сообщил: «Мы вчера на встрече с Правительством обсуждали возможность преодоления трудностей, которые могут возникнуть в случае недопоставки нам отдельных видов продукции оборонно-промышленного комплекса с Украины. Нам нужно понять, насколько эта угроза реальна, и, если она возникнет, как быстро, на каких российских предприятиях и за что (сколько нам это будет стоить) мы сможем развернуть собственное производство. У меня нет сомнений в том, что мы это сделаем, - вопрос только в сроках и стоимости. Сразу же скажу, что, конечно, если это произойдет, то это заставит нас откорректировать и гособоронзаказ, но уверен, что всё это - вещи тактического характера. И скорее всего в конечном итоге это пойдёт на пользу российской промышленности и экономики: будем вкладывать средства в развитие собственного производства».
Общее изменение экономической ситуации, связанное с замедлением темпа роста национальной экономики и ослаблением курса рубля, создаёт новые вызовы перед секторами реальной экономики. Это относиться и к организациям транспорта. В 2013 году решением Правительства Российской Федерации, Правительств Ленинградской области и Санкт-Петербурга учреждена автономная некоммерческая организация «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области». И даже с её образованием и проведением в сентябре 2013 и марте нынешнего года Координационных советов - нет конкретных решений по дальнейшему развитию: метрополитена, строительства ветки в аэропорт Пулково, развития легкорельсового транспорта, системы транспортно-пересадочных узлов, организации работы водных такси, по прежнему не решен вопрос с маршрутными автоперевозчиками. Не решен комплекс проблем, связанных с экологией и безопасностью пассажиров и движения.
Намеченные проекты не коррелируют с утвержденными программами, у многочисленных комитетов Правительства нет единого мнения.
В сентябре 2013 года вышло постановление городского Правительства о создании Транспортного совета, который должен:
-
объединить деятельность Комитетов по транспорту, благоустройству и развитию транспортной инфраструктуры, отвечающих за решение транспортных проблем;
-
инициировать разработку и принятие необходимых правовых и законодательных актов для заинтересованности в реализации проектов представителей бизнеса.
К сожалению, Совет до настоящего времени не приступил к активной работе.
Как показывают многочисленные опросы, бизнес ждет от государства, в первую очередь, определенности. И в этой связи, очень важна разработанная, как уже отмечалось ранее, с нашим участием «Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года», которая наметила долгосрочные ориентиры. Согласно Стратегии определен перечень из 17 государственных программ Санкт-Петербурга на 2015-2020 годы, проекты которых должны быть представлены на рассмотрение Правительства города уже в ближайшее время. Но к созданию этих программ пока бизнес-сообщество не привлечено. Такое положение необходимо немедленно исправлять. Считаю, что к разработке программ необходимо привлечь группы экспертов и представителей профессиональных сообществ, некоммерческих организаций, представляющих интересы промышленности и других секторов реальной экономики.
Возвращаясь к теме Промышленного совета, хочу отметить, уважаемые коллеги, что мы слабо используем площадку Промышленного совета для продвижения здравых предложений, для отстаивания интересов промышленности, для конструктивной критики политики городской власти по стимулированию и поддержке промышленного комплекса.
Что предлагает наш Союз по стимулированию развития промышленности города, отталкиваясь от намерений Минпромторга и Ваших предложений по введению налоговых льгот.
Первое. Внедрить долгосрочные налоговые льготы для новых предприятий, проекты создания которых не входят в перечень стратегических инвестиционных проектов Санкт-Петербурга, - снизить региональную часть налога на прибыль на 5 процентов.
Не может не беспокоить планируемые государством реформы по налогу на имущество организаций.
Второе. Создать Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга с целью обеспечения предприятиям, реализующим проекты по своему развитию, возможности осуществлять краткосрочное (до 2-3 лет) заимствование по ставкам, сравнимым с зарубежными странами. Сегодня банковская ставка, как уже ранее говорилось, для российских предприятий превышает 15% годовых, в то время как в США она составляет 2,5-3%, в еврозоне - 3-4%. Надо ли говорить, что такое положение дел неприемлемо и что российская промышленность изначально поставлена в невыгодное положение? Ситуацию уже давно пора менять.
Третье. Внедрить новый стимулирующий механизм - специальный инвестиционный контракт: это соглашение, которое заключается между инвестором и Правительством Санкт-Петербурга, которым инвестор обязуется создать новое предприятие, или внедрить новую продукцию в производство в определенном объеме выпуска, или модернизировать рабочие места, превратив их в высокотехнологичные (производительные). В свою очередь город обязуется оказать содействие путем облегчения налогового бремени, вплоть до налоговых каникул, инфраструктурой, городским заказом и другими способами, указанными в городском законе «Об основах промышленной политики».
Кроме того, Союз предлагает увеличить объем финансирования по некоторым видам субсидий, предусмотренных действующей программой «Наука. Промышленность. Инновации» - в первую очередь речь идет о субсидиях на затраты по лизинговым платежам при покупке оборудования, на повышение квалификации персонала, на аудит и закупку энергосберегающего оборудования, на закупку инновационной продукции кластера фармацевтической и медицинской промышленности для нужд здравоохранения города.
Несколько последних лет мы предлагаем более эффективно использовать признанный всеми механизм поддержки развития городской промышленности - государственный заказ Санкт-Петербурга. Необходимо заняться превращением горзаказа в истинное средство стимулирования городской промышленности: провести анализ закупленной промышленной продукции за последние два года, разработать план «импортозамещения» на среднесрочную перспективу; провести работу по планам закупок распорядителями бюджета на 2014 год с целью замещения планируемых закупок с других регионов и из-за рубежа. По сути - городской приоритет должен стать доминирующим при осуществлении городского заказа.
Мы считаем, что комитеты Правительства, в целях привлечения федерального финансирования, должны усилить свою работу в федеральных министерствах и ведомствах в интересах предприятий города при реализации федеральных целевых программ и государственного оборонного заказа.
Нельзя забывать о наших малых отраслях, таких как легкая промышленность. Да, её вклад в экономику города небольшой - около 1%, но это дополнительные рабочие места и увеличение налоговых поступлений в городской бюджет. Мы совместно с комитетом по промышленной политике и инновациям ведем работу по созданию индустриального парка легкой промышленности» с участием ведущих городских предприятий по производству обуви и швейных изделий. Хочу особо отметить, что именно эта отрасль лучше всех сработала в I квартале, индекс промышленного производства здесь составил 124,9 %.
Отдельный вопрос, и пожалуй главный - кадры. Какие масштабные проекты мы бы не задумывали, сколько бы денег в нашей стране ни было, если не будет творческих инженеров, высококвалифицированных рабочих, осуществить мы ничего не сможем. И говоря о подготовке кадров мы должны понимать, что в современных производствах в корне изменяется содержание труда не только инженерно-технических сотрудников, но и рабочих. От исполнительских функций, заданных и регламентированных в условиях индустриального производства, работник переходит к функциям управления технологическим процессом по выпуску продукции в сложных взаимодействующих системах предприятия. То есть человек не просто выполняет заданный объем работ в единицу времени, но оценивает ситуацию, контролирует процесс, принимает оперативные решения. При этом у него уменьшаются физические нагрузки, но значительно возрастают интеллектуальные затраты, формируются новые функции, растёт напряженность труда. Грядущее коренное изменение содержания квалификации промышленных кадров ставит новые задачи перед образовательными учреждениями.
Мониторинг Союза показывает, что каждое крупное предприятие ежегодно тратит на подготовку и переподготовку кадров около 10 млн. руб. Ряд предприятий - «Адмиралтейские верфи», «Водоканал», «Силовые машины» содержат свои учебные центры, «Климов» открыл в декабре прошлого года новый учебный центр. При участии Ассоциации предприятий радиоэлектроники создан кластер непрерывного образования и подготовки рабочих и инженерно-технических работников, в прошлом году при участии Союза создан «Центр подготовки специалистов для литейных производств».
При нашем активном участии создан «Северо-Западный центр оценки и сертификации квалификаций выпускников профессиональных образовательных учреждений и специалистов».
Как видим, действия членов Союза по вопросу подготовки кадров значительны. Нужна поддержка предприятиям со стороны Правительства города. Сегодня требуются стратегические решения на государственном уровне. И они должны быть направлены на решение, по большому счету, двух главных проблем.
Первое. Количественная несостыковка специальностей, по которым готовит кадры система профессионального образования, и специальностей, востребованных работодателями, что требует качественного прогнозирования движения рабочих мест и потребности в кадрах.
И второе - актуализация образования, наполнение учебных программ, что требует прогнозирования изменений в содержании профессий и построения на этой основе национальной системы квалификаций.
Считаю, что одним из элементов комплексного решения проблемы должно стать создание принципиально новой системы оценки квалификации, отвечающей современным требованиям экономики. Центральным звеном такой системы становится новое поколение профессиональных стандартов, которые должны служить основой для образовательных стандартов.
Президент России вчера подписал Указ о создании Национального Совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. Председателем Совета назначен А.Н. Шохин, как говорится: «и карты нам в руки»!
Завершая доклад, хотел бы ещё раз отметить, что именно мы с Вами несем основную ответственность перед горожанами за будущее социально-экономическое развитие нашего региона. Надеюсь, что в последующих выступлениях будут даны конкретные рекомендации Президиуму Союза, высказаны предложения в адрес законодательной и исполнительной власти региона, предложены пути совершенствования хозяйственного механизма Санкт-Петербурга.
Благодарю за внимание!