Выступление А.А.Турчака на заседании президиумов СПП СПб 10.12.2015 по госзаказу
Выступление А.А.Турчака на общем заседании президиумов РОР и ОО СПП СПб 10.12.2015 по теме «Государственный заказ Санкт-Петербурга - эффективное средство роста экономики города».
Год назад на Президиуме мы рассматривали вопросы участия предприятий города в реализации государственного заказа и сегодня можем подвести промежуточные итоги выполнения постановления Президиума.
В Союзе промышленников и предпринимателей создан Комитет по совершенствованию механизма формирования государственного заказа во главе с членом Президиума Союза, Президентом Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты В.И.Катеневым.
Активно работает, созданный по инициативе Союза, Координационный совет по конкурентной политике в Санкт-Петербурге. В текущем году на его заседаниях рассматривались вопросы:
- проведения закупок длительного производственного цикла и закупок с заключением контрактов жизненного цикла;
- об осуществлении банковского сопровождения контрактов;
- о прогнозе объемов продукции, закупаемой для государственных унитарных предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность города;
- о формировании приоритетного перечня продуктов и технологий, используемых в отраслях городского хозяйства и другие.
На территории выставочного комплекса «Ленэкспо» открылся Центр импортозамещения и локализации. По поручению Правительства Санкт-Петербурга Центром разработан электронный каталог продукции производимой отечественными предприятиями. С 15 ноября 2015 года всем предприятиям Санкт-Петербурга и Ленинградской области доступна открытая регистрация, что позволит существенно увеличить число заказчиков, поскольку ряд организаций уже используют для поиска отечественных аналогов импортной продукции Базу импортозамещения. Кроме того, продукция, зарегистрированная в данном каталоге, войдет в список потребностей исполнительных органов государственной власти и подведомственных учреждений Санкт-Петербурга.
Как видим, проведена значительная работа по информированию бизнеса о потребностях в продукции и услугах, по его поддержке при размещении городского заказа.
Вместе с тем Союз считает, что пока не создана четкая система взаимодействия исполнительных органов государственной власти и бизнеса по увеличению объемов размещения заказа Санкт-Петербурга на предприятиях города.
Поэтому важнейшей задачей на ближайший период должно быть создание такой информационной системы государственного заказа Санкт-Петербурга, которая позволит видеть не только результаты закупок, но и прогноз товарного потребления городскими заказчиками на плановый период (желательно на срок не менее 3 лет), требования к закупаемой продукции, её планируемые ценовые параметры. Необходима система, обслуживающая в режиме реального времени возможность отслеживать процесс формирования и размещения государственного заказа СПб. Структура такой системы и укрупненный алгоритм её работы должны быть согласованы с предпринимательским сообществом города. Она должна содержать предметную информацию о ходе формирования, прохождения и завершения государственных закупок всеми бюджетными заказчикам, включая ГУПы и др. заказчиков, у которых доля собственности города составляет не менее 20%. Считал бы целесообразным просить Правительство города решить вопрос о введении подобной отчетности с естественными монополистами и госкорпорациями в отношении их структурных подразделений, находящихся на территории Санкт-Петербурга.
Отрадно отметить, что в городе уже появляются интересные, новаторские формы взаимодействия ГУПов и промышленных предприятий.
Особо хочется отметить организованную нашими хозяевами ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» техническую выставку-ярмарку. На данной выставке были представлены технологии и оборудование, задействованное в основных и вспомогательных процессах «Водоканала», дана подробная информация об организации закупок, проведены тематические панельные дискуссии. Выставка вызвала значительный интерес у бизнеса, в её работе приняли участие свыше 300 представителей промышленности города, по итогам заключено несколько договоров на поставки продукции, а также около 30 соглашений о сотрудничестве. Считаем, что подобные мероприятия необходимо проводить всем Комитетам, обеспечивающим жизнедеятельность городского хозяйства.
Наращивание объемов производства продукции, работ, услуг на городских предприятиях и в организациях должно быть основной задачей практически всех исполнительных органов государственной власти. Представляется целесообразным введение такого задания для всех распорядителей городского бюджета. Базовым определяющим годом должен стать 2016 год.
Особого внимания заслуживает деятельность по формированию спроса на высокотехнологичную, инновационную продукцию. И в предыдущих комплексных программах и в Государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге" на
2015-2020 годы имеются соответствующие мероприятия.
Направленность их верная, но эффект от них, в силу отсутствия системного подхода, к сожалению, пока мал. Поэтому я надеюсь, что в ходе сегодняшнего обсуждения основного вопроса Повестки дня нашего заседания мы выработаем меры по его созданию и использованию в практической деятельности.