«ПОМОЩЬ РЕАЛЬНОМУ СЕКТОРУ ДОЛЖНА ВОЗРАСТИ В РАЗЫ»
Выступление президента СПП СПб А. А. Турчака на совместном заседании Федерального совета РСПП и Экспертного совета РСПП, 14 апреля 2009 года
В качестве вступления кратко расскажу. как отработала экономика Санкт-Петербурга в минувшем году. Индекс промышленного производства составил 104,1%. Значительно увеличился объем услуг, предоставляемых транспортными организациями. Ввод в действие жилья по сравнению с 2007 г. увеличился на 21,8% и составил более 3,2 млн кв. метров. Завершено строительство ряда ключевых объектов: восточное полукольцо Кольцевой автомобильной дороги, главное судопропускное сооружение Комплекса защитных сооружений от наводнений, первые очереди Морского пассажирского терминала и Фрунзенского радиуса метрополитена.
С октября 2008 г. в городе работает антикризисный штаб, который еженедельно рассматривает результаты мониторинга, проводимого параллельно государственными органами, объединением работодателей и Профсоюзами. Штаб принимает оперативные меры по решению возникающих проблем. В декабре на заседании президиума СПП СПб выступила губернатор В. И. Матвиенко с докладом по основным антикризисным мерам, в результате обсуждения которых было принято развернутое решение. В марте на президиуме Союза о ходе реализации намеченных мер сообщили два вице-губернатора, отвечающих за финансы и промышленность и строительство. Проделанная администрацией и руководителями предприятий и организаций работа позволила сохранить в городе устойчивый морально-психологический и предпринимательский климат.
Теперь о рассмотренной на днях Государственной Думой «Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год», в проекте которой второй по значимости проблемой названа недостаточная конкурентоспособность предприятий несырьевых секторов экономики. Причинами подобного положения являются:
-
низкая производительность труда,
-
сверхвысокие ставки по кредитам,
-
постоянный рост цен и тарифов на услуги монополистов,
-
высокие налоги,
-
глубоко порочный способ доведения государственного оборонного заказа (прошел первый квартал, заказ не доведен, а виновных нет!),
-
недостатки и дороговизна услуг,
-
инфляция, съедающая все усилия бизнеса по росту заработной платы.
Из этого далеко не полного списка видно, что несырьевой сектор работает в среде, способствующей его неконкурентоспособности. Деловой климат в России угнетает обрабатывающие производства, особенно высокотехнологичные и наукоемкие.
И это воспринимается как объективная реальность, как закон Ома и закон всемирного тяготения, с которыми не поспоришь. Что формирует такой «закономерный» деловой климат для несырьевых отраслей? Существующая законодательная и исполнительная базы!
Отсюда предложение для обсуждения: предусмотреть в антикризисной программе формирование в стране предпринимательской среды, позволяющей несырьевому сектору быть конкурентоспособным.
Срочно нужна промышленно-инновацион-ная политика. Необходимо выделение в её составе приоритетных видов научно-промышленной деятельности, создание для этих приоритетных видов сугубо протекционистского делового климата в налоговом, таможенном, финансовом, материальном, трудовом и информационном аспектах. Есть ряд видов экономической деятельности, которые по существу, а не по форме, обусловливают суверенитет страны. Это, в частности, оборонный и аграрно-промышленный комплексы, энергетическое и атомное машиностроение, фармацевтическая промышленность.
О необходимости принятия грамотной промышленной политики и прогнозирования неоднократно говорилось. Давались соответствующие поручения. Пока этот важнейший вопрос не решен. Может быть, расчет делается на невидимую руку рынка, которая сама все решит. Но хочу напомнить, что в наиболее развитой стране мира - США - все эти процессы строго планируются, финансируются и контролируются Конгрессом и Сенатом.
Это особенно важно сейчас, когда многие эксперты прогнозируют, что выход из кризиса будет сопряжен с необходимостью смены существующего технологического уклада. В результате потребуется принципиально новая инновационная экономика на основе нано-, био- и информационных технологий. Страны, которые этого не сделают, навсегда останутся в роли колоний и поставщиков ресурсов на мировой рынок. Например, в США в антикризисном плане Полсона предусмотрена поддержка промышленности за счет специального инновационного фонда, удвоение (!) расходов федерального бюджета на НИОКР и частичное финансирование новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях.
Кризис это не в последнюю очередь потеря доверия между деловыми партнерами в бизнесе. Восстановить это доверие посредством широкой программы государственного заказа, гособоронзаказа, федеральных целевых программ - задача государства. Бизнес готов быть соисполнителем в надежных проектах такого рода. А после выхода из кризиса пальма первенства должна перейти к бизнесу. В проекте антикризисной программы предусмотрено снижение объема государственных инвестиций по сравнению с ранее запланированным - это очень плохо! Нужно любой ценой, например, за счет снижения поддержки банков, увеличить объем государственных инвестиций в промышленность. Это должно быть первым и главным условием антикризисной работы.
Центробанк обнародовал показатели средней банковской ставки по рублевым кредитам. Начиная с середины прошлого года они устойчиво растут. Причем рост начинается и без того со сверхвысокого показателя 12%. В январе текущего года средняя ставка уже превысила 17%. А у многих она превышает 20%. Кредиты до реального сектора практически не доходят или доходят со ставками, заведомо превышающими среднюю рентабельность в промышленности. Полученные банками средства направляются преимущественно на валютный рынок и выводятся из страны. И им - банкам - трудно предъявлять претензии. Задача банков - не поддержка реального сектора экономики, а рост прибыли и рост капитализации в интересах акционеров. Эту задачу банки и решают. Кредитовать реальный сектор в условиях кризиса - операция с высоким уровнем риска. Отсюда нежелание выдавать кредиты, сверхвысокие ставки кредитования, мотивация к производству денег из денег на мировом финансовом рынке, минуя реальный сектор отечественной экономики.
В глобальной экономике положение прямо противоположное. Ставка рефинансирования в США снижена до беспрецедентного уровня 0-0,25%. В Европе финансовые власти зоны «евро» опустили ставку до уровня 2,5% годовых. Банк Англии снизил ставку до 2%. В Японии, где ставка традиционно низка, сейчас она практически на нуле. Китай тоже идет по пути снижения ставок, пытаясь удержать экономику в зоне активного роста.
Разница в подходах к кредитованию ставит иностранных производителей в заведомо более выгодное положение по отношению к отечественным.
В условиях кризиса роль государства должна резко возрасти. Это признают практически все. Может быть, надо начать именно с банковского сектора, с его реструктуризации?
Рассмотрим количественную оценку средств, выделенных на поддержку деловой активности. На поддержку банков дополнительно к ранее выделенным 4 трлн предполагается выделить еще около 2 трлн рублей. Опять в числе получателей помощи крупные системообразующие банки. Опять средства могут не дойти до средних и малых банков. А ведь именно они кредитуют средний и малый бизнес. Теперь посмотрим, что выделяется реальному сектору экономики. Здесь цифры на порядки ниже - десятки, реже сотни миллиардов. Например, на субсидии предприятиям ОПК предполагается направить 15 млрд, на государственную поддержку экспорта - «целых» 6 млрд рублей! И это для решения самой главной стратегической задачи страны - роста конкурентоспособности в мировой экономике! Известно, что только Объединенная авиастроительная корпорация запросила у государства 200 млрд, а Ростехнологии - ещё на 62 млрд рублей больше.
Правда, есть и сотни миллиардов рублей -300 млрд получат предприятия за счет выпадающих из бюджета доходов из-за снижения налога на прибыль. Интересно, как подсчитан этот показатель? Неужели от всех запросили план по прибыли на 2009 год? Можно предположить, что это также виртуальный показатель виртуальной помощи реальному сектору.
В проекте Программы сказано, что Правительство будет с особой осторожностью подходить к регулированию тарифов, соизмеряя их с задачами сдерживания инфляции.
На наш взгляд фразу, об особой осторожности нужно заменить на - установить цены и тарифы монополистов хотя бы на уровне 1 квартала 2009 года. Рост цен в условиях кризиса может вызвать взрывоопасную ситуацию в стране.
Важнейшей составляющей экономики России является оборонный комплекс. Он обеспечивает безопасность страны, одновременно выполняя роль главного инновационного двигателя экономики. К сожалению, именно этот сектор находится в крайне неблагоприятном деловом климате. В подтверждение рассмотрим ситуацию с гособоронзаказом (ГОЗ) на 2009 год:
-
объявление конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом -март-апрель 2009;
-
заключение контрактов с головными исполнителями - апрель-май;
-
заключение контрактов между головным исполнителем и соисполнителем -май-июнь;
-
авансирование в лучшем случае -после июня.
Есть большие сомнения в соблюдении и этих сроков.
У большинства предприятий производственный цикл - 6-9 месяцев. Когда выполнять этот заказ? А ведь еще есть длиннейшая цепочка смежников! Технология формирования ГОЗ находится в вопиющем противоречии с технологическим циклом предстоящих работ.
Предприятиям навязывают твердую фиксированную цену на продукцию по ГОЗ. Для НИОКР и продукции с длительным циклом (в судостроении доходит до 10-15 лет) это нереально.
В настоящее время, несмотря на утвержденные дефляторы, Минэкономразвития и заказывающие управления Минобороны РФ применяют свои, принятые внутренними документами, которые не отражают реальную рыночную действительность.
Показатель заработной платы, принимаемый в расчет, в подавляющем большинстве берется среднегодовой, что фактически снижает уровень зарплаты, достигнутый в 4 квартале 2008 года.
Заказчики не принимают в расчет фактические затраты в случаях резкого повышения в течение года цен на отдельные виды сырья, материалов, энергоресурсов.
Показатель прибыли, закладываемый в цену, каждое заказывающее управление устанавливает свой.
В настоящее время авансирование выделяется на уровне не более 40% (изредка может быть до 80%).
До предприятий авансы доходят с опозданием, а в госконтрактах заказчик навязывает пункт «...отсутствие авансирования не освобождает от исполнения контракта в полном объеме».
Возникает естественный вопрос. А нужно ли формировать гособоронзаказ на основе конкурсов в условиях исторически сложившегося монополизма в этом секторе? Нужно ли кредитоваться под выполнение госзаказа, а потом отдавать банкам заложенные пушки, танки и ракеты?
Представляется, что 94-й федеральный закон для Гособоронзаказа не работает и требует срочного пересмотра.
Помощь реальному сектору должна возрасти в разы в соответствии с указаниями Президента и Председателя Правительства Российской Федерации.
Петербург в зеркале
№2 (47) 2009