«ПОМОЩЬ РЕАЛЬНОМУ СЕКТОРУ ДОЛЖНА ВОЗРАСТИ В РАЗЫ»

Выступление президента СПП СПб А. А. Турчака на совместном заседании Федерального совета РСПП и Экспертного совета РСПП, 14 апреля 2009 года

В качестве вступления кратко расскажу. как отработала экономика Санкт-Петербурга в минувшем году. Индекс промышленного производства составил 104,1%. Значительно увеличился объем услуг, предоставляемых транспортными орга­низациями. Ввод в действие жилья по сравне­нию с 2007 г. увеличился на 21,8% и составил более 3,2 млн кв. метров. Завершено строитель­ство ряда ключевых объектов: восточное полу­кольцо Кольцевой автомобильной дороги, главное судопропускное сооружение Комплек­са защитных сооружений от наводнений, пер­вые очереди Морского пассажирского терми­нала и Фрунзенского радиуса метрополитена.

С октября 2008 г. в городе работает анти­кризисный штаб, который еженедельно рас­сматривает результаты мониторинга, прово­димого параллельно государственными органами, объединением работодателей и Профсоюзами. Штаб принимает оперативные меры по решению возникающих проблем. В декабре на заседании президиума СПП СПб выступила губернатор В. И. Матвиенко с до­кладом по основным антикризисным мерам, в результате обсуждения которых было приня­то развернутое решение. В марте на президи­уме Союза о ходе реализации намеченных мер сообщили два вице-губернатора, отвечаю­щих за финансы и промышленность и строи­тельство. Проделанная администрацией и ру­ководителями предприятий и организаций работа позволила сохранить в городе устой­чивый морально-психологический и пред­принимательский климат.

Теперь о рассмотренной на днях Государ­ственной Думой «Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год», в проекте которой второй по зна­чимости проблемой названа недостаточная конкурентоспособность предприятий несырьевых секторов экономики. Причинами подоб­ного положения являются:

  • низкая производительность труда,
  • сверхвысокие ставки по кредитам,
  • постоянный рост цен и тарифов на услуги монополистов,
  • высокие налоги,
  • глубоко порочный способ доведения государственного оборонного заказа (прошел первый квартал, заказ не доведен, а виновных нет!),
  • недостатки и дороговизна услуг,
  • инфляция, съедающая все усилия бизнеса по росту заработной платы.

Из этого далеко не полного списка видно, что несырьевой сектор работает в среде, спо­собствующей его неконкурентоспособности. Деловой климат в России угнетает обрабаты­вающие производства, особенно высокотех­нологичные и наукоемкие.

И это воспринимается как объективная ре­альность, как закон Ома и закон всемирного тяготения, с которыми не поспоришь. Что формирует такой «закономерный» деловой климат для несырьевых отраслей? Существую­щая законодательная и исполнительная базы!

Отсюда предложение для обсуждения: пре­дусмотреть в антикризисной программе фор­мирование в стране предпринимательской среды, позволяющей несырьевому сектору быть конкурентоспособным.

Срочно нужна промышленно-инновацион-ная политика. Необходимо выделение в её со­ставе приоритетных видов научно-промыш­ленной деятельности, создание для этих приоритетных видов сугубо протекционист­ского делового климата в налоговом, тамо­женном, финансовом, материальном, трудо­вом и информационном аспектах. Есть ряд видов экономической деятельности, которые по существу, а не по форме, обусловливают су­веренитет страны. Это, в частности, оборон­ный и аграрно-промышленный комплексы, энергетическое и атомное машиностроение, фармацевтическая промышленность.

О необходимости принятия грамотной промышленной политики и прогнозирования неоднократно говорилось. Давались соответ­ствующие поручения. Пока этот важнейший вопрос не решен. Может быть, расчет делает­ся на невидимую руку рынка, которая сама все решит. Но хочу напомнить, что в наиболее развитой стране мира - США - все эти процессы строго планируются, финансируются и контролируются Конгрессом и Сенатом.

Это особенно важно сейчас, когда многие эксперты прогнозируют, что выход из кризи­са будет сопряжен с необходимостью смены существующего технологического уклада. В результате потребуется принципиально но­вая инновационная экономика на основе нано-, био- и информационных технологий. Страны, которые этого не сделают, навсегда останутся в роли колоний и поставщиков ре­сурсов на мировой рынок. Например, в США в антикризисном плане Полсона предусмотре­на поддержка промышленности за счет специ­ального инновационного фонда, удвоение (!) расходов федерального бюджета на НИОКР и частичное финансирование новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях.

Кризис это не в последнюю очередь потеря доверия между деловыми партнерами в бизне­се. Восстановить это доверие посредством ши­рокой программы государственного заказа, гособоронзаказа, федеральных целевых про­грамм - задача государства. Бизнес готов быть соисполнителем в надежных проектах такого рода. А после выхода из кризиса пальма пер­венства должна перейти к бизнесу. В проекте ан­тикризисной программы предусмотрено сниже­ние объема государственных инвестиций по сравнению с ранее запланированным - это очень плохо! Нужно любой ценой, например, за счет снижения поддержки банков, увеличить объем государственных инвестиций в про­мышленность. Это должно быть первым и глав­ным условием антикризисной работы.

Центробанк обнародовал показатели сред­ней банковской ставки по рублевым кредитам. Начиная с середины прошлого года они ус­тойчиво растут. Причем рост начинается и без того со сверхвысокого показателя 12%. В январе текущего года средняя ставка уже превысила 17%. А у многих она превышает 20%. Кредиты до реального сектора практи­чески не доходят или доходят со ставками, за­ведомо превышающими среднюю рентабель­ность в промышленности. Полученные банками средства направляются преимуще­ственно на валютный рынок и выводятся из страны. И им - банкам - трудно предъявлять претензии. Задача банков - не поддержка ре­ального сектора экономики, а рост прибыли и рост капитализации в интересах акционеров. Эту задачу банки и решают. Кредитовать ре­альный сектор в условиях кризиса - операция с высоким уровнем риска. Отсюда нежелание выдавать кредиты, сверхвысокие ставки кре­дитования, мотивация к производству денег из денег на мировом финансовом рынке, минуя реальный сектор отечественной экономики.

В глобальной экономике положение прямо противоположное. Ставка рефинансирования в США снижена до беспрецедентного уровня 0-0,25%. В Европе финансовые власти зоны «евро» опустили ставку до уровня 2,5% годо­вых. Банк Англии снизил ставку до 2%. В Япо­нии, где ставка традиционно низка, сейчас она практически на нуле. Китай тоже идет по пути снижения ставок, пытаясь удержать эко­номику в зоне активного роста.

Разница в подходах к кредитованию ставит иностранных производителей в заведомо бо­лее выгодное положение по отношению к отечественным.

В условиях кризиса роль государства дол­жна резко возрасти. Это признают практи­чески все. Может быть, надо начать именно с банковского сектора, с его реструктуриза­ции?

Рассмотрим количественную оценку средств, выделенных на поддержку деловой активности. На поддержку банков дополни­тельно к ранее выделенным 4 трлн предпола­гается выделить еще около 2 трлн рублей. Опять в числе получателей помощи крупные системообразующие банки. Опять средства могут не дойти до средних и малых банков. А ведь именно они кредитуют средний и ма­лый бизнес. Теперь посмотрим, что выделяется реальному сектору экономики. Здесь цифры на порядки ниже - десятки, реже сотни миллиар­дов. Например, на субсидии предприятиям ОПК предполагается направить 15 млрд, на государственную поддержку экспорта - «це­лых» 6 млрд рублей! И это для решения самой главной стратегической задачи страны - роста конкурентоспособности в мировой экономике! Известно, что только Объединенная авиастро­ительная корпорация запросила у государства 200 млрд, а Ростехнологии - ещё на 62 млрд рублей больше.

Правда, есть и сотни миллиардов рублей -300 млрд получат предприятия за счет выпа­дающих из бюджета доходов из-за снижения налога на прибыль. Интересно, как подсчитан этот показатель? Неужели от всех запросили план по прибыли на 2009 год? Можно предпо­ложить, что это также виртуальный показа­тель виртуальной помощи реальному сектору.

В проекте Программы сказано, что Прави­тельство будет с особой осторожностью под­ходить к регулированию тарифов, соизмеряя их с задачами сдерживания инфляции.

На наш взгляд фразу, об особой осторож­ности нужно заменить на - установить цены и тарифы монополистов хотя бы на уровне 1 квартала 2009 года. Рост цен в условиях кри­зиса может вызвать взрывоопасную ситуацию в стране.

Важнейшей составляющей экономики Рос­сии является оборонный комплекс. Он обес­печивает безопасность страны, одновременно выполняя роль главного инновационного двигателя экономики. К сожалению, именно этот сектор находится в крайне неблагопри­ятном деловом климате. В подтверждение рассмотрим ситуацию с гособоронзаказом (ГОЗ) на 2009 год:

  • объявление конкурсных процедур в соответствии с Федеральным законом -март-апрель 2009;
  • заключение контрактов с головными исполнителями - апрель-май;
  • заключение контрактов между головным исполнителем и соисполнителем -май-июнь;
  • авансирование в лучшем случае -после июня.

Есть большие сомнения в соблюдении и этих сроков.

У большинства предприятий производ­ственный цикл - 6-9 месяцев. Когда выпол­нять этот заказ? А ведь еще есть длиннейшая цепочка смежников! Технология формирова­ния ГОЗ находится в вопиющем противоре­чии с технологическим циклом предстоящих работ.

Предприятиям навязывают твердую фикси­рованную цену на продукцию по ГОЗ. Для НИОКР и продукции с длительным циклом (в судостроении доходит до 10-15 лет) это не­реально.

В настоящее время, несмотря на утверж­денные дефляторы, Минэкономразвития и за­казывающие управления Минобороны РФ применяют свои, принятые внутренними до­кументами, которые не отражают реальную рыночную действительность.

Показатель заработной платы, принима­емый в расчет, в подавляющем большин­стве берется среднегодовой, что фактичес­ки снижает уровень зарплаты, достигнутый в 4 квартале 2008 года.

Заказчики не принимают в расчет факти­ческие затраты в случаях резкого повыше­ния в течение года цен на отдельные виды сырья, материалов, энергоресурсов.

Показатель прибыли, закладываемый в цену, каждое заказывающее управление устанавливает свой.

В настоящее время авансирование выде­ляется на уровне не более 40% (изредка мо­жет быть до 80%).

До предприятий авансы доходят с опоз­данием, а в госконтрактах заказчик навязы­вает пункт «...отсутствие авансирования не освобождает от исполнения контракта в полном объеме».

Возникает естественный вопрос. А нужно ли формировать гособоронзаказ на основе конкурсов в условиях исторически сложив­шегося монополизма в этом секторе? Нужно ли кредитоваться под выполнение госзаказа, а потом отдавать банкам заложенные пушки, танки и ракеты?

Представляется, что 94-й федеральный закон для Гособоронзаказа не работает и требует срочного пересмотра.

Помощь реальному сектору должна воз­расти в разы в соответствии с указаниями Президента и Председателя Правительства Российской Федерации.

 

Петербург в зеркале

№2 (47) 2009