Выступление А.А.Турчака на Президиуме СПП СПб 23.06.2016

Уважаемые коллеги!

Данные статистики показывают улучшение ситуации в промышленности Санкт-Петербурга. За 5 месяцев 2016 года индекс промышленного производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 102,2%. И это очень важно, ведь промышленный комплекс Санкт-Петербурга - это четверть валового регионального продукта, 39% налоговых поступлений, пятая часть работающего населения. Город обеспечивает 11% общего объема машиностроительной продукции России.

Наиболее высокие темпы прироста - 22,8% достигнуты за счет увеличения производства импортозамещающих товаров, их добилась пищевая промышленность, её доля в обрабатывающем производстве составляет 14%.

Также демонстрирует рост: химическое производство, деревообработка, производство электрооборудования и ОПК.

В прошлом году в 1,6 раза увеличилась прибыль предприятий. В I квартале рост составил 70%.

Темп роста номинальной заработной платы в Санкт-Петербурге по итогам 1 квартала 2016 г. выше, чем в среднем по России (107,7%) и составляет 110,2%.

Поступления в консолидированный бюджет Санкт-Петербурга выросли на 15%. Значительная часть платежей поступает от малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Постепенно растет и число предпринимателей, выбравших патентную систему. Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы, в 1 квартале 2016 г. увеличился почти в 1,5 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Возвращаясь к показателям городской промышленности отмечу, что не у всех отраслей идет рост, к сожалению продолжают падать показатели в легкой промышленности, производстве транспортных средств и оборудования.

Если продолжать говорить о показателях - то не могу не отметить резкий рост в прошлом году общей прибыльности предприятий - в 1,6 раза, что типично для всей страны - об этом недавно нам,
на встрече с членами Союза, говорил академик Аганбегян. К сожалению, рост прибыльности предприятий происходит на фоне падения инвестиций. Одна из причин донной ситуации, по его мнению, - это общая неопределенность в экономике и проводимой политике.

Вместе с тем хотелось бы отметить, что правительство города делает многое для привлечения инвестиций. Изменено законодательство для предприятий, осуществляющих крупные капитальные вложения и создающих высокоэффективные и высокооплачиваемые рабочие места, установлены льготы по налогам на прибыль, имущество, земельному налогу. Открыто единое окно по оформлению необходимых документов. Новый порядок сокращает сроки прохождения процедур по передаче инвестору городских объектов недвижимости. Предусмотрены льготы по арендной плате за землю, если на ней предприниматель возведет детский сад, школу, спортклуб или медицинское учреждение.

В городе действует Штаб по работе с предприятиями, оказывающими существенное влияние на экономику города. Утвержден перечень системообразующих предприятий из 133 организаций с закреплением их за конкретными представителями государственной власти Санкт-Петербурга.

В сентябре прошлого года начал работу Центр импортозамещения и локализации, делающий полезное  дело.

Руководителям предприятий и организаций при разработке и реализации научно-промышленной политики необходимо определить те виды деятельности, по которым имеются, или могут быть вновь созданы хорошие заделы (научные, технологические, производственные, кадровые), что позволило бы наметить прорывные направления. Необходимо эффективнее использовать Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга, было бы правильно докапитализировать Фонд на один миллиард рублей, не использованных в прошлом году.

 Наш город не сможет сохранить статус научного и культурного центра, если в нем не будет условий для развития производства.

Президент России В.В. Путин, выступая на недавно состоявшемся юбилейном экономическом Форуме, неоднократно говорил о необходимости возрождать и развивать высокотехнологичное производство. В частности о подчеркивал, что там, где развивается реальное производство с его сотнями тысяч конкретных задач, требующих изобретательности и напряжения разума, там есть и наука, и образование, и финансы.

Особое внимание Президент обратил на необходимость срочного перехода в экономике страны к новому технологическому укладу.

Как известно, уже работают ключевые направления нового уклада: биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы. Эти виды деятельности необходимо развивать в обязательном и приоритетном порядке.

Совсем коротко, в рамках дозволенного, о Гособоронзаказе и имеющихся проблемах.
Остановлюсь на некоторых из них. На мой взгляд прошли необоснованные сокращения в организациях военной науки, а также ликвидация на многих предприятиях самостоятельных военных приемок.

Это  привело к значительному увеличению времени рассмотрения и согласования технических, договорных и ценовых документов, что негативно сказывается на сроках подготовки и проведении конкурсных процедур, открытии финансирования и проведении окончательных расчетов за поставленную продукцию. Теперь к этому добавились банковские структуры и антимонопольный комитет. У наших зарубежных конкурентов подобных проблем похоже нет. Сошлюсь на информацию из США.

29 марта этого года в расположенном в Вашингтоне «Центре стратегических и международных исследований» состоялась конференция под названием «Современные глобальные вызовы безопасности». На этом форуме с докладом выступил Председатель Комитета начальников штабов, генерал Джозеф Данфорд, который в частности сказал, что технологическое превосходство ВС США над армиями других стран является залогом успешного решения задач по обеспечению национальной безопасности Америки.
Для поддерживания достигнутого уровня развития вооружения и военной техники Министерство обороны должно непрерывно направлять свои усилия на развитие и укрепление структур национальной и гражданской промышленности, государственных лабораторий и академических подразделений, обеспечивающих Пентагон результатами последних изысканий научного и технологического характера, которые должны или могут быть использованы в военной сфере.

Как говорится: комментарии излишни. Отмечу только, что военные расходы США в 2015 году составили 596 млрд. долларов, а в РФ - 66,4 млрд. долларов.

На днях госпожа Меркель выступила с заявлением о том, что необходимо увеличить военные расходы Германии. Эти же планы существуют практически во всех странах НАТО. Есть над чем задуматься.

Выступая вчера на заседании Госдумы, Президент России В.В.Путин еще раз заявил, что НАТО усиливает агрессивную риторику и активность у границ России, в связи с чем необходимо принять меры по усилению безопасности. «В этих условиях мы обязаны уделить особое внимание решению задач, связанных с повышением обороноспособности нашей страны» - сказал Путин.

Благодарю за внимание.