7 сентября 2016 года в Улан-Уде прошла встреча Д.А. Медведева с представителями бизнеса, в которой принял участие М.А. Лобин

Дата: 
09/09/2016 13:55

 

7 сентября 2016 года Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев в Улан-Уде провел встречу с представителями бизнеса, в которой принял участие генеральный директор, первый вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Михаил Александрович Лобин.

В ходе встречи Генеральный директор Союза промышленников Санкт-Петербурга Михаил Лобин представил предложения в области профобразования Председателю Правительства Дмитрию Медведеву:

- Проблема подготовки высококвалифицированных кадров приобретает всё более острый характер. Это показал увеличившийся государственный оборонный заказ и программы импортозамещения. К сожалению, высшая школа и средняя профессиональная школа не успевают за динамично развивающимся научно-техническим прогрессом, применением новых технологий, изменением технологических укладов, который происходит в промышленности, в том числе у нас в Санкт-Петербурге. Но в этой связи мы не сидим на месте и не ждём у моря погоды, а создаём профессиональные школы молодых рабочих, открываем кафедры. В частности, на руководимом мной последние четыре года машиностроительном предприятии - заводе «Звезда», известном Вам, мы открыли кафедру Государственного политехнического университета, где успешно проходят практику студенты. Они там пишут рефераты уже на конкретные темы, которые применяются, участвуют в конструкторско-технологических разработках, которые ведутся сотрудниками завода «Звезда». И так делают многие предприятия - завод «Авангард» и так далее.

В чём проблема? Мне кажется, что необходимо в области дуального образования расширить поле деятельности, где студенты, которые приобретают определённые профессиональные знания, больше времени уделяли работе на профильных предприятиях, применяя знания, которые они получили. Это первое предложение.

Второе предложение: рассмотреть возможность разрешить мастерскому составу, научно-техническому составу промышленных предприятий проводить обучение, даже не имея специального высшего педагогического образования. Поскольку это профессионалы, они работают в реальном секторе.

И третье: необходимо установить целевые показатели качества обучения по конкретным специальностям, согласованным с профессиональными объединениями, в том числе и такими, как Союз промышленников и предпринимателей.

Д.Медведев: Несмотря на развитую систему профессионального образования - высшего и среднего, профессиональной ориентации, и в советский период существовал большой разрыв между базовыми знаниями, которые давал институт, и потребностями на практике, работой на заводе или предприятии, который так или иначе компенсировался. И сейчас эта проблема существует, предприниматели её знают. Далеко не всегда специалиста со студенческой скамьи после получения диплома можно сразу же поставить на производство. Это не только наша проблема, всегда есть разрыв между теорией и практикой. Поэтому в мире появилась система дуального образования, когда человек учится в университетских стенах, но параллельно приходит, что называется, к станку, на практику, и верифицирует знания, которые получил: тому ли он научился, правильные ли у него знания и навыки. Это очень полезно, и это в интересах любого предпринимателя, потому что это уже годный специалист.

Конечно, мы эту систему будем развивать и дальше. Для этого есть и законодательные решения, и решения, принятые на уровне Правительства. Для этого мы в целом совершенствуем систему профессионального образования. Мы этим начали заниматься лет десять назад, когда появился первый вариант национального проекта. Мы взялись за модернизацию системы колледжей, техникумов, переоснащение их современным оборудованием. Тогда появилась программа, которая имела большое значение, когда на базе софинансирования часть денег давала Российская Федерация, то есть федеральный бюджет, часть денег - регион и часть - предприниматели. Тройное софинансирование - и довольно большое количество средних специальных учебных заведений стали более современными. Сейчас такие программы будут продолжены. Мы как раз за это взялись. Обязательно вместе с бизнесом этим займёмся в дальнейшем.

Мы участвуем, вы знаете, в различных крупных мероприятиях мирового уровня типа WorldSkills (соревнования по профессиональному мастерству). Это очень сильно поднимает уровень.

Наконец, нужно облегчать существующие возможности. Вы упомянули, насколько я понял, о возможности использовать мастеров производственного обучения, просто специалистов, наставников, чтобы они помогали в освоении профессиональных навыков студентам, которые приходят из колледжей, университетов, чтобы они им сами преподавали, даже при отсутствии специального педагогического образования. Это и сейчас возможно, здесь всё на усмотрение самого работодателя. Институт наставничества, который регулируется у нас определёнными решениями, никто не отменял. Хотя юридическую ответственность за уровень образования, конечно, несёт само образовательное учреждение - университет или колледж, который направил соответствующего студента. Но для мастеров, для тех, кто работает на производстве, такая возможность существует и сегодня. Если надо нормативные документы подправить, мы готовы это сделать.

Полная стенограмма мероприятия на сайте Правительства: http://government.ru/news/24445/