Выступление А.А.Турчака на заседании Правительства 11.04.2017
Уважаемый Георгий Сергеевич!
Уважаемые члены Правительства! Коллеги!
В докладе Максима Семеновича Мейксина подробно доложен ход реализации программы «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге».
Безусловно, программа приносит реальную пользу научно-промышленному комплексу не только Санкт-Петербурга, но и страны в целом, и те меры поддержки со стороны города, которые получает реальный сектор экономики весьма эффективны.
За последние годы на развитие промышленности выделены значительные средства, так только в этом году сумма составляет почти 3 млрд. рублей.
Как отмечал докладчик, кроме уже существующих мер поддержки промышленности в прошлом году в целях расширения экспортной деятельности предоставлялись дополнительные городские субсидии в размере 143 млн. рублей. Надеемся, что и в этом году, объем выделенных средств не только сохранится, но и будет увеличен.
Дополнительной стимулирующей мерой поддержки предприятий являются конкурсы на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга:
- «За увеличение производительности труда на промышленных предприятиях Санкт-Петербурга»;
- «За создание высокотехнологичных рабочих мест».
Не могу не отметить работу Фонда развития промышленности Санкт-Петербурга.
Экспертизу проектов, финансирование которых осуществляется за счет средств Фонда, ведет Экспертный совет, в состав которого входят представители нашего Союза.
Считаем правильным решение о расширении диапазона выдачи льготных займов, который предполагается установить в размере от 30 до 150 млн. рублей.
Правительство города оказывает предприятиям всестороннюю поддержку на федеральном уровне.
Это, безусловно, дает положительные результаты.
Только по итогам 2016 года предприятия Санкт-Петербурга добились финансовой поддержки из федерального бюджета в объеме более 13 млрд. рублей.
По инициативе Г.С. Полтавченко и бизнес-сообщества региона для успешной реализации принятой в нашем городе «Стратегии - 2030», был создан Штаб по улучшению условий ведения бизнеса в Санкт-Петербурге.
21 марта 2017 года под председательством Губернатора состоялось второе заседание Штаба, на котором были проанализированы результаты работы за 1 квартал 2017 года и определены основные направления на ближайший период. Следует отметить, что и в основном докладе, и в выступлениях членов Штаба были высказаны конкретные предложения по совершенствованию условий ведения бизнеса, изменения региональной законодательной базы. Следует признать, что это будет способствовать более успешному ведению бизнеса и реализации обсуждаемой сегодня Программы.
Но этого мало, необходимы решения на уровне Государства, которые были сформулированы во время прошедшего недавно съезда РСПП и, в основном, поддержаны Президентом РФ В.В.Путиным, принявшем участие в его работе.
Как уже отмечалось в докладе важную роль в городской экономике играют предприятия ОПК. Правительством города ведется целенаправленная работа по поддержке предприятий оборонно-промышленного комплекса. На постоянной основе проводится мониторинг госконтрактов, финансирования и выполнения работ в рамках ГОЗ. Это сказалось на результатах работы предприятий ОПК, которые во многом определяют рост валового продукта петербургской промышленности и развития научной сферы.
Вместе с тем хотел бы обратить внимание на проблемы, с которыми приходится сталкиваться в практической деятельности.
С 1-го сентября 2015-го года все предприятия ОПК работают в условиях обновленного № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Это редакция № 159-ФЗ от 29.06.2015 года. К сожалению, ряд положений закона в новой редакции носит неоднозначный характер.
Анализ правоприменительной практики выявил ряд вопросов, влияющих на финансово-экономическое состояние предприятий ОПК.
Это:
- Замораживание на отдельных счетах собственных средств предприятия, направленных на создание материальных запасов, до завершения контракта;
- Невозможность использования средств, заблокированных на отдельных счетах, до получения уполномоченным банком уведомления от заказчика после частичного или полного исполнения контракта;
- Жесткие ограничения размеров оплаты накладных расходов.
Отсутствие регламентации отдельных положений закона, а также четкого порядка целевого использования финансовых средств по государственному оборонному заказу дает надзорным органам и уполномоченным банкам широкий простор для «творческого», а по существу понятийного толкования его норм. Также имеются противоречия между № 275-ФЗ и другими законодательными актами, «Налоговым и Трудовым кодексами».
Существенное влияние новая редакция Федерального закона оказала и на взаимодействие банков и предприятий ОПК. Перераспределение финансовых потоков в пользу уполномоченных банков, где можно открывать спецсчета, а их сегодня всего семь, привело к потере ряда кредитных учреждений, ранее ориентированных на работу с предприятиями оборонки.
При этом пострадали предприятия ОПК, лишившиеся части денежных средств. Количество спецсчетов в уполномоченных банках увеличилось на порядки.
В настоящее время в Комиссии Госдумы по правовому обеспечению развития ОПК находится на рассмотрении проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе».
Проект подготовлен Коллегией Военно-промышленной комиссии РФ после анализа замечаний и предложений предприятий ОПК, в том числе и Союза промышленников Санкт-Петербурга. В нем нашли отражение вышеуказанные проблемы и пути их решения. Просил бы Правительство города поддержать этот проект.
Вместе с тем, принимая во внимание, что начиная с 2018 года намечается сокращение закупок вооружения и военной техники, нам уже сейчас необходимо думать о возможных путях и способах конверсии петербургского ОПК.
На мой взгляд, очень своевременно организациями оборонной промышленности по Вашем поручению, Георгий Сергеевич, создан Совет по конверсии оборонной промышленности под руководством вице-губернатора Сергея Николаевича Мовчана.
Как уже отмечал Максим Семенович, в сложившейся ситуации необходима разработка дополнительных мер поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса по компенсации затрат на реализацию проектов освоения конкурентоспособной продукции гражданского назначения.
Мы понимаем, что главная роль в этом важнейшем деле принадлежит руководителям предприятий и организаций, финансовому и научно-техническому сообществу, которых объединяет Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга.
И ещё один вопрос. Вами, Георгий Сергеевич, утвержден на период 2018-2023 годов предельный объем средств на все госпрограммы, в том числе и программу «Развития промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса».
Вызывает опасение, что после 2020 года могут перестать выделяться средства на так называемые «расходы развития». Это важно и для реализации утвержденной Вами Программы «Санкт-Петербург - центр легкой промышленности и индустрии моды».
Мы понимаем, что это связано прежде всего с текущей экономической ситуацией, однако считаем, что данный вопрос необходимо постоянно держать под контролем, так как развитие производственных зон - одно из важнейших направлений всей промышленной политики Санкт-Петербурга. Об этом достаточно подробно сказал Максим Семенович, и я его полностью поддерживаю.
Благодаря совместной работе, несмотря на негативное влияние макроэкономических факторов и наличие проблем на ряде предприятий, в целом ситуацию в промышленности города можно охарактеризовать как достаточно стабильную с реальной возможностью для дальнейшего роста.
В заключение хочу еще раз поблагодарить Правительство за открытость и партнерские отношения при взаимодействии с научно-промышленным комплексом Санкт-Петербурга.